Устройство для повышения эффективности агрегата наддува силовой установки танка Российский патент 2025 года по МПК F02B37/10 F02D23/00 

Описание патента на изобретение RU2837174C1

Изобретение относится к агрегатам турбонаддува двигателей внутреннего сгорания и позволяет повысить их эффективность.

Известна система (Патент на полезную модель RU № 201108 МПК F02B 37/18, F02B 37/18, опубликовано 27/11/2020), содержащая двигатель внутреннего сгорания с впускным и выпускным коллекторами, заслонку отвода отработавших газов, канал отвода отработавших газов, приводной турбокомпрессор, состоящий из турбины, компрессора и механизма размыкания вала турбокомпрессора, выполненного в виде обгонной муфты, электронный блок управления, электрогенератор, накопитель электрической энергии, электродвигатель, редуктор, обгонную муфту, механическую передачу, датчик частоты вращения коленчатого вала и датчик положения.

Недостатками данной системы является температурная чувствительность электродвигателя, необходимость установки на военные гусеничные машины аккумуляторных батарей большей емкости, либо дополнительной аккумуляторной батареи, проблема энергобезопасности из-за высоких пусковых токов.

Известна система (Патент на полезную модель RU №101093 МПК F02B 37/04, F02B 37/14, опубликовано 10.01.2011), содержащая двигатель внутреннего сгорания, турбину, компрессор, воздушный фильтр, соединенный через воздуховод с компрессором, глушитель, соединенный через выпускной трубопровод с турбиной, перепускной клапан канала отработавших газов, ресивер отработавших газов, в котором происходит аккумулирование энергии отработавших газов, перепускной клапан ресивера, односторонний клапан, установленный в перепускном канале сжатых газов с ресивера на турбину и блок управления перепускными клапанами.

Недостатком данной системы является наличие в ее составе ресивера отработавших газов достаточно большого объема. Силовая установка с данной системой имеет низкие показатели по габаритной мощности, вследствие чего затруднено ее применение на военных гусеничных машинах.

Из изученных аналогов в качестве прототипа принято устройство для разгона ротора турбокомпрессора силовой установки танка (Патент на изобретение RU № 2784830 МПК F02B 37/10, F02D 23/00, опубликовано 30/11/2022), содержащее турбину, приводимый ею компрессор, вал, вращающийся на подшипниках и с установленными на нем и жёстко закрепленными шпоночным соединением колесами турбины, компрессора и турбиной Пельтона, герметичный корпус гидравлического привода, винтовым соединением жестко и герметично соединённый с корпусом турбины и корпусом компрессора, форсунки, установленные по периметру герметичного корпуса, крепящиеся в нем резьбовым соединением, соединенные между собой масляным каналом, регулировочную заслонку, крепящуюся винтами к герметичному корпусу и выполненную с возможностью управления от электронного блока управления по сигналу от датчика положения педали акселератора и датчика частоты вращения коленчатого вала, сливное устройство, винтовым соединением жестко крепящееся в нижней части герметичного корпуса.

Недостатком данной конструкции является низкая эффективность, обусловленная:

- увеличением момента инерции вала вследствие наличия жесткой связи между турбиной Пельтона и валом турбокомпрессора;

- инерционностью процесса подачи масла на лопатки турбины Пельтона (запаздыванием момента начала формирования струи форсункой относительно момента воздействия на исполнительный механизм - регулировочную заслонку). Данный эффект вызван тем, что на заполнение масляного канала, соединяющего между собой регулировочную заслонку и форсунку, требуется определенное время и, в конечном итоге, это приводит к недостаточно быстрому увеличению скорости вращения турбины.

Техническим результатом заявляемого предложения является повышение эффективности работы турбокомпрессора за счет снижения момента инерции вала при установившемся режиме, а также устранения инерционности процесса подачи рабочей жидкости на лопатки турбины Пельтона при режиме разгона.

Предложение поясняется чертежами, где на фиг. 1 и 2 изображена принципиальная схема устройства для повышения эффективности агрегата наддува силовой установки танка.

Предлагаемое устройство для повышения эффективности агрегата наддува силовой установки танка содержит: турбину 1, приводимый ею компрессор 2, вал 3, вращающийся на подшипнике 4 и с установленными на нем и жёстко закрепленными колесом турбины 1, колесом компрессора 2 и обгонной муфтой 5, турбину Пельтона 6, установленную на обгонной муфте 5, герметичный корпус 7 гидравлического привода с выполненной в нем полостью 8, полноструйные форсунки 9 с электромагнитным клапаном, установленные по периметру герметичного корпуса 7 (см. фиг. 2), соединенные гидравлическими трубками с полостью 8 и выполненные с возможностью управления от электронного блока управления 10 по сигналу от датчика положения педали акселератора 11 и датчика частоты вращения коленчатого вала 12, сливное устройство 13, выполненное в нижней части герметичного корпуса 7, бак 14 рабочей жидкости, соединенный гидравлической трубкой со сливным устройством 13, насос высокого давления 15, соединенный гидравлическими трубками с баком 14 и полостью 8, редукционный клапан 16, крепящийся винтовым соединением в герметичном корпусе 7 гидравлического привода.

Предлагаемое устройство для повышения эффективности агрегата наддува силовой установки танка работает следующим образом.

Насос 15 высокого давления забирает рабочую жидкость из бака 14 и нагнетает в полость 8, которая обеспечивает необходимый запас рабочей жидкости под оптимальным давлением и является общей для всех полноструйных форсунок 9 с электромагнитным клапаном. Электронный блок управления 10 регулирует производительность насоса 15 высокого давления по мере расхода рабочей жидкости в полости 8 и управляет работой электромагнитного клапана форсунок 9.

При разгоне танка, механик-водитель воздействует на педаль подачи топлива (увеличивает подачу топлива), сигнал от датчика положения педали акселератора 11 и от датчика частоты вращения коленчатого вала 12 поступает на электронный блок управления 10. После обработки электронным блоком управления 10, сигнал поступает на исполнительный механизм - электромагнитный клапан полноструйной форсунки 9. По сигналу от блока управления клапан открывается и сопло форсунки формирует реактивную струю рабочей жидкости на ковши турбины Пельтона 6, которая через обгонную муфту 5 передает крутящий момент на вал 3, что способствует сокращению времени разгона компрессора 2 до номинальных оборотов, позволяет повысить эффективность турбокомпрессора.

При прекращении воздействия механика-водителя танка на педаль подачи топлива или при установившемся режиме работы двигателя электромагнитный клапан полноструйной форсунки 9 по сигналу от электронного блока управления 10 закрывается, подача рабочей жидкости на ковши турбины Пельтона 6 прекращается. Наличие обгонной муфты 5, обеспечивает снижение момента инерции вала 3 в случае, когда он начинает вращаться быстрее турбины Пельтона 6.

Слив рабочей жидкости из герметичного корпуса 7 в бак осуществляется с помощью сливного устройства 13.

Таким образом, потребная частота вращения ротора турбокомпрессора двигателя танка в режиме разгона обеспечивается за счет кинетической энергии рабочей жидкости, преобразованной во вращение в турбине Пельтона 6, закрепленной через обгонную муфту 5 на одном валу с колесами турбины 1 и компрессора 2.

По сравнению с прототипом предлагаемое устройство для повышения эффективности агрегата наддува силовой установки танка позволяет повысить эффективность работы турбокомпрессора за счет снижения момента инерции вала при установившемся режиме, а также устранения инерционности процесса подачи рабочей жидкости на лопатки турбины Пельтона при режиме разгона.

Похожие патенты RU2837174C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗГОНА РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ТАНКА 2022
  • Шабалин Денис Викторович
  • Проговоров Алексей Петрович
  • Кобзарь Павел Евгеньевич
  • Ракимжанов Нуржан Есмагулович
  • Шудыкин Александр Сергеевич
  • Абрамова Иванна Андреевна
  • Витрук Александр Владимирович
  • Фихт Александр Дмитриевич
  • Мартыненко Максим Сергеевич
  • Азизов Руслан Нариманович
  • Бобылев Владислав Евгеньевич
  • Букеев Рустем Кайратович
  • Карагусов Павел Юрьевич
  • Малкин Максим Валерьевич
  • Малый Андрей Вячеславович
  • Сафаров Амирджон Хуршедович
RU2784830C1
Система газотурбинного наддува ДВС с устройством для преодоления «турбоямы» 2023
  • Бурцев Александр Юрьевич
  • Шепелёв Сергей Дмитриевич
  • Гриценко Александр Владимирович
RU2814906C1
ТУРБОКОМПРЕССОР С КИНЕМАТИЧЕСКОЙ СВЯЗЬЮ РОТОРА С КОЛЕНЧАТЫМ ВАЛОМ ДВС 2023
  • Бурцев Александр Юрьевич
  • Гриценко Александр Владимирович
  • Сажаев Олег Геннадьевич
  • Патов Артём Германович
  • Шайкемелов Адиль Амандыкович
RU2820574C1
УСТРОЙСТВО УЛУЧШЕНИЯ ПРИЕМИСТОСТИ ТАНКА 2023
  • Шудыкин Александр Сергеевич
  • Шабалин Денис Викторович
RU2820102C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ТАНКА 2000
  • Москалев В.С.
RU2185520C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДИЗЕЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2023
  • Шудыкин Александр Сергеевич
  • Проговоров Алексей Петрович
  • Косаренко Роман Иванович
  • Кобзарь Павел Евгеньевич
  • Шабалин Денис Викторович
RU2824691C1
ТУРБОКОМПРЕССОР С РЕГУЛИРУЕМЫМ НАДДУВОМ 2013
  • Семенов Александр Алексеевич
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Жук Александр Порфирьевич
RU2517952C1
Силовая установка 1986
  • Шейпак Анатолий Александрович
  • Серх Александр Григорьевич
  • Богданов Виктор Николаевич
SU1420203A2
УЗЕЛ АКСЕЛЕРАТОРА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ТУРБОНАДДУВОМ 2018
  • Низов Сергей Николаевич
RU2681805C1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРТА АВТОМОБИЛЯ 2011
  • Миа Сайид
RU2581609C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 837 174 C1

Реферат патента 2025 года Устройство для повышения эффективности агрегата наддува силовой установки танка

Изобретение может быть использовано в агрегатах турбонаддува двигателей внутреннего сгорания. Устройство для повышения эффективности агрегата наддува содержит турбину (1), приводимый ею компрессор (2) и герметичный корпус (7) гидравлического привода с турбиной (6) Пельтона. Устройство содержит форсунки (9), электронный блок (10) управления, датчик (11) положения педали акселератора, датчик (12) частоты вращения коленчатого вала и сливное устройство (13). Корпус (7) гидравлического привода установлен между турбиной (1) и компрессором (2). Между турбиной (6) Пельтона и валом (3) установлена обгонная муфта. В корпусе (7) гидравлического привода выполнена полость (8), гидравлически связанная с редукционным клапаном (16), баком (14), форсунками (9), насосом (15) высокого давления. Насос (15) высокого давления выполнен с возможностью управления электронным блоком (10) управления. Технический результат заключается в снижении момента инерции вала при установившемся режиме и в устранении инерционности процесса подачи рабочей жидкости на лопатки турбины Пельтона при режиме разгона. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 837 174 C1

Устройство для повышения эффективности агрегата наддува, содержащее турбину, приводимый ею компрессор, герметичный корпус гидравлического привода с турбиной Пельтона, установленный между турбиной и компрессором, форсунки, электронный блок управления, датчик положения педали акселератора, датчик частоты вращения коленчатого вала, сливное устройство, отличающееся тем, что между турбиной Пельтона и валом установлена обгонная муфта, в корпусе гидравлического привода выполнена полость, гидравлически связанная с редукционным клапаном, баком, форсунками, насосом высокого давления, выполненным с возможностью управления электронным блоком управления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2837174C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗГОНА РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ТАНКА 2022
  • Шабалин Денис Викторович
  • Проговоров Алексей Петрович
  • Кобзарь Павел Евгеньевич
  • Ракимжанов Нуржан Есмагулович
  • Шудыкин Александр Сергеевич
  • Абрамова Иванна Андреевна
  • Витрук Александр Владимирович
  • Фихт Александр Дмитриевич
  • Мартыненко Максим Сергеевич
  • Азизов Руслан Нариманович
  • Бобылев Владислав Евгеньевич
  • Букеев Рустем Кайратович
  • Карагусов Павел Юрьевич
  • Малкин Максим Валерьевич
  • Малый Андрей Вячеславович
  • Сафаров Амирджон Хуршедович
RU2784830C1
КОНДУКТОР ДЛЯ УКЛАДКИ РУЛОННОГО, ТИПА МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ФОЛЬГИ, МАТЕРИАЛА 1966
  • Тоцкий О.Н.
SU214066A1
УСТРОЙСТВО для НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГОСГОРАНИЯ 0
SU357357A1
US 11035289 B2, 15.06.2021
US 4322949 A1, 06.04.1982
DE 102009029735 A1, 23.12.2010.

RU 2 837 174 C1

Авторы

Ершов Сергей Викторович

Шабалин Денис Викторович

Даты

2025-03-26Публикация

2024-09-23Подача