Силовая установка Советский патент 1991 года по МПК F02G5/04 

Описание патента на изобретение SU1671931A1

Изобретение относится к машиностроению, а конкретно двигателестроению, и может быть использовано в силовых установках с двигателем внутреннего сгорания и устройством для использования отходящего тепла последнего,

Цель изобретения - повышение эффективных показателей установки путем аккумулирования энергии отработавших газов и использования аккумулированной энергии для кратковременного увеличения мощности и для запуска двигателя внутреннего сгорания.

На фиг. 1 приведена схема силовой установки; на фиг. 2 - многоступенчатая активная паровая турбина с планетарным редуктором; на фиг. 3 - устройство рубашки охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

Двигатель 1 внутреннего сгорания выполнен с рубашкой 2 охлаждения. Насос 3 высокого давления установлен в питательном трубопроводе пароперегревателя 4, который расположен в магистрали выпуска отработавших газов двигателя внутреннего сгорания. Аккумулятор 5 пара, управляемый клапан 6 и редукционный клапан 7 установлены последовательно в паропроводе между пароперегревателем 4 и утилизационным паровым двигателем, выполненным в виде многоступенчатой активной паровой турбины 8. Аккумулятор 5 пара выполнен в виде сосуда Дьюара. Выхлопной патрубок турбины 8 подключен через расширитель 9 к конденсатору 10, а последний связан с емкостью 11 для рабочей жидкости. Циркуляционный насос 12 предназначен для подачи жидкости из этой емкости в рубяшку 2

О

VJ ю

СО

охлаждения, выполненную в виде винтовых канавок 1.3, охватывающих цилиндровую втулку 14. Турбина 8 установлена на подшипнике 15 и связана с двигателем внутреннего сгорания через планетарный редуктор, снабженный водилом 16 и сателлитами 17 и через обгонную муфту 18, выполняющую роль разъединительной муфты, связывающей турбину с валом 19 двигателя внутреннего сгорания. Водило 16 редуктора установлено на валу 19 двигателя при помощи подшипников 20 и может проворачиваться относительно вала. Управляемый клапан 6 выполнен в виде обратного клапана, у которого порог срабатывания выполнен управляемым от педали акселератора.

Установка работает следующим образом.

При запуске двигателя 1 внутреннего сгорания циркуляционный насос 12 подает рабочую жидкость из емкости 11 в рубашку 2 охлаждения. Проходя по винтовым канавкам жидкость нагревается и частично испаряется.

Нагретая парожидкостная смесь поступает в насос 3 высокого давления, который нагнетает ее в пароперегреватель 4, расположенный в магистрали выпуска отработавших газов. Перегретый пар поступает в аккумулятор 5, выполненный в виде сосуда Дьюара, что позволяет пару продолжительное время сохранять высокие параметры. При повышении давления пара в аккумуляторе 5 до значения выше максимального, управляемый клапан 6 выпускает избыточный пар через редукционный клапан 7, на активную турбину 8, в которой энергия пара преобразуется в механическую работу и через планетарный редуктор и обгонную муфту 18 суммируется с помощью двигателя внутреннего сгорания. Отработавший пар поступает в расширитель 9, где частично охлаждается и конденсируется, а окончательная конденсация пара происходит в конденсаторе 10. Сконденсированная жидкость поступает в емкость 11. В случаях, когда требуется резко увеличить мощность установки (разгон автомобиля при обгоне, преодоление подъемов), за предельным нажатием педали акселератора происходит принудительное открывание обратного клапана управляемого клапана 6, пар из аккумулятора 5 поступает в редукционный клапан 7, который обеспечивает подачу пара на турбину с оптимальным для нее давлением. Накопленная в аккумуляторе 5 энергия пара преобразуется в турбине 8 в механическую работу и мощность турбины суммируется с мощностью ДВС, в результате чего общая мощность силовой установки возрастает. Мощность от вала 19 двигателя не передается на планетарный редуктор, . т.к. обгонная муфта передает крутящий момент только в одном направлении. Аккумулятор 5 пара способен продолжительное время сохранять высокие параметры парп, что позволяет производить запуск двигателя путем запредельного нажатия педали акселератора.

Таким образом, аккумулирование пара и описанные средства использования этого пара позволяют обеспечить запуск двигателя внутреннего сгорания и кратковременное увеличение мощности установки.

Формула изобретения Силовая установка, содержащая двигатель внутреннего сгорания и утилизационный паровой двигатель, разъединительную муфту, связывающую их между собой, пароперегреватель, расположенный в магистрали выпуска отработавших газов двигателя внутреннего сгорания и связанный при помощи питательного трубопровода с его

рубашкой, а при помощи паропровода - с паровым двигателем, трубопровод выпуска отработавшего пара из последнего в конденсатор и емкость с рабочей жидкостью, и циркуляционный насос для подачи рабочей

жидкости в рубашку охлаждения, причем двигатель внутреннего сгорания снабжен педалью акселератора, отличающая- с я тем, что, с целью улучшения эффективных показателей путем аккумулирования

энергии отработавших газов и использования аккумулированной энергии для кратковременного увеличения мощности и для запуска двигателя внутреннего сгорания, установка дополнительно снабжена аккумулятором пара, управляемым и редукционным клапанами и насосом высокого давления, аккумулятор пара, управляемый и редукционный клапаны последовательно установлены в паропроводе между пароперегревателем и паровым двигателем, насос высокого давления установлен в питательном трубопроводе пароперегревателя, управляемый клапан связан с педалью акселератора, а управляемая муфта выполнена в виде обгонной муфты,

/Г педали акселератора

Похожие патенты SU1671931A1

название год авторы номер документа
ЭНЕРГОУСТАНОВКА ДЛЯ УТИЛИЗАЦИИ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2019
  • Паршуков Владимир Иванович
  • Ефимов Николай Николаевич
  • Белов Александр Алексеевич
  • Кихтев Иван Максимович
  • Горбачёв Валерий Матвеевич
  • Ощепков Андрей Сергеевич
RU2752680C2
Устройство управления турбонаддувом двигателя внутреннего сгорания 2017
  • Никишин Денис Валентинович
RU2635425C1
Способ работы двигателя внутреннего сгорания и двигатель внутреннего сгорания 1986
  • Коляденко Валерий Иванович
  • Драгунов Геннадий Дмитриевич
  • Будим Василий Алексеевич
SU1390397A1
Двигатель внутреннего сгорания 1978
  • Синатов Станислав Александрович
  • Аберьянов Владимир Константинович
SU857521A1
РЕКУПЕРАТОР 2001
  • Гулевский А.Н.
RU2214928C2
КОМБИНИРОВАННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ГОРЯГИНА - КДВСГ 2008
  • Горягин Владимир Федорович
RU2374475C1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2016
  • Никишин Денис Валентинович
RU2623598C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ГАЗОТУРБИННЫМ НАДДУВОМ И СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭТОГО ДВИГАТЕЛЯ 1998
  • Лауш Вольфрам
  • Йелонек Клаус
  • Глаубер Роберт
RU2237820C2
СПОСОБ (ВАРИАНТЫ) УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ГИБРИДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2017
  • Леоне Томас Г.
  • Миллер Кеннет Джеймс
  • Мартин Дуглас Реймонд
RU2689228C2
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Безюков Олег Константинович
  • Жуков Владимир Анатольевич
RU2459093C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 671 931 A1

Реферат патента 1991 года Силовая установка

Изобретение позволяет улучшить эффективные показатели силовой установки путем аккумулирования энергии отработавших газов и использования аккумулированной энергии для кратковременного увеличения мощности и для запуска двигателя внутреннего сгорания, циркуляционный насос 12 подает рабочую жидкость из емкости 11 в рубашку 2 охлаждения двигателя 1 внутреннего сгорания. Нагретая в винтовых каналах рубашки парожидкостная смесь нагнетается насосом 3 высокого давления в пароперегреватель 4, расположенный в магистрали выпуска отработавших газов двигателя 1. Перегретый пар поступает в аккумулятор 5 пара, а из него через управляемый клапан 6 и редукционный клапан 7 в паровую турбину 8, которая связана с двигателем 1 через планетарный редуктор и обгонную муфту. Клапан 6 можно открывать при запуске и в случае необходимости увеличения мощности и энергии пара из аккумулятора преобразуется в механическую работу турбины 8, мощность которой передается на вал двигателя 1. 1 с.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения SU 1 671 931 A1

V / / / /

20 1916 20 15

Я

Т

м

Фиг.1 .

Выход

Фиг.З

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1671931A1

МОРСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕР 2003
  • Матлах А.П.
  • Нечаев Ю.И.
  • Поляков В.И.
RU2251157C2
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Способ получения фтористых солей 1914
  • Коробочкин З.Х.
SU1980A1
Силовая установка 1986
  • Алякринский Константин Александрович
  • Лебедев Владимир Африканович
SU1384812A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 671 931 A1

Авторы

Чернышев Петр Дмитриевич

Даты

1991-08-23Публикация

1989-05-26Подача