. , , 1 . ,;, ., Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработкерудных месторождений при переходе {на комбинированные схемы карьернрго тран спорта. ., Известен способ открытой раЗра- ботки месторождений с использованием комбинированного транспорта, flpи котором подготовка новых горизонтов осуществляется последовательной проходкой разрезных траншей от трассы подъемника, расположенного на нерабочем борту карьера, и последующим их разносом по всей протяженности карьерного поля Cl3. Недостатками данного способа разработки являются ухудшение режима оаСКЭТКИ являются ухудшспис ,,-, работ и резкое увеличение объ в вскрыши а период реконструкции рьера при переходе на комбинированные схемы транспорта, что снижает э ёктивность разработки месторожден В этих случаях рабочий борт карьер большой протяженности состоит 1 рабочих площадок нормальной техно/ гической ширины, что требует В1 лнения -значительных объемов . работ, особенно в первонач ный период реконструкции карьера. / ;-., аиболее близким к предлагаемому способ открытой разработки руных месторождений, включающий взрытие месторождения крутой внутр ней капитальной траншеей по трас подъемника, подготовку рабочих лгупов двумя рабочими зонами,- вспо)гагельной и главной, соединенными ежду собой транспортной траншеей транспортными бермами, первую из Формируют по трассе подъем(Ника, а вторую развивают от места /заложения подготавливающих выработок /по рациональному направлению углубки, обработку уступов и транспортиРовку горной массы на поверхность С23 Недостатками этого способа являю ся необходимость формирования 2-х рабочих бортов карьера в районе транспортной траншеи, состоящих из рабочих площадок минимально допусти мой ширины, продольная отработка эт уступов параллельна траншее, а такж необходимость вскрытия основной рабочей зоны от транспортной траншей автомобильными скользящими съездами Цель изобретения - повышение эффективности разработки месторождени путем снижения первоначальных объемов горноподготовительных работ в период реконструкции карьера и умен шения расстояния транспортирования горной массы к перегрузочным пунк там в период эксплуатации. Поставленная цель достигается тем что согласно способу открытой разработки рудных месторохдений, включающему вскрытие местоюжйения крутой внутренней капитальюй траншеей по трассе подъемника, п(дготовку рабочих уступов двумя рабсцими зонами, вспомогательной и гл1вной, соединенными между собой тряспортной траншеей и транспортными Фермами, первую из которых формиру т по трассе подъемника, а вторую развивают от места заложения подготадивающих выработок по рациональномунаправлению углубки, отработку утупов и транспортировку горной масу на поверхность, отработку уступа вдоль транспортной траншей осущесвляют короткими поперечными заходами длиной не менее ширины рабочей шощадки в направлении от главной абочей зоны к вспомогательной рабоч зоне, а вскрытие и подготовку |ередных горизонтов в главной зонеосуществляют наклонными съездамн|з транспортной траншеи в сторон;подготавливающей выработки, приче подготавливающие выработки в обей зонах проходят в виде котлованов На фиг. 1 изображен- совмещсный план горных работ в карьере; на фиг, 2 - разрез А-Б-В-Г на фиг. на момент окончания вскрытия оч«адного горизонта. На фигурах изображены котлова в главной рабочей зоне, вспомогапь ная рабочая зона 2. Главная и вомогательная рабочие зоны соединен транспортной траншеей 3i выше кот рой расположены транспортные берм|| В пределах граничного контура карьера 5 горные работы развивают на добычных уступах рабочими площадками б нормальной ширины (Bft), а на породных - рабочими площадками 7 минимально допустимой ширины (В.,. Площадки, расположенные выше концентрационного горизонта, связаны скользящими съездами 8 с перегрузочным пунктом 9 обслуживающим подъемник 10, например конвейерный. Вскрытие горизонта, расположенного ниже концентрационного, осуществляется наклонным съездом 11. При переносе перегрузочного пункта на очередной концеитрационный горизонт (положение 2) горные работы достигают положения, обозначенного пунктирными линиями. Способ осуществляют следующим образом На первом этапе, включающем строительство - эксплуатацию карьера, месторождение вскрывают в главной рабочей зоне скользящими автосъездами, переходящими по мере опускания горных работ и достижения предельных границ карьера в постоянные. Место заложения подготавливающего нижележащий горизонт котлована 1 определяют по минимуму текущего коэффициента вскрыши, что обеспечивает рациональное направление углубки карьера и наилучший режим разработки месторождения. С понижением горных работ снижается экономическая эффективность разработки, в частности за счет увеличения затрат на транспортирование. Поэтому на втором этапе разработки месторождения предусматривают замену существующей технологии на более прогрессивную цикличнопоточную, т.е. реконструкцию карьера. Технико-экономическим расчетом определяют время начала строительства подъемника, например конвейерного, во вспомогательной зоне 2 вдоль борта карьера. Таким образом, транспорт на карьере становится комбинированным. Для обеспечения минимальных затрат -на транспортирование вспомогательную зону соединяют с главной зоной транспортной траншеи 3 пройенной по горизонту строительства ерегрузочного пункта, ширину котоой (BT) определяют условиями двиения автомобильного транспорта. Одако в период реконструкции, т.е. троительства подъемника и транспортой траншеи, увеличиваются объемы
горноподготовительных работ, что отрицательно сказывается на эффективности разработки месторождения. Для уменьшения возрастающих объемов горноподготовительных работ при строительстве транспортной,,траншеи на расположенных выше нее уступах формируют вместо рабочих площадок нормальной ширины узкие транспортные бермы t, и вскрытие новых горизонтов в главной рабочей зоне осуществляют коттюванами 1.
Отработку уступов в главной рабочей зоне развивают от котлована 1 к граничному контуру карьера 5 в первую очередь в западном и восточном направлениях, а затем в северном и поперечными заходками длиной не менее ширины рабочей площадки, в южном направлении вдоль транспортной траншеи;Горную массу с горизонтов, расположенных на уровне и -ниже перегрузочного пункта перевозят по транспортной траншее 3. ас вышерасположенных уступов - по транспортным бермам 4 и скользящим съездам 8 к перегрузочному пункту 9 и далее по подъемнику 10, например конвейерному,
Вследствие уменьшения ширины рабочих площадок на бортах карьера над транспортной траншеей до размеров трансгюртных берм происходит резкое уменьшение объемов горноподготовительных работ в период реконструкции карьера, связанной с переходом на комбинированный транспорт и строительством перегрузочного пункта. При дальнейшей углубке карьера выемку этих объемов осуществляют короткими поперечными заходками вдоль транспортной траншеи. Соединение основной рабочей зоны с перегрузочным пунктом по наикратчайшему пути позволяет уменьшить расстояния откатки автомобильным транспортом. Все это обеспечивает уменьшение дополнительных капитальных затрат на реконструкцию карьера и снижение эксплуатационных
расходов в очередной этап разработки.
Формула изобретения
Способ открытой разработки рудных месторождений, вк/яочёющий вскрытие месторождения крутой внутренней капитальной траншеей по трассе подъемника, подготовку рабочих уступов двумя рабочими зонами, вспомогательной и главной, соединенными между собой транспортной траншеей и транспортными бермами, первую из которых формируют по трассе подъемника, а вторую развивают от места заложения подготавливающих выработок по рациональному направлению угяубки, отра ботку уступов и транспортировку горной массы на поверхность, о т л и ча ю щ и и с я тем, что, с целью повышения эффективности способа путем снижения первоначальных объемов горноподготовительных работ в период реконструкции карьера и уменьшения расстояния транспортирования горной массы к перефузочным пунктам, отработку уступов вдоль транспортной траншеи осуществляют короткими поперечными заходками длиной не менее ширины рабочей площадки в направлении от главной рабочей зоны к вспомогательной рабочей зоне, а вскрытие и подготовку очередных /горизонтов в главной зоне осуществляют наклонными съездами из транспортной траншеи в сторону подготавливающей выработки, причем подготавливающие выработки в обеих зонах проходят в виде котлованов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Новожилов М.Г, и др. Техйология открытой разработки месторождений полезных ископаемь(х. М., Недра 1971, ч. 2, с. 337-339 РИС. 215.
2.Авторское свидетель(ство СССР
по заявке (Г 295380(, кл. Е 21 С 1(1/00 1980.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 2004 |
|
RU2282721C2 |
Способ открытой разработки сложноструктурных месторождений | 1980 |
|
SU912933A1 |
СПОСОБ ВСКРЫТИЯ РАБОЧИХ ГОРИЗОНТОВ КАРЬЕРОВ | 1991 |
|
RU2038478C1 |
Способ отстройки нерабочих бортов глубоких карьеров | 1990 |
|
SU1721244A1 |
СПОСОБ ОТРАБОТКИ КАРЬЕРА | 1996 |
|
RU2098627C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ РУДНЫХ ТЕЛ | 2014 |
|
RU2571776C1 |
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ НОВОГО ТРАНСПОРТНОГО ГОРИЗОНТА И ЭКСКАВАТОРНО-ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2186982C1 |
СПОСОБ ОТСТРОЙКИ НЕРАБОЧЕГО БОРТА КАРЬЕРА | 2011 |
|
RU2474692C2 |
СПОСОБ ВСКРЫТИЯ И РАЗРАБОТКИ НАКЛОННЫХ И КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ | 1991 |
|
RU2070292C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 2009 |
|
RU2425219C1 |
Авторы
Даты
1983-02-07—Публикация
1981-04-20—Подача