Изобретение относится к технике для обучения слепых и слабовидящих, а именно к учебным приборам для тактильного восприятия рельефной графики и пространственных построений при изучении математики (алгебры-геометрии) и других предметов, а также может быть использовано в средних общеобразовательных школах и ПТУ.
Цель изобретения - повышение удобства использования и расширение его функциональных возможностей.
На фиг. 1 изображен предлагаемый прибор, общий вид, план; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - прибор при построении плоскостных рельефных изображений по
точкам координатных осей; на фиг. 4 - то же, при пространственном изображении.
Учебный прибор (фиг 1) содержит корпус 1 (фиг 2), опорный элемент 2, чертежный инструмент 3 и приспособления 4. Корпус 1 выполнен с полостью 5 и дополнительным дном 6 Он снабжен выдвижным ящиком 7, в который укладывают чертежный инструмент и приспособления, при этом в полости 5 корпуса 1 размещен опорный элемент 2, который выполнен многослойным и содержит слои 8-10 губчатой резины, переложенные между собой слоями 11 и 12 бумажных прокладок. Опорный элемент 2 должен быть выполнен с возможностью погружения кон цов и удержания приспособлений в вертикальном и наклонном положениях после
о
ю ел
погружения их концов. Верхним слоем опорного элемента 2 является сменный бумажный лист 13 чертежной или перфокар- точной бумаги с вытащенными на поверхность пиками бумаги, образующими сетку. Верхний лист 13 прижат рамкой 14 с шарнирами 15 и защелками 16.
Для производства рельефно-плоскостных построений в качестве приспособлений используют опорные точки 17 (фиг. 3). Опорная точка 17 (фиг. 2) состоит из сферического наконечника и стержня 18, жестко связанных между собой. Конец стержня 18 опорной точки 17 выполнен в виде конуса и закруглен на вершине.
Длину стержня 18 опорной точки 17 выбирают с учетом высоты опорного элемента 2 таким образом, чтобы стержень 18 опорной точки 17 упирался в дно 5 углубления и между поверхностью 13 чертежной или пер- фокарточной бумаги и сферической поверхностью опорной точки 17 оставалось 1-1,5 мм цилиндрической поверхности стержня 18 опорной точки 17. При таком размере гибкий элемент 19 (например,натянутая резинка) сливается в одну линию.
Для производства пространственных (стереометрических) изображений фигур в качестве приспособлений используют трубчатые элементы 20 разной длины, Оптимальный диаметр стержней 2 мм. Концы этих элементов 20 выполнены в виде конусов, закругленных на вершине для удобства и безопасности работы с ними при производстве фигур.
Для получения контуров сечений графических фигур трубчатые элементы 20 снабжают ползунами 21 (фиг. 4). Прибор также включает в себя наконечники--22.
Учебный прибор работает следующим образом.
На листе 13 чертежной или перфокар- точной бумаги (фиг, 3) опорного элемента 2 намечают направление осей координат и их места X -X и Y - Y, погружают в намеченные места опорные точки 17 и соединяют их гибкой тягой 19, например тонкой резинкой.
Таким же способом по заданным координатам находят точки проектируемых фигур 23 или графиков и получают рельефное изображение плоскостной фигуры 23 или графика (не показан), Такое изображение удобно для тактильного восприятия.
Кроме соединения гибких элементов 19 опорные точки 17 можно соединять с помощью специального рейсфедера,вытаски- вающего на поверхность часть деформированной бумаги и образующего рельефный след, или другими приспособлениями, например скобками, образующими рельефный след на бумаге.
Для производства пространственных изображений (фиг.4) стереометрических
фигур в качестве приспособлений используют трубчатые элементы 20 разной длины. Одним концом их погружают в опорный элемент 2 вертикально или под углом до упора со стенкой дна 5 корпуса 1 по заданным
0 координатам или по определенным размерам, например в точки ВСД.
Вторые концы трубчатых элементов в случае необходимости, например для производства тетраэдра на вершине, можно со5 единить наконечником 22, внутренний диаметр которых соответствует наружным диаметрам трубчатых элементов 20.
Для получения контуров сечений этой фигуры трубчатые элементы 20 снабжают
0 ползунами 21 и устанавливают их на заданной высоте h. Ползуны соединяют посредством гибкого элемента 19 и полученный треугольник ВСД характеризует сечение этой фигуры.
5 Подобным способом можно выполнить и другие фигуры.
В результате, построенные стереометрические фигуры, а также полученные на них следы сечений легко доступны для так0 тильного восприятия слепыми и слабовидящими учащимися.
Пример 1. Рассмотрим предлагаемое устройство для производства рельефных плоскостных фигур. Габариты предлагаемо5 го устройства составляют 350x250x50 мм. Глубина мягкого слоя опорного поля, в который погружают стержни, 16 мм. Габариты опорных точек: общая длина 20 мм, диаметр стержня 2 мм, диаметр сферического шари0 ка 3 мм.
Для производства рельефных плоскостных построений на верхнем слое перфорированной или чертежной бумаги по осям координат или по размерам намечают край5 ние точки треугольника. Погружают в эти места приспособления, выполненные в виде опорных точек. На стержни опорных точек натягивают замкнутое кольцо резинки, которую размещают в промежутке между
0 листом чертежной перфорированной бумаги и сферической частью опорной точки. Полученная рельефная фигура удобна для тактильного восприятия и способ ее выполнения очень прост и доступен учащимся.
5 П р и м е р 2. Для производства пространственных построений используют стержни разной длины 100-300 мм. Оптимальный диаметр стержней 2 мм. Радиус закругления конических торцов 0,5 мм. В намеченные места опорного поля погружают одним концом трубчатые элементы, верхние концы их соединяют связкой наконечником, который образует вершину тетраэдра.
Таким образом, применение предложенного учебного прибора позволяет расширить функциональную возможность прибора для тактильного восприятия плоскостных и пространственных фигур и сечений этих фигур. Это ускорит процесс обучения математики (алгебры, геометрии), а также других предметов с помощью тактильного восприятия в школах слепых и слабовидящих. Кроме того, повысит качество обучения, а также даст возможность са- мостоятельного пользования этим прибором при обучении.
Формула изобретения Учебное пособие по геометрии, содер жащее набор трубчатых элементов, наконечники для удержания концов стержней, средство для формирования контура плоской фигуры и опорный элемент для фиксации положения свободного конца стержня,
отличающееся тем, что, с целью удобства пользования и расширения функциональных возможностей, оно дополнительно имеет набор стержней со сферическими наконечниками для обозначения точек на панели и основание с полостью, выполненной по периметру панели для размещения в ней упругого элемента, и крышкой с окном для установки в нем панели, при этом средство для формирования
контура плоской фигуры включает ползуны на стержнях и гибкие элементы, опорный элемент выполнен в виде последовательно чередующихся слоев губчатой резины и бумажных листов, а пэнель - в виде перфорированного листа.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для обучения рельефно-точечному шрифту Брайля слепых и слабовидящих детей | 2017 |
|
RU2662139C1 |
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ ДЛЯ СЛЕПЫХ ИЛИ СЛАБОВИДЯЩИХ | 2017 |
|
RU2744240C2 |
ЗАЩИЩЕННЫЙ ДОКУМЕНТ, СОДЕРЖАЩИЙ ОСЯЗАЕМУЮ МЕТКУ И ТЕКСТУРИРОВАННУЮ ЗОНУ, И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2013 |
|
RU2628914C2 |
КОНСТРУКТОР-ТРЕНАЖЕР | 1998 |
|
RU2153911C2 |
Учебное пособие по математике и черчению для слепых | 1961 |
|
SU139949A1 |
УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО ПЕРСПЕКТИВЕ | 2005 |
|
RU2290699C1 |
Способ изготовления бумажного полиграфического материала для слепых | 1985 |
|
SU1659558A1 |
Пособие по черчению для слепых и слабовидящих | 1952 |
|
SU97866A1 |
Светоэлектрический сигнализатор для слепых | 1988 |
|
SU1559368A1 |
РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ ПРИБОР ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ И СЛЕПЫХ ЛЮДЕЙ | 2018 |
|
RU2679924C1 |
Изобретение относится к технике обучения слепых и слабовидящих, а именно к учебным приборам по геометрии для тактического восприятия рельефной графики и пространственных построений. Учебный прибоч предложенной конструкции позволяет повысить удобство пользования и расширить его функциональные возможности. Это достигается такими конструктивными особенностями, как выполнение корпуса с полостью по всему его периметру рабочего опорного поля, размещения опорного элемента в данной полости с возможностью замены под открывающейся крышкой с окном, выполнением опорного элемента многослойным, слои которого выполнены последовательно чередующимися в оиде губчатой резины и бумажных прокладок, верхний опорный слой элемента выполнен перфорированным, Прибор дополнительно снабжен опорными точками, выполненными в виде стержней со сферическими наконечниками и другими конструктивными элементами 4 ил.
А-А
Фиг.2
.О- гг ггг-г-Ъ .
:.-. . -. - ;. :
. Л.: . .. . ОХ.
.- : .19 .:
ii i/ aiil-.
Фигз
0 |
|
SU157842A1 | |
кл | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1991-09-07—Публикация
1988-08-08—Подача