Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в вы- с окоскоростных стационарных и транспортных турбомашинах и в других роторных механизмах.
Цель изобретения - повьппение надежности работы подшипника.
На фиг. 1 показан радиальный под36
шипник, продольный разрез; на фиг.2 - IQ общей изгибной жесткостью несущего сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - несущий элемент и дистанционная про- ставка, аксонометрия; .на фиг, 4 - вид Б на фиг. 1 .
В корпусе 1 подшипника выполнен кольцевой паз 2, в котором размещено устройство крепления лепестков 3 коробчатого сечения, охватываюищх вал 4, состоящее из набранных в обойму 5 диэлемента и предварительным натягом лепестка к цапфе. Управляя при рабо турбомашины упругими характеристика ми пакета лепестков, можно изменять 15 профиль рабочего зазора, а следовательно, жесткость смазочного слоя и несущую способность.
Конструкция подшипника для огран
станционных проставок b и. хвостовиков 20. чения амплитуд колебаний вала и соб7.Т-образного профиля лепестков 3. Лепестки 3 соединены с хвостовиками 7 жестко и герметично, например, роликовой сваркой или пайкой. Внутренняя
ственно свободных концов лепестков снабжена демпфирующим устройством гидродинамического действия, которым является сам тракт прокачки среды чественно свободных концов лепестков снабжена демпфирующим устройством гидродинамического действия, котор является сам тракт прокачки среды
полость 8 лепестка 3 разделена по его 25 рез несущий элемент. Демпфирующая
длине, как минимум, одной перегородкой 9 с прорезями 10, В обойме 5 и корпусе 1 подшипника выполнены каналы 11, соединенные с внутренней полостью 8 и служащие для подвода или отвода среды (жидкость или газ) под давлением. Между хвостовиками 7 в кольцевом пазу 2 корпуса 1 расположены дистанционные проставки 6, которые позволяют собрать- подшипник с различным количеством лепестков. Для сборки обоймы 5 в кольцевой паз 2 предусмотрен осевой паз 12 со съемным замком 13, фиксируемым стопорным винтом 14.
Подшипник работает следующим образом.
Лепестки 3 упруго охватывают цапфу вала, образуя обращенными к ней поверхностями клиновые зазоры. Перед пуском турбомашины во внутренние камеры лепестков подается среда (жидкость или газ), давлением и температурой которой можно управлять в соответствии с изменением частоты вращения ротора. Рабочая среда (жидкость или газ) подбирается индивидуально для каждого конкретного случая в зависимости от обеспечения необходимых динамических характеристик подшипника.
За счет воздействия избыточного давления среды во внутренней полости криволинейный лепесток пытается распрямиться в соответствии с принципом
30
35
40
постоянная этого устройства зависи от размера внутренней камеры, диам ров каналов и отверстий в перегоро ке, их количества, общего гидравли ческого сопротивления тракта, вязк ти среды, ее массового расхода и т Гидравлическое сопротивление лепес ка можно изменять посредством уст новки дополнительных перегородок отверстиями для перепуска среды. П вышению общей демпфирующей способн ти подшипника способствует частичн преобразование энергии колебаний с бодных концов лепестков в волновую энергию жидкости.
Формула изобретени
1. Радиальный подшипник скольж 45 ния, содержащий установленные в ко пусе с помощью устройства креплени упругие лепестки, а также систему каналов, выполненную в корпусе и устройстве крепления лепестков и 50 общающую внутреннюю, полость подшип ника с источником подаваемой под д лением рабочей среды, отличающийся тем, что, с целью по шения надежности, лепестки выполн 55 в виде пустотелых элементов коробч того вида с внутренней полостью, р деленной по длине лепестка по мень шей мере одной перегородкой с выпо ненными в ней сквозными прорезями
1395 2
работы трубчатой пружины Бурдопа, тем самым уменьшая силу прижатия лепестка к цапфе. Величина силы прижатия лепестка определяется величиной избыточного давления среды по отношению к противодавлению, площадью внутренней камеры, толщиной стенок лепестка, механическими свойствами материала,
общей изгибной жесткостью несущего
элемента и предварительным натягом лепестка к цапфе. Управляя при работе турбомашины упругими характеристиками пакета лепестков, можно изменять профиль рабочего зазора, а следовательно, жесткость смазочного слоя и несущую способность.
Конструкция подшипника для ограниственно свободных концов лепестков снабжена демпфирующим устройством гидродинамического действия, которым является сам тракт прокачки среды через несущий элемент. Демпфирующая
постоянная этого устройства зависит от размера внутренней камеры, диаметров каналов и отверстий в перегородке, их количества, общего гидравлического сопротивления тракта, вязкости среды, ее массового расхода и т.д. Гидравлическое сопротивление лепестка можно изменять посредством установки дополнительных перегородок с отверстиями для перепуска среды. Повышению общей демпфирующей способности подшипника способствует частичное преобразование энергии колебаний свободных концов лепестков в волновую энергию жидкости.
Формула изобретения
1. Радиальный подшипник скольже- ния, содержащий установленные в корпусе с помощью устройства крепления упругие лепестки, а также систему каналов, выполненную в корпусе и устройстве крепления лепестков и со- общающую внутреннюю, полость подшипника с источником подаваемой под давлением рабочей среды, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, лепестки выполнены в виде пустотелых элементов коробчатого вида с внутренней полостью, разделенной по длине лепестка по меньшей мере одной перегородкой с выполненными в ней сквозными прорезями.
2. Подшипник скольжения поп. 1, отличающийся тем, что устройство крепления лепестков выполнено в виде набора дистанционных проставок, установленного в выполненном в корпусе кольцевом пазу, а корневые участки лепестков снабжены хвостовиками Т-образного профиля,
-А
-1 /
/ .г ,8
установленными между дистанциониру- ющими простенками.
3. Подшипник скольжения по пп.1 и2, отличающийся тем, что в устройстве крепления лепестков и корпусе выполнены каналы для отвода рабочей среды.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАДИАЛЬНЫЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК | 2019 |
|
RU2716377C1 |
РАДИАЛЬНЫЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК | 2015 |
|
RU2658260C2 |
РАДИАЛЬНЫЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК | 2021 |
|
RU2769038C1 |
Лепестковый газодинамический подшипник | 1990 |
|
SU1788355A1 |
Радиальный газодинамический лепестковый подшипник скольжения | 1988 |
|
SU1588933A1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ | 2014 |
|
RU2572444C1 |
ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК | 1991 |
|
RU2010119C1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ | 2014 |
|
RU2583206C1 |
Опорный подшипник скольжения | 1989 |
|
SU1682661A1 |
УПОРНЫЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК | 2018 |
|
RU2710091C1 |
fr:A
Фиг,.
Фиг.2
Фиг. 5
В ид В
Редактор Я. Тупица
Составитель Т. Хромова Техред А.Кравчук
Заказ 6211/40Тираж 755Подписное
Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий ( 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. А/5
Производственио-тголиграфнческое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Фиг.
Корректор Л. Пилипенко
Способ получения на волокне оливково-зеленой окраски путем образования никелевого лака азокрасителя | 1920 |
|
SU57A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1987-12-23—Публикация
1986-07-09—Подача