1
(21) Й21123/25-06
(22)(Ж.05.88
(Ц6) 23.0.90. Бюл. № 15 (72) А.И. Куропатов (53) 621.635(088.8)
(56)Авторское свидетельство СССР № 765520, кл. F 04 D 17/08, 1978. ( ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАГНЕТАТЕЛЬ
(57)Изобретение м,б, использовано а атомных энергетических установках. Цель изобретения - повышение надежности работы нагнетателя путем стабилизации осевого зазора между рабочим колесом (К) и уплотнением. Между К k и корпусом 1 нагнетателя расположен подвижный в осевом направлении уплотни- тельный элемент 5 нестко связанный тягой 9 с упорным подшипником 6. Подшипник 6 размещен на валу 3 за К и выполнен в виде кольцевого элемента с кольцевой канавкой 8 для размещения на выступе 7 вала 3 Коэффициенты линейного расширения материала тяги 9 и вала 3 равны, благодаря чему исключено влияние температурного поля на зазор между К и корпусом. 3 з.п. фллы, 1 ил.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Торцовое уплотнение вала | 1983 |
|
SU1120141A1 |
Уплотнение вращающегося вала | 1991 |
|
SU1810692A1 |
Гидростатический подшипник | 1985 |
|
SU1588029A1 |
МОНОБЛОЧНЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОС | 2000 |
|
RU2175408C1 |
НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ | 2004 |
|
RU2262005C1 |
Уплотнение высокотемпературного соединения | 1980 |
|
SU916835A1 |
РОТОР ДЛЯ ЦЕНТРОБЕЖНОЙ ПРОТОЧНОЙ МАШИНЫ И ЦЕНТРОБЕЖНАЯ ПРОТОЧНАЯ МАШИНА | 2014 |
|
RU2659843C2 |
Устройство для измельчения | 1979 |
|
SU923593A1 |
Червячный редуктор | 1989 |
|
SU1717878A1 |
ТУРБОДЕТАНДЕР ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ | 1990 |
|
RU2027957C1 |
Изобретение может быть использовано в атомных энергетических установках. Цель изобретения - повышение надежности работы нагнетателя путем стабилизации осевого зазора между рабочим колесом (К) и уплотнением. Между К 4 и корпусом 1 нагнетателя расположен подвижный в осевом направлении уплотнительный элемент 5, жестко связанный тягой 9 с упорным подшипником 6. Подшипник 6 размещен на валу 3 за К и выполнен в виде кольцевого элемента с кольцевой канавкой 8 для размещения на выступе 7 вала 3. Коэффициенты линейного расширения материала тяги 9 и вала 3 равны, благодаря чему исключено влияние температурного поля на зазор между К и корпусом. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
ft
Изобретение относится к турбомаши- построению и может быть использовано в атомных энергетических установках в качестве циркулятора газового тепло- носителя по замкнутому контуру установки .
Целью изобретения является повышение надежности работы нагнетателя путем стабилизиации осевого зазора меж- ду рабочим колесом и уплотнением.
На чертеже показан центробежный нагнетатель, продольный разрез.
Центробежный нагнетатель содержит корпус 1 и установленный в радиаль- ных подшипниках 2 вал 3 с расположенным на нем рабочим колесом Ц полуоткрытого типа. Между корпусом 1 и рабочим колесом 4 расположен подвижный в осевом направлении уплотнительный элемент 5 (лабиринтное уплотнение). На валу 3 за рабочим колесом Ц установлен упорный,подшипник 6, жестко связанный с уплотнительным элементом 5, и выполнен кольцевой выступ 7 а упорный подшипник 6 выполнен в виде кольцевого элемента с кольцевой канавкой 8 для размещения на выступе 7 вала. Связь подшипника 6 с элементом 5 выполнена в виде по крайней мере одной тяги 9. Последняя выполнена из материала с коэффициентом линейного расширения, равным коэффициенту линейного расширения материала вала 3. Между корпусом 1 и корпусом 10 подшил ника 6 размещена тепловая изоляция 11 в которой и корпусе 10 в месте размещения тяги 9 установлены уплотнения 12 и 13. Упорный подшипник 6 может быть расположен в зоне размещения pa- диального подшипника 2, ближайшего к рабочему колесу . Уплотнительный элемент 5 уплотнен относительно корпуса 1 уплотнением 1 и может быть поджат к выступу 7 вала 3 с помощью пружин- ных элементов 15.
Центробежный нагнетатель работает следующим образом.
При вращении рабочего колеса k подвижный уплотнительный элемент 5 при- жат через упорный подшипник 6 к кольцевому выступу 7 вала 3 гидравлической силой, действующей на элемент 5 от напора колеса . При этом монтажный зазор между подвижным элементом 5 и лопатками полуоткрытого колеса k остается неизменным. Уплотнение 1 исключает переток газа из области повышенного давления на вход нагнетателя.
о j
п
5
При разогреве нагнетателя, в процессе выхода его на номинальный режим работы происходит перемещение корпуса
Iотносительно вала 3 и колеса А. При этом перемещение корпуса 1 в месте уплотнения k не влияет на величину мон- Тс.хного зазора между элементом 5 и колесом Ц.
Наряду с температурным фактором нз перемещение корпуса 1 влияет силовой оактор от действия внутреннего давле- к-я. В результате этого вал 3 перемещается относительно корпуса 1 из-за прогиба последнего. Однако перемещение вала 3 относительно корпуса 1 не влияет на монтажный зазор, так как вместе с валом 3 перемещается и подвижный элемент 5. I
Влияние температурного поля на указанный зазор исключено и тем, что тяга 9 выполнена из материала с коэффициентом линейного расширения, близким к этому коэффициенту материала вала или одинаковым с ним. Тяга 9 уплотнена в месте прохода через тепловую изоляцию 11 и корпус 10 подшипника 6 с помощью уплотнений 12 и 13, что исключает переток газа и масла в контур. Расположение упорного подшипника 6 за рабочим колесом k под изоляцией
I1в зоне низких температур и в едином корпусе 10 с радиальным подшипником 2 позволяет использовать его смазку и значительно повысить надежность работы упорного подшипника 6.
Формула изобретения
i
/ 1. Центробежный нагнетатель, содержащий корпус, установленный в радиальных подшипниках вал с расположенным на нем рабочим колесом полуоткрытого типа, подвижный в осевом направлении уплотнительный элемент, расположенный между корпусом и рабочим колесом, и упорный подшипник, установленный на валу и жестко связанный с подвижным уплотнительным элементом, отличающийся гем, что, с целью повышения надежности, на валу за рабочим колесом выполнен кольцевой выступ, упорный подшипник выполнен в виде коль- кольцевого элемента с кольцевой канавкой для размещения на выступе вала, а связь упорного подшипника с уплотнительным элементом выполнена в виде по крайней мере одной тяги.
515592206
2о Нагнетатель по п. 1, о т л и -шипника размещенл тепловая изоляция, мающийся тем, что тяга выпол-в которой и корпусе подшипника в мес- йена из материала с коэффициентом ли-те размещения тяги установлены уплотненного расширения, равным коэффициен-нения.
ту линейного расширения материала ва-k. Нагнетатель по п. 1, о т л и ла.чающийся тем, что упорный под3. Нагнетатель по пп. 1 и 2, о т -шипник расположен в зоне размещения
личающийся тем, что междурадиального подшипника, ближайшего к
его корпусом и корпусом упорного под- JQрабочему колесу.
Авторы
Даты
1990-04-23—Публикация
1988-05-04—Подача