Система жидкостного охлаждения дизельного двигателя и отопления салона городского автобуса Советский патент 1991 года по МПК B60H1/02 F01P7/16 

Описание патента на изобретение SU1659239A1

W 26Я

JJ

О

ел ю кэ со ю

Фиг1

лаждения двигателя и отопления салона содержит рубашку 1 охлаждения двигателя 2, центробежный насос 3, теплообменники 4 и 5 охлаждения масла двигателя и гидромеханической передачи, радиатор 6, автономный подогреватель 7 с циркуляционным насосом 8 и отопители 11-14. Терморегули- рующие устройства 9 и 10 имеют распределительные камеры и термостаты, причем их распределительные камеры сообщаются между собой. Патрубок 32 устройства 10 через клапаны термостатов подключается к отопителям и обводному трубопроводу 34 с запорным вентилем 50, закрытым в зимнее время. Патрубок 35 устройства 10 также через клапаны термостатов подключен к всасывающей магистрали 36 насоса 8, к которой подключен и обратный трубопровод 37 от отопителей. Подогреватель 7 подключен к теплообменнику 5, к которому также подключен обратный трубопровод 48 от радиатора. Теплообменник 5 подключен к насосу 3. До достижения температуры охлаждающей жидкости 70-72°С устройство 10 направляет поток жидкости через патрубок 35, не допуская первоначального переохлаждения теплоносителя на отопителях салона при эксплуатации зимой, обеспечивая тем самым эффективный предпусковой прогрев системы с помощью подогревателя. Клапаны термостатов устройства 9 открываются при температурах жидкости 82-87°С. 3 ил.

Похожие патенты SU1659239A1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ПОДОГРЕВА ГОРОДСКОГО АВТОБУСА 2001
  • Шульгин В.В.
  • Николаенко Г.А.
  • Кулыгин Д.А.
  • Гулин С.Д.
  • Никифоров Г.И.
  • Золотарев Г.М.
RU2230929C2
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ И ПРОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2001
  • Терентьев С.П.
RU2186229C1
Способ работы жидкостной системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания 2021
  • Крохта Геннадий Михайлович
  • Усатых Николай Александрович
  • Хомченко Егор Николаевич
RU2762814C1
СИСТЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2012
  • Кузнецов Александр Вадимович
  • Селиванов Николай Иванович
  • Зыков Сергей Александрович
  • Шестов Алексей Михайлович
RU2488015C1
СИСТЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2014
  • Кузнецов Александр Вадимович
  • Селиванов Николай Иванович
  • Зыков Сергей Александрович
  • Шестов Алексей Михайлович
RU2573435C2
СПОСОБ И СИСТЕМА ПОДОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Ластовецкий Л.Е.
  • Федик И.И.
RU2153098C1
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 1978
  • Зайченко Евгений Николаевич
  • Петренко Виктор Анатольевич
  • Павлиский Василий Михайлович
  • Деулин Константин Николаевич
  • Москалев Владимир Васильевич
  • Нагорняк Георгий Андреевич
  • Стефанишин Владимир Иванович
  • Кулаков Александр Григорьевич
  • Шатров Евгений Васильевич
SU771352A1
Отопительное устройство 1983
  • Арефьев Василий Александрович
  • Хуртин Дмитрий Николаевич
  • Толстых Владимир Владимирович
  • Яшин Виктор Алексеевич
  • Джунь Владимир Алексеевич
SU1115927A1
Автоматизированная система прогрева рельсового автобуса в зимних условиях 2019
  • Шепелин Павел Викторович
  • Безденежных Сергей Николаевич
RU2735962C1
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2005
  • Шишкин Николай Константинович
  • Миронычев Михаил Андреевич
  • Меньшенин Павел Алексеевич
RU2293856C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 659 239 A1

Реферат патента 1991 года Система жидкостного охлаждения дизельного двигателя и отопления салона городского автобуса

Изобретение относится к транспортным средствам. Цель изобретения - повышение эффективности предпускового прогрева дизельного двигателя при низких температурах окружающей среды и улучшение теплового режима его работы. Система ох

Формула изобретения SU 1 659 239 A1

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к устройствам для охлаждения дизельных двигателей с использованием жидкого теплоносителя и отопления салонов городских автобусов.

Цель изобретения - повышение эффективности предпускового прогрева дизельного двигателя при низких температурах окружающей среды и улучшение теплового режима его работы.

На фиг.1 представлена принципиальная схема системы охлаждения дизельного двигателя и отопления салона автобуса; на фиг.2 - первое терморегулирующее устройство, включенное в систему, по фиг.1 , Продольный разрез; на фиг. 3 - второе терморегулирующее устройство, продольный разрез.

Система охлаждения и отопления содержит рубашку 1 охлаждения двигателя 2, центробежный водяной насос 3 двигателя, жидкостно-масляные теплообменники 4 и 5 охлаждения масла двигателя и гидромеханической передачи с гидрозамедлителем, радиатор 6, автономный подогреватель 7 (например, типа 14.8106 ТУ 37.001.1082-82) и его циркуляционный насос 8 (например, типа 34.3730 ТУ 37.003.1111-82), первое и второе терморегулирующие устройства 9 и 10, воздушно - жидкостные отопители 11, 12.13,14 салона и рабочего места водителя.

В корпусе терморегулирующего устройства 9 расположены термостаты 15, 16 и распределительная камера 17. Входной патрубок 18 камеры 17 трубопроводом 19 сообщен с полостью 1, а выходное отверстие 20 камеры 17 - трубопроводом 21 с радиатором 6. Термостат 15 имеет клапан 22, входящий в седло 23 (фиг.2). Аналогичные клапан 24 и седло 25 имеет термостат 16. Температура открывания клапанов 22. 24 термостатов 15, 16 - 82-87°С.

В корпусе терморегулирующего устройства 10 расположены термостаты 26 и 27 и распределительная камера 28. Входной патрубок 29 камеры 28 трубопроводом 30 сообщается с распределительной камерой 17 терморегулирующего устройства 9 через

патрубок 31 камеры 17. Выходной патрубок 32 терморегулирующего устройства 10 подводящим трубопроводом 33 соединен с ото- пителями 11-14 и с обводным трубопроводом 34, а другой патрубок 35 - с

всасывающей магистралью 36 насоса 8. Обратный трубопровод 37. отводящий жидкость от отопителей. также соединяется с магистралью 36. Термостат 26 имеет два клапана 38 и 39, входящие в седла 40 и 41.

Аналогичные клапаны 42 и 43 седла 44 и 45 имеет термостат 27. Температура открывания клапанов 38 и 42 - 70-72 С, при этом клапаны 39 и 42 закрываются.

Автономный подогреватель 7 подключен трубопроводом 46 к теплообменнику 5 охлаждения масла гидромеханической коробки передач, который соединен с насосом 3 с помощью трубопровода 47. Радиатор 6 обратным трубопроводом 48 подключен к

теплообменнику 5. Теплообменник 4 охлаждения масла двигателя 2, рубашка 1 охлаждения двигателя, насос 3 образуют замкнутый контур.

В системе установлен также вентиль 49,

открытый лишь в отопительный сезон, причем в это время запорный вентиль 50 закрыт. В летнее время вентиль 50 открыт, а вентиль 49 - закрыт. Вентили 51 и 52 предназначены для перекрывания трубопроводов при устранении неисправностей в

системе. Обводной трубопровод 34 с запорным вентилем 50 подключен трубопроводом 37 к всасывающей магистрали насоса 8.

На фиг.1 направление движения теплоносителя по трубопроводам указано стрелками: зачерненные стрелки обозначают движение жидкости, незачерненные стрелки - движение воздуха.

Система работает следующим образом.

При низких температурах окружающего воздуха для надежного пуска двигателя 2 и прогрева масла в теплообменниках 4 и 5 включается подогреватель 7 с насосом 8. Подогреваемая жидкость через теплообменник 5 подается в рубашку 1 охлаждения двигателя, далее по трубопроводу 19, патрубок 18 в распределительную камеру 17 тер- м о регулирующего устройства 9. Клапаны 22 и 24 при этом закрыты, поэтому жидкость направляется исключительно к выходному отверстию 31,трубопроводу 30,попадая через входной патрубок 29 в распределительную камеру 28 терморегулирующего устройства 10. Клапаны 38 и 42 термостатов

26и 27 закрыты, поскольку температура теплоносителя не достигла 70-72°С.

Жидкость через клапаны 39 и 43, патрубок 35 подается по магистрали 36 к насосу 8 и подогревателю 7, где происходит повышение температуры доуровня,необходимого для уверенного пуска двигателя..

После достижения температуры жидкости в системе 70-72°С срабатывают термостаты 26 и 27, открывая клапаны 38 и 42. Теплоноситель поступает через патрубок 32 и трубопровод 33 к отопителям 11-14, отдавая на них часть тепла, и следует затем снова к подогревателю 7. Термостаты 26 и

27следят за температурой жидкости, направляя жидкость к отопителям лишь при температурах выше 70°С.

В случае повышения температуры жидкости выше 82-87°С срабатывают термостаты 15 и 16, открывая клапаны 22 и 24. Тогда часть жидкости, помимо патрубка 31, направляется и к патрубку 20, поступая к радиатору 6. От радиатора жидкость циркулирует через теплообменник 5, насос ,3, рубашку 1, и снова к терморегулирующе- му устройству 9. Теплообменник 4 подключен параллельно рубашке 1 с насосом 3.

В летнее время при запуске двигателя 2 жидкость циркулирует из рубашки 1 охлаждения двигателя по трубопроводу 19 в тер- морегулирующее устройство 9. по трубопроводу 30 в терморегулирующее устройство 10, по трубопроводу 36 - к циркуляционному насосу 8, подогревателю 7, по трубопроводу 46 - к теплообменнику 5 и насосу 3.

При температуре жидкости 70-72°С открываются клапаны 38 и 42 терморегулирующего устройства 10, жидкость по трубопроводу 33 и обводному трубопроводу 5 34, запорный вентиль 50 которого открыт, снова поступает к магистрали насоса 8. Вентиль 49 при этом закрыт. При достижении температуры жидкости 82-87°С открываются клапаны 22 и 24 термостатов 15 и 16 0 терморегулирующего устройства 9, жидкость направляется к радиатору 6. Отдав часть тепла на радиаторе, жидкость поступает к теплообменнику 5.

Формула изобретения 5Система жидкостного охлаждения дизельного двигателя и отопления салона городского автобуса, содержащая рубашку охлаждения двигателя, насос, установленный во всасывающей магистрали, радиатор 0 с обратным трубопроводом, жидкостно- масляные теплообменники охлаждения масла двигателя и гидромеханической коробки передач, воздушно-жидкостные ото- пители салона, автономный подогреватель 5 с насосом, терморегулирующее устройство с патрубками, распределительной камерой и двумя термостатами с клапанами, при этом распределительная камера сообщена трубопроводом с рубашкой охлаждения 0 двигателя, а одним из патрубков - с входом радиатора, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности предпускового прогрева дизельного двигателя при ) низких температурах окружающей среды и 5 улучшения теплового режима его работы, она снабжена обводным трубопроводом с запорным вентилем и вторым терморегули- рующим устройством с патрубками, распределительная камера которого соединена 0 трубопроводом с распределительной камерой первого терморегулирующего устройства, причем один из патрубков второго терморегулирующего устройства соединен подводящим трубопроводом с воздушно- 5 жидкостными отопителями салона и одним концом обводного трубопровода, установленного параллельно упомянутым отопителям, а другой патрубок соединен трубопроводом с другим концом обводного 0 трубопровода и началом всасывающей магистрали, при этом во всасывающей магист- рали последовательно установлены автономный подогреватель со своим насосом, вентиль и жидкостно-масляный тепло- 5 обменник гидромеханической коробки передач, а выход радиатора соединен обратным трубопроводом с всасывающей магистралью между вентилем и упомянутым теплообменником гидромеханической коробки передач, причем жидкостно-масляный теплообменник охлаждения масла двигателя установлен в отдельном трубопроОт ббигателя

16

Фив.1

водном контуре параллельно рубашке охлаждения двигателя и насосу.

20

К радио/гю- ЛГ

28

К отопителям и о58о0нону трубопродоау

29

35

Ннасосу пойогреоа/явля

27

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1659239A1

Авторское свидетельство СССР № 757354, кл
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 659 239 A1

Авторы

Жаворонков Владимир Иванович

Хорин Михаил Семенович

Бабкин Михаил Иванович

Шацков Владимир Георгиевич

Тетеркин Владимир Андреевич

Куликов Николай Иванович

Даты

1991-06-30Публикация

1989-07-06Подача