Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах различных машин, в частности и трансмиссиях транспортных средств.
Цель изобретения - повышение эффективности.
На фиг.1 представлен гидромеханический трансформатор, продольный разрез; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.З - разрез Б-Б на фиг.1.
Гидромеханический трансформатор содержит входной вал 1, солнечное колесе 2, сателлиты 3, водила 4, коронное колесо 5, ротор 6 с лопастями 7, выходной вал 8, статор 9, корпус 10 и муфту 11 свободного хода. Лопасти 7 взаимодействуют со статором 9 с образованием камер низкого 12 и высокого 13 давления. В статоре 9 выполнены впускные 14 и выпускные 15 каналы. Выпускные каналы 15 снабжены тангенциально расположенными соплами 16. Между статором 9 и корпусом 10 расположена кольцевая полость 17, заполненная рабочей жидкостью. В статоре 9 выполнены глухие радиальные каналы 18, связанныес выпускными каналами 15, в которых установлены центробежные регуляторы расхода жидкости, выполненные в виде илиндрических плунжеров 19, установленных с возможностью перекрытия сопл 16 выпускных каналов 15. Солнечное колесо 2 жестко закреплено на входном валу 1, сателлиты 3 посредством водила 4 связаны с ротором 6, а коронное колесо 5 выполнено заодно со статором 9. Ротор 6 жестко закреплен на выходном валу 8, а между статором 9 и корпусом 10 установлена муфта 11 свободного хода.
Трансформатор работает следующим образом.
При вращении ведущего вала 1 и жестко связанного с ним солнечного колеса 2 крутящий момент передается через сателлиты 3 и водила 4 на выходной вал 8. На коронном колесе 5 и выполненном с ним заодно статоре 9 возникает реактивный момент, направленный в сторону, противоположную вращению входного вала 1. Однако муфта 11 свободного хода удерживает их в неподвижном состоянии. Вследствие этого, происходит передача крутящего момента через планетарный механизм с передаточным отношением, определяемым диаметрами (числом зубьев) его звеньев.
При вращении выходного вала 8 и жестко связанного с ним ротора б лопасти 7 увлекают за собой в камеры 12 низкого давления жидкость из полости 17 и одновременно вытесняют жидкость из камер 13 высокого давления через выпускные каналы 15 и сопла 16 в полость 17. Поскольку статор
9 неподвижен, то центробежные регуляторы расхода жидкости открыты, т.е. плунжеры 19 не перекрывают сопла 16.
С увеличением частоты вращения входного вала 1 и соответственно выходного вала 8 нарастают усилия от лопастей 7. и давления жидкости на статор 9. При достижении ими определенной величины, превышающем реактивный момент и силы трения
0 статора 9, последний вращается в том же направлении, что и ротор 6. При этом регуляторы расхода жидкости увеличивают сопротивление протекающей жидкости за счет перекрытия плунжерами 19 сопл 16, что
5 вызывает повы шение давления в камерах 13 и, следовательно, возрастает силовое давление на статор 9. В результате частота вращения статора 9 с коронным колесом 5 возрастает, что приводит к увеличению час0 тоты вращения сателлитов 3 с водилами 4, а также выходного вала 8. В итоге трансфор- , матор постепенно переходит на прямую передачу, при которой планетарный механизм и объемная гидромашина вращаются как
5 единое целое. При этом обеспечиваются условия для трансформации крутящего момента с h-еобходимым передаточным отношением, которое устанавливается автоматически в зависимости от соотношения
0 крутящих моментов на входном и выходном валах.
Применение данного гидромеханического трансформатора в транспортных средствах позволяет повысить долговеч5 ность двигателя, сократить расход топлива, облегчить труд водителя.
Формула изобретения 1, Гидромеханический трансформатор, содержащий размещенную в неподвижном
0 корпусе объемную гидромашину, имеющую установленные соответственно на входном и выходном валах ротор с лопастями и подвижный статор, образующий с корпусом полость, заполненную жидкостью, причем в
5 статоре выполнены впускные и выпускные каналы, лопасти ротора установлены с возможностью взаимодействия со статором с образованием рабочих камер, а выпускные каналы статора снабжены тангенциально
0 расположенными соплами, отличаю щи. и с я тем, что, с целью повышения эффективности, он снабжен планетарным механизмом, солнечное колесо которого жестко закреплено на входном валу, саттелиты по5 средством водила кинематически связаны с ротором гидромашины, а коронное колесо выполнено заодно со статором, при этом ротор жестко связан с выходным валом, а статор связан с корпусом посредством муфты свободного хода.
2. Трансформатор по п.1,отличаю щ- и и с я тем, что в статоре выполнены связанные с выпускными глухие радиальные каналы, в которых размещены центробежные
А-А
регуляторы расхода жидкости, выполненные в виде цилиндрических плунжеров, установленных с возможностью перекрытия сопл выпускных каналов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидромеханическая передача | 1989 |
|
SU1707358A1 |
ВЫСОКОМОМЕНТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР | 2007 |
|
RU2347966C1 |
ВЕДУЩИЙ УПРАВЛЯЕМЫЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2011 |
|
RU2468936C2 |
ТРАНСМИССИЯ С ГИДРАВЛИЧЕСКИМИ МЕЖОСЕВОЙ И МЕЖКОЛЕСНЫМИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМИ СВЯЗЯМИ С АВТОМАТИЧЕСКИ УПРАВЛЯЕМЫМИ РЕЖИМАМИ БЛОКИРОВКИ ДЛЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ | 2013 |
|
RU2551052C2 |
Трансмиссия механическая с гидравлическими дифференциальными связями ведущих колес и многорежимной системой электронного управления их блокировкой для автотранспортного средства повышенной проходимости | 2018 |
|
RU2692737C1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ, ВОСПРОИЗВОДЯЩАЯ ЧЕТЫРЕ РЕЖИМА РАБОТЫ | 2004 |
|
RU2328641C2 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1999 |
|
RU2162553C1 |
Инерционная гидромеханическая передача | 1983 |
|
SU1110973A1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2003 |
|
RU2251635C1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2003 |
|
RU2251636C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве силовой передачи в трансмиссиях транспортных средств и других машин. Цель - повышение эффективности. Гидрохимический трансформатор содержит объемную гидромашину, снабженную планетарным механизмом, муфтой 11 свободного хода. От входного вала 1 крутящий момент передается через солнечное колесо 2 и сателлиты 3 водилам 4 и ротору, который жестко закреплен на выходном валу 8. Ротор снабжен лопастями 7, взаимодействующими со статором 9. Коронное колесо 5 и выполненный с ним заодно статор 9 установлены в корпусе 10 на муфте 11 свободного хода. Между статором 9 и корпусом 10 имеется кольцевая полость 17, заполненная жидкостью. В статоре выполнены радиальные каналы, связанные с выпускными каналами 15, в которых установлены центробежные регуляторы расхода жидкости в виде цилиндрических плунжеров 19. Плунжеры 19 установлены с возможностью перекрытия сопел. Повышение эффективности достигается путем трансформации крутящего момента в гидромашине только при промежуточных передаточных отношениях. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
1Q
п
12
18
19
50
Гидротрансформатор | 1974 |
|
SU823714A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1990-06-07—Публикация
1988-04-07—Подача