Изобретение относится к машиностроению, а именно к червячно-реечным передачам с гидростатической смазкой, и найдет применение, в частности, в станкостроении,
Цель изобретения - повышение быстроходности передачи путем улучшения условий смазки за счет уменьшения зазора между поверхностями цилиндрического отверстия маслораспределителя и размещенной в этом отверстии цилиндрической шейки червяка.
.На фиг.1 изображена конструктивная схема передачи; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.З - сечение Б-Б на фиг.1.
Передача содержит корпус 1 с прямолинейными направляющими, размещенную в направляющих с возможностью поступательного движения зубчатую рейку 2 и взаимодействующий с рейкой 2 червяк 3, имеющий карманы 4 для смазки на правой и левой сторонах витков и маслоподводящие продольные каналы 5, поочередно связанные с карманами 4 правой и левой сторон витков. Входные отверстия 6 каналов 5 расположены в двух диаметральных плоскостях А-А и Б-Б равномерно по окружности на цилиндрической шейке 7 червяка 3, Входные отверстия, лежащие в плоскости А-А, связаны с продольными каналами левой стороны витков, а входные отверстия, лежащие в плоскости Б-Б соответственно связаны с продольными каналами правой стороны витков. На корпусе 1 установлен съемный мас- лораспределитель 8, выполненный из двух частей 9 и 10 с разьемом по плоскости, совмещенной с осью вращения червяка 3, В плоскости разъема установлены прокладки 11, В цилиндрическом отверстии 12 масло- распределителя 8 размещена цилиндрическая шейка 4 червяка 3. На поверхности отверстия 12 выполнены две пары диаметрально противоположных дуговых каналов
О
а
GJ Ю 00 О
13,14 и 15,16. Каналы 13 и 14 лежат в плоскости А-А и связаны с входными отверстиями продольных каналов левой стороны витков, а каналы 15 и 16 лежат в плоскости Б-Б и связаны с входными отверстиями продольных каналов правой стороны витков. С другой стороны дуговые каналы 13 и 15 связаны через отверстия 17 и 18с магистралью высокого давления и подают масло в карманы 4, находящиеся в зоне взаимодействия червяка 3 с рейкой 2, а дуговые каналы 14 и 16 через отверстие 19 связаны с магистралью низкого давления, предназначенной для предварительного заполнения маслом маслоподводящих каналов 5 и карманов 4. Червяк 3 установлен в корпусе 1 на стандартных роликоподшипниках с обычной регулировкой радиального и осевого зазоров.
Передача работает следующим образом.
При вращении червяка 3 масло от насоса низкого давления через отверстие 19 поступает в каналы 14 и 16 маслораспределителя 8 и далее через продольные каналы 5 - в карманы 4 витков, находящиеся вне зоны зацепления с рейкой 2. При дальнейшем повороте червяка 3 выходные отверстия 6 продольных каналов 5 выходят из зоны каналов 14 и 16 и входят в зону каналов 13 и 15, через отверстия 17 и 19 связанных с насосами высокого давления. Вследствие этого карманы 4 витков червяка 3, находящиеся в зоне зацепления с рейкой 2, получают обильную смазку и разносят ее по всей площади трения витков червяка 3 и зубьев рейки 2.
Регулирование зазора до минимального между поверхностями отверстия 12 и цилиндрической шейки 7 производят за счет уменьшения толщины прокладок 11, установленных в плоскости разъема частей 9 и 10 маслораспределителя 8.
Формула изобретения Гидростатическая червячно-реечная передача, содержащая корпус с прямолинейными направляющими, размещенную в
направляющих с возможностью поступательного движения зубчатую рейку, размещенный в корпусе с возможностью вращения, взаимодействующий с зубчатой рейкой червяк с выполненной на нем цилиндрической шейкой, карманами для смазки на правой и левой сторонах витков, продольными маслоподводящими каналами, поочередно связанными с карманами правой и левой сторон витков с помощью наклонных каналов, и входными отверстиями продольных каналов, расположенными на цилиндрической шейке равномерно по окружности в двух диаметральных плоскостях так, что входные отверстия, расположенные
в одной плоскости, связаны с продольными каналами правой стороны витков, а входные отверстия, расположенные в другой плоскости, связаны с продольными каналами левой стороны витков,.и установленный на
корпусе съемный маслораспределитель с выполненным в нем цилиндрическим отверстием, в котором размещена цилиндрическая шейка червяка, и на поверхности которого выполнены две пары диаметрально противоположных дуговых каналов, одна из которых связана с входными отверсти- ями продольных каналов правой стороны витков, а другая - с входными отверстиями продольных каналов левой стороны витков,
один дуговой канал каждой пары связан с магистралью высокого давления, а другой - с магистралью низкого давления, отличающаяся тем, что, с целью повышения быстроходности, маслораспределитель выполней разъемным по плоскости, совмещенной с осью вращения червяка, а передача снабжена прокладками, установленными в плоскости разъема маслораспределителя
Т7,1в
i if
А фие.1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Червячно-реечная передача с гидростатической смазкой | 1990 |
|
SU1784792A1 |
Гидростатическая червячно-реечная передача | 1978 |
|
SU741007A1 |
Червячно-реечная передача с гидростатической смазкой | 1990 |
|
SU1835471A1 |
Гидростатическая червячно- РЕЕчНАя пЕРЕдАчА | 1978 |
|
SU796565A1 |
Гидростатическая червячно-реечная передача | 1990 |
|
SU1786321A1 |
Червячно-реечная передача с гидростатической смазкой | 1976 |
|
SU706618A1 |
Гидростатическая червячно-реечная передача | 1985 |
|
SU1295103A1 |
Гидростатическая червячно-реечная передача | 1989 |
|
SU1709148A1 |
Гидростатическая червячно-реечная передача | 1974 |
|
SU563527A2 |
Червячно-реечная передача с гидростатической смазкой | 1983 |
|
SU1146504A1 |
Изобретение относится к гидростатическим червячно-реечным передачам. Цель изобретения - повышение быстроходности передачи за счет улучшения условий смазки. При вращении червяка 3 масло от насоса низкого давления через отверстие 19, дуговые каналы 14, 16 маслораспределителя 8 и продольные каналы 5 червяка 3 поступает в карманы 4 витков, находящихся вне зоны зацепления с рейкой 2. В карманы, находящиеся в зоны зацепления, масло поступает от насосов высокого давления через дуговые каналы 13 и 15. Вследствие этого карманы 4, находящиеся в зоне зацепления, обеспечивают обильную смазку трущихся поверхностей червяка 3 и рейки 2. Для повышения давления в системе смазки уменьшают зазор между стенками отверстия 12 в маслораспределителе 8 и цилиндрической шейкой 7 червяка 3 до минимального, регулируя толщину компенсирующих элементов 11. 3 ил.
W
/
19 /4 б
Фиг.2.
Ю 9
/Г 18 Фиг.З
Гидростатическая червячно-реечная передача | 1985 |
|
SU1295103A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1991-07-15—Публикация
1986-07-23—Подача