(21)4469003/25-27
(22)01.08.88
(46) 07.08.90. Бюл. № 29
(72) М. Н. Хибибуллин, Ф. И. Мутин,
А. С. Назарян и Е. В. Афанасьев
(53)621.825.5(088.8)
(56)Авторское свидетельство СССР № 1408133, кл. F 16 D 43/14, 1986.
(54)МУФТА
(57)Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи крутящего момента в машинах и механизмах. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных свойств путем уменьшения времени разгона ведомой полумуфты. Муфта содержит ведущую полумуфту в виде корпуса 1 с радиальными камерами 2, закрепленную на ведущем валу, и ведомую полумуфту в виде вала 4 с эксцентриками 5. В камерах 2 размещены грузы 7, соединенные тягами 8 с эксцентриками посредством подшипников 10. Эксцентрики выполнены подвижными в радиальном направлении, для чего вал имеет прямоугольное поперечное сечение Эксцентрики имеют прямоугольные отверстия. Длина прямоугольных отверстий больше сопрягаемых сторон прямоугольного вала на величину, равную двум эксцентриситетам При вращении корпуса I из-за силы трения между эксцентриками 5 и валом 4 радиальное перемещение эксцентриков 5 по валу 4 происходит после поворота корпуса 1 на угол, превышающий 90° В результате вращающий момент в пределах одного оборота корпуса 1 будет передаваться на вал 4 на пути, превышающем 180° угла поворота корпуса 1, а момент, тормозящий вал 4 - на пути, меньшем 180°, что обеспечивает более быстрый разгон ведомой полумуфты 1 з п ф-лы, 3 ил
(Ј
(Л
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Муфта | 1988 |
|
SU1594324A1 |
Муфта | 1986 |
|
SU1408133A1 |
Центробежная муфта | 1990 |
|
SU1751535A1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ УГЛОВОГО ВЗАИМОПОЛОЖЕНИЯ ВЕДУЩЕГО И ВЕДОМОГО ВАЛОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2088777C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2486389C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА | 1997 |
|
RU2135852C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА | 1995 |
|
RU2089763C1 |
ФРИКЦИОННАЯ ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА | 1999 |
|
RU2148739C1 |
Предохранительная муфта | 1979 |
|
SU846871A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ | 2012 |
|
RU2481511C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи крутящего момента в машинах и механизмах. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных свойств путем уменьшения времени разгона ведомой полумуфты. Муфта содержит ведущую полумуфту в виде корпуса 1 с радиальными камерами 2, закрепленную на ведущем валу, и ведомую полумуфту в виде вала 4 с эксцентриками 5. В камерах 2 размещены грузы 7, соединенные тягами 8 с эксцентриками посредством подшипников 10. Эксцентрики выполнены подвижными в радиальном направлении, для чего вал имеет прямоугольное поперечное сечение. Эксцентрики имеют прямоугольные отверстия. Длина прямоугольных отверстий больше сопрягаемых сторон прямоугольного вала на величину, равную двум эксцентриситетам. При вращении корпуса 1 из-за силы трения между эксцентриками 5 и валом 4 радиальное перемещение эксцентриков 5 по валу 4 происходит после поворота корпуса 1 на угол, превышающий 90°. В результате вращающий момент в пределах одного оборота корпуса 1 будет передаваться на вал 4 на пути, превышающем 180° угла поворота корпуса 1, а момент, тормозящий вал 4 - на пути, меньшем 180°, что обеспечивает более быстрый разгон ведомой полумуфты. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
А-А
ел
00 G3 О
sj
Ј
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи крутящего момента в машинах и механизмах.
Целью изобретения является улучшение эксплуатационных свойств путем уменьшения времени разгона ведомой полумуфты
На фиг. 1 показана муфта, продольное сечение; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - взаимное расположение эксцентриков на ведомом валу в рабочем режиме.
Муфта содержит ведущую полумуфту в виде корпуса 1 с радиальными камерами 2, закрепленную на ведущем валу 3, и ведомую полумуфту в виде вала 4 с эксцентриками 5, соединенного с ведомым валом 6. Внутри камер 2 подвижно размещены центробежные грузы 7, которые с помощью тяг 8 прикреплены к втулкам 9, установленным на эксцентриках 5 на подшипниках 10 скольжения. Втулки 9 могут вращаться на эксцентриках 5. Эксцентрики 5 выполнены подвижными на валу 4 в радиальном направлении, для чего вал 4 имеет прямоугольное поперечное сечение с размерами, позволяющими насаживать на него эксцентрики 5, которые имеют прямоугольные отверстия, причем длина отверстий больше смежных сторон прямоугольника вала 4 на величину двух эксцентриситетов е. Валы 4 и 6 установлены в подшипниках 11.
Поверхность камер 2, контактирующая с грузами 7, выполнена с антифрикционным покрытием. Грузы 7 в поперечном сечении имеют круглую форму, а камеры 2 - прямоугольную.
Муфта может иметь три режима работы: холостой, когда ведущая полу муфта вращается, а ведомая находится в неподвижном состоянии; переходный, когда ведущая полумуфта вращается с частотой, большей частоты ведомой, но меньше рабочей; рабочий, когда ведущая и ведомая полумуфты вращаются с рабочей частотой, т. е. муфта находится в рабочем режиме.
В холостом режиме вращается корпус 1 с камерами 2 и грузами 7 в них, а ведомый вал 6 остается в неподвижном состоянии, так как центробежная сила грузов 7 недостаточна для проворачивания эксцентриков 5 вместе с валом 4. При этом грузы 7 с тягами 8 и втулками 9 вращаются на эксцентриках 5 вокруг их осей и одновременно совершают возвратно-поступательные движения в камерах 2. Вместе с грузами 7 возвратно-поступательные движения осуществляют и эксцентрики 5 на валу 4
При дальнейшем повышении частоты вращения ведущей полу муфты центробежная сила грузов 7 возрастает, в результате чего они стараются повернуть эксцентрики 5 вокруг своих осей, передавая им крутящий момент. Крутящий момент эксцентрикам 5
передается двумя импульсами за один оборот груза 7. При верхнем крайнем положении груза 7 его ось совпадает с осью и направлением эксцентриситета эксцентриков
5, поэтому крутящий момент в этом положении равен нулю. При движении груза по часовой стрелке ось груза 7 отклоняется от вертикальной оси, в результате чего появляется плечо, с которым груз 7 воздействует на эксцентрик 5. Когда груз 7 откло0 нится на 90° по часовой стрелке, крутящий момент становится максимальным, так как плечо равно эксцентриситету. При отклонении тяги 8 на угол, больший 90°, появляется составляющая центробежной силы,
направленная на перемещение эксцентрика. При превышении ею силы трения покоя между валом и эксцентриком последний перемещается в другое крайнее положение. При этом момент на ведомом валу приобретает обратный знак. Однако при выборе соот0 ветствующего коэффициента трения и геометрических размеров эксцентриситета и тяги он действует на пути корпуса 1, меньшем 90°. После поворота груза на 180° цикл повторяется. В результате того, что вращаю5 щий момент действует на большем пути, чем момент тормозной, а также в результате действия постоянного момента трения между втулками 9 и эксцентриками 5, направленного в сторону вращения муфты, на ведомой полумуфте возникает результирующий
0 момент вращения.
При достижении корпусом 1 рабочей частоты вращения центробежная сила грузов 7 увеличивается настолько, что система груз 7 - тяга 8 - втулка 9 - эксцентрик 5 становится неподвижной, в результате чего
5 ведущий и ведомый валы вращаются синхронно.
Для отключения муфты достаточно снизить частоту вращения ведущей полумуфты до холостого режима.
0 Применение предложенного технического решения позволит уменьшить время разгона муфты до рабочей частоты, так как результирующий момент, передаваемый ведомой полумуфте, увеличивается за счет трения между эксцентриками и в,длом. Муфта может
5 использоваться и как предохранительная.
Формула изобретения
эксцентриках выполнены прямоугольные отверстия, большая сторона которых превышает большую сторону прямоугольника вала на величину, равную двум эксцентриситетам.
Фиг.З
Авторы
Даты
1990-08-07—Публикация
1988-08-01—Подача