Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах турбин.
Целью изобретения является упрощение конструкции и повышение надежности газодинамических лепестковых опор скольжения
На фиг. 1 представлен поперечный разрез газодинамической лепестковой опоры скольжения; на фиг 2 - сечение А-А на фиг,
1,со схемой подачи рабочей среды в опору
Газодинамическая лепестковая опора скольжения содержит цапфу вала 1, корпус
2,поддерживающую обойму 3 и смонтированные в ней через средства 4 крепления упругие лепестки 5, а также источник 6 подачи рабочей среды под давлением, сообщающийся с зазором 7 между корпусом и упомянутой обоймой 3
Подедрживающая обойма 3 выполнена в виде закрепленной в корпусе 2 краями 8 упругой втулки 9 с продольными пустотелыми ребрами 10, открытыми в сторому упругих лепестков 5, для размещения в ребрах 10 средств крепления 4 лепестков 5 Газодинамическая лепестковая опора скольжения снабжена страховочным подшипником 11 установленным в корпусе 2 В сечении А-А на фиг 2 схематично показан контур циркуляции рабочей среды, содержащей источник 6 давления и холодильник 12
Газодинамическая лепестковая опора скольжения работает следующим образом
В начале вращения вала 1 давление в зазоре 7 отсутствует При этом легк стки 5 в пазах ребер 10 не зажаты При касании о вал 1 лепестки 5 сдвигаются обеспечивая минимальные потери трения При этом средства
Os
о а
00
1ЧЭ ГО
4 крепления удерживают лепестки 5 на своих местах. Вал 1 центрируется при этом страховочным подшипником 11.
После достижения заданной частоты вращения вала.1, при которой возникает устойчивый газодинамический клин между лепестками 5 и валом 1, лепестки 5 самоустанавливаются в ребрах 10. При этом в зазор 7 подают давление рабочей среды, что приводит к деформации упругой втулки 9. Средства 4 крепления лепестков 5 зажимаются в ребрах 10 и вал 1 центрируется газодинамической подъемной силой, образуемой газовым слоем между валом 1 и упругими лепестками 5.
Изменяя давление рабочей среды в зазоре 7, можно изменять коэффициенты жесткости и демпфирования системы ротор - подшипник, отстраиваться от резонансных частот, повышая тем самым надежность работы.
Всплытие вала 1 на газодинамических клиньях лепестков 5 приведет к полной разгрузке страховочного подшипника 11, а работа на газодинамических клиньях обеспечивает длительную работоспособность опорного узла. Выделяющееся при работе тепло отводят прокаткой рабочей среды через зазор 7, холодильник 12 с помощью источника подачи рабочей среды, установленного на валу 1, который автоматически регулирует давление рабочей среды в зависимости от оборотов вала 1.
При снижении оборотов давление в зазоре 7 снижается, упругая втулка 9 стреми- тТя занять первоначальное положение, освобождая защемленные средства 4 крепленияупругихлепестковб, которыеоб- жимаются валом 1, что предотвращает их износ и поломку. Выбег вала 1 бсуществля- ется на страховочном подшипнике 11.
Изобретение позволяет повысить надежность работы газодинамической лепестковой опоры скольжения, предотвращая износ и поломку лепестков, упрощает конструкцию опоры, делает возможным регулировку динамических характеристик опоры.
Формула изобретения
Газодинамическая лепестковая опора скольжения, содержащая цапфу вала, корпус, расположенную в нем с зазором поддерживающую обойму и смонтированные в ней через средства крепления упругие лепестки, а также источник подачи рабочей среды под давлением, сообщающийся с зазором, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности, поддерживающая обойма выполнена в виде закрепленной в корпусе краями упругой втулки с продольными пустотелыми ребрами, открытыми в сторону упругих лепестков, для размещения в них средств крепления этих лепестков.
®иг.1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Комбинированный радиальный подшипник с широким диапазоном рабочих скоростей и нагрузок (варианты) | 2016 |
|
RU2649280C1 |
РАДИАЛЬНЫЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК | 2006 |
|
RU2309304C1 |
КОНИЧЕСКИЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2010 |
|
RU2437005C2 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2011 |
|
RU2489615C1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА | 2015 |
|
RU2605703C2 |
ЭЛЕКТРОМАШИНА | 2011 |
|
RU2477916C2 |
Радиальный газодинамический лепестковый подшипник скольжения | 1988 |
|
SU1588933A1 |
ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК | 1991 |
|
RU2010119C1 |
РАДИАЛЬНЫЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК | 2021 |
|
RU2769038C1 |
ЭЛЕКТРОМАШИНА | 2013 |
|
RU2523029C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах турбин. Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение надежности газодинамических лепестковых опор скольжения. Газодинамическая лепестковая опора скольжения содержит цапфу вала, корпус, поддерживающую обойму, смонтированные в ней через средства крепления упругие лепестки, источник подачи рабочей среды. Поддерживающая обойма выполнена в виде закрепленной в корпусе краями упругой втулки с продольными пустотелыми ребрами. В полостях ребер установлены средства крепления лепестков, между корпусом и упругой втулкой имеется полость, сообщающаяся с источником подачи рабочей среды. Это обеспечивает регулировку положения лепестков. Во время набора оборотов и на выбеге вал опирается на страховочный подшипник. В номинальном режиме вал поддерживается газодинамическими клиньями между валом и лепестками, что обеспечивает длительный ресурс и высокую надежность при простоте конструкции опоры. 2 ил.
Редактор О.Спесивых
Составитель И.Яковлев
Техред М.МоргенталКорректор М.Максимищинец
А-А
Фиг Ь
Радиальный подшипник скольжения | 1986 |
|
SU1361395A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1991-07-30—Публикация
1988-11-24—Подача