Изобретение относится к строительным наборам и дидактическим конструкторам, и может быть использовано для построения детьми различных напольных игровых пространств - основы для активации игровых методов обучения и воспитания в детских образовательных учреждениях и домашних условиях, а также в качестве спецоборудования для организации диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми, в том числе с проблемами в развитии.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является конструктор-тренажер, содержащий набор плоскостных элементов, выполненных с возможностью построения игрового поля (US 3768809 A, МПК A 63 H 33/06, Oct. 30,1973).
Сущность заявленного изобретения заключается в том, что в конструкторе-тренажере, содержащем набор плоскостных элементов, выполненных с возможностью построения игрового поля, плоскостные элементы выполнены квадратными и разноцветными. При этом плоскостные элементы имеют центральную полосу, выполненную гладкой, преимущественно желтого цвета, с возможностью образования при последовательном выкладывании плоскостных элементов дорожки для развития двигательных и сенсорных качеств у детей при совершении ими игровых действий. Центральная полоса плоскостного элемента составляет половину длины стороны квадрата, а по краям плоскостного элемента расположены участки, окрашенные в разнообразные цвета, отличные от цвета центральной полосы, и выпуклые элементы, выступающие на 1-3 мм над поверхностью плоскостных элементов, в виде элементов графики, букв и цифр.
Конструкция устройства поясняется чертежами.
На фиг. 1 изображена лицевая сторона плоскостного элемента,
На фиг. 2 изображено пять основных типов плоскостных элементов,
На фиг. 3 и 4 изображены возможные варианты стыковки элементов.
Конструктор-тренажер содержит набор плоскостных элементов, выполненных с возможностью построения игрового поля, плоскостные элементы выполнены квадратными, разноцветными с центральной полосой. Центральная полоса выполнена гладкой, преимущественно желтого цвета, с возможностью образования при последовательном выкладывании плоскостных элементов дорожки для развития двигательных и сенсорных качеств детей при совершении ими игровых действий. При этом центральная полоса плоскостного элемента составляет половину длины стороны квадрата, а по краям плоскостного элемента расположены участки, окрашенные в разнообразные цвета, отличные от цвета центральной полосы, и выпуклые элементы, выступающие на 1-3 мм над лицевой поверхностью плоскостных элементов (т. е. на высоту, необходимую для осязания), в виде основных элементов графики, букв и цифр.
Контрастность центральной полосы и боковых участков плоскостных элементов позволяет получить после сборки конструктора-тренажера игровую дорожку - "тропинку", на которой можно проводить различные игры, направленные на развитие пространственных координаторных возможностей, проводить коррекцию нарушений бинокулярного зрения, укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и т. п. Выполнение боковых участков плоскостных элементов, окрашенными в разнообразные цвета, отличные от цвета центральной полосы, позволяет проводить игры, направленные на запоминание детьми цветов, а наличие выпуклых элементов на боковых участках помогает ориентироваться при передвижении по "тропинке" с закрытыми (завязанными) глазами, способствует развитию тактильной чувствительности у детей, а также позволит проводить дидактические игры, направленные на запоминание названий основных элементов графики, букв и цифр.
Для организации дидактических игр со слабовидящими и/или слепыми детьми возможно использование в качестве выпуклых элементов рельефно-точечного шрифта Брайля.
Устройство используется следующим образом.
На первом этапе, после знакомства с основными элементами конструктора-тренажера (фиг. 1, 2), ребенок или группа детей конструируют на полу игровой комнаты дорожку - "тропинку", последовательно выкладывая плоские элементы лицевой стороной вверх (фиг. 2).
Построенное на полу игровое пространство ("тропинка") (фиг. 3) используют в качестве основы для организации игровых, в том числе дидактических, методов обучения детей. В процессе конструирования и последующей игры возможна диагностика психоэмоционального состояния ребенка по предпочитаемому цвету боковых участков (как в известном тесте Люшера), оценка коммуникативных навыков, а также коррекция нежелательных форм поведения.
На втором этапе занятий организуются коллективные игры, направленные на развитие двигательных качеств детей - игровые движения (ходьба, ползание, прыжки на двух ногах и попеременно то на одной то на другой, друг за другом, парами и т.п.) по центральной полосе, окрашенной в желтый цвет ("тропинке") или передвижение преимущественно по краям плоскостных элементов "построенного" игрового поля, что позволит провести также и массаж биологически активных зон стоп.
На построенном игровом поле - "тропинке" можно организовать:
дидактические игры, направленные на запоминание названий цветов, основных элементов графики (точка, прямая, треугольник, круг, квадрат), букв и цифр, а также коллективные игры с использованием других строительных конструкторов и игрушечных наборов (железной дороги, машинок, домиков, кукол и т. д.);
сюжетно-ролевые игры, направленные на изучение правил дорожного движения (в том числе с использованием радиоуправляемых игрушек), изучение животного мира, правил поведения с использованием кукол-марионеток и т.п.;
игры с закрытыми (или завязанными глазами) позволят развивать пространственные координаторные возможности, слуховое и зрительное восприятие, тактильную чувствительность, внимание, память, а также эмпатию у играющих детей;
Игровые движения с использованием специальных зеркал и зеркальных очков будут полезны для коррекции нарушений бинокулярного зрения.
Плоскостные элементы конструктора-тренажера можно использовать для построения объемных конструкций, например, "шалашиков" и организовать соревнование между группами детей: кто быстрее прокатит мячи или машинки через или между "Шалашиками". Из элементов конструктора-тренажера можно построить "мост" или "домик", причем для организации совместной деятельности детей, стимуляции коммуникации, важна неустойчивость построенной конструкции, поэтому по краям плоскостных элементов отсутствует перфорация или какие-либо специальные крепежные элементы.
Технический результат, получаемый от реализации заявляемого изобретения, - повышение эффективности воспитания и обучения в детских образовательных учреждениях посредством активации игровой деятельности.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ИГРОВОЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ | 2000 |
|
RU2214850C2 |
СПОРТИВНЫЙ ТРЕНАЖЕР | 1999 |
|
RU2153379C1 |
УЧЕБНАЯ ПАРТА | 1998 |
|
RU2160030C2 |
ИГРОВОЙ НАБОР ПСИХОЛОГА И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ | 2018 |
|
RU2699010C1 |
МОЗАИКА | 2019 |
|
RU2713245C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ | 2008 |
|
RU2402821C2 |
СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ | 2008 |
|
RU2378709C1 |
ИГРА-ТРЕНАЖЕР | 1991 |
|
RU2041727C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ | 2008 |
|
RU2378710C1 |
Конструктор-тренажер относится к строительным наборам, дидактическим конструкторам, и может быть использован для построения детьми различных напольных игровых пространств. Конструктор-тренажер содержит набор плоскостных элементов, выполненных с возможностью построения игрового поля. Плоскостные элементы выполнены квадратными и разноцветными, при этом плоскостные элементы имеют гладкую центральную полосу, выполненную преимущественно желтого цвета с возможностью образования при последовательном выкладывании плоскостных элементов дорожки. Центральная полоса плоскостного элемента составляет половину длины стороны квадрата, а по краям плоскостного элемента расположены участки, окрашенные в разнообразные цвета, отличные от цвета центральной полосы, и выпуклые элементы, выступающие на 1-3 мм над поверхностью плоскостных элементов, в виде элементов графики, букв и цифр. Конструктор-тренажер позволяет повысить эффективность воспитания и обучения в детских образовательных учреждениях посредством активации игровой деятельности. 4 ил.
Конструктор-тренажер, содержащий набор плоскостных элементов, выполненных с возможностью построения игрового поля, отличающийся тем, что выполненные квадратными и разноцветными плоскостные элементы имеют центральную полосу, выполненную гладкой, преимущественно желтого цвета, с возможностью образования при последовательном выкладывании плоскостных элементов дорожки для развития двигательных и сенсорных качеств у детей при совершении ими игровых действий, при этом центральная полоса плоскостного элемента составляет половину длины стороны квадрата, а по краям плоскостного элемента расположены участки, окрашенные в разнообразные цвета, отличные от цвета центральной полосы, и выпуклые элементы, выступающие на 1 - 3 мм над поверхностью плоскостных элементов, в виде элементов графики, букв и цифр.
US 3768809 А, 30.10.1973 | |||
US 3515385 А, 02.06.1970 | |||
ЧЕРНОЗЕМЦЕВ В.А | |||
Игры | |||
Энциклопедический сборник | |||
- Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1995, с.402 - 403 | |||
US 4674753 А, 23.06.1987 | |||
US 3690031 А, 12.09.1972 | |||
US 3107095 А, 15.10.1963. |
Авторы
Даты
2000-08-10—Публикация
1998-10-12—Подача