Изобретение относится к автотракторостроению и может быть использовано в трансмиссиях дорожных и строительных машин, преимущественно тракторов.
Целью изобретения является повышение .эксплуатационных характеристик путем расширения диапазона и увеличения количества передач.
На фиг,1 изображена кинематическая схема предлагаемой коробки передач; на фиг.2 - вариант выполнения коробки передач.
Коробка передач содержит соосные между собой ведущий 1 и ведомый 2 валы, промежуточный 3 и дополнительный 4 валы, параллельный им реверсивный вал 5. На ведущем валу 1 расположены переключающие устройства 6. В качестве переключающих устройств могут быть использованы синхронизаторы, фрикционные, зубчатые муфты и др. На промежуточном 3 и реверсивном 5 валах установлены зубчатые муфты 7-9.
На ведущем валу 1 свободно сидящие шестерни 10 постоянно зацеплены с шестернями 11, жестко установленными на промежуточном валу 3. На реверсивном валу 5 свободно установлены шестерни 12-14, которые соединяются с ним соответственно зубчатыми муфтами 8 и 9. Шестерни 15 и 16 установлены на ведомом валу 2 жестко и зацеплены следующим образом: одновременно шестерня 15 с шестерней 13 и шестерней 17, последняя свободно установлена на промежуточном валу 3 и соединяется с ним зубчатой муфтой 7, а шестерня 18 дополнительного вала 4, соединяемая с промежуточным валом 3 зубчатой муфты 7, одновременно зацеплена с шестерней 16 ведомого вала 2 и с шестерней 12 реверсивного вала 5. На дной из шестерен 10 ведущего вала 1 установлен зубчатый венец 19, который зацеплен о шестерней 14.
На реверсивном валу 5 жестко установлено водило 20 планетарной передачи. На водиле 20 установлены сателлиты 21, одновременно зацепленные с эпициклической 22 и с солнечной 23 шестернями. Это может быть, когда эпициклическая шестерня 22 выполнена заодно с шестерней 14 или соединена с ней, а солнечная шестерня 23 связана с корпусом коробки 24 через муфту 25 (фиг, 1) или солнечная шестерня 23 выполнена заодно с шестерней 14 или соединена с ней, а эпициклическая шестерня 22 связана с корпусом коробки 24 муфтой 25 (фиг.2). К корпусу коробки 24 прикреплен редуктор 26. В нем на валу 27 размещены шестерни 28-и 29, Шестерня 28 установлена на валу 27 свободно и может соединяться с ним муфтой 30, шестерня 29 установлена на валу 27 жестко. Шестерня 28 зацеплена с шестерней 14. а шестерня 29 через паразитную шестерню 31 зацеплена с солнечной шестерней 23 (фиг. 1) или с коронной шестерней 22 (фиг.2).
Коробка передач работает следующим образом.
Вращение от коленчатого вала двигате0 ля передается на ведущий вал 1. Шестерни 10, свободно сидящие на ведущем валу 1. поочередно включаются переключающимися устройствами 6, например синхронизаторами, и передают крутящий момент на
5 промежуточный вал 3. Для получения транс. портного и рабочего диапазонов передач
необходимо с помощью зубчатой муфты 7
включить соответственно шестерни 18,16 и
17,15, при этом промежуточный вал 3 соеди0 няется с шестернями 18 и 17 зубчатой муфтой 7, Зубчатые муфты 8 и 9 в этом случае выключены.
Для получения пониженного рабочего диапазона передач переднего и заднего хо5 да необходимо с помощью зубчатых муфт 8 и 9 включить шестерни 19,14 и 13,15 (передний ход) и шестерни 19,14 и 12,18,16 (задний ход). При этом зубчатая муфта 7 выключена.
0 Для получения технологического диапазона передач переднего и заднего хода необходимо с помощью зубчатой муфты 8 включить шестерни 13,15 и 12,18,16. При этом зубчатые муфты 9 и 7 выключены, сол5 нечная шестерня 23 через муфту 25 связана с корпусом коробки 24, а муфта 30 выключена (фиг,1), В этом случае крутящий момент от ведущего вала 1 передается к ведомому валу 2 через шестерни 19,14 и 22,21,23 и
0 водило 20, шестерни 13,15, при этом осуществляется передний ход, а когда крутящий момент передается через шестерни 19,14 и 22,21,23 и водило 20 шестерни 12,18,16,осу- ществляется задний ход.
5 Для получения технологического пониженного диапазона передач переднего и заднего хода с более высоким передаточными числами (более низкими скоростями) необходимо эпициклическую шестерню 22 через
0 муфту 25 связать с корпусом 24, а муфту 30 установить в нейтральное положение (фиг.2), тогда крутящий момент от ведущего вала 1 к ведомому валу 2 передается через шестерни 19, 14 и 23,21,22 и водило 20,
5 шестерни 13,15 (передний ход); и через шестерни 19,14 и 23,21,22 и водило 20, шестерни 12.18,16 (задний ход).
Для получения диапазона замедленных передач переднего и заднего хода необходимо зубчатой муфтой 30 соединить вал 27
с шестерней 28, зубчатой муфтой 25 растормозить звенья планетарного ряда шестерен 23 и 22, ввести в зацепление шестерни 28,14 и 31 с шестерней 23 (фиг.1) и шестерню 31 с шестерней 22 (фиг.2). В этом случае крутя- щий момент от ведущего вала 1 передается к ведомому валу 2 через шестерни 19,14,28,29,31,23 и водило 20. шестерни 13,15 (передний ход); и через шестерни 19,14,28,29,31,23 и водило 20, шестерни 12,18,16 (задний ход) (фиг.1). Для получения пониженного диапазона замедленных передач переднего и заднего хода с более высокими передаточными числами необходимо соединить шестерни 19,14,28,29,31.22 и водило 20, шестерни 13.15 (передний ход); и через шестерни 19,14,28,29,31,22и водило 20, шестерни 12,18,16 (задний ход) (фиг.2), связь шестерен 29 с шестернями 22 (23) через шестерню 31 позволяет получать большие передаточные числа.
Планетарный ряд, выполненный с заторможенной солнечной шестерней 23. позволяет уплотнить распределение передаточных чисел, расширить диапазон передаточных чисел, т.е. получить на тракторе более низкие скорости движения. Выбор планетарного ряда с торможением солнечной или коронной шестерни определяется машинами, с которыми трактор агрегатируется с учетом качественного выполнения при этом технологического процесса.
Формула изобретения Коробка передач преимущественно для трактора по авт. св. № 1381010, отличающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационных возможностей путем расширения диапазона и увеличения количества передач, она снабжена дополнитель- ным редуктором, установленным на боковой стенке картера коробки передач и содержащим корпус, установленный в картере с двумя шестернями, одна из которых установлена на валу неподвижно, а другая - с возможностью вращения и соединения с этим валом с помощью муфты, при этом обе шестерни связаны с центральными шестернями трехзвенного планетарного механизма, причем одна шестерня зацеплена непосредственно, а другая - через паразитную шестерню.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка передач | 1986 |
|
SU1381010A1 |
СООСНАЯ МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 10R2 | 2016 |
|
RU2621403C1 |
СООСНАЯ МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 10R4 | 2016 |
|
RU2625397C1 |
24-СТУПЕНЧАТАЯ СООСНАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2015 |
|
RU2592028C1 |
РЕВЕРСИВНАЯ (20R20) НЕСООСНАЯ 24-Х СТУПЕНЧАТАЯ ВАЛЬНО-ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТИПА 24R28 | 2017 |
|
RU2656930C1 |
Планетарная коробка передач 10R4 со сдвоенным сцеплением | 2016 |
|
RU2721229C2 |
ДВЕНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ СООСНАЯ ВАЛЬНО-ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2010 |
|
RU2419007C1 |
Вально-планетарная реверсивная соосная коробка передач | 2020 |
|
RU2752585C1 |
ЧЕТЫРНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ СООСНАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2009 |
|
RU2406899C1 |
ШЕСТНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 16R4 СО СДВОЕННЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ | 2013 |
|
RU2542816C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях дорожных и строительных машин, преимущественно тракторов. Цель изобретения - повышение эксплуатационных характеристик путем расширения диапазона и увеличения количества передач. Цель достигается за счет того, что с корпусом основной коробки соединен дополнительный редуктор 26, на валу 27 которого установлены шестерни 28 и 29, связанные с центральными шестернями планетарного механизма основной коробки. 2 ил. О Ьь CS ел со ю
Коробка передач | 1986 |
|
SU1381010A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1991-04-15—Публикация
1988-11-15—Подача