КОНСТРУКТОР-ТРЕНАЖЕР Российский патент 2000 года по МПК A63H33/06 

Описание патента на изобретение RU2153911C2

Изобретение относится к строительным наборам и дидактическим конструкторам, и может быть использовано для построения детьми различных напольных игровых пространств - основы для активации игровых методов обучения и воспитания в детских образовательных учреждениях и домашних условиях, а также в качестве спецоборудования для организации диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми, в том числе с проблемами в развитии.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является конструктор-тренажер, содержащий набор плоскостных элементов, выполненных с возможностью построения игрового поля (US 3768809 A, МПК A 63 H 33/06, Oct. 30,1973).

Сущность заявленного изобретения заключается в том, что в конструкторе-тренажере, содержащем набор плоскостных элементов, выполненных с возможностью построения игрового поля, плоскостные элементы выполнены квадратными и разноцветными. При этом плоскостные элементы имеют центральную полосу, выполненную гладкой, преимущественно желтого цвета, с возможностью образования при последовательном выкладывании плоскостных элементов дорожки для развития двигательных и сенсорных качеств у детей при совершении ими игровых действий. Центральная полоса плоскостного элемента составляет половину длины стороны квадрата, а по краям плоскостного элемента расположены участки, окрашенные в разнообразные цвета, отличные от цвета центральной полосы, и выпуклые элементы, выступающие на 1-3 мм над поверхностью плоскостных элементов, в виде элементов графики, букв и цифр.

Конструкция устройства поясняется чертежами.

На фиг. 1 изображена лицевая сторона плоскостного элемента,
На фиг. 2 изображено пять основных типов плоскостных элементов,
На фиг. 3 и 4 изображены возможные варианты стыковки элементов.

Конструктор-тренажер содержит набор плоскостных элементов, выполненных с возможностью построения игрового поля, плоскостные элементы выполнены квадратными, разноцветными с центральной полосой. Центральная полоса выполнена гладкой, преимущественно желтого цвета, с возможностью образования при последовательном выкладывании плоскостных элементов дорожки для развития двигательных и сенсорных качеств детей при совершении ими игровых действий. При этом центральная полоса плоскостного элемента составляет половину длины стороны квадрата, а по краям плоскостного элемента расположены участки, окрашенные в разнообразные цвета, отличные от цвета центральной полосы, и выпуклые элементы, выступающие на 1-3 мм над лицевой поверхностью плоскостных элементов (т. е. на высоту, необходимую для осязания), в виде основных элементов графики, букв и цифр.

Контрастность центральной полосы и боковых участков плоскостных элементов позволяет получить после сборки конструктора-тренажера игровую дорожку - "тропинку", на которой можно проводить различные игры, направленные на развитие пространственных координаторных возможностей, проводить коррекцию нарушений бинокулярного зрения, укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и т. п. Выполнение боковых участков плоскостных элементов, окрашенными в разнообразные цвета, отличные от цвета центральной полосы, позволяет проводить игры, направленные на запоминание детьми цветов, а наличие выпуклых элементов на боковых участках помогает ориентироваться при передвижении по "тропинке" с закрытыми (завязанными) глазами, способствует развитию тактильной чувствительности у детей, а также позволит проводить дидактические игры, направленные на запоминание названий основных элементов графики, букв и цифр.

Для организации дидактических игр со слабовидящими и/или слепыми детьми возможно использование в качестве выпуклых элементов рельефно-точечного шрифта Брайля.

Устройство используется следующим образом.

На первом этапе, после знакомства с основными элементами конструктора-тренажера (фиг. 1, 2), ребенок или группа детей конструируют на полу игровой комнаты дорожку - "тропинку", последовательно выкладывая плоские элементы лицевой стороной вверх (фиг. 2).

Построенное на полу игровое пространство ("тропинка") (фиг. 3) используют в качестве основы для организации игровых, в том числе дидактических, методов обучения детей. В процессе конструирования и последующей игры возможна диагностика психоэмоционального состояния ребенка по предпочитаемому цвету боковых участков (как в известном тесте Люшера), оценка коммуникативных навыков, а также коррекция нежелательных форм поведения.

На втором этапе занятий организуются коллективные игры, направленные на развитие двигательных качеств детей - игровые движения (ходьба, ползание, прыжки на двух ногах и попеременно то на одной то на другой, друг за другом, парами и т.п.) по центральной полосе, окрашенной в желтый цвет ("тропинке") или передвижение преимущественно по краям плоскостных элементов "построенного" игрового поля, что позволит провести также и массаж биологически активных зон стоп.

На построенном игровом поле - "тропинке" можно организовать:
дидактические игры, направленные на запоминание названий цветов, основных элементов графики (точка, прямая, треугольник, круг, квадрат), букв и цифр, а также коллективные игры с использованием других строительных конструкторов и игрушечных наборов (железной дороги, машинок, домиков, кукол и т. д.);
сюжетно-ролевые игры, направленные на изучение правил дорожного движения (в том числе с использованием радиоуправляемых игрушек), изучение животного мира, правил поведения с использованием кукол-марионеток и т.п.;
игры с закрытыми (или завязанными глазами) позволят развивать пространственные координаторные возможности, слуховое и зрительное восприятие, тактильную чувствительность, внимание, память, а также эмпатию у играющих детей;
Игровые движения с использованием специальных зеркал и зеркальных очков будут полезны для коррекции нарушений бинокулярного зрения.

Плоскостные элементы конструктора-тренажера можно использовать для построения объемных конструкций, например, "шалашиков" и организовать соревнование между группами детей: кто быстрее прокатит мячи или машинки через или между "Шалашиками". Из элементов конструктора-тренажера можно построить "мост" или "домик", причем для организации совместной деятельности детей, стимуляции коммуникации, важна неустойчивость построенной конструкции, поэтому по краям плоскостных элементов отсутствует перфорация или какие-либо специальные крепежные элементы.

Технический результат, получаемый от реализации заявляемого изобретения, - повышение эффективности воспитания и обучения в детских образовательных учреждениях посредством активации игровой деятельности.

Похожие патенты RU2153911C2

название год авторы номер документа
ИГРОВОЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ 2000
  • Гуров В.А.
  • Смирнов А.И.
RU2214850C2
СПОРТИВНЫЙ ТРЕНАЖЕР 1999
  • Гуров В.А.
  • Смирнов А.И.
  • Ольгин И.И.
RU2153379C1
УЧЕБНАЯ ПАРТА 1998
  • Гуров В.А.
  • Смирнов А.И.
  • Ольгин И.И.
RU2160030C2
ИГРОВОЙ НАБОР ПСИХОЛОГА И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 2018
  • Дмитриев Дмитрий Владимирович
  • Айкин Владимир Николаевич
RU2699010C1
МОЗАИКА 2019
  • Иванова Инна Игоревна
RU2713245C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ 2008
  • Гидзинская Людмила Борисовна
RU2402821C2
СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 2008
  • Васильев Сергей Николаевич
  • Филинберг Ирина Николаевна
  • Васильева Вера Васильевна
RU2378709C1
ИГРА-ТРЕНАЖЕР 1991
  • Абовский Н.П.
  • Егорушкин И.О.
  • Лондон С.Л.
RU2041727C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 2021
  • Сухинин Михаил Вячеславович
  • Крайсман Жанна Викторовна
  • Лопаков Кирилл Владимирович
  • Петрова Анна Валерьевна
  • Пивоваров Александр Иванович
  • Суркова Елена Германовна
  • Тарасова Ирина Валерьевна
  • Федянина Анна Юрьевна
RU2769620C1
СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 2008
  • Васильев Сергей Николаевич
  • Филинберг Ирина Николаевна
  • Васильева Вера Васильевна
RU2378710C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 153 911 C2

Реферат патента 2000 года КОНСТРУКТОР-ТРЕНАЖЕР

Конструктор-тренажер относится к строительным наборам, дидактическим конструкторам, и может быть использован для построения детьми различных напольных игровых пространств. Конструктор-тренажер содержит набор плоскостных элементов, выполненных с возможностью построения игрового поля. Плоскостные элементы выполнены квадратными и разноцветными, при этом плоскостные элементы имеют гладкую центральную полосу, выполненную преимущественно желтого цвета с возможностью образования при последовательном выкладывании плоскостных элементов дорожки. Центральная полоса плоскостного элемента составляет половину длины стороны квадрата, а по краям плоскостного элемента расположены участки, окрашенные в разнообразные цвета, отличные от цвета центральной полосы, и выпуклые элементы, выступающие на 1-3 мм над поверхностью плоскостных элементов, в виде элементов графики, букв и цифр. Конструктор-тренажер позволяет повысить эффективность воспитания и обучения в детских образовательных учреждениях посредством активации игровой деятельности. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 153 911 C2

Конструктор-тренажер, содержащий набор плоскостных элементов, выполненных с возможностью построения игрового поля, отличающийся тем, что выполненные квадратными и разноцветными плоскостные элементы имеют центральную полосу, выполненную гладкой, преимущественно желтого цвета, с возможностью образования при последовательном выкладывании плоскостных элементов дорожки для развития двигательных и сенсорных качеств у детей при совершении ими игровых действий, при этом центральная полоса плоскостного элемента составляет половину длины стороны квадрата, а по краям плоскостного элемента расположены участки, окрашенные в разнообразные цвета, отличные от цвета центральной полосы, и выпуклые элементы, выступающие на 1 - 3 мм над поверхностью плоскостных элементов, в виде элементов графики, букв и цифр.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2153911C2

US 3768809 А, 30.10.1973
US 3515385 А, 02.06.1970
ЧЕРНОЗЕМЦЕВ В.А
Игры
Энциклопедический сборник
- Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1995, с.402 - 403
US 4674753 А, 23.06.1987
US 3690031 А, 12.09.1972
US 3107095 А, 15.10.1963.

RU 2 153 911 C2

Авторы

Гуров В.А.

Смирнов А.И.

Ольгин И.И.

Даты

2000-08-10Публикация

1998-10-12Подача