Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения тяжелонагруженных механизмов
Целью изобретения является повышение работоспособности узла путем снижения скорости скольжения смазочного вкладыша о поверхность вала.
На фиг. 1 изображен подшипниковый узел скольжения, разрез вдоль оси; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.З - разрез Б-Б на фиг.1.
Узел содержит корпус 1, охватывающий вал 2, смазочный вкладыш 3, размещенный в полости 4 корпуса -1, обойму 5 с упругим элементом в виде плоской пружины 6 для поджатия смазочного вкладыша 3 к валу 2. Плоская пружина 6 поджата к смазочному вкладышу 3 регулировочным винтом 7, установленным в крышке 8, которая зафиксирована на корпусе 1 винтом 9. Выступ 10 обоймы 5 входит в наклонную кольцевую канавку 11, выполненную на втулке 12, установленной на валу 1 с возможностью вращения. Шайба 13 зафиксирована на валу с помощью винта 14. а торец ее выполнен наклонным к оси вала 2 Бурт 15 вала и шайба 13 ограничивают осевое перемещение втулки 12, на которой с помощью винтов 16 за- сепаратор 17 с отверстиями, выполненными вдоль оси вала, в которых размещены подвижные в осевом направлении стержни 18 Стержни одним концом взаимодействуют с наклонной торцовой поверхностью шайбы 13, а другим - с торцевым зубчатым венцом 19, закрепленным неподвижно на корпусе 1 винтом 20. Цепочка последовательно взаимосвязанных деталей (вал 2. шайба 13, стержни 18, сепаратор 17, торцовой зубчатый венец 19, втулка 12 с наклонной кольцевой канавкой 11 и выступ 10 обоймы со смазочным вкладышем) образует средство для осевого возвратно-поступательного перемещения вкладыша на валу, причем шайба, стержни, сепаратор, торцевый зубчатый венец и втулка являются торцевым волновым редуктором, приводисо
с
о ел
3
со со
мым в движение при вращении вала и передающим осевое, движение через наклонную кольцевую канавку и выступ обоймы на смазочный вкладыш. Редуцирование количества оборотов вала и количества возвратно-поступательных перемещений смазочного вкладыша обеспечивается за счет увеличенного на единицу количества зубьев на торцовом зубчатом венце по сравнению с количеством стержней.
Узел работает следующим образом.
При вращении вала 2 с закрепленной на нем шайбой 13 ее наклонный торец обуславливает последовательное перемещение в осевом направлении всех стержней 18. образующих бегущую волну. При этом за один оборот шайбы 13 сепаратор 17 повернется на угол во столько раз меньший, сколько стержней содержит волновая передача, а следовательно, передаточное отношение i между частотой сов вращения вала и частотой wt вращения сепаратора (т.е. частотой возвратно-поступательных перемещений смазочного вкладыша) определяется соотношением
,
Ok
Zc
ZB - Zc
где zc - число стержней;;
гь - число зубьев торцового венца.
Варьируя количеством стержней 18, можно подобрать необходимое передаточное отношение, когда, например, за 10-20 оборотов вала обеспечивается только одно возвратно-поступательное перемещение смазочного вкладыша вдоль оси вала. Поскольку скорость скольжения вкпадышэ о вал является векторной суммой двух составляющих: скорости Vi от вращения вала относительно корпуса и скорости V2 перемещения вкладыша вдоль вала, то суммарная скорость определяется соотношением
v vv/T+vl
при уменьшении Va в 10-20 раз, что достигается введением волнового редуктора, обеспечивается уменьшение суммарной
скорости скольжения V, что способствует уменьшению разогрева и износа твердой смазки, а также уменьшению частоты вибрации, положительно сказывающемся на условиях работы персонала, обслуживающего оборудование. Частота вибрации при вращении вала с частотой 3000 мин снижается с 50 Гц в 10-20 раз. Кроме того, полностью исключается копирование на вкладыше 3
дефектов профиля вала 2, чем обеспечивается равномерный износ и возможность снижения интенсивности подачи твердой смазки, т.е. более экономичное ее расходование, что повышает работоспособность узла.
Формула изобретения Подшипниковый узел скольжения, содержащий вал с установленным на нем корпусом, в полости которого размещена обойма с выступом и подпружиненным в осевом направлении смазочным вкладышем и средство для осевого возвратно-поступательного перемещения вкладыша, выполненное в виде наклонной кольцевой канавки и установленного в ней выступа обоймы, о т - личающийся тем, что, с целью повышения работоспособности узла путем снижения скорости скольжения смазочного
вкладыша о поверхность вала, средство для осевого возвратно-поступательного перемещения вкладыша снабжено торцевым волновым редуктором, содержащим втулку, установленную с возможностью вращения
на валу, шайбу с торцевой наклонной поверхностью, установленную и неподвижно закрепленную на валу, торцевый зубчатый венец, неподвижно закрепленный на корпусе, сепаратор, установленный на валу и неподвижно соединенный с втулкой и выполненный с отверстиями вдоль оси вала, в которых размещены стержни с возможностью осевого перемещения, количество которых на единицу меньше количества
зубьев торцевого венца, с контактом с торцевой поверхностью шайбы с одной стороны и зубьями торцевого венца - с другой, при этом наклонная кольцевая канавка выполнена на втулке.
/Ј
IS3
10
en
ел
-j j
CO CO
В
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВАЯ МАШИНА | 2001 |
|
RU2203427C2 |
МЕХАНИЗМ ДЛЯ УРАВНОВЕШИВАНИЯ СИЛ ИНЕРЦИИ И МОМЕНТОВ ИНЕРЦИИ ВТОРОГО ПОРЯДКА | 1991 |
|
RU2037693C1 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ СКОРОСТИ "РЕДУКТОР-ПОДШИПНИК" | 2001 |
|
RU2179272C1 |
СТАРТЕР ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2010 |
|
RU2449165C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАСКАТКИ ГИБКИХ КОЛЕС ВОЛНОВОЙ ПЕРЕДАЧИ | 1993 |
|
RU2063289C1 |
РЕДУКТОР ПРИВОДА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА | 2007 |
|
RU2348843C1 |
ПЕРЕДАЮЩИЙ УЗЕЛ С КАЧАЮЩЕЙСЯ ШАЙБОЙ (ВАРИАНТЫ) И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ СКОРОСТИ НА ЕГО ОСНОВЕ (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2267673C2 |
СТАРТЕР ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2012 |
|
RU2490511C1 |
Машина для холодной обработки металлов | 1976 |
|
SU614860A1 |
БЕСКРИВОШИПНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2001 |
|
RU2211344C1 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипниковому узлу скольжения, и может быть использовано в узлах трения тяжелонагруженных машин и механизмов. Цель изобретения повышение работоспособности узла. Подшипниковый узел содержит вал, корпус и обойму со смазочным элементом и средством для осевого возвратно-поступательного перемещения последнего. Это средство снабжено торцовым волновым редуктором, уменьшающим частоту возвратно-поступательных перемещений смазочного элемента Надежность работы вала повышается за счет равномерного износа и снижения интенсивности подачи твердой смазки. 3 ил
Фиг.З
Подшипниковый узел скольжения | 1980 |
|
SU903603A1 |
Авторы
Даты
1991-06-23—Публикация
1989-02-13—Подача