Изобретение относится к учебно-наглядным приборам для демонстрации процесса образования поверхностей и может быть использовано в учебных заведениях при изучении начертательной геометрии и инженерной графики.
Цель изобретения - расширение демонстрационных возможностей путем обеспечения демонстрации образования циклических и винто-циклических поверхностей.
На фиг. 1 изображен учебный прибор, вид спереди; на фиг. 2 - диски в крайнем выдвинутом положении; на фиг. 3 - привод прибора, вид сверху; на фиг. 4 - ползун; на фиг. 5 - диск с прорезью.
Учебный прибор содержит корпус-основание 1, направляющую 2 цилиндрической формы с пазом, стержневой элемент 3, плоские фигуры для имитации демонстрируемых поверхностей в виде дисков 4, ползун 5, механизм 6 привода поворота направляющей и стержневого элемента и механизм 7 привода ползуна.
Направляющая и стержневой элемент закреплены в основании с возможностью поворота вокруг вертикальной оси, проходящей через точки их креплений. Кроме того, стержневой элемент закреплен с возможностью переустановки и фиксации вдоль основания. На цилиндрическую на правляющую 2 соосно ей насажены диски различного радиуса с прорезями, связано VI
СП Ю
ю
Os
ные между собой гибкими нитями, причем радиусы дисков зависят от расстояния между точками, принадлежащими опоре и стержневому элементу. Ползун 5 представляет собой проволочное кольцо с петлевым внутренним изгибом, причем изгиб размещен в пазу направляющей с возможностью перемещения вдоль нее от индивидуального привода. На ползуне установлен диск. Привод ползуна содержит электродвигатель 8, связанный через редуктор 9 с роликами 10, установленными на стойках 11, и тросик 12, уложенный с одной стороны в направляющую трубку 13, а с другой - пропущенный между роликами 10 и жестко соединенный с ползуном 5. Механизм привода направляющей и стержневого элемента содержит конический ролик 14, насаженный на вал редуктора 9, направляющие ролики 15 и 16, закрепленные на стойках 17, установленных на коробчатом основании 18, ролик 19, связанный через муфту 20 с поворотным диском 21, имеющим отверстия для переустановки и фиксации планок 22,на которых закреплены направляющая и стержневой элемент. Управление муфтой осуществляется рычагом 23. Ролики 14, 15, 16 и 19 связаны между собой пасиком 24.
Прибор работает следующим образом.
Тросик 12, увлекаемый вращением роликов 10, перемещается в направляющей 2 цилиндрической Формы. Прикрепленный жестко к тросику ползун 5 перемещает вверх вдоль направляющей верхний диск комплекта дисков 4. Диски комплекта, связанные с верхним гибкими нитями, выдвигаются последовательно, образуя каркас демонстрируемой поверхности. Диски за счет наличия в них прорезей скользят вдоль стержневого элемента 3. Конечное положение комплекта дисков 4 создает впечатление принадлежности стержневого элемента 3 циклической поверхности, имитируя линию на поверхности так, что каждая точка линии задает свой радиус образующей окружности (диска) как расстояние от точки до направляющей 2 прибора, которая имитирует линию центров, образующих поверхность окружностей. Наклон дисков изменяется по мере подъема по заранее выбранной закономерности, которая устанавливается с помощью длины связывающих диски по периферии гибких нитей.
Скорость перемещения дисков регулируется за счет изменения числа оборотов электродвигателя. Электрической схемой предусмотрено реверсирование перемещений комплекта дисков. В процессе поступа- тельного перемещения дисков направляющая 2 и стержневой элемент 3 могут поворачиваться. В этом случае формируется винто-циклическая поверхность.
Поворот направляющей 2 и стержневого элемента 3 реализуется при включении муфты 20, при этом вращение выходного вала редуктора 9 передается через ролики 14,15, 16 и 19 на поворотный диск 21, жестко связанный с планкой 22, которая, в свою очередь, жестко связана с направляющей 2 и стержневым элементом 3. Величина углов поворота может регулироваться за счет переустановки планки 22 в поворотном диске,
имеющем для этой цели ряд отверстий.
Применение предлагаемого устройства позволяет интенсифицировать работу преподавателей на лекциях, практических занятиях и т.п. по начертательной геометрии и
инженерной графике, так как с его помощью обучаемые могут наблюдать формирование поверхностей.
Формула изобретения Учебный прибор для демонстрации образования винтовых поверхностей, содержащий основание, направляющую цилиндрической формы с пазом и установленным в нем ползуном и плоские фигуры для имитации демонстрируемых поверхностей, отличающийся тем, что, с целью расширения демонстрационных возможностей путем обеспечения демонстрации процесса образования циклических и винто-циклических поверхностей, он имеет
стержневой элемент, закрепленный на основании с возможностью переустановки вдоль основания и фиксации на заданном расстоянии от направляющей и механизм поворота стержневого элемента и направляющей, при этом фигуры для имитации демонстрируемых поверхностей выполнены в виде связанных между собой гибкими нитями дисков, соосно насаженных на направляющую, а каждый диск имеет прорезь, в
которую входит стержневой элемент, причем верхний диск установлен на ползуне, перемещающемся от индивидуального привода.
Фиг.1
П
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Учебный прибор по инженерной графике | 1983 |
|
SU1141443A1 |
Учебный прибор по геометрии | 1990 |
|
SU1721622A1 |
УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО ГЕОМЕТРИИ | 1992 |
|
RU2068584C1 |
Учебный прибор по инженерной графике | 1990 |
|
SU1725248A1 |
ПОСОБИЕ ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ СВОЙСТВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРОЕЦИРОВАНИЯ | 1992 |
|
RU2039380C1 |
УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО ГЕОМЕТРИИ | 2005 |
|
RU2282898C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ СЕЧЕНИЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ОБЪЕМНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ТЕЛ И СВЕТОВОЙ ИМИТАТОР СЕКУЩЕЙ ПЛОСКОСТИ ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ОБЪЕМНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ТЕЛ | 2001 |
|
RU2183354C1 |
Прибор для демонстрации положения точки в пространстве и ее следов | 1991 |
|
SU1807511A1 |
УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО ТРИГОНОМЕТРИИ | 1969 |
|
SU232622A1 |
УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО СОПРОТИВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ | 1992 |
|
RU2047220C1 |
Изобретение относится к учебно-наглядным приборам для демонстрации процесса образования поверхностей и может быть использовано в учебном процессе. Целью изобретения является расширение демонстрационных возможностей путем обеспечения демонстрации образования циклических и витоциклических поверхностей. Учебный прибор содержит основание, направляющую цилиндрической формы с пазом и установленным в нем ползуном, плоские фигуры для имитации демонстрируемых поверхностей в виде дисков, связанных между собой гибкими нитями, соосно насаженных на направляющую, стержней элемент и механизм поворота стержневого элемента и направляющей. Стержневой элемент закреплен на основании с возможностью переустановки вдоль основания и фиксации на заданном расстоянии от направляющей. Каждый диск имеет прорезь, в которую входит стержневой элемент, причем верхний диск установлен на ползуне, перемещающемся от индивидуального привода. 5 ил. (Л С
Фиг.2
Фиг.з
о
Pi/e.4
Редактор В. Бугренкова
.Составитель М. Коноваленко
Техред М.МоргенталКорректор Т. Малец
Фиг. 5
Учебный прибор по инженерной графике | 1983 |
|
SU1141443A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1991-09-07—Публикация
1989-01-20—Подача