Изобретение относится к методам испытания транспортных средств и может быть использовано для определения коэффициента сцепления шин с поверхностью дороги.
Целью изобретения является повышение точности.
На чертеже показана осциллограмма силы сцепления и вертикального ускорения.
Способ осуществляется следующим образом.
Одноколесный полуприцеп (динамометрическая тележка) с заблокированным колесом равномерно с минимально устойчивой скоростью буксируется автомобилем-тягачом по участку дороги, где требуется определить коэффициент сцепления. При этом с помощью датчиков
сопротивления, наклеенных на тензомет- рические тяги, измеряют и регистрируют на ленте осциллографа, установленного в кузове автомобиля-тягача, силу сцепления Рл, шины с опорной поверхностью. Одновременно на осциллограмме регистрируют вертикальное ускорение Z колебаний надколесной массы М .с помощью датчика ускорений, установленного над осью колеса.
По полученному значению вертикального ускорения 2 колебаний надколесной массы определяют нормальную нагрузку, передаваемую через колесо на опорную поверхность по формуле
G - M(g l Z) где g - ускорение свободного падения
05
ел
ю
v|
а коэффициент сцепления определяют по формуле
Р
ч-&Способ осуществляется следующим обр аз ом 0
Одноколесный полуприцеп для динамических испытаний шин буксируется автомобилем-тягачом по въездному участку, на котором устанавливается равномерная, минимальная устойчивая скорость движения. Перед началом экспериментального участка, на котором необходимо определить коэффициен сцепления, производится затормаживание (блокирование) колеса одноколесного полуприцепа. При движении полуприцепа с заблокированным колесом и равномерной,- устойчивой скоростью с помощью датчиков сопротивления, наклеенных на тензометрические тяги, и тензоусилителя измеряется и регистрируется на ленте осциллографа, установленного в кузове автомобиля-тягача, сила сцепления шины с опорной поверхностью Р,Ј . Одновременно на осциллограмме регистрируется вертикальное ускорение колебаний надколесной массы Z с помощью датчика ускорений, установленного над осью колеса, и виброизмерительной аппаратуры0 После проезда экспериментального участка на выездном участке производится растормаживание.
На чертеже обозначено: Р«Ј - сила сцепления шины с опорной поверхности; Z - вертикальное ускорение колебаний надколесной массы полуприцепа; А - начало торможения; В - блокирование колеса; С - начало экспериментального участка; D - конец экспериментального участка; Е - растормаживание колеса.
С помощью полученной осциллограммы, зная скорость равномерного движения полуприцепа, определяется длина первого (на чертеже интервал 0-1) элементарного участка пути по следующей формуле:
ДЗ, -Va. At, ;
(1)
V- - равномерная скорость полуприцепа ;
ut, - время проезда элементарного участка (определяется по осциллограмме).
Для указанного элементарного участка дорожного покрытия по осциллограмме определяются значения Рл и Ъц а затем по формуле определяют
значение коэффициента сцепления
(2)
соP/it
« M(
где М - надколесная масса, величина
заранее известная; g 9,80665 м/с2. Далее таким же образом определяют коэффициент сцепления для последующих элементарных участков дороги. В результате определяется зависимость изменения коэффициента сцепления от длины экспериментального участка. Значение коэффициента сцепления для всего экспериментального участка мож-г но определить как
ч
,,..
п
(3)
0
5
0
5
5
0
где q, ,срг, „..,
- значения коэффициента сцепления для элементарных участков дороги; п - число элементарных
участков дороги.
Предлагаемый способ, учитывающий возникающие вертикальные колебания надколесной массы, а следовательно и нагрузки, передаваемой через колесо на опорную поверхность, позволяет повысить точность определения коэффициента сцепления шин с поверхностью дороги; кроме того, учитывание вертикальных колебаний нагрузки позволяет по- лучить статистическую оценку коэффициента сцепления, -а также величину его изменения на элементарных участках дорожного покрытия, это позволя- ет более точно определять тормозной путь автотранспортных средств при проведении экспертизы дорожно-транспортных происшествий.
Формула изобретения
Способ определения коэффициента , сцепления шин с опорной поверхностью, заключающийся в измерении силы сцепления при равномерном движении заблокированного колеса и нормальной вертикальной нагрузки на колесо, и определении коэффициента сцепления по отношению силы сцепления шины с опорной поверхностью к нормальной вертикальной нагрузке на колесо, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, одновременно с измерением силы сцепления определяют вертикальное ускорение колебаний надколесной массы, а нормальную вертикальную нагрузку, передаваемую че
рез колесо на опорную поверхность, определяют по формуле:
G M(g + Z)
где М - надколесная масса;
g - ускорение свободного падения; Z - вертикальное ускорение колебаний надколееной массы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ОДНОКОЛЕСНЫЙ ПОЛУПРИЦЕП | 2010 |
|
RU2435694C1 |
СПОСОБ ДОРОЖНЫХ ИСПЫТАНИЙ НА НАДЕЖНОСТЬ ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1997 |
|
RU2111470C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИСПЫТАНИЯ ТОРМОЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЯХ С ПРИЦЕПОМ И/ИЛИ ПОЛУПРИЦЕПОМ | 2011 |
|
RU2487807C2 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМОВ ДВИЖЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ МАШИН | 1997 |
|
RU2125517C1 |
Способ определения коэффициента поперечного сцепления эластичной шины автомобильного колеса | 2017 |
|
RU2661555C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРМОЖЕНИЕМ АВТОПОЕЗДА | 2005 |
|
RU2299140C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАГРУЗОК НА ДОРОГУ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ОСИ ГРУЗОВОГО АВТОПОЕЗДА | 2016 |
|
RU2684835C1 |
Рекуперативное пружинно-гидравлическое седельно-сцепное устройство автопоезда | 2019 |
|
RU2729006C1 |
Рекуперативное пневмогидравлическое седельно-сцепное устройство автопоезда | 2019 |
|
RU2725355C1 |
Транспортное средство | 1991 |
|
SU1789408A1 |
Изобретение относится к методам испытания транспортных средств и может быть использовано для определения коэффициента сцепления шин с поверхностью дороги. Цель изобретения - повышение точности. Одновременно с измерением силы сцепления шины с . опорной поверхностью измеряют вертикальное ускорение колебаний надко- лесной массы, а нормальную нагрузку, передаваемую через колесо на опорную поверхность, определяют по формуле G M(gtZ), где М - надколесная масса; g - ускорение свободного падения; Z - вертикальное ускорение колебаний надколесной массы При этом коэффициент сцепления определяют по формуле (f - Рл/G, ГДР РЈ - сила сцепления шины с опорной поверхностью. 1 ил.
В С
Ч
s
МШ
&t-g,ic °
Ц В
Ю П
1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21
Интервалы
I
J
Ю П
Петров Moll | |||
Работа автомобильного колеса в тормозном режиме | |||
Зап.- Сиб | |||
кн„ изд-во, Омское отделение 1973, с | |||
Приспособление для разматывания лент с семенами при укладке их в почву | 1922 |
|
SU56A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1991-05-23—Публикация
1987-12-10—Подача