Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для измерения давления в акустических полях.
Целью изобретения является повышение точности измерений за счет непрерывной компенсации изменений чувствительности пьезоэлемента.
На фиг. 1 представлена блок-схема устройства для измерения давления; на фиг. 2 - график размещения полосы рабочих частот и частоты пилот-сигнала.
Устройство для измерения давле- ния содержит пьезоэлемент 1 с основным 2 и контрольным 3 электродами, генератор 4 пилот-сигнала, усилитель 5 с ручной регулировкой усиления, усилитель 6 с автоматической регули- ровкой усиления, детектор-интегратор 7, блок 8 частотного разделения сигналов и полосовой фильтр 9о
Устройство работает следующим образом.
Пилот-сигнал с генератора 4 подается на контрольный электрод 3 и механически возбуждает пьезоэлемент 1. Частота и амплитуда пилот-сигнала на выходе генератора 4 неизменны. Ампли туда пилот-сигнала на основном электроде 2 пьезоэлемента 1 зависит от физических свойств пьезоматериала, в частности от пьезомодуля. При уменьшении пьезомодуля в процессе эксплуатации амплитуда пилот-сигнала на основном электроде 2 пьезоэлемента 1 уменьшается. Пилот-сигнал проходит через усилитель 6 с автоматической регулировкой усиления, блок 8 частот- ного разделения сигналов и полосовой фильтр 9 на вход детектора-интегратора 7, который формирует на своем выходе уровень электрического потенциала, пропорциональный амплитуде пилот- сигнала. Этот потенциал через усилитель 5 поступает на управляющий вход усилителя 6 с автоматической регули- ровкой усиления.
I
Частота пилот-сигнала выбрана вне
полосы рябочих частот измеряемого акустического давления (фиг. 2). Измеряемые сигналы пульсаций давления воздействуют на пьезоэлемент 1 и не
зависимо от пилот-сигнала наводят на основном электроде 2 электрический заряд, потенциал которого подается на вход усилителя 6, и через блок
g
$ 0
5
Q
5
Q 5
0
5
частотного разлеления сигналов 8 поступает на выход устройства.
Работу устройства обеспечивает линейность преобразования, характерная для пьезоэффекта. При этом отсутствует какое-либо искажение рабочих сигналов на выходе устройства из-за действия пилот-сигнала.
На фиг. 2 поясняется разделение сигналов по частоте. При этом &f f 2.- f - полоса рабочих частот; fr- частота пило т-сиг нала; f 4 f з полоса пропускания полосового фильтра; йЈ« f s- f - полоса пропускания усилителя.
Частоту пилот-сигнала допустимо выбирать и в области fr f si однако в этом случае необходимо обеспечить стабильность амплитудно-частотной характеристики усилителя на границах полосы пропускания.
Усилитель 5 может быть выполнен в виде нелинейного функционального преобразователя, что позволяет компенсировать изменение чувствительности пьезоэлемента 1 в широком диапазоне изменений его пьезомодуля в процессе эксплуатации (вызываемых старением, частичной деполяризацией, воздействием температуры, статических / давлений измеряемой среды и т.п.).
Таким образом, благодаря использованию в устройстве автоматической регулировки усиления с управлением по амплитуде пилот-сигнала, возбуждаемого на контрольном электроде пьезоэлемента, устраняется погрешность от изменений чувствительности пьезоэлемента и повышается точность измерений.
Формула изобретения
Устройство для измерения давления, содержащее пьезоэлемент с основным электродом, генератор, усилитель с автоматической регулировкой усиления, усилитель с ручной регулировкой усиления и детектор-интегратор, отличающееся тем, что, с целью повышения точности измерений за счет , непрерывной компенсации изменений чувствительности пьезоэлемента, оно снабжено блоком частотного разделения сигналов, а пьезоэлемент в нем выполнен с дополнительным контрольным электродом, причем выход генератора соединен с контрольным электродом
пьезоэлемента, основной электрод которого через усилитель с автоматической регулировкой усиления подключен к входу блока частотного разделения сигналов, первый выход которого является выходом устройства для измерения давления, а второй связан с входом детектора-интегратора, выход которого через усилитель с ручной регулировкой усиления связан с управляющим входом усилителя с автоматической регулировкой усиления.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Измерительный преобразователь давления | 1988 |
|
SU1624331A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОИСКА МЕСТ УТЕЧЕК МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ | 2010 |
|
RU2432558C1 |
УСТРОЙСТВО ПОИСКА МЕСТ УТЕЧЕК МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ | 2010 |
|
RU2439520C1 |
Двухчастотный измеритель погрешностей делителей напряжения | 1980 |
|
SU918911A1 |
Параметрический усилитель типа М-ДМ | 1984 |
|
SU1248027A1 |
МНОГОКАНАЛЬНЫЙ ПРИЕМНИК ДЛЯ РАДИОТЕРМОМЕТРИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ | 2020 |
|
RU2754287C1 |
СПОСОБ МАГНИТНОЙ ВИДЕОЗАПИСИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1989 |
|
RU2013023C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПОЛЕЗНОЙ (ИНФОРМАЦИОННОЙ) СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СИГНАЛА ДАТЧИКА РАСХОДОМЕРА ВИХРЕВОГО ТИПА | 2000 |
|
RU2176380C1 |
МИКРОВОЛНОВЫЙ ДЕТЕКТОР ЖИЗНИ | 1994 |
|
RU2097085C1 |
Кондуктометр | 1981 |
|
SU1029062A2 |
Изобретение относится к приборостроению и позволяет повысить точность измерений акустического давления за счет непрерывной компенсации изменений чувствительности пьезоэлемента. Для этого, наряду с пьезоэлементом 1 с основным электродом 2, генератором 4, усилителями с автоматической 6 и ручной 5 регулировками усиления и детектором-интегратором 7, устройство для измерения давления содержит блок частотного разделения сигналов 8 и полосовой фильтр 9, а пьезоэлемент 1 снабжен дополнительным контрольным электродом 3. Генератор 4 формирует пилот-сигнал, который выделяется с основного электрода 2 пьезоэлемента 1 и по амплитуде которого регулируется коэффициент усиления усилителя 6. Таким образом, изменение чувствительности пьезоэлемента 1, вызываемое старением, частичной деполяризацией и т.п., компенсируется, чем повышается точность измерений. 2 ил.
А АО Ч 1
0.7
/
h /зЛ Фиг. 2
Js
Клюкин Н.И., Колесников А.Е | |||
Акустические измерения в судостроении | |||
Л., 1966, с | |||
Ручной ткацкий станок | 1922 |
|
SU339A1 |
Авторы
Даты
1990-07-23—Публикация
1987-03-10—Подача