1
(21)4708198/07 (22) 22.06.89 (46)30.07.91. Бюл. №28
(71)Институт электродинамики АН УССР
(72)В.В.Кузьмин, Б.М.Подгорный, Ю.В.Зо- эулин, Е.М.Глидер, Г.М Федоренко и О.Г.Кенсицкий / (53)621.313.713(088.8)
(56)Патент Швейцарии №449911, кл. Н02 К 1/20. 1978.
Электросила, 1981, № 33, с. 35. (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
(57)Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в повышении нагрузочной способности и надежности электрической машины путем
уменьшения неравномерности нагрева сердечника. Статор электрической машины содержит сердечник 3 с зубцами 2, разделенный на пакеты кольцевыми охладителями 4, последовательно соединенными в транспонированные цепи охлаждения с началами у напорного коллектора и с окончаниями у сливного Благодаря тому, что входы 8 охладителей 9. охватывающих зубцы, расположенные между пазами, содержащими стержни 11 различных фаз в нижнем слое обмотки, подсоединены к напорному коллектору, а их входы в соседних кольцевых рядах являются началами цепей охлаждения, обеспечивается достижение поставленной цели. 1 ил.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Статор электрической машины | 1986 |
|
SU1417111A1 |
Статор электрической машины с жидкостным охлаждением | 1990 |
|
SU1725318A1 |
Якорь многофазной электрической машины | 2018 |
|
RU2684898C1 |
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЯВНОПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ | 2010 |
|
RU2416860C1 |
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С АКСИАЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ | 2010 |
|
RU2437203C1 |
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С МНОГОПАКЕТНЫМ ИНДУКТОРОМ | 2009 |
|
RU2382475C1 |
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАШИНА С ЯВНОПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ | 2010 |
|
RU2416861C1 |
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЯВНОПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ | 2010 |
|
RU2416859C1 |
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАШИНА С АКСИАЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ | 2010 |
|
RU2437200C1 |
ИНДУКТОРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1999 |
|
RU2159495C1 |
Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в повышении нагрузочной способности и надежности электрической машины путем уменьшения неравномерности нагрева сердечника. Статор электрической машины содержит сердечник 3 с зубцами 2, разделенный на пакеты кольцевыми охладителями 4, последовательно соединенными в транспонированные цепи охлаждения с началами у напорного коллектора и с окончаниями у сливного. Благодаря тому, что входы 8 охладителей 9, охватывающих зубцы, расположенные между пазами, содержащими стержни 11 различных фаз в нижнем слое обмотки, подсоединены к напорному коллектору, а их входы в соседних кольцевых рядах являются началами цепей охлаждения, обеспечивается достижение поставленной цели. 1 ил.
-/
О
с 1
ю ы
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в турбогенераторах.
Цель изобретения - увеличение нагрузочной способности и надежности электрической машины путем уменьшения неравномерности нагрева сердечника статора.
На чертеже показан статор электрической машины.
Статор электрической машины содержит двухслойную обмотку 1,установленную между зубцами 2 в пазах шихтованного сердечника 3, разделенного на пакеты в осевом направлении кольцевыми рядами сегментных охладителей 4, последовательно соединенных между собой трубопроводами 5 в транспонированные цепи охлаждения с началами у напорного коллектора 6 и окончаниями у сливного коллектора 7. Входы 8 охладителей 9, охватывающих зубцы 10, расположенные между пазами, содержащими стержни 11 различных фаз в нижнем слое обмотки, подсоединены к напорному коллектору, причем входы охладителей в соседних кольцевых рядах являются началами цепей охлаждения, расположенных по разные стороны от указанных зубцов и охватывающих z/2mp зубцовых делений по окружности, где z количество зубцов сердечника статора; m - количество фаз обмотки; р - количество пар полюсов.
При работе электрической машины наряду с аксиальными и радиальными градиентами температуры наблюдаются тангенциальные неравномерности температуры в зависимости от расположения фаз-, ных зон обмотки 1 статора, достигающие значительной величины в концевой зоне сердечника статора, т.е. в первых торцовых 3-4 пакетах. Отношение максимальной температуры к минимальной по тангенциальной координате сердечника статора может достигать 2 и более раз. Наибольшая температура нагрева, значительно превышающая температуру зубцов 2 сердечника, наблюдается в зубцах 10, расположенных на стыке фазных зон нижнего слоя стержней. Неравномерность температурною поля достигает 1,66 отн.ед. Охладители 9, расположенные в этой зоне, содержащие входы, соединенные с напорным коллектором 6 и являющиеся началами цепей охлаждения, имеют, соответственно, минимальную температуру, а следовательно, и наибольшую эффективность охлаждения сердечника в местах
максимальных превышений температуры. Входы охладителей в соседних кольцевых рядах, имеющие начала, расположенные по разные стороны зубцов 10, расположенных между пазами, содержащими стержни различных фаз в нижнем слое обмотки 1. составляют цепи охлаждения с противоположным направлением хладагента, поэтому стык фазных зон по всей длине сердечника
охватывается с двух сторон охладителями с хладагентом минимальной температуры, а так как каждая цепь охлаждения охватывает фазную зону по тангенциальной координате сердечника с одинаковым количеством стыков фазных зон в каждой части, а также зубцовых делений, то движение хладагента в цепях охлаждения с противоположным направлением выравнивает температуру сердечника по тангенциальной координате.
Таким образом, использование предлагаемого технического решения по сравнению с известным позволяет выравнивать тепловые нагрузки сердечника по тангенциальной координате, уменьшить суммарные
потери, увеличить нагрузочную способность (расширение диапазона нагрузки, повышение мощности) повысить прочность крайних пакетов сердечника, повысить надежность и долговечность электрической
машины.
Формула изобретения Статор электрической машины, содержащий многофазную двухслойную обмотку, шихтованный сердечник с зубцами, разделенный на пакеты в осевом направлении кольцевыми рядами сегментных охладителей с зубцами, последовательно соединенных между собой в транспортированные цепи охлаждения с началами у напорного
коллектора, с окончаниями у сливного, отличающийся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и надежности электрической машины путем уменьшения неравномерности нагрева сердечника, входы охладителей, охватывающих зубцы, расположенные между пазами, содержащими стержни различных фаз в нижнем слое обмотки, подсоединены к напорному коллектору, а их входы в соседних кольцевых рядах
являются началами цепей охлаждения, расположенных по разные стороны от указанных зубцов и охватывающих z/2mp зубцовых делений по окружности, где г - количество зубцов сердечника статора; m 5 количество фаз обмотки; р - количество пар полюсов.
Авторы
Даты
1991-07-30—Публикация
1989-06-22—Подача