Изобретение относится к электротехнике и касается щеток для электрических машин, работающих в тяжелых условиях по коммутации при значительном воздействии ударных и вибрационных нагрузок, при высоких плотностях тока в контакте, например, тяговых двигателей локомотивов, троллейбусов, трамваев, метрополитена и большегрузных дизельэлектрических автосамосвалов.
Целью изобретения является улучшение коммутации, снижение износа и потерь на трение за счет исключения заклинивания щетки в щеткодержателе из-за попадания продуктов износа щеточного материала между элементарными частями.
На фиг, 1 изображена предлагаемая щетка, общий вид: на фиг. 2 - сечение А-А
на фиг. 1, на фиг. 3 - вариант исполнения щетки без перемычки между прямоугольником и кругом в сечении накладки; на фиг. 4 - вариант исполнения щетки с двумя кругами в сечении накладки с перемычками между прямоугольником и круг в сечении накладки; на фиг. 5 - сечение Б Б на фиг. 2, где показаны размеры DKp и DoЩетка 1 состоит из разрезных по тангенциальному размеру элементарных разрезных частей 2, 3, 4. Токоведущие провода 5 закреплены в элементарных частях 2,34 при помощи конопатки 6. В верхней нерабочей части щетки 1 выполнены отверстия, в которых размещена резиновая накладка, верхняя часть которой в сечении выполнена прямоугольной формы 7, а нижняя - в форме усеченного круга 8 и в виде выступа соедиО
сл о о
нена с верхней частью 7. Соединение может быть осуществлено без перемычки или с перемычкой. Нижняя часть накладки выступом установлена в глухих отверстиях боковых элементарных частей 2 и 4 со стороны набегающего 9 и сбегающего 10 краев щетки и в сквозном отверстии элементарной части 3.
В боковых элементарных частях 2 и 4 выполнены отверстия под втулку 11 и шайбу 12. Втулка 11 изготовлена в виде трубки. В нижней части 8 накладки концентрично усеченному кругу выполнено отверстие под втулку 11.
После установки на втулку нижней части 8 резиновой накладки, элементарных частей 2, 3. 4 и шайб 12 производят сборку щетки развальцовкой трубчатой втулки 11.
На фиг. 3 показана конструкция щетки без перемычки между нижним выступом накладки и ее верхней частью при наличии двух выступов. Данную конструкцию целесообразно применять в случае, когда аксиальный размер щетки значительно превышает тангенциальный размер.
На фиг. 4 представлена конструкция щетки, аналогичная фиг. 3, с наличием перемычек в соединении нижней части накладки с верхней. Данную конструкцию целесообразно применять, когда щеточный материал менее прочный, чем в конструкции на фиг. 3. При соотношениях диаметра усеченного круга Окр. и диаметра отверстия под втулку Do, выходящих за предлагаемые пределы, работа щетки ухудшается. При соотношении D0:DKp. ниже предлагаемого предела ухудшаются амортизационные свойства накладки, в результате чего возрастает износ щетки, ухудшается коммутация, увеличиваются потери на трение за счет повышения коэффициента трения. При соотношении D0:DKp. выше предлагаемого предела ослабляется узел крепления накладки, что приводит в эксплуатации к разрушению щетки, особенно при воздействии значительных ударных и вибрационных нагрузок. При этом работа щеточно-коллекторного узла ухудшается.
Существенными отличиями является.
1.Наличие в боковых разрезных элементарных частях со стороны набегающего и сбегающего краев щетки глухих отверстий, в которых размещают выступ накладки.
2.Выполнение в элементарных частях и в нижней части накладки концентрично усеченному кругу выступа накладки и концентрично глухим отверстиям в боковых элементарных частях отверстий для расположения в них втулки в виде трубки-, установки со стороны боковых поверхностей щетки шайб и закрепления развальцовкой резиновой накладки и разрезных элементарных частей щетки.
3. Соотношение между диаметром усеченного круга выступа накладки и диаметром отверстия под втулку.
Вышеизложенные отличия позволяют достигнуть поставленной цели изобретения.
Известные и предлагаемые щетки одной и той же марки ЭГ841 испытывали на специальной модели, где определялся коэффициент трения и оценивалась коммутация
при плотности тока 25 А/см , а также в эксплуатационных условиях на тяговых двигателях ДК210 троллейбусом ЗИУ 9 в ТТУ г. Донецка. Результаты испытаний представлены в таблице.
Как следует из представленных результатов таблицы, применение предлагаемой щетки взамен известной позволяет реализовать следующие преимущества: не происходит опрокидывания и заклинивания
накладок в эксплуатации, что способствует повышению стабильности давления на щетку, амортизирующих свойств, выравниванию и уменьшению износа щеток, улучшается коммутация, на один класс повышается устойчивость щетки по искрению, на 20-40% снижаются потери на трение в контакте, в 1,5-2,0 раза уменьшается средняя скорость изнашивания щеток при испытаниях на модельной установке, в 1,2-1.4
раза - при испытаниях на тяговом двигателе ДК210.
Формула изобретения
Щетка для электрических машин, состоящая из разрезных потангенциальному размеру элементарных частей, в которых закреплены токоведущие провода, установленные в отверстиях, выполненных в верхней нерабочей части, резиновой накладки, верхняя часть которой в сечении выполнена прямоугольной формы, а нижняя-в форме по крайней мере одного усеченного конуса и посредством выступа соединена с верхней
0 частью накладки, отличающаяся тем, что, с целью улучшения коммутации, снижения износа и потерь на трение за счет исключения заклинивания щетки в щеткодержателе, в боковых стенках элемен5 тарных частей щетки со стороны набегающего и сбегающего краев и в нижней части накладки, концентрично усеченному кругу, выполнены отверстия, в которых расположен крепежный элемент, выполненный в виде трубки, на концах которой укреплены
посредством развальцовки на боковых по-части накладки связаны следующим соотноверхностях щетки, резиновые накладки,шением
причем диаметр усеченного круга Окр и
диаметр отверстия D0 под втулку в нижнейD0:DKp(1:1.4) (1:4,0)
Риг.1
А-А
Б 12
Фиг.2 Б
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Щетка для электрических машин | 1988 |
|
SU1647717A1 |
ЩЕТКА ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН | 2010 |
|
RU2416847C1 |
Щетка для электрических машин | 1986 |
|
SU1379843A1 |
Щетка для электрической машины | 1989 |
|
SU1647718A1 |
Щетка для электрических машин | 1989 |
|
SU1786576A1 |
Щетка для электрической машины | 1986 |
|
SU1427455A1 |
ЩЕТОЧНО-КОЛЛЕКТОРНЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1990 |
|
RU2015589C1 |
Щеточно-коллекторный узел электрической машины | 1984 |
|
SU1243056A1 |
Щеточно-коллекторный узел электрической машины | 1991 |
|
SU1746450A1 |
ЩЕТКА ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1992 |
|
RU2025843C1 |
Изобретение относится к электротехнике и касается щеток для электрических машин, работающих в тяжелых условиях по коммутации при значительном воздействии внешних вибраций. Целью изобретения является улучшение коммутации, снижение износа и потерь на трение. Щетка для электрических машин состоит из разрезанных по тангенциальному размеру элементарных частей с размещением в отверстиях, выполненных в верхней нерабочей части щетки, резиновой накладки, верхняя часть которой в сечении выполнена прямоугольной формы, а нижняя в форме усеченного круга и в виде выступа соединена с верхней, в элементарных частях и в нижней части накладки концентрично усеченному кругу выполнены отверстия для расположения в них втулки в виде трубки, установки со стороны боковых поверхностей шайб и закрепления резиновой накладки. 5 ил. сл
Фиг.З
Фиг. ЦФаг. 5
Бордаченков A.M., Гнездилов Б.В | |||
Кол- лекторно-щеточный узел тяговых электрических машин локомотивов | |||
Транспорт, 1976 | |||
Щетка для электрических машин | 1986 |
|
SU1379843A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1991-06-15—Публикация
1988-12-26—Подача