Способ регулировки топливоподачи топливного насоса высокого давления двигателя внутреннего сгорания и привод для его осуществления Советский патент 1990 года по МПК F02M39/00 

Описание патента на изобретение SU1539367A1

3153

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано & системах топливолодачи двигателей внутреннего сгорания.

Цель изобретения - расширение функциональных возможностей по coi ласованию динамических и фазовых характеристик топливоподачи.

На фиг. 1 показана система гопли- воподачи двигателя внутреннего сгорания, профиль кулачка (поле А) и базовая зона расположения позиций центра вращения на плоскости центрового профиля кулачка при его смещении (поле Б); на фиг. 2 - поля соответствующих постоянству средней объемной скорости нагнетания (СОСН) и угла геометрического начала нагнетания (УГНН) изо- параметрических кривых смещения цент- ра вращения на плоскости центрового профиля (ЦП) и траектория перемещения ЦП в частном случае регулирования из уровня сдвига УГНН на опережение по мере увеличения СОСН; на фиг. 3 по- ложение и построение на плоскости ЦП секториальной зоны расположения позиций центра вращения при регулировании из условия ограничения фазовых сдви- «гов; на фиг. k - характер смещения

ЦП в плоскости вращения (поле А) и рекомендуемая зона расположения позиций центра вращения на плоскости центрового профиля (поле Б) при регулировании с линейным смещением кулачка и минимизацией фазовых сдвигов; на фиг. 5 - графики скоростей плунжера и объемных скоростей нагнетания при регулировании по фиг. 3 и k (для ЦП, выполненного по спирали Архимеда); на фиг. 6 - диаграмма изменения УГНН и угла геометрического конца нагнетания (УГКН) при регулировании по фиг. ; на фиг. 7 - поле изопарамет- рических кривых для вогнутого кулачка; на фиг. 8 - схема привода; на фиг. 9 привод, вид сбоку; на фиг.10 - сечение элементов привода поперек направляющих.

На чертежах даны следующие обозначения :

А - В - рабочий участок профиля кулачка;

а - Ъ - рабочий участок ЦП; О - позиция центра вращения кулачка на плоское- ти ЦП;

- точка на ЦП и его радиус-вектор, соответст

п и

Р

г. и

5

0 5

55

0

5

0

К и

ВМТ

ч

м ч ч

С и h

с

5

вующие моменту геомет- рического начала нагнетания ;

г к - точка на ЦП и его радиус-вектор, соответствующие моменту геомет- рического конца нагнетания ;

-направление радиус-вектора, соответствующее верхней мертвой точке двигателя;

-угол поворота коленчатого вала двигателя (или ведущего вала);

г,н УГНН; г,к - УГКН;

р.н угол продолжительности нагнетания топлива;

макс максимальный геометрический активный ход плунжера;

I - геометрически активный ход плунжера; точка на ЦП и доля геометрически активного хода плунжера, соответствующие промежуточному моменту нагнетания;

макс геометрически активная зона в плоскости вращения кулачка, соответствующая диапазону поступательных перемещений центра ролика для максимальной геометрически активной части хода плунжера топливного насоса ;

- геометрически активная зона, соответствующая геометрически активному ходу плунжера для заданного режима; удаление центра ролика от оси вала соответственно вначале ив конце максимального геометрически активного хода плунжера;

О - точка пересечения дуг, описанных радиусами, равными рмин и рмокс соответственно из точек а и b ЦП; и V - мгновенные (текущие)

скорость движения плунжера и объемная скорость

ир

макс

v s

Д и Д.

т - т

t - t

ipeA

нагнетания соответственно;СОСН;

шаговый интервал перемещения кулачка; линейное смещение кулачка и рекомендуемое предельное его значен соответственно; направления смещений кулачка и ЦП; направления смещений центра вращения на плоскости ЦП. Способ может быть реализован в системе топливоподачи, содержащей топливный насос 1 плунжерного типа, толкатель 2, ролик 3, форсунку 4 и привод топливного насоса 1.

Привод содержит кулачок 5, установленный на опорном элементе ведущего вала 6 с возможностью регулиро вочно-установочного шагового смещения поперечно валу по двум взаимно пересекающимся направлениям.

Опорный элемент выполнен из шайбы 7 и составной шайбы, жестко закрепленных на валу 6. Составная шайба выполнена из наружного диска 8 и внутренней конической втулки 9, сопряженной по поверхности 10 с валом 6 по посадке с регулируемым натягом Втулка 9 снабжена маслоподводящими каналами 11 и канавками 12 и сопряжена с реверсивным гидродомкратом 13, последний выполнен с полостями 14 и 15. Диск 8 снабжен каналами 16 и канавками 17. Кулачок 5, шайба 7 и диск 8 снабжены линейными направляющими 18 и 19, выполненными зуб- чикового профиля с шагом S и S.

Устройство для осуществления предлагаемого способа работает следующим образом.

Вращательное движение ведущего вала 6 посредством кулачка 5 и ролика 3 преобразуется в возвоатно-пос- тупательное движение толкателя 2

и связанного с ним плунжера топливного насоса 1, осуществляющего пода- чу топлива к форсунке 4.

Перенастройку привода производят в следующей последовательности.

Разблокируют сопряжение втулки 9 с валом 6 путем подачи управляющего давления по каналам 11 к канавкам 12 при одновременной подаче рабочей среды под давлением в рабочие полости 14 и 15 гидродомкрата 13. Понижа

0

5

5

0

5

0

5

0

5

ют давление в полости 15 и под воздействием давления в полости 14 сдвигают втулку 9, разблокируя сопряжение кулачка 5 с шайбой 7 и диском 8 (при необходимости расклинивания сопряжения диска 8 с втулкой 9 подают также управляющее давление по каналам 16 к канавкам 17). При сдвинутом вправо диске 8 осуществляют шаговую перестановку кулачка 5 на направляющих 18 и 19 в новую позицию, соответствующую заданному изменению СОСН и необходимому фазовому сдвигу УТНН. При этом сдвигают диск 8 влево, выбирая зазоры в сопряжениях кулачка 5 с шайбой 7 и составной шайбой, и при разблокированном сопряжении втулки 9 с валом 6 осуществляют прессовое осевое поджатие кулачка между шайбой и диском путем подачи рабочей среды под давлением в полости 14 и 15, причем вначале повышают давление в полости 14 до значения, достаточного для разблокировки сопряжения втулки 9 с валом 6, а затем повышают давление в полости 15 до величины, обеспечивающей необходимый уровень осевого силового замыкания кулачка 5. Затем восстанавливают блокировку сопряжения втулки с валом путем сбрасывания давления в полости 14, сбрасывают давление в полости 15, после чего кулачковый привод готов к дальнейшей эксплуатации.

, Реализация способа наиболее выгодна в случае кулачка с выпуклым профилем, который (по сравнению с вогнутым) позволяет получить более широкий диапазон изменения СОСН, так как в этом случае можно допустить более высокую кривизну профиля и большее продление рабочего участка без выхода кулачка из приемлемых конструктивных габаритов.

При выпуклом профиле возможности способа характеризуются практическим диапазоном смещений кулачка, который соответствует перемещениям центра вращения на плоскости ЦП в пределах базовой зоны (на фиг. 1 помечена штриховкой), которая ограничена кривой Р - Р, полученной геометрическим смещением контура ЦП вдоль линии ЬО к фиксированной точке О, соответствующей для выпуклого профиля реализации минимально возможной СОСН.

Такое ограничение соответствует условию, согласно которому при любых

перемещениях центра вращения в пределах базовой зоны и любых регулировках цикловой порции топлива при Н Н..„,.г в условиях штатной высотГА U |SL

ной выставки топливного насоса относительно оси ведущего вала, характеризуемой фиксированными значениями

PWUKC. УГКН остается меньшим ц - угла геометрического конца нагнетания при минимально возможной СОСН, чго исключает неоправданный сдвиг впрыска на линию расширения в процессе регулировок.

Вариабельность траектории поступательного смещения кулачка в пределах области допустимых смещений обусловливает расширенные функциональные возможности способа по реализации i различных законов согласования СОСН И УГНН по мере регулировки.

При компенсации нестабильности Газодинамических характеристик топ- ливоподачи по цилиндрам в многоци5393678

При оптимизации топливоподачи при форсировании двигателя при компромиссной оптимизации его работы в определенном диапазоне режимов смещение кулачка осуществляют по траектории, например Р - Pf , центра его вращения по плоскости ЦП, проходящей в пределах секториальной зоны (помечена штриховкой на фиг. 3), ограни10

ченной створом кривых Р„ - Р., и

К п.

Р - Р п и

зиции кулачка

15 Z

построенных при базовой попугем геометрического смещения к центру вращения контура ЦП вдоль радиус-векторов ртм и

г,н

20

Р , соответствующих базовому режиму работы двигателя.

При этом изменение СОСН сопровождается ограничением Фазовых сдвигов периода геометрического нагнетания относительно фазовой настройки этого периода (см. 1 н фиг. 5), оптимизированной, например по экономи ес- кой эффективности, для заданного ба

Похожие патенты SU1539367A1

название год авторы номер документа
Регулируемый кулачково-роликовый привод 1987
  • Сычев Игорь Викторович
  • Коробков Юрий Петрович
  • Антропова Елена Геннадьевна
SU1537874A1
Регулируемый кулачковый привод топливного насоса 1987
  • Сычев Игорь Викторович
  • Коробков Юрий Петрович
SU1495485A1
Система топливоподачи двигателя внутреннего сгорания с непосредственным впрыском 1987
  • Сычев Игорь Викторович
  • Кайсина Галина Михайловна
SU1567805A1
Плунжерный топливный насос 1987
  • Сычев Игорь Викторович
  • Коробков Юрий Петрович
  • Селинова Галина Григорьевна
SU1511447A1
РЕГУЛЯТОР ТОПЛИВОПОДАЧИ ДИЗЕЛЯ С ТУРБОНАДДУВОМ 1991
  • Леонов И.В.
  • Леонов Д.И.
  • Михальский Л.Л.
RU2008486C1
КУЛАЧКОВЫЙ ПРИВОД ТОПЛИВНОГО НАСОСА 1993
  • Сидорин И.Д.
RU2099577C1
Регулятор дизеля с турбонаддувом 1991
  • Леонов Игорь Владимирович
  • Леонов Дмитрий Игоревич
  • Михальский Леонид Логвинович
  • Журавлев Виктор Николаевич
SU1813901A1
Система топливоподачи 1985
  • Владимиров Порфирий Сергеевич
SU1355746A1
Толкатель топливного насоса 1990
  • Музыка Леонид Петрович
  • Радомский Виктор Иванович
SU1763700A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ТОПЛИВА И УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ТОПЛИВА 2012
  • Байтимеров Рустам Миндиахметович
RU2494276C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 539 367 A1

Реферат патента 1990 года Способ регулировки топливоподачи топливного насоса высокого давления двигателя внутреннего сгорания и привод для его осуществления

Изобретение позволяет расширить функциональные возможности по согласованию динамических и фазовых характеристик топливоподачи. При перенастройке привода разблокируют сопряжение втулки 9 с валом 6 путем подачи управляющего давления по каналам 11 к канавкам 12 при одновременной подаче рабочей среды под давлением в рабочие полости 14 и 15 гидродомкрата 13. Понижают давление в полости 14. Втулка 9 сдвигается, разблокируя сопряжение кулачка 5 с шайбой 7 и диском 8. При сдвинутом вправо диске 8 осуществляют шаговую перестановку кулачка на направляющих в новую позицию. Затем восстанавливают блокировку кулачка 5. 2 с. и 6 з.п. ф-лы, 10 ил.

Формула изобретения SU 1 539 367 A1

линдровом двигателе и при использова- 25 зового режима при заданной базовой

нии топлив повышенной сжимаемости смещение выпуклого кулачка осуществляют по пологой, например изогра- диентной, траектории W - W (фиг. 2) центра его вращения в поле криволинейных координат на плоскости ЦП, проходящей диагонально противолежащим квадрантам этого поля5, один из которых расположен на стороне рабочего участка и вершины кулачка, а другой - на стороне затылка, причем поле координат образовано двумя семействами изопараметрических кривых, первое из которых выполнено в виде кривых (V ieiem, 1,33 V , ...), описанных вершиной 0 скользящего по ЦП изопараметрии ского ipe- угольника ОпК, боковые стороны On и ОК которого образованы радиус-векторами и рг к , соответструю- щими заданному режиму работы цвига- тепр, при штатной выставке топливного насоса, и образуют угол н , имеющий для каждой кривой свое фиксированное значение, а второе семейство выполнено в виде кривых ( - iciem, гн , ...), описанных основанием 0 вышеуказанного вектора рГ|Н при его поступательном, перемещении со скольжением вершиной п вдоль ЦП с различной фиксированной угловой ориентацией.

Такая реализация способа сопровождается увеличением УГНН по мере повышения СОСН.

0

5

5

0

5

позиции кулачка.

Так траектория Р - РС удовлетворяет смещениям кулачка, при которых к моменту ВМТ нагнетается одна и та же доля топлива от цикловой подачи, определяемая соотношением hc/H.

Возможности способа при осуществлении прямолинейного смещения кулачка, предусматривающего соблюдение заданного характера согласования скоростных и фазовых характеристик топливоподачи, практически ограничиваются меньшим диапазоном смещений в сравнении с допускаемым базовой зоной.

Например, при регулировке, предусматривающей последовагельную (по мере повышения СОСН при смещении кулачка кз базовой позиции) минимизацию фазовых сдвигов периода нагнетания, характеризующуюся согласованным , встречно-направленным сдвигом начала и конца нагнетания на базовом режиме (см. фиг, 6), соответствующий диапазон представлен на плоскости ЦП зоной (помечена штриховкой на фиг. k), дополнительно ограниченной линией позиций центра вращения, для которых касательная, -проведенная в точке пе- - ресечения его с наружной границей зо- чы Zri-K оказывается параллельной направлению смещения.

Вместе с тем, прямолинейное смещение кулачка с зеркальной симметрией

относительно радиального направления смещения позволяет производить регулировку топливоподачи при реверсивной работе двигателя, предусматриваю- 5 щую одновременную оптимизацию ее для переднего и заднего хода.

Широкие функциональные возможности способа и устройства позволяют эффективно их использовать в экспериментальных Q исследованиях процесса топливоподачи на опытных отсеках двигателя и стендах , пользовать в экспериментальных исследованиях процесса топливоподачи на опытных отсеках двигателя и стендах f5 топливной аппаратуры.

Использование их перспективно и с целью повышения унификации топливной аппаратуры двигателей различных модификаций, а также повышения эксплуата-20 ционных свойств двигателей, включая повышение экономичности.

Формула изобретения

1.Способ регулировки топливоподачи топливного насоса высокого давления двигателя внутреннего сгорания с кулачково-роликовым приводом, снабженным криволинейным кулачком, включающий перенастройку привода путем смещения кулачка относительно ведущего вала в плоскости вращения и последующую фиксацию кулачка в заданном положении,отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем расширения диапазона реализуемых законов согласования средней объемной скорости нагнетания и угла геометрического начала нагнетания, смещение кулачка осуществляют поступательно путем прямолинейных перемещений по двум взаимно пересекающимся направлениям.2.Способ по п. отличающий с я тем, что, с целью повышения эффективности и оптимизации области изменения фазодинамических характеристик путем ограничения сдвига конца нагнетания на отставание по мере увеличения средней объемной скорости нагнетания при использовании кулачка с выпуклым профилем, смещение центра вращения последнего осуществляют в пределах базовой зоны, примыкающей к фиксированной точке, расположенной на пересечении двух дуг, нижней и верхней, описанных из точек центрового профиля, соответст5

Q, 5

0

5

0

5

Ю

15

0

5

вующих началу и концу рабочего участка, радиусами, равными соответственно расстояниям центра ролика от оси вала в начале и в конце максимального геометрического активного хода плунжера насоса, и ограниченной двумя кривыми, первая из которых получена геометрическим смещением контура центрового профиля к фиксированной точке вдоль линии, соединяющей точку центрового профиля, соответствующую концу рабочего участка, с фиксированной точкой, а вторая кривая образована нижней дугой.

3. Способ по пп. 1и2, отличающийся тем, что, с целью компенсации нестабильности фазодинамических характеристик топливоподачи по цилиндрам в многоцилиндровом двигателе и оптимизации характеристик подачи топлив повышенной сжимаемости путем сдвига начала нагнетания на опережение по мере повышения средней объемной скорости нагнетания топлива для заданного базового режима работы двигателя, смещение кулачка осуществляют по пологой, например изоградиентной в системе криволинейных координат, результирующей траектории центра его вращения, ориентированной диагональю противолежащим квадрантам системы координат, один из которых расположен на стороне рабочего участка и вершины кулачка, а другой - на стороне затылка, причем система координат образована двумя семействами изопара- метрических кривых, первое из которых выполнено в виде кривых, описываемых вершиной изопараметрического треугольника при его скольжении по центровому профилю, второе семейство выполнено в виде кривых, описываемых основанием радиус-вектора геометрического начала нагнетания при его поступательном перемещении со скольжением вершины вдоль центрового профиля при различных фиксированных угловых ориентациях, при этом стороны изопараметрического треугольника образованы радиус-векторами центрового профиля, соответствующими геометрическим началу и концу нагнетания, а угол при вершине треугольника для каждой кривой имеет свое фиксированное значение.4. Способ по пп. 1 и 2, о т л и - чающийся тем, что, с целью

оптимизации топливоподачи путем обеспечения полного перекрытия фазовых периодов геометрического нагнетания при смещении кулачка из базовой позиции для базового режима, смещение центра вращения кулачка осуществляют В пределах секториальной зоны, ограниченной узким створом двух кривых, образованных геометрическим смещением к центру вращения контура центрового профиля вдоль радиус-векторов, соответствующих геометрическим Началу и концу нагнетания.

5. Привод регулировки топливоподачи топливного насоса высокого давления двигателя внутреннего сгорания содержащий кулачок, установленный на опорном элементе ведущего вала с возможностью регулировочно-установоч ного линейного смещения в плоскости вращения, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, кулачок установлен с возможностью дополнительного регулировочно-установочно- го шагового поперечного смещения, торец кулачка снабжен прямолинейными направляющими, выполненными в виде регулярных рядов зубцов, а торец опорного элемента - соответствующими зубцам канавками.

5

Q

5

0

6.Привод по п. 5, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и снижения трудоемкости регулировки, торец кулачка снабжен двумя группами, первой и второй, направляющих, размещенных под углом одна относительно другой, а торец опорного элемента снабжен соответствующими направляющим канавками.7.Привод по п. 5, о т л и ч а ю - щ и и с я тем, что, с целью повышения надежности и упрощения регулировки, опорный элемент выполнен в виде двух шайб, жестко установленных на валу по разные стороны кулачка, привод снабжен реверсивным гидродомкратом, а одна из шайб выполнена составной из внутренней конической втулки

и наружного диска с внутренним коническим осевым отверстием, соответствующим конической поверхности втулки, причем последняя установлена на валу по посадке с натягом с возможностью гидропрессовой разблокировки гидродомкратом, а диск - на втулке.

8.Привод по пп. 5-7,отличающийся тем, что, с целью повышения технологичности, первая группа направляющих размещена на пер вом торце кулачка, вторая - на втором торце.

M t

п-к

faФи2.Ь

Ј9Ј6Ј$l

Фиг. 9

19

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1539367A1

Способ изменения кинематических характеристик кулачкового привода 1983
  • Егоров Владимир Владимирович
SU1138576A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 539 367 A1

Авторы

Сычев Игорь Викторович

Коробков Юрий Петрович

Чучумаев Игорь Евгеньевич

Соколов Юрий Александрович

Даты

1990-01-30Публикация

1987-02-05Подача