Изобретение относится к способу безразборной очистки маслосистемы двигателя внутреннего сгорания и их узлов от эксплуатационных загрязнений и может быть использовано в транспортном машиностроении, на эксплуатационных и ремонтных предприятиях, использующих авиационную и автотракторную технику с двигателями внутреннего сгорания.
Целью изобретения является повышение эффективности процесса за счет осуществления его на ходу двигателя при одновременном улучшении работоспособности маслосистемы и повышения ее надежности.
Примеры 1-3. Сначала готовят моющее средство Депирол-концентрат для очистки маслосистемы двигателя внутреннего сгорания. Для этого к расчетному количеству маслорастворимого поверхностно- активного вещества (НПАВ) - оксиэтилированного алкилфенола с 3-6 этоксигруппами - добавляют этаноламин, нагревают до 50°С, затем при непрерывном перемешивании постепенно добавляют ненасыщенные жирные кислоты с и насыщенные синтетические жирные кислоты с . Реакция омыления сопровождается выделением тепла и нагревом до 80°С.
По окончании реакции омыления (до рН 6-7) к полученному соединению при перемешивании подают водорастворимое НПАВ - оксиэтилированный алкилфенол с 10-15 этоксигруппами - и ингибитор коррозии ФОМ-9.
Полученную смесь перемешивают при 80°С в течение 30 мин. затем охлаждают и разливают в тару. По внешнему виду получаО
2
ю
00 Os
ется однородная прозрачная композиция коричневого или темно-коричневого цвета. Каждый из компонентов, входящих в состав ТМС Депирол-концентрат, имеет свое назначение: масло и водорастворимые НПАВ - оксиэтилированные алкилфенолы - обеспечивают растворение коксоотложений, а также солюбилизацию воды при приготовлении моющей смеси и представляют собой техническую смесь полиглико- левых эфиров моноалкилфенолов общей формулы
R - СеНЮ (С2Н40)П Н,
где R - разветвленный алкильный радикал (изононил или тримеры пропилена);
п - количество молей окиси этилена, приходящее на 1 моль алкилфенолов (степень оксиэтилирования).
Принятое название - Неонол АФЭ-п, где 9 - число атомов углерода в алкильном радикале; п - усредненное число молей окиси этилена, присоединенное к молю алкил- фенола.
В качестве маслорастворимого НПАВ использован Неонол АФ9-П с п 3 или 4, или 5, или 6. По внешнему виду - вязкая жидкость светло-желтого цвета. рН водного раствора концентрации 10 г/дм3 равен 7 ± 1, массовая доля основного вещества не менее 98%. По степени воздействия на организм относится к IV классу, малоопасным веществам.
В качестве водорастворимого использован Неонол АФЭ-п с п 10 или 12, или 14, или 15. По внешнему виду - вязкие жидкости светло-желтого цвета. рН водного раствора концентрацией 10 г/дм3 равен 7 ±1. Температура помутнения водного раствора концентрацией 10 г/дм - не ниже 83°С. По степени воздействия на организм относится к III классу, умеренно опасным веществам.
При омылении высокомолекулярных насыщенных и ненасыщенных жирных кислот этаноламинами образуются мыла, обладающие высокой моющей и диспергирующей способностями вследствие наличия двойной связи, определяющей хемосорбционные свойства, В условиях контакта моющей смеси с поливалентными металлами при 80-100°С и их окислами ненасыщенные соединения активно вступают в хемосорбционное взаимодействие с поверхностью, ослабляя связь коксоотложений с металлом.
В качестве ненасыщенных жирных кислот используется олеиновая кислота CieH3402 либо так называемые мягкие
кислоты с , получаемые как побочный продукт при ректификации СЖК.
Для усиления моющей способности в состав могут быть введены также СЖК с
, обладающие высокой проникающей и адсорбционной способностями. Резкий запах, свойственный этим кислотам, нейтрализуется эквивалентным количеством этаноламина.
В качестве насыщенных жирных кислот
используется высокомолекулярная фракция СЖК С21-С25, усиливающая антикоррозионные свойства маслорастворимого ингибитора коррозии.
На органических оснований используют моноэтаноламин или триэтаноламин, пред- ствляющие собой вязкие жидкости.
В качестве маслорастворимого ингибитора коррозии - препарат ФОМ-9, который
представляет собой продукт конденсации тетраметилдипропилентриамина технического с формалином и н-нонилфенолом. По параметрам острой токсичности относится кШ классу умеренно опасных веществ.
Приготовленную таким образом моющую смесь ТМС Депирол-концентрат подают в работавшее эксплуатационное масло, затем при постоянном перемешивании подают дистиллированную воду. Благодаря наличию ПАВ в составе ТМС вода в смеси находится в особом, солюбилизированном, состоянии, т.е. полностью растворена в масле, и моющая смесь представляет собой од- нородную гомогенную систему, по
внешнему виду ничем не отличающуюся от моторного масла.
Интенсивный массообмен при удалении коксоотложений обеспечивается масло- насосом, а необходимая температура смеси
80-100°С - благодаря теплоте работающего двигателя. Очистка маслосистемы таким образом производится при средних оборотах и выше в течение 30-60 мин в зависимости от загрязнений, после чего моющая смесь
полностью сливается из системы и в двигатель заправляется свежее масло.
Вода дистиллированная, находящаяся в моющей смеси в солюбилизированном состоянии, обеспечивает растворение неорганических соединений, содержащихся в отложениях и разрушении структурного каркаса отложений вследствие укрупнения размеров водных ассоциаторов с повышением температуры при переходе из солюбилизированного состояния в эмульгированное.
В качестве основы моющей смеси (или растворяющей среды) используют эксплуатационное масло, выработавшее свой ресурс и подлежащее замене, что позволяет
сократить применение товарных нефтепродуктов для целей очистки.
В табл. 1 представлены рецептуры по верхнему, нижнему и среднему пределам содержания компонентов в предлагаемом тех- ническом моющем средстве (примеры 1-3).
В качестве эксплуатационных масел используют масла группы Вт, Г, BZ и Г2.
В табл. 2 приведены сравнительные данные параллельных экспериментов по от- мыванию деталей от углеродистых отложений с различными маслами (моющее средство взято по среднему пределу).
В табл. 3 приведены результаты коррозионных испытаний.
По сравнению с известным способом предлагаемый способ позволяет осуществить безразборную очистку маслосистем двигателей внутреннего сгорания, т е. на ходу, при одновременном улучшении работо- способности маслосистемы и повышении ее надежности.
Формула изобретения Способ очистки маслосистемы двигате- ля внутреннего сгорания, включающий подачу в двигатель моющей смеси на основе поверхностно-активных веществ, алканола- мина жирной кислоты и добавок и прокачку ее в течение заданного времени, о т л и ч а- ю щ и и с я тем, что, с целью повышения эффективности процесса за счет осуществления его на ходу двигателя при одновременном улучшении работоспособности маслосистемы при повышении ее надежно- сти, моющую смесь подают в эксплуатацинное масло работающего двигателя в колиестве 18-25% от массы масла, при этом в ачестве моющей смеси используют следущий состав, мас.%:
Маслорастворимый оксиэтилированный алкилфенол с 3-6 этоксигруппами56-66
Водорастворимый оксиэтилированный
алкилфенол с 10-15
этокгигруппами2-5
Алканоламин3-5
Олеиновая кислота или
ненасыщенные
жирные кислоты с
, или смесь
олеиновой кислоты и
синтетических
жирных кислот с Cs-Сб в
соотношении
2:1, или смесь ненасыщенных жирных
кислот с и
синтетических
жирных кислот с Cs-Ce в
соотношении
2:16-9
Маслорастворимый ингибитор коррозии ФОМ-9
на основе продукта концентрации тетраметилдипропилентриамина с
формалином и
н-нонилфенолом3-5
Вода дистиллированнаяОстальное
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТЕХНИЧЕСКОЕ МОЮЩЕЕ СРЕДСТВО АСТАТ-К | 2007 |
|
RU2373268C2 |
МОЮЩЕЕ СРЕДСТВО ТЕХНОСОЛ | 2010 |
|
RU2439205C2 |
Техническое моющее средство и способ его изготовления | 2017 |
|
RU2643518C1 |
СОСТАВ ДЛЯ ВЫТЕСНЕНИЯ НЕФТИ | 1991 |
|
RU2006572C1 |
СОСТАВ ДЛЯ УДАЛЕНИЯ АСФАЛЬТЕНОСМОЛОПАРАФИНОВЫХ ОТЛОЖЕНИЙ И ГИДРОФОБИЗАЦИИ ПРИЗАБОЙНОЙ ЗОНЫ ПЛАСТА | 2005 |
|
RU2307860C2 |
ГАЗОНАПОЛНЕННЫЙ СОСТАВ ДЛЯ ИЗОЛЯЦИИ ВОДОПРИТОКА В СКВАЖИНУ | 2006 |
|
RU2332439C2 |
Эмульгатор для получения водных эмульсий димеров алкилкетена | 1989 |
|
SU1664391A1 |
СОСТАВ ДЛЯ КИСЛОТНОЙ ОБРАБОТКИ ПРИЗАБОЙНОЙ ЗОНЫ ПЛАСТА | 2005 |
|
RU2294353C1 |
СОСТАВ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ НЕФТЯНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ (ВАРИАНТЫ) | 2009 |
|
RU2429270C2 |
СОСТАВ ДЛЯ ИЗОЛЯЦИИ ПРИТОКА ПЛАСТОВЫХ ВОД В НЕФТЯНЫХ СКВАЖИНАХ | 2001 |
|
RU2199647C2 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению и позволяет повысить эффективность процесса за счет осуществления его на ходу при одновременном улучшении надежности оборудования. Моющую смесь подают в эксплуатационное масло работающего двигателя в количестве 18-25% от массы масла. Моющая смесь содержит следующие компоненты, мас.%: 56-66 мас- лорастворимого оксиэтилированного алкил- фенола с 3-6 этоксигруппами; 2-5 водорастворимого оксиэтилированного ал- килфенола с 10-15 этоксигруппами; 3-5 ал- каноламина; 6-9 олеиновой кислоты или ненасыщенных жирных кислот с , или смеси олеиновой кислоты и синтетических жирных кислот с соотношении 2:1, или смеси ненасыщенных жирных кислот с и синтетических жирных кислот с Сб-Се в соотношении 2:1; 3-5 маслорастворимого ингибитора коррозии ФОМ-9 на основе продукта конденсации тетраметилдипропилентриамина с формалином и н-нонилфенолом и остальное до 100 - вода дистиллированная. 3 табл. ел С
Содержшт аечрч LPP
Л 1 , IL ТИП-Н(МЬЛ1 и HVnlUPIHeftl
ал Kii. i м 1 L
3- 1 т - ,i р п . и
sciopj -ипрнчый or. ичтилнрпваииыл алкилогнэп 10- 15 с х группами
Am ли тачин-чоночН 1ДЧИ пн ЭТДН 1ЛЧПН
или нена ышечиме мягкие яириы
КИ Т-ТЫ Cf7 , ,
ц-н
Рой
Н
f ГИЧС - УИЧ «MpHLOt KlLICT U
L-j -Cf в остН)шемни 1, ити мгсь м наиЬЩОЧ -X мягки мк 1Г,- и L + 1 ( -С«
я L o hjmeHMt I
г , ТВ РНЧЫИ ЛН ИГ и- ,) к ipp - Н тррпд лт Ь iv-4 1
„J
Количество, мас.%:
масло М-бэ/ЮЕ, 82 масло М-53/1О-Г
масло М 16 ИХП-3
масло Ml4 Г2ЦС
масло для су- довых газовых турбин
степень очистки, %92
8075
8075
323075
828075
828075
9594929192939495939291939492
8075
323075
828075
о
-4
А 0 00
о
Моющее средство для очистки двигателей внутреннего сгорания | 1980 |
|
SU1068471A1 |
Авторы
Даты
1991-09-07—Публикация
1989-01-05—Подача