Способ определения коэффициента сцепления шин с опорной поверхностью Советский патент 1991 года по МПК G01M17/02 

Описание патента на изобретение SU1651127A1

Изобретение относится к методам испытания транспортных средств и может быть использовано для определения коэффициента сцепления шин с поверхностью дороги.

Целью изобретения является повышение точности.

На чертеже показана осциллограмма силы сцепления и вертикального ускорения.

Способ осуществляется следующим образом.

Одноколесный полуприцеп (динамометрическая тележка) с заблокированным колесом равномерно с минимально устойчивой скоростью буксируется автомобилем-тягачом по участку дороги, где требуется определить коэффициент сцепления. При этом с помощью датчиков

сопротивления, наклеенных на тензомет- рические тяги, измеряют и регистрируют на ленте осциллографа, установленного в кузове автомобиля-тягача, силу сцепления Рл, шины с опорной поверхностью. Одновременно на осциллограмме регистрируют вертикальное ускорение Z колебаний надколесной массы М .с помощью датчика ускорений, установленного над осью колеса.

По полученному значению вертикального ускорения 2 колебаний надколесной массы определяют нормальную нагрузку, передаваемую через колесо на опорную поверхность по формуле

G - M(g l Z) где g - ускорение свободного падения

05

ел

ю

v|

а коэффициент сцепления определяют по формуле

Р

ч-&Способ осуществляется следующим обр аз ом 0

Одноколесный полуприцеп для динамических испытаний шин буксируется автомобилем-тягачом по въездному участку, на котором устанавливается равномерная, минимальная устойчивая скорость движения. Перед началом экспериментального участка, на котором необходимо определить коэффициен сцепления, производится затормаживание (блокирование) колеса одноколесного полуприцепа. При движении полуприцепа с заблокированным колесом и равномерной,- устойчивой скоростью с помощью датчиков сопротивления, наклеенных на тензометрические тяги, и тензоусилителя измеряется и регистрируется на ленте осциллографа, установленного в кузове автомобиля-тягача, сила сцепления шины с опорной поверхностью Р,Ј . Одновременно на осциллограмме регистрируется вертикальное ускорение колебаний надколесной массы Z с помощью датчика ускорений, установленного над осью колеса, и виброизмерительной аппаратуры0 После проезда экспериментального участка на выездном участке производится растормаживание.

На чертеже обозначено: Р«Ј - сила сцепления шины с опорной поверхности; Z - вертикальное ускорение колебаний надколесной массы полуприцепа; А - начало торможения; В - блокирование колеса; С - начало экспериментального участка; D - конец экспериментального участка; Е - растормаживание колеса.

С помощью полученной осциллограммы, зная скорость равномерного движения полуприцепа, определяется длина первого (на чертеже интервал 0-1) элементарного участка пути по следующей формуле:

ДЗ, -Va. At, ;

(1)

V- - равномерная скорость полуприцепа ;

ut, - время проезда элементарного участка (определяется по осциллограмме).

Для указанного элементарного участка дорожного покрытия по осциллограмме определяются значения Рл и Ъц а затем по формуле определяют

значение коэффициента сцепления

(2)

соP/it

« M(

где М - надколесная масса, величина

заранее известная; g 9,80665 м/с2. Далее таким же образом определяют коэффициент сцепления для последующих элементарных участков дороги. В результате определяется зависимость изменения коэффициента сцепления от длины экспериментального участка. Значение коэффициента сцепления для всего экспериментального участка мож-г но определить как

ч

,,..

п

(3)

0

5

0

5

5

0

где q, ,срг, „..,

- значения коэффициента сцепления для элементарных участков дороги; п - число элементарных

участков дороги.

Предлагаемый способ, учитывающий возникающие вертикальные колебания надколесной массы, а следовательно и нагрузки, передаваемой через колесо на опорную поверхность, позволяет повысить точность определения коэффициента сцепления шин с поверхностью дороги; кроме того, учитывание вертикальных колебаний нагрузки позволяет по- лучить статистическую оценку коэффициента сцепления, -а также величину его изменения на элементарных участках дорожного покрытия, это позволя- ет более точно определять тормозной путь автотранспортных средств при проведении экспертизы дорожно-транспортных происшествий.

Формула изобретения

Способ определения коэффициента , сцепления шин с опорной поверхностью, заключающийся в измерении силы сцепления при равномерном движении заблокированного колеса и нормальной вертикальной нагрузки на колесо, и определении коэффициента сцепления по отношению силы сцепления шины с опорной поверхностью к нормальной вертикальной нагрузке на колесо, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, одновременно с измерением силы сцепления определяют вертикальное ускорение колебаний надколесной массы, а нормальную вертикальную нагрузку, передаваемую че

рез колесо на опорную поверхность, определяют по формуле:

G M(g + Z)

где М - надколесная масса;

g - ускорение свободного падения; Z - вертикальное ускорение колебаний надколееной массы.

Похожие патенты SU1651127A1

название год авторы номер документа
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ОДНОКОЛЕСНЫЙ ПОЛУПРИЦЕП 2010
  • Мазур Владимир Викторович
RU2435694C1
СПОСОБ ДОРОЖНЫХ ИСПЫТАНИЙ НА НАДЕЖНОСТЬ ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1997
  • Устименко В.С.
  • Лощаков Г.В.
  • Назаров Н.М.
  • Титов Н.А.
RU2111470C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИСПЫТАНИЯ ТОРМОЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЯХ С ПРИЦЕПОМ И/ИЛИ ПОЛУПРИЦЕПОМ 2011
  • Штауфер Вернер
  • Герузель Карстен
RU2487807C2
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМОВ ДВИЖЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ МАШИН 1997
  • Ким В.А.
RU2125517C1
Способ определения коэффициента поперечного сцепления эластичной шины автомобильного колеса 2017
  • Гергенов Сергей Митрофанович
  • Федотов Александр Иванович
  • Дарханов Жаргал Валерьевич
RU2661555C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРМОЖЕНИЕМ АВТОПОЕЗДА 2005
  • Сазонов Игорь Сергеевич
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Василевский Валерий Иванович
  • Бочкарев Геннадий Владимирович
  • Ким Валерий Андреевич
  • Корсаков Владимир Владимирович
  • Коваленко Николай Алексеевич
  • Цыганков Игорь Иванович
  • Красневский Леонид Григорьевич
  • Сикорский Вячеслав Владимирович
  • Рогожин Владимир Дмитриевич
  • Билык Ольга Валерьевна
RU2299140C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАГРУЗОК НА ДОРОГУ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ОСИ ГРУЗОВОГО АВТОПОЕЗДА 2016
  • Шкрабак Аттила
  • Шёнфельд Йожеф
  • Шимон Ласло
  • Юхас Дьёрдь
  • Божвари Габор
  • Салай Жольт
  • Черхальми Дьёрдь
  • Бакша Иштван
RU2684835C1
Рекуперативное пружинно-гидравлическое седельно-сцепное устройство автопоезда 2019
  • Посметьев Валерий Иванович
  • Никонов Вадим Олегович
  • Посметьев Виктор Валерьевич
RU2729006C1
Рекуперативное пневмогидравлическое седельно-сцепное устройство автопоезда 2019
  • Никонов Вадим Олегович
RU2725355C1
Транспортное средство 1991
  • Федотов Анатолий Михайлович
  • Заботкин Евгений Николаевич
  • Михайличенко Николай Андреевич
  • Владимиров Владимир Михайлович
SU1789408A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 651 127 A1

Реферат патента 1991 года Способ определения коэффициента сцепления шин с опорной поверхностью

Изобретение относится к методам испытания транспортных средств и может быть использовано для определения коэффициента сцепления шин с поверхностью дороги. Цель изобретения - повышение точности. Одновременно с измерением силы сцепления шины с . опорной поверхностью измеряют вертикальное ускорение колебаний надко- лесной массы, а нормальную нагрузку, передаваемую через колесо на опорную поверхность, определяют по формуле G M(gtZ), где М - надколесная масса; g - ускорение свободного падения; Z - вертикальное ускорение колебаний надколесной массы При этом коэффициент сцепления определяют по формуле (f - Рл/G, ГДР РЈ - сила сцепления шины с опорной поверхностью. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 651 127 A1

В С

Ч

s

МШ

&t-g,ic °

Ц В

Ю П

1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21

Интервалы

I

J

Ю П

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1651127A1

Петров Moll
Работа автомобильного колеса в тормозном режиме
Зап.- Сиб
кн„ изд-во, Омское отделение 1973, с
Приспособление для разматывания лент с семенами при укладке их в почву 1922
  • Киселев Ф.И.
SU56A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 651 127 A1

Авторы

Яценко Николай Никанорович

Енаев Александр Андреевич

Даты

1991-05-23Публикация

1987-12-10Подача