Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых.
Цель изобретения - повышение интенсификации работ при обеспечении безопасности ведения горных работ.
На фиг. 1-3 представлены стадии отработки карьера-и приращенных запасов.
Способ осуществляют следующим образом.
В процессе разработки месторождения полезных ископаемых отрабатывают рабочие горизонты, оставляя при этом предохранительные и транспортные бермы при понижении горных работ по проектному контуру борта основного карьера. Выводят горную массу на дневную поверхность по основным транспортным коммуникациям I,
отстроенным в предельном борту основного карьера 2. При проведении эксплуатационной разведки выявляют приращенные запасы полезных ископаемых 3. К моменту начала вскрытия приращенных запасов
3по новому контуру 4 горные работы в основном карьере 2 опускаются на значительную глубину с постановкой борта и соответствующих ему предохранительных и транспортных берм в предельное положение. С целью вовлечения их в отработку открытым способом в этой зоне производят формирование борта карьера по новому контуру 4. Вскрытие приращенных запасов 3 осуществляют путем проходки с поверхности самостоятельных временных съездов 5 в границах приращенных запасов 3. закладываемых по вновь отстроенному борту карьера
4до примыкания к основным транспортО5
о
05 05 05
00
ным коммуникациям 1. Высота первоначально вскрываемой зоны определяется глубиной расположения основной транспортной коммуникации основного карьера 2 в этой зоне. С опусканием горных работ на отметку примыкания к основной транспортной коммуникации начинается интенсивная отработка приращенных запасов 3 сверху вниз со срабатыванием временных съездов и откаткой горной массы по основной транспортной коммуникации. При этом борт ставят в предельное положение, а параметры уступов в зоне приращенных запасов 3 принимают идентично параметрам уступов основного карьера 2, а их количество зависит от расположения по глубине относительно основного карьера приращиваемых запасов 3. Участок транспортной схемы основного карьера 2, прилегающий к зоне приращенных запасов 3 с сохранением высотных отметок, перенарезается по новому борту карьера. Последующее вскрытие нижележащего участка приращенных запасов 3 осуществляют путем проходки с капитальной транспортной коммуникации временных съездов 5. В связи с интенсивным понижением горных работ в зоне приращенных запасов 3 ширина прирезки постепенно уменьщается и становится недостаточной для размещения временных съездов 5 с руководящими уклонами и нормального размещения горно-транспортного оборудования, контур основного карьера 2 в этой зоне временно смещается внутрь карьера на величину, необходимую для размещения временных съездов 5 и горно-транспортного оборудования, формируя таким образом вспомогательную берму, при этом смещенный временно борт основного карьера 2 в указанной зоне оставляют под рабочим углом 6. Временное смещение борта основного каьера 2 начинают одновременно с началом работ по вскрытию приращенных запасов 3. Таким образом, по мере углубления горных работ в основном карьере сохраняется транспортная связь с выщележащими уступами. После соединения временных съездов 5, проходимых с основной транспортной коммуникацией с временными съездами 5, оставленными в основном карьере 2, производится интенсивное погащение их сверху вниз с полной отработкой приращенных запасов 3 и откаткой горной массы через основной карьер 2. Интенсивная отработка в зоне приращенных
запасов 3 полезных ископаемых позволяет сравнять уровень горных работ основного карьера 2 и зоны приращенных запасов 3. В дальнейшем производится совместная доработка законтурных и основных запасов
полезных ископаемых по единой схеме.
Формула изобретения
Способ отработки карьера, включающий 0 разработку основного карьера с постановкой борта в предельное положение и формирование перемещения горной массы по транспортным коммуникациям основного карьера, вскрытие дополнительной зоны карьера с отстройкой временных съездов и разработку дополнительной зоны, отличающийся тем, что, с целью повышения интенсификации работ при обеспечении безопасности ведения горных работ, после вскрытия дополнительной зоны до уровня транспорт- 0 ных коммуникаций основного карьера разрабатывают дополнительную зону и устанавливают борт дополнительной зоны в предельное положение, одновременно со вскрытием указанной зоны в основной зоне карьера формируют вспомогательную берму, а 5 борт основного карьера отстраивают под углом погашения борта дополнительной зоны карьера и после достижения горными работами дополнительной зоны горных работ основного карьера разработку ведут одним карьером.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КАРЬЕРА С ДВУМЯ БЛИЗКОРАСПОЛОЖЕННЫМИ РУДНЫМИ ТЕЛАМИ | 2002 |
|
RU2230192C1 |
Способ отстройки нерабочих бортов глубоких карьеров | 1990 |
|
SU1721244A1 |
СПОСОБ ДОРАБОТКИ КАРЬЕРА С ДВУМЯ БЛИЗКОРАСПОЛОЖЕННЫМИ РУДНЫМИ ТЕЛАМИ | 2008 |
|
RU2382200C1 |
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КАРЬЕРА С ДВУМЯ БЛИЗКОРАСПОЛОЖЕННЫМИ РУДНЫМИ ТЕЛАМИ | 2006 |
|
RU2314420C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 2005 |
|
RU2304720C1 |
СПОСОБ ДОРАБОТКИ КАРЬЕРА С ДВУМЯ БЛИЗКОРАСПОЛОЖЕННЫМИ РУДНЫМИ ТЕЛАМИ | 2013 |
|
RU2540735C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 2003 |
|
RU2256795C1 |
Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых | 1989 |
|
SU1730452A1 |
СПОСОБ КОМБИНИРОВАННОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 2006 |
|
RU2331767C1 |
Способ вскрытия и открытой разработки месторождений полезных ископаемых | 1989 |
|
SU1687779A1 |
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых. Цель изобретения - повышение интенсификации работ при обеспечении безопасности ведения горных работ. После выявления приращенных запасов полезного ископаемого при отработке основного карьера ведут отработку дополнительной зоны карьера. Вскрытие дополнительной зоны производят с поверхности временными съездами до уровня транспортных коммуникаций основного карьера. Отрабатывают дополнительную зону и устанавливают борт этой зоны в предельное положение. Одновременно с вскрытием этой зоны смещают контур неотработанной части основного карьера в этой зоне во внутрь карьера на величину, необходимую для размещения съездов в дополнительной зоне, и формируют вспомогательную берму. При этом борт этой части основного карьера отстраивают под углом погашения борта дополнительной зоны карьера. После достижения горными работами дополнительной зоны горных работ основного карьера отработку ведут одним карьером. 3 ил.
фиг. 2
4
Юматов В | |||
П | |||
и др | |||
Строительство и реконструкция рудных карьеров | |||
М Недра, 1978, с | |||
Пылеочистительное устройство к трепальным машинам | 1923 |
|
SU196A1 |
Дриженко А | |||
Ю | |||
Восстановление земель при горных разработках | |||
Приспособление для установки двигателя в топках с получающими возвратно-поступательное перемещение колосниками | 1917 |
|
SU1985A1 |
Двухколейная подвесная дорога | 1919 |
|
SU151A1 |
Авторы
Даты
1990-11-15—Публикация
1988-11-15—Подача