Фиг.1
на на
уложе
Изобретение относится к электро- машиностроению и может быть использовано в роторах синхронных неявнопо- люсных электрических машин, преимущественно в роторах турбогенераторов с воздушным осаждением.
Целью изобретения является улучшение охлаждения.
На фиг. 1 схематически показан ротор синхронной неявнополюсной электрической машины, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1$ фиг. 1 - разрез В-В на фиг. 1$ фиг. 5 разрез Г-Г на фиг. 1.
В пазах сердечника ротора 1 на обмотка 2 возбуждения. В средней части обмотки выполнены наклонные каналы 3 для охлаждающего газа, которые попарно сообщаются на дне паза На участках сердечника ротора, прилегающих к торцам, выполнены подпазо вые каналы . Каналы 5, сообщающиеся с подпазоаыми, представляют собой последовательную цепочку из двух наклонных каналов, соединенных между собой аксиальным. Наклонные каналы 6 в концевых зонах пазовой части обнот ки соединяются с продольными каналами 7 лобовых частей. Направление движения охлаждающего воздуха в каналах обмотки показано стрелками.
Пазовая часть ротора подразделена на семь охлаждаемых зон (I-VII), примерно одинаковых по длине.
Клинья I, III, V и VII зон имеют выходные отверстия, ориентированные против направления вращения ротора, без выступающих козырьков. Клинья IV зоны имеют только входные отверстия, ориентированные по направлению вращения ротора, с выступающими козырьками. Клинья II и VI зон отверстий для прохода воздуха не имеют.
Ротор работает следующим образом.
Через заборники IV зоны охлаждающий воздух из воздушного зазора поступает при вращении ротора в каналы 3 обмотки и выбрасывается обратно в зазо в III и V зонах. Из подбанДажного пространства охлаждающий воздух проходит в продольные каналы 7 лобовых частей обмотки и выбрасывается в воздушный зазор через наклонные каналы 6 в I и VII зонах. Параллельно с ло- бовыми частями воздух поступает в подпазовые каналы , проходит в кана
лы 5 и выбрасывается в зор в III и V зонах.
воздушный за
5
0
5
5
0
5
0
5
0
Предложенный ротор турбогенератора с воздушным охлаждением обладает высокой эксплуатационной надежностью за счет улучшения охлаждения лобовых частей и более равномерного распределения температур по длине обмотки и за счет снижения механических потерь в зазоре. Схема охлаждения обмотки ротора позволяет увеличить расход воздуха через обмотку и осуществить равномерную раздачу воздуха в пазовую и лобовую части обмотки, а также за счет наличия участков ротора, свободных от заборников и дефлекторов, снизить механические потери, что может дать наибольший эффект в турбогенераторах небольшой мощности при использовании воздуха в качестве охлаждающего агента. Предлагаемый ротор может быть использован и в случае, когда охлаждающей средой является любой другой газ.
Формула изобретения
Ротор синхронной неявнополюсной электрической машины, содержащий сердечник с пазами, размещенную в пазах катушечную обмотку с непосредственным газовым охлаждением, имеющую в пазовой части наклонные встречно направленные каналы на боковых сторонах катушек, сообщающиеся между собой на дне паза, продольные каналы в лобовых частях обмотки, сообщающиеся с наклонными каналами пазовой части, и пазовые клинья, удерживающие обмотку, имеющие сквозные отверстия для входа и выхода газа, соединенные с наклонными каналами, причем отверстия для входа газа в клине снабжены козырьками-заборниками,, отличающийся тем, что, с целью улучшения охлаждения, в зонах, прилегающих к концевым частям сердечника расположены подпазовые каналы, соединенные с полостью под лобовыми частями обмотки, и комбинированные каналы, выполненные в виде сообщающихся с подпазовыми каналами наклонных участков на боковых сторонах катушек и соединенных с ними продольных участков, сообщающихся с наклонными каналами пазовой части.
А-А
6-5
1
Фие2
ФиеЗ
г-г
ФиеА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) | 2003 |
|
RU2253935C1 |
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) | 2013 |
|
RU2664740C2 |
Ротор электрической машины | 1980 |
|
SU884037A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1995 |
|
RU2084069C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1992 |
|
RU2085004C1 |
Ротор электрической машины | 2018 |
|
RU2691644C1 |
Ротор турбогенератора с газовым охлаждением | 1989 |
|
SU1700688A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1996 |
|
RU2101836C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 2005 |
|
RU2284626C1 |
ИНДУКТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2023340C1 |
Изобретение относится к электромашиностроению. Целью изобретения является улучшение охлаждения. В пазах сердечника ротора 1 уложена обмотка возбуждения 2. В ее средней части выполнены наклонные каналы 3 для охлаждающего газа. На торцовых участках сердечника выполнены подпазовые каналы 4, сообщающиеся с каналами 5. Наклонные каналы 6 в концевых зонах пазовой обмотки соединены с продольными каналами 7 лобовых частей. Благодаря тому, что пазовая часть ротора разделена на семь охлаждаемых зон и клинья I, III, V и VII зон имеют только входные отверстия, ориентированные против направления вращения ротора, клинья IV зоны имеют только входные отверстия, направленные по вращению ротора, а клинья II и VI зон отверстий не имеют, обеспечивается достижение поставленной цели. 5 ил.
Авторское свидетельство СССР | |||
Ротор электрической машины | 1980 |
|
SU884037A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Глебов И.А | |||
и др | |||
Научные проблемы турбогенераторостроения | |||
- Л.: Энергия, 1974, с | |||
Механический грохот | 1922 |
|
SU41A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1990-02-15—Публикация
1987-09-30—Подача