Пускатель для электродвигателя постоянного тока Советский патент 1990 года по МПК H02P1/04 

Описание патента на изобретение SU1555790A1

WYYN

п

Похожие патенты SU1555790A1

название год авторы номер документа
Пускатель постоянного тока 1986
  • Инешин Аркадий Павлович
  • Купер Владимир Адольфович
  • Лейсле Лидия Адольфовна
SU1473053A1
Пускатель постоянного тока 1988
  • Волкомирский Ян Игнатьевич
  • Гордовой Владимир Андреевич
  • Инешин Аркадий Павлович
  • Купер Владимир Адольфович
SU1695472A1
Пускатель для электродвигателя постоянного тока 1985
  • Волкомирский Ян Игнатьевич
  • Гордовой Владимир Андреевич
  • Инешин Аркадий Павлович
SU1336182A1
Электропривод постоянного тока 1987
  • Инешин Аркадий Павлович
  • Гордовой Владимир Андреевич
  • Волкомирский Ян Игнатьевич
SU1515312A1
Реверсивный электропривод постоянного тока 1988
  • Волкомирский Ян Игнатьевич
  • Гордовой Владимир Андреевич
  • Инешин Аркадий Павлович
SU1669072A1
Устройство для защиты электродвигателя от анормальных режимов 1989
  • Тищенко Александр Корнеевич
  • Савченко Петр Ильич
SU1675998A1
ЭЛЕКТРОПРИВОД 2015
  • Малиновский Анатолий Кузьмич
RU2586630C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Степанов В.И.
  • Степанова А.В.
RU2192699C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Степанова Анастасия Владимировна
  • Степанов Владимир Исакович
RU2350001C1
ЭЛЕКТРОПРИВОД 2012
  • Малиновский Анатолий Кузьмич
  • Сидаш Ярослав Александрович
RU2531380C2

Реферат патента 1990 года Пускатель для электродвигателя постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в пускозащитной аппаратуре электроприводов. Цель изобретения - повышение надежности пускателя путем контроля неисправности цепи обмотки параллельного возбуждения электродвигателя и разгрузки по току элементов цепи управления пускателем. Устройство содержит дифференциальное реле 17, удерживающая обмотка 18 которого подключена параллельно пусковому резистору 12. Рабочая обмотка 19 реле 17 подключена к первой 7 и второй 8 выходным клеммам пускателя через последовательно соединенные размыкающий контакт 20 кнопки "Пуск" и первый размыкающий контакт 21 контактора ускорения. Стабилитрон 22 включен между второй 8 и четвертой 15 выходными клеммами пускателя. В данном устройстве устранена возможность преждевременного повторного пуска двигателя до момента его остановки. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения SU 1 555 790 A1

I |

следовательно соединенные размыкающий контакт 20 кнопки Пуск и первый размыкающий контакт 21 конта ктора ускорения. Стабилитрон 22 включен между второй 8 и четвертой 15 выходИзобретение относится к электротехнике и может найти применение в пускозащитной аппаратуре электроприводов постоянного тока различных производственных механизмов.

Цель изобретения - повышение надежности пускателя путем контроля исправности цепи обмотки параллельного возбуждения электродвигателя и разгрузки по току элементов цепи управ- ления пускателем.

На чертеже приведена схема устройства.

Пускатель для электродвигателя постоянного тока содержит первую 1 и вторую 2 входные клеммы для подключения источника питания, к которым через последовательно соединенные размыкающий контакт 3 кнопки Стоп и замыкающий контакт 4 кнопки Пуск подключена обмотка линейного контактора 5, замыкающий блок-контакт 6 которого подключен параллельно замыкающему контакту 4 кнопки Пуск. Первая 7 и вторая 8 выходные клеммы пускателя для подключения якоря 9 электродвигателя соединены с соответствующими входными егр клеммами 1 и 2 через силовые контакты Ю и 11 линейного контактора 5, причем первая вы- ходная клемма 7 соединена дополнительно через пусковой резистор 12, шунтированный замыкающим силовым контактом 13 контактора ускорения. Соответственно третья 14 и четвертая 15 выходные клеммы пускателя служат для подключения обмотки 16 параллельного возбуждения, причем третья клемма соединена с общей точкой пускового резистора 12 и силового контакта 10 линейного контактора.

Дифференциальное реле 17 подключено удерживающей обмоткой 18 параллельно пусковому резистору 12, а рабочей обмоткой 19 - к первой 7 и второй 8 выходным клеммам пускателя через последовательно соединенные размыкающий контакт 20 кнопки Пуск и первый размыкающий контакт 21 контакте .-

,

ными клеммами пускателя. В данном устройстве устранена возможность преждевременного повторного пуска двигателя до момента его остановки. 2 з.п.

1Ф-ЛЫ, 1 ИЛ.

20

25; 5

35

50

55

ра ускорения. Стабилитрон 22 включен между второй 8 и четвертой 15 выходными клеммами пускателя, к которым также подключена обмотка 23 контактора ускорения с возможностью коммутации тока через нее посредством собственного блок-контакта и контакта дифференциального реле, а второй размыкающий блок-контакт 24 контактора ускорения включен последовательно с замыкающим контактом 4 кнопки Пуск в цепь обмотки линейного контактора 5.

При этом в зависимости от исполнения дифференциального реле 17 обмотка 23 контактора ускорения подключена к второй 8 и четвертой 15 выходным клеммам пускателя либо посредством параллельно соединенных первого замыкающего контакта 25 дифференциального реле 17 и собственного замыкающего блок-контакта 26, либо обмотка 23 контактора ускорения подключена к второй 8 и четвертой 15 выходным клеммам пускателя непосредственно, а параллельно ей подключены последовательно соединенные размыкающий контакт 27 дифференциального реле 17 и третий собственный размыкающий контакт 28 контактора ускорения.

Защита пускателя и электродвигателя от перегрузок осуществляется двумя тепловыми реле 29 и 30, включенными нагревательными элементами соответственно в общую выходную цепь пускателя и в цепь его пускового резистора 12, а своими выходными размыкающимися контактами 31 и 32 - в цепь обмотки линейного контактора 5, подключенной к выходным клеммам 1 и 2 пускателя посредством плавких предохранителей 33 и 34. На чертеже показаны также обмотка 35 последовательного возбуждения электродвигателя, ограничительные резисторы 36 и 37 и стабилитрон 38.

Пускатель работает следующим образом.

В условный нулевой момент времени нажатие замыкающего контакта 4 кнопки Пуск приводит к подаче напряжения питания с входных клемм 1 и 2 пускателя на обмотку линейного контактора 5, который срабатывает с некоторой временной задержкой в момент времени t1t переходя при этом в режим самопитания через собственный замыкающий блок-контакт 6. Одновременно в тот же момент времени при замыкании силовых контактов 10 и 11 линейного контактора 5 напряжение источника питания подается на электродвигатель и начинается первый этап его пуска, характеризующийся появлением первого броска якорной цепи, ограниченного пусковым резистором 12, установлением тока в цепи обмотки 16 параллельного возбуждения, замыкающегося через введенный стабилитрон 22,20 тактора ускорения пускателя. Поэтому

преждевременное кратковременное на4 Пуск в

25

30

а также подачей напряжения на удерживающую обмотку 18 дифференциального реле 17 с пускового резистора 12.

Отпускание замыкающей кнопки 4 Пуск в момент времени tj приводит к подаче напряжения цепи якоря 9 через замкнувшийся размыкающий контакт 20 кнопки Пуск на цепь питания рабочей обмотки 19 дифференциального реле 17.

В результате сравнения ампер-витков удерживающей 18 и рабочей 19 обмоток дифференциального реле 17 процесс пуска контролируется и при возрастании напряжения на якоре 9 до 75% величины напряжения на входных клеммах 1 и 2 в момент t происходит срабатывание дифференциального реле 1 7, сопровождающееся соответствующей коммутацией его замыкающего 25 или размыкающего 27 блок-контакта ускорения пускателя.

Происходящее при этом включение обмотки 25 контактора ускорения в цепь обмотки 16 параллельного возбуж- дения приводит к его форсированному включению в момент времени с с ограничением напряжения на обмотке 23 параллельно включенным стабилитроном 22. Начинающийся с момента вре35

40

50

жатие замыкающей кнопки процессе торможения электродвигателя не приводит к срабатыванию линейного контактора пускателя и лишь после отпускания контактора ускорения, т.е. при почти закончившемся режиме торможения замыкание блок-контакта 24 контактора ускорения в цепи замыкающей кнопки 4 Пуск позволяет произвести запуск электродвигателя.

В аналогичном порядке происходит срабатывание элементов пускателя и при использовании размыкающего исполнения контакта 27 дифференциального реле, включаемого (как это показано в нижней части чертежа) последовательно с размыкающим блок-контактом 28 контактора ускорения пускателя Отличие заключается в том, что на первом интервале пуска обмотка 23 контактора ускорения и параллельно к ней подключенный стабилизатор 22 зашунтированы цепочкой из последовательно соединенных размыкающих контактов 27 и 28, что несколько убыстряет запуск двигателя, поскольку при этом к обмотке параллельного возбуждения приложено все напряжение питающего источника с входных клемм 1 и 2 пускателя. Затем при срабатывании дифференциального реле 17 в момент времени t включение обмотки 23 контактора ускорения в цепь обмотки 16 параллельного возбуждения приводит к форсированному включению этого контактора с одновременным ограничением напряжения на обмотке 23 параллельно включенным стабилитроном 22.

мени t второй этап пуска электродвигателя характеризуется шунтированием пускового резистора 12 замыкающимся силов ым контактом 13 контактора ускорения, размыканием его блок-контактов 24 и 21, замыканием блок-контакта 26 в цепи обмотки 23, появлением второго броска пускового тока в цепи якоря 9 и разгоном двигателя до

5

установившейся скорости вращение г.с его естественной электромеханической характеристике.

Отключение двигателя, вызванное нажатием размыкающей кнопки 3 Стоп в условный момент времени t, приводит к отключению обмотки линейного контактора 5 и цепей электродвигателя от выходных клемм 1 и 2. Торможение двигателя, производимое моментом статического сопротивления, сопровождается снижением его .противо-ЭДС, при этом, ввиду параллельного включения цепи якоря 9 и цепи обмотки 16 возбуждения, ток в цепи якоря снижается, изменяет полярность и замыкается в цепь обмотки 16 возбуждения, поддерживая включенное состояние кон4 Пуск в

5

0

5

0

0

5

жатие замыкающей кнопки процессе торможения электродвигателя не приводит к срабатыванию линейного контактора пускателя и лишь после отпускания контактора ускорения, т.е. при почти закончившемся режиме торможения замыкание блок-контакта 24 контактора ускорения в цепи замыкающей кнопки 4 Пуск позволяет произвести запуск электродвигателя.

В аналогичном порядке происходит срабатывание элементов пускателя и при использовании размыкающего исполнения контакта 27 дифференциального реле, включаемого (как это показано в нижней части чертежа) последовательно с размыкающим блок-контактом 28 контактора ускорения пускателя. Отличие заключается в том, что на первом интервале пуска обмотка 23 контактора ускорения и параллельно к ней подключенный стабилизатор 22 зашунтированы цепочкой из последовательно соединенных размыкающих контактов 27 и 28, что несколько убыстряет запуск двигателя, поскольку при этом к обмотке параллельного возбуждения приложено все напряжение питающего источника с входных клемм 1 и 2 пускателя. Затем при срабатывании дифференциального реле 17 в момент времени t включение обмотки 23 контактора ускорения в цепь обмотки 16 параллельного возбуждения приводит к форсированному включению этого контактора с одновременным ограничением напряжения на обмотке 23 параллельно включенным стабилитроном 22.

Таким образом, включение обмотки контактора ускорения и стабилитрона в цепь обмотки параллельного возбуждения двигателя обеспечивает разгрузку по току кнопочной станции управления, ком- мутируюгдей лишь обмотку линейного контактора 5 пускателя, ограничение напряжения на контактах 25 и 27 дифференциального реле, отключение пускателя при обрыве цепи обмотки 16 возбуждения и устранение возможности преждевременного повторного пуска двигателя до момента его остановки.

Ф о.р мула изобретения 1. Пускатель лля электродвигателя постоянного тока, содержащий первую и вторую входные клеммы для подключения источника питания, к которым через последовательно соединенные раз- мыкающий контакт кнопки Стоп и замыкающий контакт кнопки Пуск подключена обмотка линейного контактора замыкающий блок-контакт которого подключен параллельно замыкающему контакту кнопки Пуск, первую и вторую выходные клеммы для подключения якоря электродвигателя, соединенные с соответствующими входными клеммами через силовые контакты линейного контактора, причем первая дополнительно через пусковой резистор, шунтированный замыкающим силовым контактом контактора ускорения, третью и четвертую выходные клеммы для подключения обмотки параллельного возбуждения электродвигателя, причем третья соединена с общей точкой пускового

Редактор В.Данко

Составитель Поспелов

Техред М.Дидык Корректор Н.Ревская

Заказ 560

Тираж 451

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

5

0

5

0

5

0

резистора и силового контакта линейного контактора, дифференциальное реле, удерживающая обмотка которого подключена параллельно пусковому резистору, а рабочая - к первой и второй выходным клеммам через последовательно соединенные размыкающий контакт кнопки Пуск и первый размыкающий блок-контакт контактора ускорения, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, в него введен стабилитрон, включенный между второй и четвертой выходными клеммами, к которым подключена обмотка контактора ускорения с возможностью коммутации тока через нее посредством собственного блок- контакта дифференциального реле, а второй размыкающий блок-контакт контактора ускорения включен последовательно с замыкающим контактом кнопки Пуск. }

2.Пускатель по п. 1, отличающийся тем, что обмотка контактора ускорения подключена ко второй и четвертой выходным клеммам посредством параллельно соединенных первого замыкающего контакта дифференциального реле и собственного замыкающего блок-контакта.3.Пускатель по п. 1, отличающийся тем, что обмотка контактора ускорения подключена к второй и четвертой клеммам непосредственно, а параллельно ей подключены последовательно соединенные размыкающий контакт дифференциального реле

и третий собственньй размыкающий блок-контакт контактора ускорения.

Подписное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1555790A1

Справочник по проектированию электропривода, силовых и осветительных установок
Подред
Я.М.Болыпама и др
М., 1974, с
Пожарный двухцилиндровый насос 0
  • Александров И.Я.
SU90A1
Кемерово, изд
МИКРОФОН 1924
  • Ананьев Н.С.
SU1144A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 555 790 A1

Авторы

Инешин Аркадий Павлович

Гордовой Владимир Андреевич

Волкомирский Ян Игнатьевич

Даты

1990-04-07Публикация

1986-12-29Подача