Область техники
Предлагаемое изобретение относится к области специализированного книгопечатного производства, характеризующегося проведением комбинаций автоматизированных и ручных технологических стадий с целью получения познавательной специальной книжной печатной продукции с выраженным содержанием в виде осязательной, зрительной и слуховой информации, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с особыми образовательными потребностями, преимущественно в связи с нарушениями зрения (далее специальные книжки).
Уровень техники
Как правило, при создании качественных книг и пособий для особенных детей, в частности, детей страдающих заболеваниями зрительных органов, учитываются результаты предварительно проведенных научных исследований зрительного и тактильного восприятия этими детьми информации, при этом используются сложные полиграфические технологии и новейшие научные разработки.
В настоящее время для работы с детьми, страдающими заболеваниями органов зрения, применяются, как правило, книги с аппликациями из вырубных тактильных материалов с использованием шрифта Брайля, плоскопечатные звуковоспроизводящие книги с мелкими рисунками, непрофессиональные рукодельные книги и рельефно-графические пособия преимущественно с плоскопечатной подложкой.
Однако перечисленная книжная продукция не обладает достаточным потенциалом и перспективами для возможности эффективной и успешной тренировки зрения детей, поскольку технический уровень ее исполнения достаточно ограничен и не выделяется вариативностью, функциональные возможности крайне низкие, что не будет способствовать проявлению творческих способностей, и в целом неспособно заинтересовать детей принимать участие в обучающем и оздоровительном процессе.
Следует отметить, что из уровня техники известно множество детских специализированных книг и пособий различного технического строения и авторского содержания, однако, не все из них приспособлены для работы с детьми, имеющими серьезные проблемы со зрением.
Далее рассмотрим подробнее некоторые известные из уровня техники книжные иллюстративные образцы, которые предназначены для обучения и тренировки детей с проблемами со здоровьем, в частности со зрением.
Так, из уровня техники известен способ изготовления материала для чтения, включающего изображения и соответствующие надписи для чтения с использованием шрифта Брайля (см. AU5173593, кл. C09D11/10, публ. 1994г. [1]).
Известное решение [1] относится к технологии, использующей печатный состав для изготовления изображений и надписей, с целью их последующего тактильного чтения пользователем.
Выявленное из уровня техники решение [1] включает нанесение клеящего печатного состава на подложку, которая не подвергалась предварительной обработке по существу, при этом печатный состав представляет собой жидкую, преимущественно вязкую, консистенцию, преобразуемую на указанной подложке в варианты заблаговременно определенных рисуночных композиций.
В соответствии с существом известного решения [1] используемый печатный состав включает в качестве наполнителя смолу, обработанную ультрафиолетовым излучением. Получаемое соединение (печатный состав) наносится на указанную подложку вручную или с помощью дозирующего устройства, управляемого компьютером.
Получаемый таким образом обучающий материал, включающий определенные надписи и изображения подходит для обучения чтению лиц с ограниченными возможностями, в частности, слепых детей и детей с ухудшенным зрением.
Из недостатков известного технического решения [1] следует указать следующие.
Для нанесения печатного состава на подложку, согласно известной технологии, необходимо привлечение робототехнической системы, которая автоматически по определенному алгоритму распределяет указанный состав по поверхности подложки, что значительно повышает технологичность производства и ускоряет проведение производственных процессов. Однако, используемые автоматические системы не столь эффективны и, как правило, требуют специальной перенастройки программных средств при работе над индивидуальными авторскими заказами, предусматривающими, к примеру, выполнение неунифицированных технических операций. Таким образом, творческая вариативность снижается и успешно реализуются лишь традиционные и общепринятые оформительские подходы, которые могут не соответствовать всем требованиям пользователей соответствующей книжной продукции.
При изготовлении обучающей детской печатной продукции, в частности, включающей шрифт Брайля, необходимо использовать экологически чистый печатный состав, что обуславливает необходимость тщательного контроля процессов замены и/или заправки картриджей используемого универсального печатного оборудования, не допуская при этом попадания в состав для печати токсичных компонентов, которые могут быть использованы для других видов печати, не предусматривающих непосредственный тактильный контакт. В этой связи изготовление указанных детских изданий неизменно сопряжено с проведением трудоемких и энергетически затратных обслуживающих мероприятий, включающих экологический контроль качества производимых операций пополнения/замены печатного состава с возможной чисткой картриджей.
Из уровня техники известен метод нанесения надписей и изображений на печатный носитель, изготовленный из мягкого или твердого материала (см. CN115817044, кл. B41M3/06, публ. 2023г. [2]).
Известная технология [2] используется в области обучения здоровых детей, а также детей с нарушениями функции зрения и способна стимулировать учебный процесс, укреплять память и оздоравливать организм.
Данный метод характеризуется тем, что на любом плоском носителе из твердого или мягкого материала возможна печать объемных изображений, выполняемых в виде выпуклых узоров или символов, при этом указанная печать производится в последовательном режиме и подразделяется на нанесение нижнего слоя, среднего слоя и верхнего слоя изображения.
Причем указанные последовательно печатающиеся нижний слой, средний слой и верхний слой рисунка отображаются по мере нанесения на плоском произвольном носителе в соответствии с заданной программой, обеспечивая ощущение выгнутости и выпуклости при прикосновении руки.
В качестве недостатков рассматриваемого решения [2] следует отметить следующие.
Представленная технология печати, характеризуемая определенной последовательностью, при нанесении печатных слоев, состоит из нескольких рабочих этапов, для каждого из которых характерна уникальная совокупность неповторяющихся механических манипуляций, заключающихся в ручной укладке материального носителя (подложки) в захватной области печатающего устройства, что необходимо для цели послойного нанесения объемных изображений, при этом перечисленные действия, производящиеся в ручном режиме, не обеспечивают высокую производительность, поскольку процесс не автоматизирован и фактически осуществляется в произвольном временном режиме, допускающем технические паузы между этапами, связанные с приготовлением нанесенных печатных слоев изображений.
Получаемая, в соответствии с известной технологией [2], печатная продукция преимущественно предназначается для обучения чтению детей с серьезными нарушениями зрения. Однако, указанная печатная продукция ввиду относительной примитивности технического исполнения и вариаций текстового содержания, ограниченного шрифтом Брайля, не может рассматриваться как некое универсальное обучающее средство, которое способно гарантированно привлекать и сосредотачивать внимание детей с разными формами течения заболевания.
Наиболее близким в отношении технической сути к заявляемому объекту следует считать технологию изготовления детского обучающего материала в виде книги, читаемой руками (см KR102192379, кл. A63H33/38, публ. 2020 г. [3]).
В известном решении [3] описывается технология для получения детских учебных пособий и учебных материалов, содержание которых можно изучать с помощью прикосновений пальцев рук.
В соответствии с известным решением [3] создается макет, разрабатывается конструкция, осуществляется выбор тактильных материалов, происходит отрисовка иллюстраций и доработка макета, далее получают образец, на подготовленные части которого закрепляются тактильные материалы, производится допечатная подготовка материала для печати, декоративная обработка и впоследствии итоговая ручная сборка.
Известное техническое решение [3] характеризуется тем, что полученное издание для детей читается руками, а именно кончиками пальцев, позволяя детям с нарушениями зрения учиться с помощью изображений и букв, ощущая объект с помощью пальцев, используя, в частности, шрифт Брайля, обеспечивается разделение объекта на эталонный и сравнительный. Таким образом, обеспечивается визуализация реального размера путем сравнения размера конкретной части объекта с эталонным объектом, происходит эффективность обучения за счет переживания и ощущения детального внешнего вида и прикосновения к конкретной части объекта, обеспечивается эффект обучения, заключающийся в легком и точном понимании особенности объекта через текстовую часть, относящуюся к конкретной части объекта.
Детский обучающий материал в виде книги, известной из технического решения [3] представляет из себя учебное методическое пособие, которое подходит как для обучения и развития здоровых детей, так и детей инвалидов с серьезными нарушениями зрения, что возможно за счет представления одного и того же изучаемого художественного объекта в описательном формате с помощью шрифта Брайля и в графическом формате в виде объемного рисунка. Однако, совмещение указанных форматов не может причислять книжный материал к универсальному средству подходящему практически всем детям, поскольку замысел преимущественно акцентирован на расшифровку осязаемой информации, которая не будет полезной и информативной для заблаговременно не подготовленных групп детей.
Дополнительным недостатком известного решения [3] следует признать ограниченную вариативность технического исполнения, а также невысокую художественную ценность предназначенных к изучению материалов, причем первый из указанных недостатков не подразумевает развитие творческих способностей и самостоятельного создания детьми, к примеру, игровых сценариев или иных импровизированных изложений/интерпретаций изученного материала, а второй из указанных недостатков предполагает низкую художественную ценность издания, поскольку содержание книги преимущественно представлено фрагментированными образами различных графических объектов, не составляющих воедино отдельное законченное произведение.
Раскрытие изобретения
Технической проблемой предлагаемого изобретения является разработка производственного цикла по созданию специальных книжек, которые при погружении в сказочную книжную атмосферу, оздоровляют организм, а также развивают интеллектуальные и творческие способности, что усиливает интерес к занятиям и способствует улучшению восприятия доносимого информационно-развлекательного материала.
Техническим результатом предлагаемого изобретения, который решает обозначенную выше техническую проблему, является реализация указанного назначения по созданию комплексной технологии изготовления специальных книжек, тактильные покрытия и рельефные изображения которых, совместно со звуковым пояснением изучаемых фрагментов, создают благоприятную для детей с нарушениями функций зрения учебно-оздоровительную среду, способствующую занимательному чтению, которое пополняет сенсорный опыт, корректирует зрение и стимулирует остаточное зрение, развивает речь, а также развивает осязание и слух.
Заданный технический результат и обозначенная техническая проблема достигаются в результате того, что способ изготовления специальных книжек, включает создание проекта эскизного макета, разработку конструкции, учитывающей выбор тактильных материалов и вариантов технического и художественного исполнения, осуществление дальнейшей допечатной подготовки полученного материала для последующей комплексной печати, декоративную обработку и окончательную ручную сборку, отличающийся тем, что разработка конструкции подразумевает печатную подготовку разворота образца оснащенного прорисованными иллюстрациями детализированного эскизного макета с вырезанием деталей преимущественно по заготовленным заранее линиям реза по фигурному контуру и с нанесением биговки по заранее заготовленным соответствующим линиям с последующим склеиванием, получая детализированный образец разворота, на рабочие участки которого впоследствии закрепляются тактильные материалы, дальнейшая допечатная подготовка полученного материала для печати включает придание полученному заготовочному материалу определенного контура, нанесение биговальных и перфорационных каналов, конгревное тиснение прорисованных иллюстраций, выборочное ультрафиолетовое лакирование, заключающееся в проработке отдельных значимых частей прорисованных иллюстраций, отделка части напечатанных изображений посредством термографической печати, позволяющей изменять рельеф оттиска, причем для каждого из перечисленных этапов упомянутой допечатной подготовки создается отдельный слой, накладываемый на изображение, при этом на часть основополагающих изображений наносятся звуковые зоны, заключающиеся в создании независимых слоев и образований с получением областей звучания с присвоением каждой из указанной области индивидуального идентификатора, обеспечивая возможность при касании индивидуальным портативным устройством звуковоспроизведения воспроизводить заложенный акустический фрагмент, кроме того производится подготовка тифлокомментариев и создаются связи с областями звучаний выбранных изображений, объединяя информацию в единый звуковой файл для записи в портативное устройство звуковоспроизведения, далее подготовленный материал направляется на комплексную подготовку и печать для получения готового вида книжного разворота с последующей декоративной обработкой и завершающей ручной сборкой, включающей закрепление тактильных материалов на рабочие участки разворота и складывание последнего по отмеченным линиям биговки.
Предлагается вниманию новая универсальная полиграфическая технология комбинированного типа, сочетающего в себе приемы автоматического и ручного производства, что позволяет получать высококачественные специальные книжки, создающие благоприятную для детей с нарушениями зрения учебно-развлекательную атмосферу, влияние которой делает обучение доступным и занимательным, помогая привить любовь к книге и чтению, повышая при этом стремление к познанию с ощущением эмоциональной поддержки.
Получаемые специальные книжки имеют основные компоненты в виде цветных рельефных иллюстраций, тактильных обозначенных компонентов и выделенных акцентированных изображений, включающих зашифрованную звуковую информацию и информацию в виде шрифта Брайля, что образует и определяет сочетание получаемой осязательной, зрительной и слуховой информации, делая сюжетную линию книги особого назначения доступной и привлекательной, а тренировочные процессы, связанные с оздоровлением слабовидящих и здоровых детей преобразуются в интересную и занимательную игру, способствующую успешной социальной адаптации обучающихся.
Для создаваемых с помощью предлагаемой технологии специальных книжек также характерен ряд иных компонентов и технических особенностей, к числу которых следует отнести крупные иллюстрации, вырубные конструкции, подвижные и игровые элементы, различные апликации и вставки из материалов разной фактуры, а также конгревное тиснение, выполняемое по контуру изображений, что в совокупности создает акцентированные и четкие изображения позволяющие сосредотачивать внимание на основных участках повествования, способствует улучшенному зрительному и тактильному восприятию изображений, создает многоплановость воспринимаемой информации, развивает моторику рук, а также создает остроту тактильных ощущений за счет возможности соотнесения форм и размеров поверхностей объектов.
Основополагающими особенностями предлагаемой технологии изготовления специальных книжек является разработка конструкции (макета), допечатная подготовка материала, декоративная обработка и ручная сборка, причем разработка конструкции подразумевает печатную подготовку образца с подготовленными иллюстрациями детализированного макета с вырезкой деталей и с нанесением биговки с последующим склеиванием, получая образец разворота (заготовку) макета с подготовленными участками для закрепления тактильных материалов, допечатная подготовка включает придание материалу определенного контура, нанесение биговальных и перфорационных каналов, конгревное тиснение, ультрафиолетовое лакирование, термографическая печать, при этом декоративная обработка и окончательная ручная сборка включают закрепление тактильных материалов на рабочие участки разворота и складывание последнего по отмеченным линиям биговки, что создает базовые условия для осуществления способа с возможностью реализации его назначения и характеризует основы взаимосвязанных и следующих друг за другом производственных стадий, сочетание которых позволяет планировать рабочий цикл по созданию детских пособий для детей с нарушениям зрения, которые смогут, погружаясь в особую создаваемую атмосферу, оздоровлять организм и развивать творческие способности, что сопряжено с интересом к таким занятиям, способствуя улучшению восприятия доносимого информационно-развлекательного материала.
Дополнительными особенностями предлагаемой технологии следует считать то, что прорисованные иллюстрации стадии разработки конструкции связаны с вырезанием деталей по заготовленным заранее линиям реза по фигурному контуру и с нанесением биговки по заранее заготовленным линиям с последующим склеиванием, получая тем самым детализированный образец разворота, а также то, что для каждого из перечисленных выше этапов стадии допечатной подготовки создается отдельный слой, накладываемый на изображение, при этом на часть основополагающих изображений наносятся звуковые зоны, заключающиеся в создании независимых слоев и образований с получением областей звучания с присвоением каждой из указанных областей индивидуального идентификатора, создавая возможность при касании индивидуальным портативным устройством звуковоспроизведения воспроизводить заложенный акустический фрагмент, причем производится подготовка тифлокомментариев и создаются связи с областями звучаний выбранных изображений, объединяя информацию в единый звуковой файл для записи, что позволяет создать во взаимосвязи с основополагающими признаками технологии благоприятную среду, способствующую занимательному чтению, которое, в частности, корректирует зрение, стимулирует остаточное зрение, развивает устную речь, а также эффективно развивает осязание и слух.
Таким образом, предлагаемый способ изготовления специальных книжек образует совокупность технических признаков, достаточных для достижения заданного технического результата, заключающегося в создании комплексной технологии изготовления специального детского пособия, тактильные покрытия и рельефные изображения которого, совместно со звуковым пояснением изучаемых фрагментов, создают благоприятную для детей с нарушениями функций зрения учебно-оздоровительную среду, способствующую занимательному чтению, которое пополняет сенсорный опыт, корректирует зрение и стимулирует остаточное зрение, развивает речь, а также развивает осязание и слух, в связи с чем обеспечивается решение обозначенной технической проблемы по получению рабочего цикла, создающего детские пособия для страдающих заболеваниями органов зрения детей, которые погружаясь в сказочную книжную атмосферу, оздоровляют организм, а также развивают интеллектуальные и творческие способности, что усиливает интерес к занятиям и способствует улучшению восприятия доносимого информационно-развлекательного материала.
Краткое описание чертежей
На фиг. 1 представлен первоначальный эскизный макет в соответствии с разработанной авторской конструкцией;
На фиг. 2а, 2б и 2в представлен конструкторский макет и его отдельные фрагменты с линиями биговки и вырубки для разворота и нескольких деталей, при этом:
- на фиг. 2а представлен распечатанный разворот макета с линиями биговки и вырубки;
- на фиг. 2б и 2в представлены части и фрагменты разворота с иллюстрированными участками для закрепления тактильных материалов.
На фиг. 3а, 3б и 3в представлен допечатный макет и его фрагменты с нанесенным выборочным лакированием, конгревным тиснением, термографической печатью и вырубкой-биговкой, при этом:
- на фиг. 3а представлен распечатанный разворот образца макета с вырубкой, теснением, лакированием и термографической печатью;
- на фиг. 3б и 3в представлены части и фрагменты разворота с отдельными слоями и наложенными изображениями.
На фиг. 4а, 4б и 4в представлен подготовленный макет и его фрагменты с акустическими областями, при этом:
- на фиг. 4а представлен разворот образца макета с заготовленными областями звучания;
- на фиг. 4б и 4в представлены части и фрагменты разворота с областями звучания с присвоенными индивидуальными идентификаторами.
Осуществление изобретения
Предлагаемое изобретение поясняется конкретным примером реализации, который, однако, не является единственно возможным, но наглядным образом демонстрирует достижение указанной совокупности существенных признаков заданного технического результата, а также решение существующей технической проблемы.
На перечисленных фигурах представлены следующие элементы и части, присущие предлагаемому изобретению и получаемому с помощью него продукту:
1 – детали раскадровки;
2 – разворот эскизного макета;
3 – линии биговки;
4 – линии вырубки деталей;
5 – рабочие линии для подготовки файлов (монтажные области);
6 – прорисованная иллюстрация разворота;
7 – прорисованные иллюстрации деталей;
8 – отдельные части изображений;
9 – участок с напечатанным шрифтом Брайля;
10 – области звучания;
11 – индивидуальные идентификаторы областей звучания.
Предлагаемый способ изготовления специальных книжек, осуществляется следующим образом.
Для изготовления предлагаемых специальных книжек создается эскизный макет, в частности прорабатывается его конструкция и продумывается содержание и взаимосвязь между собой каждого разворота, создаваемых специальных книжек.
В соответствии с утвержденным содержанием и замыслом автора на первом этапе пишется раскадровка, детали которой представлены на развороте эскизного макета 2 (см. фиг. 1). Весте с тем вырабатывается конструктив отдельного разворота и всей специальной книжки в целом, при этом отбираются тип используемых тактильных материалов и варианты художественно-конструкторского исполнения, предусматривающие нанесение биговальных и перфорационных каналов, конгревное тиснение прорисованных иллюстраций деталей 7, выборочное ультрафиолетовое лакирование отдельных частей изображений 8, отделка части напечатанных изображений посредством термографической печати 9. Следует отметить, что для каждого из перечисленных этапов (нанесение каналов, выполнение тиснения и т.д.) по существу допечатной подготовки создаются отдельные (компьютерные) слои, накладываемые на изображения.
Как указано выше, согласно предлагаемой технологии производства специальных книжек, проводятся издательские работы, связанные с подготовкой конструкции и изображений, также проводятся работы по подготовке текстового содержания, подходящего для восприятия детьми с нарушениями работы органов зрения.
В частности, готовятся иллюстрации деталей 7, а именно разворот эскизного макета и несколько выделенных деталей (см., в частности, фиг. 2а, 2б и 2в).
Вместе с тем, разрабатывается в конструкторском отношении эскизный макет, в частности наносятся линии биговки 3, рабочие линии для подготовки файлов (монтажные области) 5 и линии вырубки деталей 4 (см., в частности, фиг. 2а, 2б и 2в).
Разворот эскизного макета 2, а также детали распечатываются и вырезаются по рабочим линиям 5 для подготовки файлов (монтажные области), линиям вырубки деталей 4, далее бигуются по линиям биговки 3 и впоследствии склеиваются. Таким образом, формируется склеенный вручную детализированный образец прорисованной иллюстрации разворота 6, на рабочие участки которого впоследствии закрепляются тактильные материалы.
Непосредственно разработка конструкции эскизного макета подразумевает печатную подготовку разворота эскизного макета 2, оснащенного прорисованными иллюстрациями деталей 7 детализированного эскизного макета с вырезанием деталей преимущественно по заготовленным заранее линиям реза по фигурному контуру и с нанесением линий биговки 3 по заранее заготовленным соответствующим линиям с последующим склеиванием, получая детализированный образец прорисованной иллюстрации разворота 6 с рабочими участками, служащих для закрепления выбранных тактильных материалов.
Допечатная подготовка полученного материала для печати подразумевает придание полученному заготовочному материалу определенного контура, нанесение биговальных и перфорационных каналов, конгревное тиснение прорисованных иллюстраций 7, выборочное ультрафиолетовое лакирование, заключающееся в проработке отдельных выбранных частей прорисованных иллюстраций деталей 7, отделка части напечатанных изображений посредством термографической печати, позволяющей менять рельеф оттиска. Причем для каждого из перечисленных этапов указанной допечатной подготовки создается отдельный слой, накладываемый на изображение, т.е. при помощи программного приложения для каждого из упомянутых этапов (см фиг. 3а, 3б и 3в, где приведены файлы для разворота и по меньшей мере пяти деталей) создается отдельный слой, который накладывает на изображение выборочное лакирование (фрагмент выделен желтым цветом), конгревное тиснение (фрагмент выделен черным цветом), термографическая печать (фрагмент выделен фиолетовым цветом) и вырубку-биговку (линии выделены красным цветом).
Далее в соответствии с замыслом производится допечатная подготовка файлов для кодирования, т.е. нанесение звуковых зон (областей звучания 10) на определенные выбранные изображения разворота.
Для указанной цели в программном приложении создается отдельный слой и рисуются разноцветными линиями области звучания 10 для индивидуального портативного устройства звуковоспроизведения “умный карандаш”, в частности известного из “Интерактивные книги для детей издательства “Букмарк”, https://bookmarkbook.ru/).
Каждой области звучания 10 присваивается свой индивидуальный идентификатор звучания 11. При касании области звучания 10 концевой частью умного карандаша воспроизводится необходимая акустическая информация (песня, стихотворение, реплики персонажей и пр.).
Подготовленные файлы изображений (см. фиг. 4а, 4б и 4в), а также аудиофайлы, которые готовятся на условном этапе “озвучивание и запись аудиофайлов” обрабатываются и заносятся в хранилище данных умного карандаша, т.е. кодируется и устанавливается связь между областью звучания 10 и конкретным аудиофайлом, обрабатываются файлы изображений для печати, создается отдельный слой для печати микрокодов (индивидуальные идентификаторы областей звучания 11), обрабатываются аудиофайлы и сводятся в единый звуковой файл для хранения в умном карандаше.
Таким образом, на часть основных и значимых изображений наносятся так называемые звуковые зоны, заключающиеся в создании своего рода независимых отдельных слоев и образований с получением областей звучания 10 с присвоением каждой из указанной области 10 индивидуального идентификатора звучания 11 (номера), обеспечивая возможность при касании умным карандашом области звучания воспроизводить заложенный акустический фрагмент, причем создаются связи с областями звучания 10 выбранных изображений, объединяя информацию, как указано выше, в единый звуковой файл для хранения в модуле памяти умного карандаша.
Разрабатываются участки с напечатанным шрифтом Брайля 9 к развороту эскизного макета, на шрифте Брайля дублируются названия или отдельные понятия. На развороте также ставится выделенный конгревным тиснением символ “наушники”, при прикосновении к которому концевой частью умного карандаша можно прослушать соответствующий тифлокомментарий, который, как и иные акустические фрагменты заносится в хранилище данных умного карандаша.
Подготовленный материал с образцами, склеенными вручную, отправляется в типографию для комплексной подготовки и печати для получения готового вида книжного разворота с последующей декоративной обработкой и завершающей ручной сборкой, включающей закрепление тактильных материалов (гусиные перья, мех животных и пр.) на рабочие участки разворота и складывание последнего по отмеченным линиям биговки 3.
Предлагаемый способ получения специальных книжек поясняется примерами использования получаемой продукции, которые убедительным и наглядным образом демонстрируют возможность достижения технического результата и решения существующей технической проблемы.
Пример 1.
Ученик: Катя Г., возраст – семь лет. Поступила в учебную группу для слабовидящих детей с диагнозом миопия высокой степени, на фоне чего наблюдается задержка развития ребенка.
У девочки проявляются некоторые неврологические нарушения (повышенная утомляемость, синдром дефицита внимания).
Помимо проблем со зрением у Кати маленький словарный запас, нарушения координации, мышечная слабость.
Кате рекомендовано использовать предлагаемую специальную книжку на протяжении двух месяцев, в ежедневном режиме по одному занятию утром в течение 15-20 мин и по одному занятию вечером в течении 15-20 мин под присмотром взрослого наставника.
Указанные занятия с предлагаемым пособием подразумевают погружение ребенка в благоприятную обучающую среду психического развития и общего оздоровления, поскольку происходит распределение и концентрация внимания между различными ощущениями ребенка, т.е. происходят тактильные касания, обрабатывается звуковая информация, частично воспринимается визуальная информация, кроме того, наблюдается автоматизация чтения и восприятие преподносимой информации через создание динамических стереотипов.
На каждом занятии Катя с помощью наставника осваивала специальную книжку, погружалась в сказочную атмосферу, прослушивала звуковые фрагменты с репликами персонажей и заголовками, тактильно ощущала конструктивное исполнение и размеры различных сказочных персонажей. Катя активно погружалась в процесс, представляя себя в роли сказочного героя. В этой связи у ребенка активно развивалась фантазия и воображение, активно проявлялся творческий интерес и заинтересованность в дальнейшем изучении содержания детского пособия.
Через 2-3 недели каждодневных занятий у Кати существенно пополнился словарный запас и улучшилась координация действий.
На 4-й и 5-й недели каждодневных учебно-развлекательных занятий Катя наиболее осознанно и активно погружалась в творческий процесс, происходила активная инсценировка сказочного содержания, происходило эффективное взаимодействие с умным карандашом, с помощью которого дополнялась и логически выстраивалась получаемая преимущественно тактильным путем полезная информация.
По окончании 5-й недели занятий Катя заметно приободрилась, улучшилось настроение и поднялся тонус, интерес к занятиям не угасал и приобретал новую степень заинтересованности. Катя уже самостоятельно ориентировалась в разделах специальной книжки и в случае неполного понимания содержания активно пользовалась умным карандашом, с помощью которого уточнялось содержание той или иной сказки, позволяя ребенку полноценно понимать сюжет и пытаться выстраивать и понимать логику происходящих сказочных событий.
У Кати заметно снизился порог утомляемости и наблюдались определенные улучшения в восприятии информации и скорости ее переработки и передачи.
Занятия продолжились до окончания 8-й недели, при этом в период с 6-й недели Катя могла уже самостоятельно без помощи наставника прочитать за несколько занятий все представленные в специальной книжке учебно-развлекательные материалы, наблюдалось чтение тифлокомментариев, чтение шрифта Брайля, работа с умным карандашом была слаженной и воображаемые сказочные образы активно представлялись ребенком и отождествлялись с реалистичными образами.
По окончании курса обучения Катя могла самостоятельно пересказывать содержание сказок.
Наблюдалось улучшение реакции, заметно прорабатывалась мелкая моторика, наблюдались улучшения памяти и слуха. Некоторые фрагменты иллюстраций ребенок видел и ощущал заметно лучше, чем на ранних стадиях обучения.
Катя стала заметно активнее и веселее, организм постепенно укреплялся, происходило общее укрепление организма.
Катя стала легче входить в контакт со взрослыми и детьми. Заметно улучшилось зрительное и слуховое внимание. Координация моторики достигла возрастной нормы.
Значительно возросла творческая активность девочки, Катя активно сочиняет сказки, запоминает их и пересказывает взрослым.
С целью дальнейшего оздоровления организма Кате рекомендовано с определенной периодичностью продолжать изучение предлагаемых специальных книжек, развивая в себе новые грани творческих способностей.
Пример 2.
Ученик: Егор В. Возраст 6 лет. Поступил с диагнозом дальнозоркость средней степени и общее недоразвитие речи второго уровня.
Егор не уверен в себе, зрение плохое, речь невнятная. Тяжело вступает в контакт со сверстниками, социально не адаптирован.
Словарный запас плохой, присутствует нарушение слоговой структуры. Движения общей моторики неловкие, мелкие движения пальцев некоординированные, не умеет держать карандаши, не умеет работать с мелкими предметами и мозаикой.
Егору предложено в течении двух месяцев, ежедневно по 20-30 мин работать с предлагаемой специальной книжкой.
Предлагаемая работа подразумевает распределение и концентрацию внимания между различными ощущениями ребенка (тактильные, визуальные, звуковые), проговаривание компонентов речи и погружение ребенка в состояние активной автоматизации и дифференциации через создание динамических стереотипов.
На первом этапе обучения (1-я, 2-я и 3-я недели) Егор с наставником определили оптимальную модель обучения, подходящую ребенку. Модель заключается в последовательном прослушивании тифлокомментариев и музыкальных фрагментов с последующим последовательным чтением, осязанием объектов с возможностью воссоздания в воображении добрых сказочных героев, существующих в вымышленном мире.
На данном этапе обучения Егор внимательно и с интересом прослушивал заложенные музыкальные фрагменты и тифлокомментарии, пытаясь мысленно материализовывать объекты, наделяя их особенностями, представленными в описании.
Занятия становились увлекательными и занимательными, вовлекая ребенка в мир сказочных и добрых героев, которые должны помогать ребенку выздоравливать и улучшать зрение.
По окончании трехнедельного курса обучения у Егора были заметные улучшения самочувствия, появилось хорошее настроение, также появились признаки улучшения качества произношения слов.
На 4-й, 5-й и 6-й недели обучения Егор увлекательно и с большим интересом начал осваивать надписи на иллюстрациях с помощью шрифта Брайля, также охотно и с интересом одновременно с прослушиванием звуковых фрагментов изучались тактильные объекты, что помогало Егору правильно воображать доносимую информацию, сказочные герои в которой становились друзьями мальчика и старались помочь ему оздоровиться и обрести хорошее зрение.
На данном этапе обучения Егор уже хорошо ориентировался в разделах специальной книжки и самостоятельно и правильно сочетал прослушивание звуковых фрагментов и тактильные действия в отношении объектов, связанных с указанными звуковыми фрагментами. Сочетание получаемой зрительной, тактильной и акустической информации оказывает на Егора благотворное влияние, улучшая память, улучшая координацию и мелкую моторику пальцев рук.
По окончании 6-й недели обучения Егор стал чувствовать себя более уверенно, стал лучше находить контакт со сверстниками.
На 7-й и 8-й неделе обучения Егор уже мог самостоятельно без помощи наставника прочитывать полностью специальную книжку. Проявлялся большой интерес к прочитанному материалу. Егор, получая визуальную, звуковую и тактильную информацию с удовольствием материализовывал в воображении сказочных героев, отождествлял их с реалистичными персонажами и выстраивал сюжетную линию аналогичную представленной в специальной книжке.
По окончании всего курса обучения Егор мог частично пересказывать содержание изученного материала.
Социальная адаптация Егора стала лучше, мальчик стал приветливее, речь лучше, наблюдалось некоторое улучшение зрения.
Словарный запас значительно расширился, слоговая структура практически восстановлена.
Движения общей моторики стали лучше, координация пальчиков рук заметно улучшена.
Егор научился держать правильно в руке ручки и карандаши.
Возросла творческая активность, организм укрепился.
Егор самостоятельно изъявил желание проходить дальнейшее обучение и укреплять организм, для чего ему рекомендовано через некоторое время дополнительно изучить следующий вариант специальной книжки с другими сюжетными повествованиями.
Пример 3.
Ученик: Оля И., 8 лет. Поступила с диагнозом миопия высокой степени и общее недоразвитие речи третьего уровня.
У Оли бедный словарный запас и несвязная речь. Проявлялись различные невротические реакции, замкнутость и застенчивость.
Оля подавлена, неактивная и практически не вступает в контакт с другими детьми.
Оле рекомендовано пройти курс работы со специальной книжкой в течение трех месяцев в ежедневном режиме утром и вечером по 15-20 мин.
Указанный курс работы подразумевает погружение ребенка в среду развития синестетических способностей с возможным применением анализаторов, распределение и концентрацию внимания между различными ощущениями (тактильные, зрительные, акустические), пропевание и проговаривание фрагментов речи, и погружение ребенка в состояние автоматизации и дифференциации через создание динамических стереотипов.
На первом месяце обучения с Олей делался акцент на изучение текстовых фрагментов при помощи алфавита Брайля. Оля с наставником пытается синтезировать слоги из звуков и букв. Следует отметить, что начали появляться начальные навыки слогового чтения.
Однако на первом этапе обучения акустическая информация не оказывала должного эффекта и не воспринималась ребенком, как нечто важное, что необходимо изучать.
Осознание необходимости обучения и оздоровления – отсутствует.
Проявлялось нежелание обучаться, что сопровождалось неврастеническими реакциями. Выявлены признаки агрессии при освоении учебного материала.
На втором этапе обучения (второй месяц обучения) с наставником делался акцент на тактильном взаимодействии и изучении передаваемой информации с помощью касаний и изучений форм объектов, нанесенных на изображения. В большей степени производилось чтение фрагментов с помощью шрифта Брайля и дополненное изучение материи при помощи тактильных касаний.
На данной стадии продвигалось также развитие фонематического анализа и синтеза, закреплялись навыки чтения, совершенствовались тонкие движения моторики пальцев обеих рук.
На данном этапе Оля проявила некоторый интерес к процессу обучения, были заметны улучшения психики. Проявлялось желание активной деятельности, также проявлялся интерес к знакомству с другими детьми.
На третьем этапе (третий месяц) в работу в активном режиме подключили прослушивание акустических фрагментов, поясняющих различные события в содержании рассказов.
Конструкторские композиции различного вида, а также красивые и наглядные иллюстрации больших размеров смогли заинтересовать ребенка, который впоследствии по окончании этапа обучения проявил значительный интерес к данному виду восприятия информации.
По мере автоматизации и дифференциации развития наблюдались улучшения мелкой моторики рук
У Оли наблюдались явные улучшения звукопроизношения, словарный запас пополнился новыми словами. Улучшились память и зрение. Наблюдалась тенденция к укреплению организма.
Оля стала более жизнерадостной, общительной. Могла воображать отдельные фрагменты изученных рассказов, а также частично пересказывать их, наблюдались явные улучшения психоэмоционального состояния.
Совершенствовались навыки чтения, письма и устной разговорной речи.
Оле рекомендовано для оздоровления организма через некоторое время пройти повторный курс обучения по предложенной программе с использованием предлагаемых специальных книжек
Предлагаемое изобретение может найти широкое применение в области производства познавательной книжной продукции особого назначения, адаптированной для детей с частичной или полной потерей зрения, что позволит успешно применять продукцию в качестве специализированного методического материала для воспитания, обучения, развития слепых детей и детей с нарушениями функций зрения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для обучения рельефно-точечному шрифту Брайля слепых и слабовидящих детей | 2017 |
|
RU2662139C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МНОГОСЛОЙНОГО ИЗДЕЛИЯ И МНОГОСЛОЙНОЕ ИЗДЕЛИЕ, ИЗГОТОВЛЕННОЕ ЭТИМ СПОСОБОМ | 2011 |
|
RU2518168C2 |
Способ изготовления книги для слепых детей и слабовидящих детей | 2019 |
|
RU2728922C1 |
Способ формирования паттерна жестов для управления мобильными сенсорными устройствами, используемыми слепыми и слабовидящими людьми | 2022 |
|
RU2815498C2 |
ИГРОВАЯ АЗБУКА ХОЛМАТОВЫХ | 2007 |
|
RU2353975C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИРИНЫ ЧЕРНЫШЕВОЙ | 2007 |
|
RU2376646C2 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 2003 |
|
RU2239235C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПЕЧАТНОГО И РУКОПИСНОГО ТЕКСТА СЛЕПЫМИ | 1970 |
|
SU271927A1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ | 2016 |
|
RU2640392C1 |
МОБИЛЬНЫЙ РЕПЕТИТОР | 2006 |
|
RU2321894C1 |
Предлагаемое изобретение относится к области специализированного книгопечатного производства и предназначено для получения специальных книжек. Способ изготовления специальных книжек включает создание эскизного макета, разработку конструкции, учитывающей выбор тактильных материалов и вариантов технического и художественного исполнения, осуществление дальнейшей допечатной подготовки полученного материала для последующей комплексной печати, декоративную обработку и окончательную ручную сборку. Разработка конструкции подразумевает печатную подготовку разворота образца, оснащенного прорисованными иллюстрациями детализированного эскизного макета, с вырезанием деталей преимущественно по заготовленным заранее линиям реза по фигурному контуру и с нанесением биговки по заранее заготовленным соответствующим линиям с последующим склеиванием, получая детализированный образец разворота, на рабочие участки которого впоследствии закрепляются тактильные материалы. Допечатная подготовка полученного материала для печати включает придание полученному заготовочному материалу определенного контура, нанесение биговальных и перфорационных каналов, конгревное тиснение прорисованных иллюстраций, выборочное ультрафиолетовое лакирование. На часть основополагающих изображений наносятся звуковые зоны, заключающиеся в создании независимых слоев и образований с получением областей звучания с присвоением каждой из указанной области индивидуального идентификатора, обеспечивая возможность при касании индивидуальным портативным устройством звуковоспроизведения воспроизводить заложенный акустический фрагмент. Производится подготовка тифлокомментариев и создаются связи с областями звучаний выбранных изображений, объединяя информацию в единый звуковой файл для записи в портативное устройство звуковоспроизведения. Подготовленный материал направляется на комплексную подготовку и печать для получения готового вида книжного разворота с последующей декоративной обработкой и завершающей ручной сборкой, включающей закрепление тактильных материалов на рабочие участки разворота и складывание последнего по отмеченным линиям биговки. Обеспечивается оздоровление организма. 4 ил.
Способ изготовления книжного пособия с выраженным содержанием в виде осязательной, зрительной и слуховой информации, включающий создание проекта эскизного макета, разработку конструкции, учитывающей выбор тактильных материалов и вариантов технического и художественного исполнения, осуществление дальнейшей допечатной подготовки полученного материала для последующей комплексной печати, декоративную обработку и окончательную ручную сборку, отличающийся тем, что разработка конструкции подразумевает печатную подготовку разворота образца, оснащенного прорисованными иллюстрациями детализированного эскизного макета, с вырезанием деталей преимущественно по заготовленным заранее линиям реза по фигурному контуру и с нанесением биговки по заранее заготовленным соответствующим линиям с последующим склеиванием, получая детализированный образец разворота, на рабочие участки которого впоследствии закрепляются тактильные материалы, дальнейшая допечатная подготовка полученного материала для печати включает придание полученному заготовочному материалу определенного контура, нанесение биговальных и перфорационных каналов, конгревное тиснение прорисованных иллюстраций, выборочное ультрафиолетовое лакирование, заключающееся в проработке отдельных значимых частей прорисованных иллюстраций, отделку части напечатанных изображений посредством термографической печати, позволяющей изменять рельеф оттиска, причем для каждого из перечисленных этапов упомянутой допечатной подготовки создается отдельный слой, накладываемый на изображение, при этом на часть основополагающих изображений наносятся звуковые зоны, заключающиеся в создании независимых слоев и образований с получением областей звучания с присвоением каждой из указанной области индивидуального идентификатора, обеспечивая возможность при касании индивидуальным портативным устройством звуковоспроизведения воспроизводить заложенный акустический фрагмент, кроме того, производится подготовка тифлокомментариев и создаются связи с областями звучаний выбранных изображений, объединяя информацию в единый звуковой файл для записи в портативное устройство звуковоспроизведения, далее подготовленный материал направляется на комплексную подготовку и печать для получения готового вида книжного разворота с последующей декоративной обработкой и завершающей ручной сборкой, включающей закрепление тактильных материалов на рабочие участки разворота и складывание последнего по отмеченным линиям биговки.
CN 106864063 A, 20.06.2017 | |||
US 5779482 A1, 14.07.1998 | |||
Способ изготовления книги для слепых детей и слабовидящих детей | 2019 |
|
RU2728922C1 |
Способ получения 1-или 1,2-замещенных 4,5,6,7-тетрагидроимидазо/4,5-с/пиридинов | 1981 |
|
SU1004385A1 |
CN 105818545 B, 06.04.2018 | |||
US 2008318191 A1, 25.12.2008. |
Авторы
Даты
2024-12-16—Публикация
2024-06-03—Подача