Фиг. 7
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах с пускателями постоянного тока
Целью изобретения является повышение надежности с
На фиг, 1 представлена схема электропривода; на фиг, 2 - схема управления тиристором.
Электропривод постоянного тока (фиг с 1) содержит электродвигатель, первые выводы обмоток 1 якоря и 2 возбуждения которого подключены к источнику 3 питания непосредственно, а второй вывод обмотки 1 якоря - через пусковой резистор 4, шунтированный тиристором 5. Управляющая цепь тиристора 5 подключена к выходу блока 6 управления, входная цепь которого шунтирована стабилитроном 7. Второй вывод обмотки 2 возбуждения соединен с источником 3 питания через, нелинейное сопротивление 8, а входная цепь блока 6 управления подключена через балластный резистор 9 между точками соединения обмотки 1 якоря с пусковым резистором 4 и обмотки 2 возбуждения с нелинейным сопроти влением 8.
Блок 6 управления (фиг,, 2) выполнен в виде, автоколебательного бло- кйнг-генератора на транзисторе 10 с импульсным насыщающимся трансформатором 11, гальванически развязанная выходная обмотка 12 которого через диод 13 и ограничительньш резистор 14 соединена с управляющей цепью тиристора 5. К входной цепи блока 6 управления подключены интегрирующая КС-цепь, образованная конденсатором 15 и резистором 16, и резистив ный делитель 17, 18 напряжения
Электропривод работает следующим образом.
При включении источника 3 питания по цепи обмотки 1 якоря протека- пусковой ток, ограниченный по величине пусковым резистором 4 и уменьшающийся по мере увеличения скорости нращения электродвигателя и его про- тивоЭДС, Тиристор 5 при этом закрьпу, так как блок 6 управления не работае вследствие наличия на его входе напряжения нерабочей полярности, ограниченного по величине падением напряжения в прямом направлении на шунтирующем стабилитроне 7.
По мере уменьшения пускового тока напряжение на обмотке t якоря возрастает, что приводит сначала к уменьшению величины прямого тока смещения стабилитрона 7, а затем к изменению его полярности. Соответственно, появление напряжения рабочей полярности на входной цепи блока 6
Q управления вызьгеает заряд конденсатора 15 интегрирующей цепи транзисторного блокинг-генератора, его возбуждение и подачу отпирающих импульсов в управляющую цепь тиристора 5о
5 Шунтирование открывающимся тиристором 5 пускового резистора 4 приводит к формированию второго броска пускового тока в цепи обмотки 1 якоря и разгону электродвигателя до усQ тановившейся скорости, стабильность которой на уровне, близком к номинальной величине, обеспечивается действием нелинейного сопротивления 8 в цепи обмотки 2 возбуждения,
5 Блок 6 управления продолжает функционировать и по окончании пуска, что повышает надежность электропривода, работа которого становится нечувствительной к изменениям величины напряжения источника 3 питания. При значительном скачкообразном снижении этого напряжения, обусловленном, например, переключением на резервный источник питания, электродвигатель сначала кратковременно переходит в режим генераторного торможения, при котором вследствие изменения полярности якорного тока тиристор 5 запирается по анодной цепи и величина тормозного тока автоматически ограничивается на безопасном уровне введением в цепь обмотки 1 якоря пускового резистора 4, Затем по окончании режима торможения и выравнивания величин противо-ЭДС и напряжения источника питания тиристор 5 автоматически открывается и шунтирует пусковой резистор 4, обеспечивая нормальное функционирование электропривода. Кроме того, связь входной
0 цепи блока 6 управления с элементй- ми якорной цепи и обмотки возбуждения обеспечивает контроль их исправности, чем также повьшиется надежность электропривода и достигает5 ся поставленная цель.
ФОРМУЛ а и 3 о б р е те н . 1. Электропривод постоянного тока,
содержащий электродвигатель, первые выводы обмоток якоря и возбуждения
0
5
0
5
которого подключены к источнику пи- тания непосредственно, а второй вы- вод обмотки якоря - через пусковой резистор, шунтированный тиристором, управляющая цепь которого подключена к выходу блока управления, отличающийся тем, что, с целью повьщ1ения надежности, в него введены нелинейное сопротивление, балластный резистор и стабилитрон, а блок управления выполнен в виде генератора импульсов, при этом второй вывод обмотки возбуждения соединен с источником питания через нелинейное сопротивление, а входная цепь
блока управления, щунтированная ста- , билитроном, подключена через балластный резистор между точками соединения обмотки якоря с пусковым-резистором и обмотки возбуждения с нелинейным сопротивлением.
2. Электропривод по п. 1, отличающийся тем, что блок управления выполнен в виде автоколебательного блокинг-генератора на тран зисторе с импульсным насьщ1ающимся трансформатором, гальванически развязанная выходная обмотка которого через диод соединена с управляющей цепью тиристора.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электропривод постоянного тока | 1986 |
|
SU1411903A1 |
Электропривод постоянного тока | 1987 |
|
SU1515312A1 |
Реверсивный электропривод постоянного тока | 1988 |
|
SU1669072A1 |
Электропривод | 1985 |
|
SU1314426A1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ТИРИСТОРАМИ РЕВЕРСИВНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ ДЛЯ ПИТАНИЯ ЯКОРНОЙ ЦЕПИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2308142C2 |
Многодвигательный электропривод | 1987 |
|
SU1601730A1 |
Устройство для управления генератором электропривода постоянного тока | 1984 |
|
SU1270856A1 |
Устройство для управления электродвигателем постоянного тока | 1978 |
|
SU748760A1 |
Электропривод | 1985 |
|
SU1314427A1 |
Электропривод постоянного тока | 1982 |
|
SU1035760A1 |
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах с пускателями постоянного тока. Целью изобретения является повышение надежности. В цепи якоря 1 электродвигателя имеется пусковой резистор 4, шунтированный тиристором 5, а в цепи обмотки возбуждения 2 - нелинейное сопротивление 8. В диагоналях образованной мостовой схемы включены соответственно источник питания 3 и блок управления 6 тиристором 5. Блок управления 6 выполнен в виде автоколебательного блокинг-генератора на транзисторе и импульсном насыщающемся транформаторе. Благодаря непрерывному функционированию блока управления 6 и указанному его подключению повышается надежность электропривода. 2 ил.
редактор А, Маковская
Составитель В, Поспелов
Техред М.Дидык Корректор Т. Малец
Заказ 3744
Тираж 455
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР Т13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
производственно-издательский комбинат Патент, г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
Подписное
Справочник по проектированию электропривода, силовых и осветительных установок | |||
Под ред | |||
Большама Я.М | |||
и др | |||
М.: Энергия, 1974, с | |||
Пожарный двухцилиндровый насос | 0 |
|
SU90A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1990-11-30—Публикация
1988-07-06—Подача