Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач легковых автомобилей.
Цель изобретения - повышение КПД и надежности работы коробки передач путем улучшения организации системы смазки.
На фиг. 1 показана коробк передач, продольный разрез; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1.
Коробка передач содержит корпус 1, разделенный стенкой 2 со сливным отверстием 3 на основной отсек 4, в котором расположены ведущий вал 5 и ведомый вал 6 с зубчатыми парами 7-10, и на дополнительный отсек 11, в который пропущены ведущий 5 и ведомый 6 валы с установленной на них зубчатой парой 12, зубчатая шестерня 13 которой установлена на ведомом валу 6. Устройство для циркуляции смазки включает каналы 14 в корпусе 1 и каналы 15 и 16 в ведомом валу 6. 8 стенке 2 выполнено дополнительное сливное отверстие 17, площадь сечения которого выбрана из условия равенства расхода проходящей через него смазки из дополнительного отсека с расходом смазки, поступающей в дополнительный отсек при работе коробки передач в установившемся режиме с минимальной расчетной частотой вращения ведущего вала. Нижняя кромка ОСНОРНОГО сливного отверстия 3 расположена выше нижнего участка зубчатого венца шестерни 13.
Коробка передач работает следующим образом.
При вращении ведущего вала 5 крутящий момент передается на ведомый вал 6 через одну из пяти зубматых пар 7-10 или 12. Подача смазки к подшипниковым узлам и зубчатым колесам осуществляется следующим образом.
Смазка забрасывается зубчатыми колесами 9 и 10 в канал 14 корпуса 1 и поступает в канал 15 ведомого вала Из канала 15 смазка нагнетается радиальными каналами 16
сл
С
о ел
ON
ю о
через подшипниковые узлы (не показаны) на зубчатые пары 7-10 и 12 основного 4 и дополнительного J1 отсеков. Причем пропускная способность радиальных кэнапов 16, расположенных в дополнительном отсеке, выше, чем пропускная способность радиальных каналов 1 б основного отсека. Поэтому основная масса смазки проходит через дополнительный отсек. Наличие в разделительной стенке 2 двух отверстий - сливного 3 и дополнительного калибровочного 17 позволяет обеспечить надежную смазку зубчатой пары 12 и одновременно поддерживать необходимый уровень смазки в ОСНОРМОМ отсеке 4 для смазки зубчатых пар 7-Ю на всех режимах работы коробки передач. Выполнение дополнительного сливного отверстия 17 в нижней точке дополнительного отсека 11 позволяет обеспечить полный слив смазки из корпуса при его замене с помощью одного общего сливного отверстия (не показан), выполненного в нижней точке корпуса 1. Применение радиальных каналов 16 в полом ведомом вале б, которые работают в качестве насоса за счет деист- вия центробежных сил, позволяет исключить из системы смазки отдельные масляный насос.
Формула изобретения Коробка передач, содержащая корпус, разделенный стенкой со сливным отверстием на основной отсек с расположенными в нем ведущим и ведомым валами, имеющими зубчатые колеса, и на дополнительный отсек по меньшей мере с одной зубчатой парой с зубчатой шестерней на конце ведомого вала, пропущенном в дополнительный отсек, и устройство для циркуляции смазки, состоящее из выполненных в корпусе и ведомом валу каналов, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД и надежности ее работы, в системе выполнено дополнительное сливное отверстие, расположенное в нижней точке дополнительного отсека, площадь сечения отверстия выбоана из условия равенства расхода мазки, поступающей в дополнительный отсек и вытекающей через отверстия при работе коробки передач в установившемся режиме г минимальной расчетной частотой вращения ведущего вала, а нижняя кромка основного сливного отверстия расположена выше нижнего участка зубчатого венца шестерни, размещенной в дополнительном отсеке.
Изобретение относите к машиностроению и может быть использовано в коробкчх передач легковых автомобителей. Цель изобретения - повышение КПД и надежности в работе. Коробка передач, состоящая из основного и дополнительного отсеков, в которых расположены ведущий и ведомый валы с зубчатыми парами, имеет автономную систему смазки без специального масляного насоса, состоящую из каналов в корпусе, в которые смазка попадает при разбрызгивании ее зубчатыми парами, канала в ведомом вале, в который смазка стекает из каналов в корпусе, и радиальных каналов в ведомом вале, посредством которых смазка нагнетается в подшипниковые узлы и далее на зубчатые пары. В стенке между основным и дополнительным отсеками выполнены два сливных отверстия - основное верхнее и калибровочное нижнее, позволяющие поддерживать уровень смазки в отсеках. 2 ил.
I и W J
1315
Фиг. 2
Патент США №2984142, кл | |||
Приспособление в центрифугах для регулирования количества жидкости или газа, оставляемых в обрабатываемом в формах материале, в особенности при пробеливании рафинада | 0 |
|
SU74A1 |
Авторы
Даты
1991-06-07—Публикация
1988-05-30—Подача