Устройство для электроснабжения электрифицированного транспорта Советский патент 1991 года по МПК B60M3/00 

Описание патента на изобретение SU1643225A1

у

///////S/SS/S/SAr/SS/S/S// //// //// ///////////////// / / ////// ///

Фи& I

Изобретение относится к устройствам тягового электроснабжения постоянного тока, в частности к участкам железных дорог с разделением путей на группы.

Цель изобретения - повышение надежности.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема устройства; на фиг. 2 - функциональная схема устройства.

Устройство содержит тяговую подстанцию 1 с установленными на ней первым 2 и вторым 3 трансформаторами соответственно с большим и меньшим вторичными напряжениями, К вторичным обмоткам первого 2 и второго 3 трансформаторов подключены первый 4 и второй 5 преобразователи на тиристорах в виде выпрямителей. К вторичной обмотке трансформатора 2 присоединен и инвертор 6. Анодные выводы преобразователей 4 и 5 соединены через первый реактор 7 инвертора с катодным выводом инвертора бис первым выводом второго реактора 8. Параллельно первому и второму реакторам 7 и 8 присоединены соответственно первое 9 и второе 10 разделительные устройства. Катодный вывод первого преобразователя 4 через первый отделитель 11 нагрузки соединен с контактными проводами 12 правой фидерной зоны первой группы путей и через последовательно соединенные первый быстродействующий выключатель 13 и второй отделитель 14 нагрузки соединен с контактными проводами 15 левой фидерной зоны первой группы путей. Катодный вывод второго преобразователя 5 через третий отделитель 16 нагрузки соединен с контактными проводами 17 левой фидерной зоны второй группы путей и через последовательно соединенные второй быстродействующий выключатель 18 и четвертый отделитель 19 нагрузки соединен с контактными проводами 20 правой фидерной зоны второй группы путей. Анодный вывод инвертора 6 соединен через выключатель 21 инвертора с правым по фиг. 1 выводом второго быстродействующего выключателя 18.

На границах с фидерными зонами соседних подстанций установлены посты 22 секционирования, каждый из которых содержит две пары последовательно соединенных выключателей 23 , соединяющих контактные провода соседних фидерных зон одного пути. Общие точки пар выключателей 23 соединены между собой через диодный блок 24 таким образом, что его катодный вывод связан с контактными проводами первой группы путей, а анодный вывод - с контактными проводами второй группы путей. Кроме того, между подстанцией 1 и постом 22 секционирования установлены пункты 25 параллельного соединения, соединяющие контактные провода соседних путей через последовательно соединенные выключатель 23 и диодный блок 24, катодный вывод которого присоединен к контактному проводу 12 первой группы путей. Второй вывод второго реактора 8 образует минусовой вывод подстанции и со0 единен с рельсами 26 всех путей.

Система управления подстанцией содержит четыре (по числу фидеров) комплекта аппаратуры. Для фидера, подключенного через отделитель 14 (или 19), в комплект

5 входят (фиг, 2) датчик 27 тока, пороговый элемент 28, входом подключенный к выходу датчика 27, а выходом - к блокам управления выключателя 13 (18) и преобразователя 5(4), а также через управляемый ключ 29 - с

0 входом счетчика 30 и через линию 31 задержки с блоками управления выключателя 13 (18) и преобразователя 5(4). Выключатель 13 (18) и преобразователь 5 (4) имеют соответственно повторители 32 и 33 выключенного

5 состояния. Выход повторителя 32 связан с одним из входов элемента И 34, второй вход которого вместе с управляющим входом ключа 29 связан с выходом счетчика 30. Выход элемента И 34 связан с блоком управле0 ния отделителя 14 (19). повторитель 35 отключенного положения которого связан с одним из входов элемента И 36, второй вход которого связан с выходом элемента И 34, а выход - с блоком управления преобразова5 теля 4 (5).

Комплект аппаратуры управления, относящийся к отделителю 11 (16), содержит датчик 37 тока, пороговый элемент 38, входом связанный с датчиком 37 тока, выхо0 дом - с блоками управления выключателем 13 (18) и преобразователем 4 (5), а также через управляемый ключ 39 -с входом счетчика 40 и входом линии 41 задержки, выход которой связан с блоком управления преоб5 разователем 4(5). Выход счетчика 40 связан с одним из трех входов элемента И 42, два других входа которого связаны с выходами повторителей 32 и 33 соответственно. Выход элемента И 42 и выход повторителя

0 43 отключенного состояния отделителя 11 (16) связаны с входами элемента И 44,выход которого связан с входом линии 31 задержки.

Устройство работает следующим образом.

5 Если поезд в режиме тяги находится на

одном из путей первой группы и питается,

например, от контактного провода 15,то ток

электровоза протекает по цепи 4-13-14-15электровоз - 26-8-4. При прохождении воздушного промежутка и переходе токоприемника электровоза на контактный провод 12 ток электровоза переходит из цепи 13-14 в цепь 11с сохранением питания первого преобразователя 4. Если напряжение на тох коприемнике станет ниже напряжения хо- лостого хода второго преобразователя 5, то последний начинает подпитывать электровоз, например, по цепи 5-18-13-20-23-24- 12- электровоз-26-8-5. Если поезд в режиме тяги находится на пути второй труп- пы и питается от контактного провода 20, то ток замыкается по цепи 5-18-19-20-элект- ровоз-26-8-5. После прохождения воздушного промежутка ток замыкается по цепи 5-16-17-электровоз-2б-8-5.

Если поезд находится на одном из путей второй группы и на этом поезде применяют рекуперативное торможение, то ток, генерируемый электрическими машинами электровоза (или секций электропоездов) замыкается, например, по цепи электровоз- 17-16-18-21-6-7-8-2 6-электровоз. Если при этом на пути первой группы находится поезд в режиме тяги, то часть тока или весь ток рекуперации замыкается по цепи рекуперирующий электровоз - 17-23-24-- 23-15-потребляющий электровоз. Доля тока, передаваемая от рекуперирующего электровоза к потребляющему зависит, в основном, от соотношения токов электрово- зов и их взаимного расположения, Остальная доля тока на потребляющий электровоз поступает по цепи 4-13-14-15- потребляющий электровоз-26-8-4.

При одновременной работе инвертора б и первого преобразователя 4 ток транс- Форматора 2 определяется разностью токов преобразователя 5 и инвертора 6. Направление потока мощности через трансформатор 2 определяется знаком разности этих токов. Если ток инвертора 6 больше тока преобразователя 5, энергия через трансформатор 2 передается в питающую сеть переменного тока и через энергосистему другим потребителям. Благодаря тому, что преобразователь 4 и инвертор 6 подключены к контактным проводам разных путей и электрически разъединены, отсутствуют цепи для протекания тока от преобразователя 4 к инвертору 6, и они могут работать неза- висимо с любыми внешними характеристиками. От преобразователя 5 к инвертору 6 может протекать циркуляционный ток по цепи 5-18-21-6-7-5. Однако в нормальных эксплуатационных режимах при работе ин- вертора 6 преобразователь 5 выключен (не подаются импульсы управления), а в переходных режимах циркуляционный ток ограничивается индуктивностью реактора 7.

В аварийных режимах при коротких замыканиях в контактной сети или на электровозе, а также при перегрузках защита от сверхтоков оборудования тяговой подстанции и тяговой сети обеспечивается воздействием на систему управления преобразователей 4 и 5, инвертора 6, быстродействующих выключателей 13 и 18 и отделителей 14, 16, 19 и 11 нагрузки. Если, например, произошло короткое замыкание между контактным проводом 17 и рельсами 26, питание места короткого замыкания осуществляется от трех источников: от выпрямителя 5 по цепи 5-16-17-26-8-5 и от соседних подстанций: слева через выключатели 23 левого поста 22 секционирования и справа через выключатели 23 правого поста, контактный провод 20, четвертый отделитель 19, второй быстродействующий выключатель 18, второй отделитель 16. Гашение тока преобразователя 5 происходит за счет перевода его в инверторный режим. Ускорение гашения тока достигается шунтированием реактора 8 разрядным устройством 10.

Гашение составляющих тока короткого замыкания от соседних подстанций осуществляется: слева выключением соответствующих выключатетей 23 и справа выключением второго быстродействующего выключателя 18. Если короткое замыкание ликвидировалось до автоматического повторного включения (АПВ) преобразователя 5, то после АПВ последнего происходит АПВ выключателей 23 и второго быстродействующего выключателя 18, после чего устройство продолжает работать в нормальном режиме. Если же после серии АПВ преобрат зователя 5 не произошло ликвидации короткого замыкания, то при выключенном преобразователе 5 и отключенных выключателях 23 и втором быстродействующем выключателе 18 происходит выключение второго отделителя 16, после чего включается второй быстродействующий выключатель 18 и преобразователь 5. Поврежденный контактный провод 17 оказывается обесточенным до устранения повреждения, а остальная часть устройства работает в нормальном режиме. Аналогично осуществляется защита от сверхпотоков при коротком замыкании или перегрузках на других участках тяговой сети. При опрокидывании инвертора происходит выключение третьего быстродействующего выключателя 21, при этом для ускорения гашения аварийного тока реактор 7 шунтируется разрядным устройством 9.

Указанный алгоритм работы устройства в аварийном режиме может быть реализован и системой управления подстанцией 1, показанной на фиг. 2. Работа системы управления в режиме короткого замыкания на фидерной зоне с контактным проводом 15 осуществляется следующим образом.

В момент ti ток через отделитель 14 превышает уставку защиты, т. е. сигнал с датчика 27 тока превышает порог срабатывания порогового элемента 28, на его выходе появляется сигнал, приводящий в действие преобразователь 4 и выключатель 13. Преобразователь 4 переходит в инвер- торный режим сдвигом импульсов управления в сторону отставания на 110-140° и его ток падает до нуля. Выключатель 13 разрывает свои контакты, а ток через отделитель 14 падает до нуля. После срабатывания порогового элемента 28 сигнал с его выхода через нормально замкнутый контакт ключа 29 поступает на вход счетчика 30 и вход линии 31 задержки.

По прошествии времени Дтз на выходе линии 31 задержки появляется сигнал повторного включения преобразователя 4 и выключателя 13, Если короткое замыкание на контактном проводе 15 сохранилось, то произойдет повторное отключение преобразователя 4 и выключателя 13 так же, как и при появлении короткого замыкания. Количество повторных включений определяется счетчиком 30. Допустим, как это показано на фиг. 3, сигнал на выходе счетчика 30 появляется после второго импульса, поступившего на его вход. С выхода счетчика 30 сигнал поступает на управляющий вход ключа 29 и размыкает его, запрещая тем самым дальнейшие повторные включения преобразователя 4 и выключателя 13. Этот же сигнал поступает на один из входов элемента И 34, а на второй его вход сигнал поступает с повторителя 32 после отключения выключателя 13.

В результате на выходе элемента И 34 появляется сигнал, который приводит в действие отделитель 14, после размыкания которого его повторитель 35 выдает сигнал на один из входов элемента И 36, на второй вход которого уже подан сигнал с выхода элемента И 34. В результате на выходе элемента И 36 появляется сигнал, приводящий к включению преобразователя 4 через его систему импульсно-фазового управления. Поврежденный участок с контактным проводом 15 остается обесточенным до устранения на нем аварии. Подача напряжения на контактный провод 15 выполняется оператором через блок 45 оперативного управления. При этом для введения системы автоматического повторного включения

оператор подает сигнал Сброс на счетчики 30 и 40,

Система управления для выключателя 18, отделителя 19 и преобразователя 5 выполнена таким же образом. Для отделителя 11 (16) в комплекте с выключателем 13 (18) и преобразователем 5 (4) система управления аналогична. Отличие состоит в том, что в нее введен повторитель 33 выключенного состо0 яния преобразователя 4 (5), выход которого связан с третьим входом элемента И 42, за счет чего отключение отделителя 11 (происходит только при выключенном преобразователе 4 (5), что при отключенном

5 выключателе 13 (18) обеспечивает отсутствие тока через контакт отделителя 11 (16) при его размыкании.

Формула изобретения

0 1. Устройство для электроснабжения электрифицированного транспорта, содержащее две группы путей, первый трансформатор с повышенным уровнем напряжения, второй трансформа5 тор с пониженным уровнем напряжения, первый и второй преобразователи, подключенные соответственно к первому и второму трансформаторам со стороны переменного тока, катодный вывод первого преобразова0 теля связан через коммутационные аппараты с контактными проводами левой и правой фидерных зон первой группы путей, катодный вывод второго преобразователя через другие коммутационные аппараты

5 связан с контактными проводами левой и правой фидерных зон второй группы путей, связанными с анодами первых диодных блоков, катоды которых связаны с контактными проводами первой группы путей, анодные

0 выводы преобразователей подключены через реактор к рельсовой цепи, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, катодный вывод первого преобразователя присоединен к контактным

5 проводам правой фидерной зоны первой группы путей через первый отделитель нагрузки и к контактным проводам левой фидерной зоны первой группы путей через последовательно соединенные первый

0 быстродействующий выключатель и второй отделитель нагрузки, катодный вывод второго преобразователя присоединен к контактным проводам левой фидерной зоны второй группы путей через третий отдели5 тель нагрузки и к контактным проводам правой фидерной зоны второй группы путей через последовательно соединенные второй быстродействующий выключатель и четвертый отделитель нагрузки, при этом

преобразователи выполнены на управляемых вентилях.

2. Устройство по п. 1, отличающее- с я тем, что, с целью улучшения условий приема энергии рекуперации, оно снабжено инвертором, его входные выводы подключены к,входным выводам первого

преобразователя, анодный вывод инвертора через третий быстродействующий выключатель соединен с одним из выводов второго быстродействующего выключателя, а катодный вывод инвертора через параллельно соединенные реактор и двунаправленное разрядное устройство соединен с анодными выводами преобразователей.

Похожие патенты SU1643225A1

название год авторы номер документа
Устройство для автоматического включения фидерного выключателя контактной сети постоянного тока 1983
  • Зимаков Владимир Алексеевич
SU1119876A1
КОНТАКТНАЯ СЕТЬ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 1993
  • Котельников А.В.
  • Кузнецов А.В.
  • Кузнецов Г.В.
  • Мунькин В.В.
  • Петропавлова О.В.
  • Якимов Г.Б.
RU2071426C1
Устройство для автоматического включения и выключения тяговой подстанции 1939
  • Козьминых Д.В.
SU68659A1
УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2009
  • Кузнецов Александр Владимирович
  • Уманский Владимир Ильич
  • Кузнецов Герман Владимирович
  • Кузнецов Дмитрий Германович
RU2404500C1
Устройство для электроснабжения железнодорожных транспортных средств 1986
  • Руденский Владимир Владимирович
  • Перова Наталия Александровна
  • Добровольскис Теодор Пранцишкович
  • Соколов Сергей Дмитриевич
SU1437266A1
Устройство автоматического повторного включения быстродействующего выключателя 1984
  • Кочетков Валентин Алексеевич
  • Удод Владимир Иванович
SU1246223A1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ОТ ПОДАЧИ НАПРЯЖЕНИЯ НА ОТКЛЮЧЕННЫЙ И ЗАЗЕМЛЕННЫЙ УЧАСТОК КОНТАКТНОЙ СЕТИ С ПОСТОМ СЕКЦИОНИРОВАНИЯ 2009
  • Жарков Юрий Иванович
  • Фигурнов Евгений Петрович
  • Королев Виктор Павлович
  • Соломин Владимир Александрович
RU2407126C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ФИДЕРНЫМ ВЫКЛЮЧАТЕЛЕМ ТЯГОВОЙ ПОДСТАНЦИИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 27,5 кВ И 2 × 27,5 кВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2006
  • Пупынин Владимир Николаевич
  • Герман Леонид Абрамович
RU2317622C1
Способ повышения работоспособности электровозов переменного тока в режиме рекуперативного торможения и устройство для его реализации 2016
  • Устинов Роман Иванович
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Портной Александр Юрьевич
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
  • Линьков Алексей Олегович
  • Яговкин Дмитрий Андреевич
RU2659756C2
ПОСТ СЕКЦИОНИРОВАНИЯ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С УСТАНОВКОЙ ПОПЕРЕЧНОЙ ЕМКОСТНОЙ КОМПЕНСАЦИИ 2008
  • Герман Леонид Абрамович
  • Пупынин Владимир Николаевич
RU2352478C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 643 225 A1

Реферат патента 1991 года Устройство для электроснабжения электрифицированного транспорта

Изобретение относится к устройствам тягового электроснабжения, в частности к участкам железных дорог с разделением путей на группы. Цель изобретения - повышение надежности. Устройство содержит тяговые подстанции 1, тяговую сеть, пункты 25 параллельного соединения и посты 22 секционирования, на которых соединение контактных проводов разных групп путей выполнено через диодные блоки 24. На тяговой подстанции имеется два преобразовательных трансформатора 2 и 3 с разными уровнями вторичного напряжения, питающими через тиристорные преобразователи 4 и 5 разные группы путей. К трансформатору 3 с большим уровнем напряжения подключен также инвертор 6, который вместе с преобразователем 4 на меньший уровень напряжения подключен со стороны постоянного тока к тем контактным проводам, к которым присоединены анодные выводы упомянутых диодных блоков. Соединение выпрямителей с контактными проводами разных фидерных зон выполнено таким образом, что один из выпрямителей соединен через соответствующий быстродействующий выключатель и отделитель нагрузки, а другой - через отделитель нагрузки. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. (Л

Формула изобретения SU 1 643 225 A1

Ц

Фиг I

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1643225A1

Устройство для электроснабжения железнодорожных транспортных средств 1986
  • Руденский Владимир Владимирович
  • Перова Наталия Александровна
  • Добровольскис Теодор Пранцишкович
  • Соколов Сергей Дмитриевич
SU1437266A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 643 225 A1

Авторы

Руденский Владимир Владимирович

Добровольскис Теодорос Пранцишкович

Соколов Сергей Дмитриевич

Перова Наталия Александровна

Даты

1991-04-23Публикация

1989-01-02Подача