Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, фиксирующим от осевых перемещений устанавливаемые на валу или в корпу- се детали и узлы (подшипники, колеса и др.)
Цель изобретения - повышение надежности соединения при упрощении технологии изготовления кольца,
На Аиг.1 изображено предлагаемое соединение, обгщй вид; на фиг.2 - схема действия сил в нагруженном осевой нагрузкой соединении.
Стопорное соединение содержит вал 1 с упорным буртом 2 и канавкой 3, н котором устанавливаются фиксируемый элемент 4 и стопорное кольцо 5, опирающееся на криволинейную упорную поверхность канавки 3.
На фиг.2 изображена схема действи i нагрузок на криволинейную поверхност 6 канавки 3 от осевых сил фиксируемого элемента 4. Под действием осевы сил Р со стороны фиксируемого элемен та возникают нормальная N и касательная Т составляющие.
При сборке механизма фиксируемый элемент 4 устанавливается на вал 1 до упора в бурт 2, а стопорное коль- цо 5, уложенное в канавку 3, перемещаясь за счет упругих свойств по криволинейной упорной поверхности 6 внутрь канавки 3, одновременно перемещается в сторону фиксируемого элемента 4 и за счет все тех же упругих свойств прижимает его к бурту 2 с определенным натягом, исключающим осевые зазоры. При работе механизма установленньш и закрепленный с натя- гом фиксируемый элемент 4 не будет вызывать вибраций механизма.
Упорная поверхность канавки для установки плоского стопорного коль- .да вьшолняется криволинейной так, что касательная к этой поверхности (в любой точке) пересекается с осью вращения вала под углом, определяемым неравенством
Oi arctg
h Ч .
S - ширина стопорного кольца; h - глубина канавки; Ь) - произвольная глубина канавки, не занятая стопорным кольцом,
этом осевые размеры фиксируемого ента, стопорного кольца и рас
5
5
0
стояния оу упорного бурта до диаметров, ограничивающих упорную поверх- f ность канавки, должны удовлетворять следующим условиям:
для обеспечения размещения стопорного кольца в канавке
L - ,
где L - размер от упорного бурта до наружного диаметра канавки, В - ширина фиксируемого элемента,
для обеспечения контактирования стопорного кольца с криволинейной упорной поверхностью канавки
1 - В S, :где 1 - размер от упорного бурта до
внутренного диаметра канавки.
При таком выполнении упорной поверхности длина регулировки увеличивается ,58 h, что позволяет снизить требования по обеспечению точности осевых размеров деталей. Наличие же предлагаемой-формы упорной поверхности канавки при любом положении стопорного кольца обеспечивает преимущество момента осевой силы относительно точки контактирования стопорного кольца с упорной поверхностью канавки над моментом от касательного усилия, направленного вдоль образующей упорной поверхности канавки, относительно точки приложения осевого усилия к стопорному кольцу. Этим обеспечивается исключение выжимания стопорного кольца из канавки при любом его положении. Принимая во внимание нормативные допускаемые напряжения для таких соединений, вероятность опасного перекоса стопорного кольца в этом случае практически исключается. Формула изобретения
Стопорное соединение, состоящее из выполненного на охватываемом элементе упорного бурта, фиксируемого охватывающего элемента, сопряженного одной из опорных поверхностей с указанным буртом, и стопорного кольца, размещенного в выполненной на охватываемом элементе канавке, имеющей профильную упорную поверхность для стопорного кольца, сопряженного с второй опорной поверхностью фиксируемого элемента, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности соединения при упрощении технологии изготовления кольца, кольцо выполнено с прямоугольным поперечным сечением, а упорная поверхность канавки имеет криволинейную форму, касательная к образующей этой поверхности в любой ее точке пересекается с продольной осью соединения под углом, определяемым неравенством
arctg .
где S - ширина стопорного кольца;
h - глубина канавки;
h - произвольная глубина канавки, не занятая стопорным кольцом, при этом осевые размеры фиксируемого элемента, стопорного кольца и рассто0
5
яния от упорного бурта до диаметров, ограничивающих упорную поверхность канавки, должны удовлетворять условиям:
L - В S;
1 - В S,
где L - расстояние от упорного бурта до наружного диаметра упорной, поверхности канавки; В - ширина фиксируемого элемента; 1 - расстояние от упорного бурта до внутреннего диаметра упорной поверхности канавки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для осевой фиксации | 1990 |
|
SU1796785A1 |
Устройство для фиксации детали | 1989 |
|
SU1620708A1 |
УПЛОТНЕНИЕ ОПОРЫ ШАРОШЕЧНОГО ДОЛОТА | 1996 |
|
RU2096579C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ СЕКЦИОННЫЙ НАСОС ДЛЯ ПОДЪЕМА ЖИДКОСТИ ИЗ СКВАЖИН | 2001 |
|
RU2197643C2 |
Узел ступенчатой коробки передач с жестко связанными одно с другим блокирующим кольцом синхронизатора и зубчатым кольцом и способ его сборки | 1984 |
|
SU1157288A1 |
Шпиндельный узел расточно-отделочного станка | 1984 |
|
SU1456284A1 |
СТОПОРНОЕ РАЗРЕЗНОЕ ПРУЖИННОЕ КОЛЬЦО | 1996 |
|
RU2093717C1 |
Устройство для фиксации болтового соединения фланцев вращающегося трубопровода | 2018 |
|
RU2675457C1 |
СПОСОБ ЧИСТОВОЙ ОБРАБОТКИ С КАЛИБРОВАНИЕМ И УПРОЧНЕНИЕМ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ВНУТРЕННИХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ | 2011 |
|
RU2478025C1 |
ШТИФТОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 1999 |
|
RU2158383C1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, фиксирующим от осевых перемещений устанавливаемые в механизмах детали и узлы. Цель - повышение надежности соединения при упрощении технологии изготовления. Фиксация устанавливаемых деталей осуществляется с помощью стопорного кольца 5,расположенного в канавке с упорной поверхностью 6 криволинейной формы. Выполнение упорной поверхности криволинейной с определенным, необходимым для надежной фиксации деталей углом наклона образующей, позволяет использовать стопорные кольца 5 с прямоугольным поперечным сечением, что упрощает технологию изготовления. 2 ил.
Af
Фиг, 2
Авторы
Даты
1990-11-15—Публикация
1988-10-10—Подача