Изобретение относится к авиационной технике в частности к противофлаттерным устройствам, устанавливаемым на гондолах двигателей современных летательных аппаратов.
Целью изобретения является снижение веса и увеличение критической скорости флаттера при повышении демпфирования упругих колебаний.
На фиг. 1 показана схема вертикальной установки аэродинамических поверхностей на гондоле двигателя; на фиг. 2 - схема горизонтальной и вертикальной установки аэродинамических поверхностей на гондоле двигателей в комбинации (горизонтально и вертикально).
Крыло с двигателями летательного аппарата состоит из гондол двигателей 1. Гондолы двигателей 1 посредством узлов 2 крепления через силовой элемент 3 прикреплены к крылу 4. В носовой части гондолы 1 установлена вертикально плоскостью по направлению потока аэродинамическая поверхность 5, сверху гондолы двигателя или аэродинамическая поверхность 6 установлена вертикально снизу гондолы двигателя. Аэродинамические поверхности 5, 6 могут крепиться на гондоле двигателя 1 горизонтально или в комбинации горизонтально и вертикально. Наибольшая эффективность аэродинамических поверхностей при таком положении, когда их плоскости перпендикулярны направлению результирующего вектора колебаний гондол двигателей и площадь этих поверхностей находится в пределах 1-20% от площади наружной поверхности гондолы двигателя.
Работают аэродинамические поверхности 5, 6 устанавливаемые на гондолах двигателей следующим образом. При возникновении изгибно-крутильных колебаний крыла 4 вместе с гондолами двигателей 1 энергия колебаний воспринимается аэродинамическими поверхностями, расположенными в носовой части двигателей, где наибольшая амплитуда колебаний, препятствуя развитию колебаний и тем самым демпфируя их. При этом наибольшее демпфирование, когда аэродинамические поверхности расположены перпендикулярно результирующему вектору колебаний. При демпфировании изгибно-крутильных колебаний с результирующим вектором колебаний гондол двигателей 1 в вертикальной плоскости аэродинамические поверхности на гондоле двигателей установлены горизонтально. При демпфировании изгибно-крутильных колебаний с результирующим вектором колебаний гондол двигателей в горизонтальной плоскости аэродинамические поверхности 5, 6 на гондолах двигателей 1 установлены вертикально, т. е. при боковых колебаниях двигателей аэродинамические поверхности противодействуют этим колебаниям и значительно повышают демпфирование колебаний крыла с гондолами двигателей. В случае формы колебаний, характеризующейся одновременно и вертикальными и боковыми колебаниями гондол двигателей, т. е. эллипсовидными колебаниями с различными наклонами их главной оси к направлению полета, наибольший эффект по демпфированию колебаний может оказать совместная комбинация аэродинамических поверхностей.
Аэродинамические поверхности с целью регулирования нагрузок на крыло и узлы крепления на разных режимах полета могут быть выполнены управляемыми с изменяемым углом атаки.
Для так называемой "пилонной" формы флаттера с боковыми колебаниями двигателей или слабозатухающих боковых колебаний двигателей на пилонах аэродинамические поверхности надо установить вертикально для получения наибольшего демпфирования этих колебаний.
При флаттере или слабозатухающих колебаниях крыла и двигателей, характеризующихся сложными колебаниями гондол двигателей, эффективно совместное применение аэродинамических поверхностей, расположенных в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Изобретение позволяет значительно уменьшить вес конструкции летательного аппарата, т. е. полностью снять противофлаттерные балластные грузы с гондол двигателей при повышении критической скорости флаттера и демпфирования упругих колебаний крыла и двигателей, а также позволяет снизить нагрузки на крыло и узлы креплений, увеличить ресурс летательного аппарата, так как значительно уменьшается масса грузов противофлаттерного устройства. (56) Книга С. М. Егера "Проектирование самолетов". М. : Машиностроение, 1983, с. 444-446.
Книга "Проектирование, испытание и производство широкофюзеляжных самолетов", М. : Машиностроение, 1982, т. 11, кн. 2, 5 серия.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДЕМПФИРОВАНИЯ КОЛЕБАНИЙ КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1986 |
|
SU1840804A1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ РАЗРУШЕНИЯ СНАРЯДОВ РЕАКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ (РСЗО) В ПОЛЕТЕ, ОСНОВАННЫЙ НА СНИЖЕНИИ ВЛИЯНИЯ ФЛАТТЕРНЫХ КОЛЕБАНИЙ | 2009 |
|
RU2409801C2 |
Противофлаттерное устройство | 1978 |
|
SU898708A1 |
Противофлаттерное устройство | 1977 |
|
SU714742A1 |
Комбинированная динамически-подобная аэродинамическая модель для разных видов аэродинамических испытаний | 2023 |
|
RU2808290C1 |
ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ САМОЛЕТ | 1993 |
|
RU2070144C1 |
ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ САМОЛЕТ | 2017 |
|
RU2682700C2 |
САМОЛЕТ | 1996 |
|
RU2151716C1 |
Конвертируемый летательный аппарат | 2018 |
|
RU2701284C1 |
ВИНТО-КОЛЬЦЕВОЙ КОМПЛЕКС АМФИБИЙНОГО СУДНА НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2018 |
|
RU2687391C1 |
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к противофлатерным устройствам, устанавливаемым на гондолах двигателей современных летательных аппаратов. Цель изобретения - снижение веса и увеличение критической скорости флаттера при повышении демпфирования упругих колебаний. Это достигается тем, что противофлаттерное устройство выполнено в виде аэродинамических поверхностей 5, 6, установленных в носовой части гондол двигателей 1 в горизонтальной или вертикальной плоскости или в комбинации относительно оси симметрии двигателей, при этом площадь аэродинамических поверхностей составляет 1 - 20% площади наружной поверхности гондолы 1. 2 ил.
КРЫЛО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащее двигатели с гондолами и противофлаттерное устройство, отличающееся тем, что, с целью снижения веса и увеличения критической скорости флаттера при повышении демпфирования упругих колебаний, противофлаттерное устройство выполнено в виде аэродинамических поверхностей, установленных в носовой части гондол двигателей в горизонтальной или вертикальной плоскости или в комбинации относительно оси симметрии двигателей, при этом площадь аэродинамических поверхностей составляет 1 - 20% от площади наружной поверхности гондолы.
Авторы
Даты
1994-02-15—Публикация
1989-03-15—Подача