Изобретение относится к гидромашиностроению, в частности к радиально поршневым гндромоторам многократного действия.
Цель изобретения - увеличение ресурса гидромотора путем уменьшения износа направляющей за счет снижения максимального контактного напряжения на участке разгона.
На фиг.. 1 изображена конструктивная схема гидромотора; на фиг. 2 - графики зависимости радиуса кривизны траектории центра опорного катка от угла радиус-вектора; на фиг,, 3 - графики зависимости контактного напряжения на профиле, направляющей от угла радиус-вектора; на фиг, 4 - графики зависимости второй производной ради- ус-вектора от угла радиус-вектора; на фиго 5 - график зависимости контактного напряжения от коэффициента d.
На фиг о 2, 3 и 4 кривые, обозначенные I, соответствуют изобретению, а кривые II - прототипу. В качестве из- вестного прототипа взят гидромотор МР 2,5, у которого число участков профилированной направляющей X 8, число поршней Z 15, угол движения ф 20, угловая величина участка раз- гона 0/1 12 °, участка торможения /7 з радиус опорного катка г 24 мм, наименьшая величина радиус- вектора траектории центра опорного катка г 120 мм.
Радиально-поршневой гидромотор содержит блок цилиндров 1 с поршневыми группами, включающими поршни 2 и опорные катки 3, установленные с возможностью взаимодействия с профилирован- ной направляющей 4 в корпусе 5, образованной повторяющимися профилированными участками, .каждый из,которых включает участки разгона о/,и тормо- / жения 0(2 поршневых групп при прямом и обратном их ходео Участок 6-8 профиля, соответствует обратному (сливному) ходу поршня 2, а участок 8-10 Ърофиля - прямому (напорному) хо- ду поршня 2. Участок профиля между no зиирями 8 и 9 является участком разгона 0/1 а между позициями 9 и 10 - участком торможения е/, причем углы б, и .о определяются по точке 11 траектории 12.центра опорного катка 3.
Гидромотор содержит также цапфенный распределитель 13, установленньй в осевой расточке блока цилиндров 1.
Гидромотор работает следующим образом.
Рабочая жидкость под давлением подается в распределитель 13, откуда она поступает к поршням 2 блока ирилиндров 1, при этом проводятся во взаимодействие с профилированной направляющей 4 опорные катки 3 поршней 2, возникающее при этом тангенциальное усилие на поршни 2 передается блоку цилиндров 1 и формирует крутяш й момент. При этом величина возникающего на профилированной направляющей контактного напряжения зависит от текущего значения радиус-вектора г траектории 12 центров опорных катков 3 и его первых двух производных, пропорциональных скорости и ускорению поршней 2о Эти величины определяют радиус кривизны профиля направляющей 4 и нормальное усилие на профиль в каждой его точке.
Контактное напряжение на профиле направляющей 4 определяется по формуле Герца
,418,|-.(-1-ч--4-), (1) Ч J-K к YH
где N Р SIC V; (2)
Р --сила давления рабочей жидкости
действующая на поршень; V - угол давления в паре опорньй
каток - направляющая: . 1 - длина опорного катка; г - радиус катка; Р„ - радиус кривизны направляющей,
Рн f - с - радиус кривизны траектории
центра опорного катка; приведенный модуль упругости. Из выражения (1) с учетом выражения (2) можно получить
6- Al
где 6
sec V
1-r,/f
А - величина постоянная, зависящая от размеров опорного катка, его материала и материала направляющей, давления рабочей жидкости, но не зависящая от профиля направляющей.
На участке разгона о/ (г , 0) угол давления
V аг1 tg --.
Радиус кривизны j траектории 12 центра опорного катка
ГгЧ(г )
Г r« + (2r ) 2 -r r
Из графика (фиг. 2) видно, что наименьшее значение радиуса кривизны соответствует началу участка разгона поршня 2, но величина р для прототипа меньше, а наибольшая величина 6 (в/) прототипа , при этом характер изменения 6 согласно изобретению имеет более равномерньш характер, чтб видно из графика (фиг. з)
Из сравнения кривых I и II . (фиго 3) видно, что контактные напряжения при профиле, вьшолненном согласно изобретению, , в 1,33 раза меньше, чем у прототипа, что приводит к увеличению ресурса в 2,3 раза, что объясняется правильным выбором профиля направляющей, которьй на участке разгона удовлетворяет условию г (е/) o ed+ko/) при О .
Этот закон изменения радиус-вектора г (с/) позволяет добиться того, что в пределах изменения ,78-0,87 контактные напряжения остаются величиной практически постоянной.
Из графика (фиг. 5) видно, что вне диапазона ,78-0,87 наблюдается ослабление эффекта применения предлагаемого технического решения, однако даже на границах этого диапазона в сравнении с прототипом достигается увеличение ресурса в 1,87 раза.
Уменьшение контактных напряжений на участке разгона при реализации изобретения достигнуто без ухудшения его характеристик на участке торможения.
Так, например, на второй части участка торможения . Закон изменения радиус-вектора г (в/) определяется выбором г (с/) на участке разгона и первой части участка торможения и удовлетворяет условию нулевой неравномерности.
«
Н
() 2 или5г (-it)0. itoIt .
откуда следует
г (fl()- г (): lie
На первой половине участка торможения в пределах o(, профиль нап
7447
10
равляющей задается величиной г () , где С О и является постоянной-величиной, вы-бранной в диапазоне
о--2§
Ф-
Графики (фиг. 2-5) получены при
2Н - фЗ которое находится в
значении С
пределах заданного диапазона для С,
поскольку обычно а d.
Таким образом, при реализации изобретения, т,е. при выборе радиус-вектора траектории центров опорных катков, удовлетворяющем условиям предлагаемого технического решения, профиль направляющей в сравнении с прототипом обеспечивает снижение контактных напряжений на всем участке разгона поршня, стабилизирует их величину, что снижает износ направляющей и повышает ресурс гидромотора по этому пара- етру в 2-2,6 раза.
Форму
ла изобрет.е
н и я
30
Радиально-поршневой гидромотор многократного действия, содержащий блок цилиндров с поршневыми группами, установленными с возможностью взаимодействия при помощи опорных катков с профилированной направляющей, образо- : ванной повторяющимися профилированными 35участками, каждый из которых включает участки разгона и торможения поршневых групп при 1 рямом и обратном их ходе, отличающийся тем, .
что, с целью увеличения ресурса гидро40
мотора путем уменьшения износа направляющей за счет снижения максимального контактного напряжения на участке разгона, профиль направляющей вьшолнен Hj условия, что вторая производная диус-вектора траектории центров опорных катков г удовлетворяет следуюiiffiM зависимостям:
(в/)
agd+ko/ ) при -Спри
,)
- z (o/-it) при ф-t .
где М - текущий угол радиус-вектора;
о/, и угловые величины участков
разгона и торможения соответственно;
2Н «о d ----; d 0,78-0,87;
Н - ход поршня;
Ь )
(Ф-11);.
21Гп1 t - угловой шаг поршней; t « ---XZ
eft
Лг
:-целая Часть величины ---;
- - целая часть величины ---;
число профилированных участков
направляющей; число поршней; наибольший общий делитель чисел X и z;
7Н
о с - const.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАДИАЛЬНО-ПОРШНЕВОЙ ГИДРОМОТОР | 1971 |
|
SU297797A1 |
Катковый стенд для комплексного исследования взаимодействия рельсового пути с колесными парами тележек железнодорожного подвижного состава | 2023 |
|
RU2798593C1 |
Радиально-поршневой многоходовой гидромотор | 1972 |
|
SU507705A1 |
МНОГОРЯДНЫЙ РАДИАЛЬНО-ПОРШНЕВОЙ ГИДРОМОТОР МНОГОКРАТНОГО ДЕЙСТВИЯ | 1991 |
|
RU2022160C1 |
МНОГОРЯДНЫЙ РАДИАЛЬНО-ПОРШНЕВОЙ ГИДРОМОТОР | 2006 |
|
RU2330178C1 |
Радиально-поршневой гидромотор | 1983 |
|
SU1126712A1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЗЕМЛИ И АГРОМАШИНА | 2003 |
|
RU2265298C2 |
Способ фрезерования внутренних радиусных сопряжений поверхностей деталей | 2018 |
|
RU2674376C1 |
ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЙ КОМПЛЕКС С УНИВЕРСАЛЬНЫМ СИЛОВЫМ УСТРОЙСТВОМ | 2012 |
|
RU2497714C2 |
АГРОМАШИНА И СПОСОБ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ | 2003 |
|
RU2264320C2 |
Изобретение относится к гидромашиностроению, в частности к радиально-поршневым гидромоторам (РПГМ) многократного действия. Цель изобретения - увеличение ресурса гидромотора путем уменьшения износа направляющей за счет снижения максимального контактного напряжения на участке разгона поршня. РПГМ содержит блок цилиндров 1, в радиальных расточках которого размещены поршни 2, связанные с катками 3, взаимодействующими с кольцевой направляющей 4, которая образована повторяющимися участками профиля, каждый из которых включает участок разгона и торможения при прямом и обратном ходе поршня. Новым в изобретении является профиль направляющей, который задан в виде математических зависимостей второй производной радиус-вектора траектории центра катков. 5 ил.
9iJ2.2
V, ZffQff
3JO
гЦ ни ср
VuiJJ
oi, град
го
Лпвх, НПа
Докукин А.В, и др | |||
Радиально- поршневые гидромоторы многократного действия, -М.: Машиностроение, 1980, с, 140, рис, 68, |
Авторы
Даты
1990-10-07—Публикация
1988-02-16—Подача