Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для вскрытия с использованием карьерного железнодорожного транспорта, глубокозалегающих, мощных и неоднородных по геологическому строению месторождений полезных ископаемых.
Цель изобретения - повышение интенсивности ввода железнодорожного транспорта на рабочие горизонты глубоких мощных карьеров при сокращении расстоянии транспортирования.
На фиг 1-3 изображены положения вскрывающих выработок и границ карьерного поля на первом, втором и третьем этапе развития горных работ соответственно.
Способ вскрытия осуществляют следующим образом.
Мощное протяженное крутопадающее месторождение 1 с рельефом местности, представленным топографической поверхностью 2, с уклоном местности в сторону карьера от пунктов разгрузки горной массы 3 разрабатывается поэтапно до проектного контура 4.
Вскрытие рабочих горизонтов карьера 5 на первоначальном этапе разработки месторождения (фиг. 1) осуществляется общей выездной траншеей 6 (первой траншеей из первой группы общих траншей) Заложение выездной траншеи 6 определено исходя из положения промежуточных границ карьера 5 первого этапа развития горных работ, устаО5
4Ь to
4-
новленных по критерию минимального значения текущего коэффициента вскрыши (отрабатывается часть месторождения с наименьшими высотными отметками рельефа местности). В процессе развития горных работ первоначального этапа формируются первая 7 и вторая 8 внутренние траншеи второй группы вскрывающих выработок с направлением развития вскрывающих выработок, противоположном развитию первой группы вскрывающих общих траншей. В местах пересечения внутренних и внешних траншей осуществляется строительство узловых железнодорожных станций 9-12. В границах первоначального этапа разработки месторождения целенаправленно обрабатывается участок карьерного поля 13, прилегающий к конечному контуру карьера, необходимый для последующей проходки второй выездной траншеи с минимальными горно-капитальными объемами и с приближением района заложения этой траншеи к пунктам разгрузки горной массы на дневной поверхности.
На втором этапе разработки месторождения (фиг. 2) выполняется проходка второй выездной траншеи 14 из первой группы общих траншей с повышенным руководящим уклоном по сравнению с уклоном первой выездной траншеи, осуществляется уг- лубка первой выездной траншеи, внутренних траншей второй группы вскрывающих выработок, пройденных на первом этапе разработки, проходка траншей внутренних 15 и строительство узловых железнодорожных станций 16, 17 и 18 в местах пересечения траншей. В границах горных работ этого этапа формируется район 19 размещения третьей выездной траншеи также с приближением ее устья к пунктам погашения грузопотоков.
На третьем этапе разработки месторождения выполняется проходка третьей выездной траншеи из первой группы общих траншей 20 с руководящим уклоном более высоким, чем уклон второй выездной траншеи, осуществляется углубка всех трех общих и трех внутренних траншей, позволяющих вскрывать рабочие горизонты карьера в различных направлениях, местах и уровнях, выполняется строительство самой глубокой .узловой железнодорожной станции 21.
Расстояние между осями траншей, вскрывающих противоположный торец карьера, составляет
,5 (/,-+/,+,),
где h - разность высотных отметок смежных узловых станций, м; / - величина руководящего уклона
выездных траншей;
/,+/;+ - соответственно протяженность горизонтальных площадок под каждой смежной узловой станцией, а количество траншей определяют по зависимости
т 2А+(//+//+.) где Lk - протяженность карьерного поля.
Формула изобретения
Способ вскрытия карьерного поля, включающий проходку в торцовой зоне карьера,
по конечному контуру карьера, первой выездной траншеи на нерабочем борту карьера, последующую проходку выездных траншей по конечному контуру карьера по мере формирования нерабочего борта карьера и транспортировку горной массы к пунктам разгрузки, отличающийся тем, что, с целью повышения интенсивности ввода железнодорожного транспорта на рабочие горизонты глубоких мощных карьеров при сокращении расстояния транспортирования, местоположение первой выездной траншеи определяют по критерию минимального значения текущего коэффициента вскрытия, а каждую следующую выездную траншею проходят с приближением устья траншеи к пунктам разгрузки, пересекают траншеи на одном уровне с созданием узловых станций, причем расстояние между осями траншей, вскрывающих противоположный торец карьера, составляет„
L 4o,5(/H-/H-i).
где h - разность высотных отметок смежных узловых станций, м; i - величина руководящего уклона
выездных траншей;
/, и /,-+| - соответственно протяженность горизонтальных площадок под каж- дои смежной узловой станцией,
а количество траншей определяют по зависимости
2А+(/Н-/1+1)
r
где Lk - протяженность карьерного поля.
210
«Р
180
Фиг.2
tfO
140
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВСКРЫТИЯ РАБОЧИХ ГОРИЗОНТОВ КАРЬЕРОВ | 1991 |
|
RU2038478C1 |
СПОСОБ КОМБИНИРОВАННОЙ РАЗРАБОТКИ ВЫТЯНУТЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ КРУТОПАДАЮЩИХ ЗАЛЕЖЕЙ | 2013 |
|
RU2515649C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 1991 |
|
RU2064581C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 2002 |
|
RU2261331C2 |
СПОСОБ ВСКРЫТИЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ СПИРАЛЬНОЙ ТРАНШЕЕЙ | 2010 |
|
RU2435032C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ ПОЛОГИХ И НАКЛОННЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 1998 |
|
RU2139429C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ ОБВОДНЕННЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ПЛОЩАДНОГО ЗАЛЕГАНИЯ | 1994 |
|
RU2114307C1 |
СПОСОБ ОТВАЛООБРАЗОВАНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ НАГОРНЫХ КАРЬЕРОВ | 2017 |
|
RU2658420C1 |
Способ открытой разработки рудных месторождений | 1981 |
|
SU994728A1 |
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ ОБВОДНЕННОГО РУДНИКА, ОТРАБАТЫВАЕМОГО ОТКРЫТО-ПОДЗЕМНЫМ СПОСОБОМ | 2023 |
|
RU2798370C1 |
Изобретение относится к горной пром-сти и позволяет повысить интенсивность ввода железнодорожного транспорта при вскрытии карьерного поля на рабочие горизонты глубоких мощных карьеров (К) при сокращении расстояния транспортирования. Месторождение разрабатывается поэтапно до проектного контура. Сначала в торцовой зоне К по конечному контуру К проходят первую выездную траншею (ВТ) на нерабочем борту К. Ее местонахождение определяют по критерию минимального значения текущего коэффициента вскрытия. Затем по конечному контуру К по мере формирования нерабочего борта К проходят следующую ВТ с приближением ее устья к пунктам разгрузки. Пересекают ВТ на одном уровне с созданием узловых станций (УС) Расстояние L между осями ВТ, вскрывающих противоположный торец К, составляет L-h/i-0,5- (/,-(-/,+), где h - разность высотных отметок смежных УС (м), / - величина руководящего уклона ВТ. /, и /,+ - соответственно протяженность горизонтальных площадок под каждой смежной УС. Количество ВТ определяют по зависимости (Z.t,)(/1 + /,+,)l, где Lk - протяженность карьерного поля. Вскрытую горную массу транспортируют к пунктам разгрузки 3 ил. SS ел
Фиг.з
Мельников Н | |||
В Краткий справочник по открытым горным работам | |||
М : Недра, 1982, с | |||
Паровоз для отопления неспекающейся каменноугольной мелочью | 1916 |
|
SU14A1 |
Способ открытой разработки крутопадающих месторождений | 1984 |
|
SU1204720A2 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1991-04-15—Публикация
1988-08-15—Подача