ibdj
вые выводы транзисторных ключей 42, 43. Фазы 2, 3 обмотки электродвигателя включены в общую диагональ диодного и тири- сторного мостов. При вращении двигателя широтно-импульсной модуляторы 16, 17 обеспечивают модуляцию позиционного сигнала управления. Формирователи 18-21 управляют включением тиристоров 24-31. В
паузе сигнала отключается один из ключей 32, 33. Ток соответствующей фазы продолжает замыкаться под действием ЭДС самоиндукции и ЭДС вращения. При обесточивании электропривода фазы шунтируются ключами 42,43, обеспечивая дина- мическое торможение двигателя, что обеспечивает его надежность. 1 ил.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД | 1990 |
|
RU2012991C1 |
Вентильный электродвигатель | 1989 |
|
SU1670753A2 |
Вентильный электродвигатель | 1987 |
|
SU1427508A2 |
Вентильный электродвигатель | 1988 |
|
SU1577003A1 |
Бесконтактный двигатель постоянного тока | 1976 |
|
SU653693A2 |
Асинхронный вентильный каскад | 1983 |
|
SU1092689A1 |
РЕКУПЕРИРУЮЩИЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С ДВУХЗВЕННЫМ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕМ ЧАСТОТЫ | 2014 |
|
RU2584002C1 |
ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ПЕРЕКЛЮЧАЕМЫМИ ФАЗНЫМИ ОБМОТКАМИ | 2018 |
|
RU2698464C1 |
Регулятор переменного напряжения | 1976 |
|
SU660032A1 |
Вентильный электродвигатель | 1985 |
|
SU1288834A1 |
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в приводе с двухфазными синхронными двигателями. Целью изобретения является повышение надежности. Для достижения поставленной цели реверсивный вентильный электропривод дополнительно содержит два широтно-импульсных преобразователя 16,17, четыре формирователя 18-21 импульсов, два логических элемента ИЛИ 22, 23. Полупроводниковые коммутаторы выполнены в виде тиристорных реверсивных мостов 4,5, соединенных через силовые ключи 32, 33 с положительным выводом источника питания, и диодного моста, в двигатель которого согласно с его проводимостью включены силовые выводы транзисторных ключей 42, 43. Фазы 2,3 обмотки электродвигателя включены в общую диагональ диодного и тиристорного мостов. При вращении двигателя широтно-импульсный модуляторы 16, 17 обеспечивают модуляцию позиционного сигнала управления. Формирователи 18-21 управляют включением тиристоров 24-31. В паузе сигнала отключается один из ключей 32,33. Ток соответствующей фазы продолжает замыкаться под действием ЭДС самоиндукции и ЭДС вращения. При обесточивании электропривода фазы шунтируются ключами 42, 43, обеспечивая динамическое торможение двигателя, что обеспечивает его надежность. 1 ил.
Изобретение относится к злектротехни- ке, в частности к электроприводу, и может быть использовано в управляемых приводах с двухфазными синхронными машинами.
Целью изобретения является повышение надежности реверсивного вентильного электропривода.
На чертеже приведена схема реверсивного вентильного электропривода.
Реверсивный вентильный электропривод содержит двухфазный синхронный электродвигатель с постоянными магнитами на роторе 1 и фазами 2 и 3 обмотки на якоре (статоре), два полупроводниковых коммутатора 4 и 5, два промежуточных усилителя б и 7, датчик 8 положения ротора с входной 9 и двумя выходными 10 и 11 обмотками, задатчик 12 частоты вращения, подключенный через модулятор 13 к входной обмотке 9 датчика 8. Обмотки 10 и 11 датчика 8 подключены к входам двух демодуляторов 14 и 15 соответственно. Кроме того, злектропривод содержит два широтно-им- пульсных преобразователя 16 и 17с двумя выходами каждый, четыре формирователя 18-21 импульсов с двумя выходами каждый, два логических элемента ИЛИ 22 и 23.
Полупроводниковый коммутатор 4 выполнен в виде тиристорного реверсивного моста на тиристорах 24-27, а полупроводниковый коммутатор 5 - в виде тиристорного моста на тиристорах 28-31. Коммутаторы соединены с положительным выводом источника питания синхронного двигателя че- рез силовые транзисторные ключи 32 и 33, В состав коммутатора введены мосты на диодах 34-37 и 38-41, в диагонали которых согласно с его проводимостью включены силовые выводы транзисторных ключей 42 и 43 прямой проводимости.
Базы транзисторных ключей 42 и 43 подключены к анодам тиристоров 24, 26 и 28, 30 соответственно, соединенных с силовым транзисторным ключом 32 и 33 через резистор 44 и 45 и два дополнительных диода 46 и 47 и 48 и 49 к выводам фаз 2 и 3
синхронного электродвигателя, включенных в общую диагональ диодных и тири- сторных мостов. Управляющие входы тиристоров 24, 27 и 25, 26 коммутатора 4 и тиристоров 28, 31 и 29, 30 коммутатора 5 соединены с входами соответствующих формирователей 18, 19 и 20; 21 импульсов. Входы формирователей 18, 19 и 20, 21 импульсов подключены к выходам первого 16 и второго 17 широтно-импульсных преобразователей (ШИП), которые соединены выходами соответственно с входами первого 22 и второго 23 логических элементов ИЛИ. Выходы элементов ИЛИ 22 и 23 через промежуточные усилители 6 и 7 соединены соответственно с управляющими входами силовых транзисторных ключей 32 и 33, а входы широтно-импульсных преобразователей 16 и 17 соединены с выходами соответствующих демодуляторов 14 и 15.
Электропривод работает следующим образом.
Формируемое с помощью задатчика 12 частоты вращения управляющее напряжение Uy поступает на вход модулятора 13. Выходное напряжение модулятора - амп- литудно-модулированный разнополярный электрический сигнал постоянной частоты, поступает на входную обмотку 9 датчика 8 положения ротора (ДПР)-синусно-косинус- ного вращающегося трансформатора, со- гласованндго по количеству полюсов с синхронным двигателем. При этом на выходных обмотках 10 и 11 ДПР 8 формируются модулированные напряжения, амплитуды которых пропорциональны синусу и косинусу угла поворота ротора 1 двигателя относительно статора (якоря) и одновременно зависят от характера и амплитуды выходного напряжения задатчика 12 частоты вращения, т.е. реализуются следующие математические зависимости:
.- sln ,
-К.-cosyjp ,
где Us - выходное напряжение синусной выходной обмотки 10 ДПР 8:
Uc выходное напряжение косинусной выходной обмотки 11 ДПР 8;
Uy-управляющее напряжение с выхода задатчика 12;
К - коэффициент трансформации ДПР 8;
р-угоп поворота ротора 1;
р - число полюсов ДПР 8.
Напряжения Us и Uc с выходных обмоток ДПР поступают на демодуляторы 14 и 15, при этом на выходах демодуляторов формируются синусоидальные напряжения, сдвинутые по фазе на 90°, амплитуда которых пропорциональна напряжению Uy.
Выходные напряжения демодуляторов преобразуются широтно-импульсны- ми преобразователями (ШИП) 16 и 17 в последовательность прямоугольных импульсов, скважность которых изменяется пропорционально напряжению демодуляторов 14 и 15.
Предположим, что при появлении положительного управляющего напряжения Uy на выходе задатчика 12 фаза напряжения на выходе модулятора 13 такова, что на выходах демодуляторов 14 и 15 начинают формироваться положительные полуволны синусоидального напряжения.
В этом случае на одном выходе ШИП 16 (17), например первом, пбявляются модулированные по длительности прямоугольные импульсы, которые через логический элемент ИЛИ 22 (23) и промежуточный усилитель 6(7) управляют работой силового транзисторного ключа (СТК) 32 (33), а также через формирователь 19 (20) импульсов поступают на включение диагональных тиристоров 24 и 27 (28 и 31) реверсивного тиристорного моста 4 (5).
В течение импульса ШИП силовой транзисторный ключ 32 (33) открыт и ток от плюса источника питания протекает по цепи: СТК 32 (33), тиристор 24 (28), обмотка 2 (3), тиристор 27 (31), минус источника питания. Пока открыт СТК 32 (33) и по тиристору 24 (28) протекает ток, база транзисторного ключа прямой проводимости 42 (43) оказывается соединенной с положительной шиной источника питания, а падение напряжения на тиристоре 24 (28) является для его входной цепи запирающим (плюс на базе, минус на аноде диода 34 (38)), следовательно, -транзисторный ключ 42 (43) во время действия импульса управления закрыт. По окончании действия импульса управления, когда СТК 32 (33) перейдет в режим отсечки (полностью закроется), обмотки 2 (3) отключаются от обеих шин источника питания,
Под действием наведенной в фазе 2 (3) ЭДС самоиндукции по цепи; диод 36(40),
переход эмиттер-база транзисторного ключа 42 (43), последовательно соединенные резистор 44 (45) и диод 46 (48) протекает ток, при этом открывается транзисторный ключ
42 (43). В результате ток в фазе двигателя за счет запасенной в индуктивности магнитной энергии продолжает протекать в прежнем направлении, замыкаясь в кон туре; фаза 2 (3), диод 36 (40), переход эмиттер-кол0 лектор транзисторного ключа (42) 43, диод 35 (39), фаза 2 (3). В дальнейшем, во время действия импульсов управления через включенные СТК 32 (33) и диагональные тиристоры 24 и 27 (28 и 31) обеспечивается
5 протекание тока по фазам двигателя от источника питания. В паузах между импульсами аналогичным образом включается транзисторный ключ 42 (43) и создает контур для протекании тока в прежнем направле0 НИИ от ЭДС самоиндукции.
Магнитные потоки, создаваемые токами якорных (статарных) обмоток 2 (3), обуславливают возникновение результирующего магнитного поля статора, которое,
5 взаимодействуя с полем постоянных магнитов ротора 1, создает вращающийся электромагнитный момент, в результате чего ротор двигателя начинает поворачиваться в том же направлении, например вперед, что
0 и поле статора. При повороте ротора двигателя поворачивается также и ротор ДПР 8, механически связанный с валом двигателя, что приводит к изменению амплитуды и фазы напряжений на его выходных обмотках
5 10 и 11 и, соответственно, напряжений на выходах демодуляторов 14 и 15 по синусои- дальному закону со сдвигом на 90°.
В положениях ДПР 8, когда выходные напряжения демодуляторов проходят через
0 нуль и изменяют полярность, прекращается подача импульсов управления с первого выхода ШИП 16 (17) на логический элемент ИЛ И 22 (23) и формирователь 19 (21) импульсов и начинается их подача с второго выхода
5 ШИП 16 (17) на другой вход элемента ИЛИ 22 (23) и формирователь 18 (20) импульсов. Диагональные тиристоры 24 и 27 (28, 31) закрываются, и при включении СТК 32 (33) включаются диагональные тиристоры 25 и
0 26 (29 и 30). Происходит реверсированиетока в обмотке 2 (3) синхронного двигателя,
при этом направление электромагнитного
вращающегося момента остает -я прежним.
Когда включен СТК 32 (33) и протекает
5 ток через тиристор 26 (30), транзисторный ключ 42 (43) также остается закрытым, так как в этом случае уже падение напряжения на тиристоре 26 (30) является запирающим для его входной цепи. В паузе между импульсами управления СТК 32 (33) тиристоры
25 и 26 (29 и 30) выключаются и отключают обмотку 2 (3) двигателя от шин источника питания, а транзисторный ключ 42 (43) под действием ЭДС самоиндукции открывается по цепи: фаза 2 (3), диод 34 (38), эмиттер-базовый переход ключа, резистор 44 (45), диод 47 (49), фаза 2 (3) и вместе с диодами 34, 37 (38, 41) образует замкнутый контур, по которому продолжает протекать в прежнем направлении ток обмотки под действием запасенной в ее индуктивности магнитной энергии.
При очередной смене знака напряжения на выходе демодулятора 14 (15) прекращается формирование импульсов управления на втором выходе ШИП 16 (1.7) и вновь они формируются на первом выходе. При этом тиристоры 25 и 26 (29 и 30) выключаются и происходит реверсирование тока через включенные тиристоры 24 и 27 (28 и 31). В дальнейшем процессы в электроприводе протекают аналогичным образом, т.е. во время действия импульсов управления СТК 32 (33) и тиристоры 24 и 27 (28 и 31) обеспечивают путь для протекания тока по фазе 2 (3) от источника питания, а в паузах между импульсами управления включается автоматически транзисторный ключ 42 (43) и вместе с диодами 36 и 35 (40 и 39) образует контур для протекания тока в прежнем направлении от ЭДС самоиндукции. При увеличении управляющего напряжения с задатчика 12 увеличивается скважность импульсов управления ШИП и, следовательно, возрастают амплитуда первой гармоники модулированного напряжения на обмотках двигателя и соответственно скорость вращения ротора 1. При вращейии ротора в обмотках якоря наводится ЭДС вращения, направленная встречно с приложенным напряжением и изменяющаяся по синусоидальному закону. В переходных режимах, например при сбросе нагрузки или уменьшении управляющего напряжения в системе с обратной связью по скорости, скважность импульсов упр авле- ния уменьшается и может стать равной нулю, т.е. ЭДС вращения может быть больше приложенного к обмоткам двигателя сред- негр напряжения.
В этом случае СТК 32 (33) и открытые тиристоры, например 24 и 27 (28 и 31), закрываются и под действием ЭДС вращения автоматически открывается транзисторный ключ 42 (43) по цепи: фаза 2 (3), диод 34 (38), переход эмиттер-база ключа, резистор 44 (45), диод 47 (49), обмотка двигателя.
Ток в фазе 2 (3) меняет свое направление и протекает в контуре, образованном открытым транзисторным ключом 42 (43) и
диодами 34 и 37 (38 и 41). При изменении полярности ЭДС вращения на выводах обмотки 2 (3) транзисторный ключ 42 (43) уже вместе с диодами 36 и 35 (40 и 39) образует контур для протекания тока от ЭДС вращения в другом направлении. Следовательно, в переходных режимах в электроприводе осуществляется автоматически перевод двигателя в режим торможения, т.е. проис0 ходит частичный сброс запасенной в двигателе электромагнитной энергии и его подтормаживание.
При остановке двигателя, когда снимаются импульсы управления, а также в ава5 рийный режимах, например при исчезновении питания на двигателе, в известных электроприводах элементы полупроводниковых коммутаторов становятся неуправляемыми и двигатель тормозится
0 выбегом. В подобных ситуациях в предлагаемом электроприводе обмотки двигателя отключаются силовыми транзисторными ключами и тиристорами реверсивного тири- сторного моста от шин источника питания и
5 под действием наведенных в них ЭДС вращения открываются автоматически транзисторные ключи прямой проводимости, которые вместе с диодами обратных диодных мостов образуют контуры динамиче0 ского торможения. Токи в обмотках меняют свое направление и создают тормозной момент, противоположный моменту вращения, в результате происходит быстрый останов двигателя. Для ограничения тор5 мозного тока в коллекторную цепь транзисторного ключа 42 (43) может быть включен резистор.
При смене полярности управляющего напряжения на выходе задатчика 12 изме0 няются на 180° фаза выходного напряжения модулятора 13 и соответственно фаза напряжений на обмотках ДПР и выходах демодуляторов. При этом импульсы управления появляются сначала на вторых выходах
5 ШИП 16 и 17 и от формирователей 18 (20) импульсов включаются первыми диагональные тиристоры 25 и 26 (29 и 30), т.е. происходит смена фазы формируемого тока в обмотках двигателя и, соответственно, из0 менение направления электромагнитного вращающегося момента. Ротор двигателя приходит в движение и вращается назад, при этом коммутационные процессы в схеме электропривода происходят так же, как и
5 при вращении двигателя вперед.
Таким образом, в электроприводе за счет введения новых элементов осуществляется импульсное регулирование напряжения на обмотках синхронного двигателя и, следовательно, его скорости только двумя
силовыми транзисторными ключами, а изменение направления тока в обмотках производится по раздельному закону тири- сторными реверсорами, что уменьшает вероятность возникновения сквозных токов в полупроводниковых коммутаторах. Кроме того, в электроприводе при импульсном регулировании напряжения обеспечивается безразрывность тока в обмотках двигателя во всех режимах работы, а также осуществляется автоматически перевод двигателя в режим динамического торможения в аварийных ситуациях, при этом не требуется дополнительных устройств управления и источников питания. Все это повышает надежность его работы.
Формула изобретения
Реверсивный вентильный электропривод, содержащий двухфэзный синхронный электродвигатель, каждая фаза которого подключена к полупроводниковому коммутатору, два промежуточных усилителя, датчик положения ротора с входной и двумя выходными обмотками, задатчик частоты вращения, подключенный через модулятор к входной обмотке датчика положения ротора, две выходные обмотки которого подклю- чены соответственно к входам двух демодуляторов, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, в него введены два широтно-импульсных преобразователя с двумя выходами каждый, четыре формирователя импульсов с двумя выходами каждый, два логических элемента ИЛИ, а каждый полупроводниковый коммутатор
выполнен в виде тиристорного реверсивного моста с силовым транзистором для подключения к положительному полюсу источника питания и диодного моста, в диагональ которого включены согласно с
его проводимостью силовые выводы транзисторного ключа прямой проводимости, база которого подключена к анодам тиристоров, соединенных с силовым транзистор- ным ключом, и через резистор и два
дополнительных диода соединена с выводами соответствующей фазы синхронного электродвигателя, включенной в общую диагональ диодного и тиристорного мостов, управляющие входы диагонально расположенных тиристоров каждого коммутатора подключены к выходам соответствующих формирователей импульсов, входы формирователей импульсов первого и второго коммутаторов подключены соответственно
к выходам первого и второго широтно-импульсных преобразователей и входам соответствующих логических злементов ИЛИ, выходы которых через соответствующие промежуточные усилители подключены к
управляющим входам транзисторных силовых ключей, а вход каждого широтно-им- пульсного преобразователя соединен с выходом соответствующего демодулятора.
Адволодкин Н.П | |||
и др.Управляемые бесконтактные двигатели постоянного тока.- Л.: Энергоатомиздат, 1984, с | |||
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Беленький Ю.М | |||
и др | |||
Бесконтактный моментный привод для замкнутых систем автоматического управления | |||
- Электротехника | |||
Пневматический водоподъемный аппарат-двигатель | 1917 |
|
SU1986A1 |
с | |||
Походная разборная печь для варки пищи и печения хлеба | 1920 |
|
SU11A1 |
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Авторы
Даты
1990-10-07—Публикация
1988-07-20—Подача