Подшипниковый узел скольжения Советский патент 1991 года по МПК F16C17/02 

Описание патента на изобретение SU1657783A1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения тяжелонагруженных механизмов

Целью изобретения является повышение работоспособности узла путем снижения скорости скольжения смазочного вкладыша о поверхность вала.

На фиг. 1 изображен подшипниковый узел скольжения, разрез вдоль оси; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.З - разрез Б-Б на фиг.1.

Узел содержит корпус 1, охватывающий вал 2, смазочный вкладыш 3, размещенный в полости 4 корпуса -1, обойму 5 с упругим элементом в виде плоской пружины 6 для поджатия смазочного вкладыша 3 к валу 2. Плоская пружина 6 поджата к смазочному вкладышу 3 регулировочным винтом 7, установленным в крышке 8, которая зафиксирована на корпусе 1 винтом 9. Выступ 10 обоймы 5 входит в наклонную кольцевую канавку 11, выполненную на втулке 12, установленной на валу 1 с возможностью вращения. Шайба 13 зафиксирована на валу с помощью винта 14. а торец ее выполнен наклонным к оси вала 2 Бурт 15 вала и шайба 13 ограничивают осевое перемещение втулки 12, на которой с помощью винтов 16 за- сепаратор 17 с отверстиями, выполненными вдоль оси вала, в которых размещены подвижные в осевом направлении стержни 18 Стержни одним концом взаимодействуют с наклонной торцовой поверхностью шайбы 13, а другим - с торцевым зубчатым венцом 19, закрепленным неподвижно на корпусе 1 винтом 20. Цепочка последовательно взаимосвязанных деталей (вал 2. шайба 13, стержни 18, сепаратор 17, торцовой зубчатый венец 19, втулка 12 с наклонной кольцевой канавкой 11 и выступ 10 обоймы со смазочным вкладышем) образует средство для осевого возвратно-поступательного перемещения вкладыша на валу, причем шайба, стержни, сепаратор, торцевый зубчатый венец и втулка являются торцевым волновым редуктором, приводисо

с

о ел

3

со со

мым в движение при вращении вала и передающим осевое, движение через наклонную кольцевую канавку и выступ обоймы на смазочный вкладыш. Редуцирование количества оборотов вала и количества возвратно-поступательных перемещений смазочного вкладыша обеспечивается за счет увеличенного на единицу количества зубьев на торцовом зубчатом венце по сравнению с количеством стержней.

Узел работает следующим образом.

При вращении вала 2 с закрепленной на нем шайбой 13 ее наклонный торец обуславливает последовательное перемещение в осевом направлении всех стержней 18. образующих бегущую волну. При этом за один оборот шайбы 13 сепаратор 17 повернется на угол во столько раз меньший, сколько стержней содержит волновая передача, а следовательно, передаточное отношение i между частотой сов вращения вала и частотой wt вращения сепаратора (т.е. частотой возвратно-поступательных перемещений смазочного вкладыша) определяется соотношением

,

Ok

Zc

ZB - Zc

где zc - число стержней;;

гь - число зубьев торцового венца.

Варьируя количеством стержней 18, можно подобрать необходимое передаточное отношение, когда, например, за 10-20 оборотов вала обеспечивается только одно возвратно-поступательное перемещение смазочного вкладыша вдоль оси вала. Поскольку скорость скольжения вкпадышэ о вал является векторной суммой двух составляющих: скорости Vi от вращения вала относительно корпуса и скорости V2 перемещения вкладыша вдоль вала, то суммарная скорость определяется соотношением

v vv/T+vl

при уменьшении Va в 10-20 раз, что достигается введением волнового редуктора, обеспечивается уменьшение суммарной

скорости скольжения V, что способствует уменьшению разогрева и износа твердой смазки, а также уменьшению частоты вибрации, положительно сказывающемся на условиях работы персонала, обслуживающего оборудование. Частота вибрации при вращении вала с частотой 3000 мин снижается с 50 Гц в 10-20 раз. Кроме того, полностью исключается копирование на вкладыше 3

дефектов профиля вала 2, чем обеспечивается равномерный износ и возможность снижения интенсивности подачи твердой смазки, т.е. более экономичное ее расходование, что повышает работоспособность узла.

Формула изобретения Подшипниковый узел скольжения, содержащий вал с установленным на нем корпусом, в полости которого размещена обойма с выступом и подпружиненным в осевом направлении смазочным вкладышем и средство для осевого возвратно-поступательного перемещения вкладыша, выполненное в виде наклонной кольцевой канавки и установленного в ней выступа обоймы, о т - личающийся тем, что, с целью повышения работоспособности узла путем снижения скорости скольжения смазочного

вкладыша о поверхность вала, средство для осевого возвратно-поступательного перемещения вкладыша снабжено торцевым волновым редуктором, содержащим втулку, установленную с возможностью вращения

на валу, шайбу с торцевой наклонной поверхностью, установленную и неподвижно закрепленную на валу, торцевый зубчатый венец, неподвижно закрепленный на корпусе, сепаратор, установленный на валу и неподвижно соединенный с втулкой и выполненный с отверстиями вдоль оси вала, в которых размещены стержни с возможностью осевого перемещения, количество которых на единицу меньше количества

зубьев торцевого венца, с контактом с торцевой поверхностью шайбы с одной стороны и зубьями торцевого венца - с другой, при этом наклонная кольцевая канавка выполнена на втулке.

IS3

10

en

ел

-j j

CO CO

В

Похожие патенты SU1657783A1

название год авторы номер документа
АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВАЯ МАШИНА 2001
  • Веретельников А.Н.
RU2203427C2
МЕХАНИЗМ ДЛЯ УРАВНОВЕШИВАНИЯ СИЛ ИНЕРЦИИ И МОМЕНТОВ ИНЕРЦИИ ВТОРОГО ПОРЯДКА 1991
  • Хериберт Меллер[De]
RU2037693C1
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ СКОРОСТИ "РЕДУКТОР-ПОДШИПНИК" 2001
  • Становской В.В.
  • Шибико А.Ф.
  • Ремнева Т.А.
  • Становской А.В.
  • Кривошеев В.В.
RU2179272C1
СТАРТЕР ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2010
  • Киселев Александр Яковлевич
  • Зюзин Алексей Михайлович
RU2449165C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАСКАТКИ ГИБКИХ КОЛЕС ВОЛНОВОЙ ПЕРЕДАЧИ 1993
  • Востров Владимир Николаевич
  • Абрамов Валентин Алексеевич
RU2063289C1
РЕДУКТОР ПРИВОДА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА 2007
  • Саункин Андрей Владимирович
  • Майсурадзе Сергей Владимирович
  • Рябушкин Евгений Борисович
RU2348843C1
ПЕРЕДАЮЩИЙ УЗЕЛ С КАЧАЮЩЕЙСЯ ШАЙБОЙ (ВАРИАНТЫ) И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ СКОРОСТИ НА ЕГО ОСНОВЕ (ВАРИАНТЫ) 2001
  • Становской Виктор Владимирович
  • Ремнева Татьяна Андреевна
RU2267673C2
СТАРТЕР ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2012
  • Киселев Александр Яковлевич
RU2490511C1
Машина для холодной обработки металлов 1976
  • Степанов Владимир Федорович
  • Тарасов Валерий Васильевич
  • Федоров Борис Федорович
  • Янченко Игорь Иванович
  • Плющев Юрий Иванович
SU614860A1
БЕСКРИВОШИПНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Мозоров С.Д.
RU2211344C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 657 783 A1

Реферат патента 1991 года Подшипниковый узел скольжения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипниковому узлу скольжения, и может быть использовано в узлах трения тяжелонагруженных машин и механизмов. Цель изобретения повышение работоспособности узла. Подшипниковый узел содержит вал, корпус и обойму со смазочным элементом и средством для осевого возвратно-поступательного перемещения последнего. Это средство снабжено торцовым волновым редуктором, уменьшающим частоту возвратно-поступательных перемещений смазочного элемента Надежность работы вала повышается за счет равномерного износа и снижения интенсивности подачи твердой смазки. 3 ил

Формула изобретения SU 1 657 783 A1

Фиг.З

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1657783A1

Подшипниковый узел скольжения 1980
  • Игольников Владимир Ильич
  • Матвеевский Ростислав Митрофанович
  • Брудный Аркадий Исакович
SU903603A1

SU 1 657 783 A1

Авторы

Белоусов Виталий Янович

Бурда Мирослав Иосифович

Голубков Борис Петрович

Кардаш Андрей Игоревич

Даты

1991-06-23Публикация

1989-02-13Подача