Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматическим устройствам управления механизмом отбора мощности, например коробки передач автомобиля.
Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем обеспечения управления передачей заднего хода и снижения габаритов и веса устройства.
На чертеже представлено устройство осевой разрез.
Устройство содержит корпус 1 с цилиндрическим отверстием, выполненным из последовательно расположенных расточек 2 4. В первой расточке 2 подвижно размещен первый поршень 5, во второй расточке J - второй поршень 6, В третьей расточке 4 неподвижно установлены промежуточная 1 и распределительная 8 втулки. Внутри промежуточной втулки 1 подвижно относительно нее установлен поршень 9 заднего хода Между распределительной втулкой 8 и поршнем 9 заднего хода установлена пружина
10. Между втулкой 7 и вторым поршнем 6 установлена пружина 11, Соосно расточкам 2-4 внутри поршней 5, 6, 9 и втулок 7, 8 установлена штанга 12.
В штанге 12 выполнена центральная расточка 13, в которой размещен с возможностью осевого перемещения переключатель 14 заднего хода с двумя проточками 15, 16. Переключатель 14 заднего хода прижат к торцу Центральной расточки 13 штанги 12 пружиной 17. Первый поршень 5 и поршень 9 заднего хода выполнены с внутренними кольцевыми канавками 18,19 соответственно, а в штанге 12 выполнены сквозные радиальные отверстия 20, 21, в которых размещены шарики 22, 23 с возможностью взаимодействия с внутренними кольцевыми канавками 18, 19 соответственно первого поршня 5 и поршня 9 заднего хода, а такжес проточками 15, 16 переключателя 14 заднего хода.
Поршни 5, 6, 9 и втулки 7, 8 размещены в расточках 2-4 с образованием полостей 24-28. Снизу механизм закрыт крышкой 29, образующей с корпусом 1 полость 30 слива.
В корпусе 1 размещены золотники 31, 32, удерживаемые в нейтральном положении соответственно пружинами 33. 34 и перемещаемые соответственно рычагами 35, 36. связанными с управляющими электро- магнитами (не показаны). В золотнике 31 выполнены проточки 37-39, а в золотнике 32 - проточки 40-42.
В корпусе 1 выполнены каналы 43-51 подвода жидкости, соединенные с системой 52-55 отвода, соединенные со сливом, и соединительный канал 56.
Переключение передач после выбора передач осуществляется механизмом переключения через рычаг 57, снабженный роли ком 58. Предлагаемое устройство управления механизмом отбора мощности устанавливается на управляющей штанге этого механизма вместо рычага управления транспортным средством.
Устройство работает следующим образом. .
--В изображенном на чертеже нейтральном положении жидкость из системы по каналам 43, 44 корпуса 1 и проточке 40 золотника 32 поступает в полость 26, создавая давление на второй поршень 6. В то же время жидкость по каналам 43, 48 корпуса 1 и проточке 42 в золотнике 17 поступает в полость 28, создавая давление на первый поршень 5. При этом полость 27 сообщается через проточку 41 на золотнике 32 и канал 54 в корпусе 1 с полостью 30 слива.
При выборе I и II передач золотник 32 рычагом 36, соединенным с управляющим
электромагнитом, перемещается вверх по стрелке 1. При этом жидкость под давлением из системы через каналы 43, 47 в корпусе 1 и проточку 42 в золотнике 32 поступает в полость 28, действуй на первый поршень 5. В то же время полость 27 через проточку 41 золотника 32 и канал 53 корпуса 1 сообщается полостью 30 слива. Одновременно полость 26 через проточку 40 золотника 32.и канал 52корпуса 1 сообщается также с полостью 30 слива.
Под действием давления жидкости в полости 28 первый поршень 5 с помощью шариков 32 перемещает штангу 12 вверх по направлению стрелки Г, поворачивая рычаг 57 с роликом 58. В этом положении, перемещая рычаг 57 с роликом 58 по направлению стрелок А и Б, включается I или II передачи.
При отключении электромагнита, связанного с рычагом 36. пружина 34 возвращает золотник 32 в нейтральное положение. При этом, как было описано, полости 26 и 28 находятся под давлением жидкости, а полость 27 соединена со сливом. За счет разности площадей поршней 5. 6. на которые действует давление жидкости и пружины 11, поршни 5, 6 вместе со штангой 12 смещаются в нейтральное положение 0-0, поворачивая в это положение и рычаг 57 переключения передач. В этом положении включение III и IV передач осуществляется перемещением рычага 57 механизмом пере- ключения передач в направлении стрелок А или Б.
При выборе V и VI передач золотник 32 рычагом 36. соединенным с управляющим электромагнитом, перемещается вниз по стрелке В. При этом полость 28 соединяется через проточку 42 золотника 32 и канал 55 в корпусе 1 с полостью 30 слива. В то же время в полость 26 подается .жидкость из системы через каналы 43, 45 корпуса 1 и проточку 40 золотника.32. Полость 27 через каналы 43, 46 корпуса 1 и проточку 41 золотника 32 соединяется так же с системой. Под действием давления жидкости в полости 26 второй поршень 6 перемещает первый поршень 5 вместе со штангой 12 вниз по стрелке В до тех пор, пока поршень 6 не упрется в буртик первой расточки 2. Далее под действием давления в долости 27 первый поршень 5 перемещается вниз по стрелке В. перемещая штангу 12. которая поворачивает рычаг 57. В этом, положении, перемещая рычаг 57 по стрелке А или Б механизмом переключения передач, включается V или VI передачи.
Обесточивая управляющий электромагнит от системы управления.золотник 32 под
действием пружины 34 автоматически переводится в нейтральное положение При включении и выключении прямых передач зольтник 31 пружиной 33 удерживается в нейтральном положении, т.е. в положении выключенной задней передачи.
Выбор и включение заднего хода обеспечивается следующим образом. С помощью управляющего электромагнита связанного с рычагом 35, золотник 31 пере- мещается вверх по стрелке Г. При этом жидкость под давлением через каналы 49 50 в корпусе 1 и проточку 37 золотника 31 поступает в полость 24. За счет давления в полости 24 переключатель 14 заднего хода поднимается, сжимая пружину 17. При этом шарики 22 перемещаются в проточку 15 переключателя 14 заднего хода и штанга 12 получает свободу осевого перемещения относительно поршня 5. В это же время шарики 23 переключателем 14 заднего хода выталкиваются в проточку. 19 поршня 9 заднего, хода, соединяя его неподвижно со штангой 12. Одновременно с этим золотник Л сообщает через систему каналов (не показаны) полость 25 с полостью 30 слива а переключатель 14 заднего хода через соединительный канал 56 сообщает полость 24 с полостью между поршнем 9 заднего хода и промежуточной втулкой 7. Поршень 9 заднего хода поднимается вместе со штангой 12. сжимая пружину 10 до упора в торец распределительной втулки 8. При этом штанга 12 поворачивает рычаг 57 механизма переключения передач. Это положение соответствует выбранному заднему ходу передачи. Перемещая рычаг 57 механизмом переключения передач в сторону стрелки Б включается передача заднего хода
Включение нейтрального положения 0- 0 передач происходит следующим образом
После снятия усилия с рычага 35 золотник J1 возвращается пружиной 33 в исходное положение. Жидкость под давлением по каналам (не показаны) в корпусе 1 через проточку 37 золотника 31 поступает в полость 25, а полость между поршнем 9 заднего хода и промежуточной втулкой 7 сообщается с полостью 30 слива. Поршень У заднего хода под действием давления жидкости и пружины 10 и переключатель 14 заднего хода под действием пружины 17 возвращаются в исходное положение. При
4 нь ЬО
этом переключатель 14 заднего хода при движении вдоль оси освобождает шарики 23 из канавки 19 поршня 9 заднего хода, которые перемещаются в проточку 16 пере- 5 ключателя 14 заднего хода. Шарики 22 проточкой 15 переключателя 14 заднего хода заталкиваются в проточку 18 поршня 5, соединяя его неподвижно со штангой 12. После этого механизм находится в нейтральном 10 положении.
За счет размещения в одном ступенчатом цилиндрическом отверстии кроме механизма выбора прямых передач механизма выбора передачи заднего хода расширяют- 15 ся функциональные возможности, снижаются габариты и вес устройства.
Формула изобретения Устройство управления механизмом от- оора мощности транспортного средства со- 20 держащее корпус с цилиндрическим отверстием и каналами подвода и отвода жидкости, поршневой узел со штангой расположенный в цилиндрическом отверстии отличающееся тем, что, с целью 5 расширения функциональных возможностей путем обеспечения управления передачей заднего хода и снижения габаритов и веса, цилиндрическое отверстие выполнено с тремя соосными расточками, а поршневой 0 узел выполнен в виде первого и второго поршней, установленных подвижно соответственно в первой и второй расточках цилиндрического отверстия корпуса промежуточной и распределительной вту- лок, установленных неподвижно в третьей расточке цилиндрического отверстия корпуса, и поршня заднего хода, размещенного внутри промежуточной втулки, причем упо- мянутые поршни и втулки расположены по- движно относительно штанги, выполненной с центральной расточкой, в которой разме- щен с возможностью осевого перемещения переключатель заднего хода, снабженный двумя проточками и прижимаемый пружиНОИ к торцу центральной расточки штанги причем первый поршень и поршень заднего хода выполнены с внутренними кольцевыми канавками, а в штанге выполнены сквозные радиальные отверстия, в которых размеще- ны шарики с возможностью взаимодействия с внутренними кольцевыми канавками первого поршня и поршня заднего хода и проточками переключателя заднего хода
25
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Рулевое управление трактора | 1984 |
|
SU1221002A1 |
Устройство для натяжения гусеничной ленты | 1991 |
|
SU1781123A1 |
Устройство управления многоступенчатой передачей транспортного средства | 1985 |
|
SU1341072A1 |
Гидравлическое устройство управления коробкой передач с двумя сцеплениями транспортного средства | 1983 |
|
SU1184702A1 |
Гидравлическая бурильная машина | 1987 |
|
SU1502821A1 |
Гидравлический привод ротора | 1989 |
|
SU1642102A1 |
Устройство для изменения степени сжатия поршневого двигателя внутреннего сгорания | 1991 |
|
SU1782291A3 |
Распределительно-демпфирующий агрегат управления | 1991 |
|
SU1810230A1 |
Стенд для испытания гидроподъемников самосвала | 1984 |
|
SU1204989A1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ПРИВОД | 2003 |
|
RU2245462C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматическим устройствам управления механизмом отбора мощности, например, коробки передач автомобиля. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей путем обеспечения управления передачей заднего хода и снижения габаритов и веса. В корпусе устройства в соосных расточках установлены подвижно первый и второй поршни, образующие поршневой узел, и неподвижно - промежуточная и распределительная втулки. Внутри промежуточной втулки подвижно относительно нее смонтирован поршень заднего хода. Соосно расточкам внутри указанных поршней и втулок установлена штанга. В штанге выполнена центральная расточка, в которой размещен переключатель заднего хода с двумя проточками. Первый поршень поршневого узла и поршень заднего хода выполнены с внутренними кольцевыми канавками, а в штанге имеются сквозные радиальные отверстия, в которых размещены шарики с возможностью взаимодействия с внутренними кольцевыми канавками первого поршня и поршня заднего хода, а также с проточками переключателя заднего хода. К штанге через ролик присоединен рычаг механизма переключения передач. Для распределения жидкости в корпусе имеются два золотника, приводимые в движение рычагами, соединенными с управляющими электромагнитами. За счет перемещения золотников осуществляется перераспределение жидкости в соответствующих полостях, образованных указанными поршнями и втулками 7, 8, и перемещение штанги с рычагом в положение включения передач. 1 ил.
РАДИАЛЬНЫЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК | 1998 |
|
RU2133893C1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Приспособление для склейки фанер в стыках | 1924 |
|
SU1973A1 |
Авторы
Даты
1990-08-23—Публикация
1988-05-18—Подача