Известно противопожарное оборудование гидросамолетов для тушения лесных пожаров, состоящее из баков, установленных в фюзеляже или подвешенных снаружи самолета, забор воды в которые производится с. помош,ью водозаборников с гидравлическими приводами. Такое оборудование самолетов для тушения лесных пожаров лишает возможности эксплуатировать их как обычные самолеты в грузо-пассажирском варианте, требует дополнительного обслуживаюш.его персонала и изменяет аэродинамическую характеристику (при внешней подвеске баков).
Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что емкости для воды размещены в поплавках, забор воды в которые производится от гидронапора при глиссировании самолета по водной поверхности с помощью заборных створок. Имеются также управляемые сливные створки. Оборудование, расположенное в кабине и предназначенное для управления набором и сливом воды, имеет небольщой вес и габариты.
На фиг. 1 схематически изображено противопожарное оборудование поплавков водными отсеками с системой управления и системой подачи смачивателя; на фиг. 2 - заборная и сливная створки поплавка и механизм привода сливной створки (вид против полета); на фиг. 3 - заборная створка и механизм ее управления, вид сбоку; на фиг. 4 - панель пульта управления лесопожарным оборудованием, установленная в кабине самолета.
Г1ри нажатии кнопки 1, установленной на штурвале летчика, открывается совкообразная заборная створка 2. Гидронапором, образующимся при глиссировании самолета по водной поверхности со скоростью, равной примерно 65-90 км1час, вода направляется в отсеки поплавков и заполняет их.
Но заполнении отсеков водой на заданную переключателем 3 дозу (600-1000 л за 4- 5 сек) срабатывает концевой выключатель одного из двух сигнализаторов уровня 4, установленных в водном отсеке каждого поплавка, заборные створки автоматически закрываются, самолет производит разбег и взлет. За время следования от водоема к месту
пожара летчик установкой тумблера 5 в положение «Заливка открывает кран 6, и доза смачивателя заливается в водный отсек. Запас смачивателя, например сульфанола АП-1 в количестве 100 кг, находится на борту самолета в двух баках 7, расположенных в хвостовом отсеке фюзеляжа.
жение «Слив открывает сливную створку 9, и вода сливается на заданную площадь. Слив 1000 л воды нроисходит при скорости самолета 156 км/час, на высоте полета 25-30 м от земли за 2,5 сек, образуется водозащитная полоса щириной 10-12 и длиной 60-70 м с концентрацией воды 0,8-1,0 л/м.
После слива воды летчик переключением рукоятки пневмокрана 8 в полол :ение «Закрытие закрывает сливные створки.
Слив воду, летчик ведет самолет к водоему, и в это время готовится доза смачивателя.
Установкой тумблера 5 в положение «На дозу кран 6 закрывается, а кран 10 открывается. Смачиватель из баков 7 заполняет дозировочный бачок // и магистраль трубопровода - две дозы по 5 л для заливки в водные отсеки готовы.
При открытии заборных створок обоих поплавков на пульте управления в кабине летчика загораются две сигнальные лампы красного света 12 и 13. При закрытии заборных створок эти лампы гаснут и загораются две лампы зеленого света 14 и 15.
При открытии сливных створок на пульте управления загорается сигнальная лампа красного света 16. При закрытии их эта лампа гаснет.
При установке тумблера в положение «Па дозу загораются две сигнальные лампы синего света 17 и 18, свидетельствующие о срабатывании крана 10. При переключении тумблера в положение «Заливка лампы 17 и 18 гаснут и загораются две лампы также синего света 19 и 20, сигнализирующие о закрытии крана 10 и открытии крана 6.
В случае несрабатывания автоматики (концевых выключателей сигнализаторов уровня) закрытия заборных створок они закрываются 1 ринудительно от кнопки 21 летчиком.
Механизмы привода заборной и сливной створок крщюшипно-шатунные, приводятся в действие пневмоцилиндрами 22, расположенными в соседнем «сухом отсеке поплавков. На валу каждого механизма управления створками имеются качалки, к которым подсоединены штоки пневмоцилиндров и тяги створок 23 и 24. Вследствие того что при закрытии створок
тяги их переходят «мертвую точку (по принципу патефонного замка), створки автоматически запираются и не могут быть открыты непосредственным давлением на них. Это позволяет эксплуатировать самолет не только
как лесопожарный, но и в транспортном, пассажирском и других вариантах без специального переоборудования.
Заборные и сливные створки закрываются герметически.
Предмет изобретения
Противопожарное оборудование гидросамолета АН-2В, содержащее емкости для воды, систему подачи смачивателя и пневматическую систему управления, отличающееся тем, что, с целью обеспечения тущения лесных пожаров при сохранении аэродинамических качеств самолета и использования его для других целей (например, в транспортном и грузовом вариантах) без дополнительного переоборудования, а также обеспечения забора
воды от гидронапора при глиссировании по водной поверхности, емкости для воды размещены в поплавках и снабжены управляемыми заборными и сливными створками, управление которыми и контроль за полнотой забора воды осуществляются от пульта управления, установленного в кабине самолета.
Фиг.г
18 17 13 12
Фиг. 4
Даты
1964-01-01—Публикация