стройку бортов ведут под проектным углом погашения. Транспортировку горной массы осуществляют по транспортным трассам из автосъездов 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6, сформированных на каждом из бортов прямолинейно и попарно-сближенно на всю глубину консервации. Попарно-сближенные трассы параллельны между собой, э их проходку производят на расстоянии 500-1000 м друг от друга.
Прямолинейные трассы из автосъездов противолежащих бортов карьера имеют встречное направление. Вскрышные породы доставляют в отвал, а добытое полезное ископаемое - потребителю.
Затем производят погоризонтную расконсервацию бортов на всю ширину консер- вации с отсыпкой породных соединительных перемычек 7 и 8 на нижних горизонтах карьера первой очереди в точках пересечения проекций трасс на вертикальную плоскость с транспортированием по одной трассе на одном из бортов. Более детально указанные операции выполняют следующим образом.
Расконсервацию висячего борта (фиг.2) осуществляют продольными и поперечными заходкэми до предельного контура с погашением овтосъездов 1 и 4 и отстройкой их вновь в границах предельного контура на сближенном друг от друга расстоянии. Вскрышные породы при этом транспортируют по автосъездам 2 и 3.
В то же время на лежачем боку расконсервируют горизонты борта, расположенные над съездами 5 и 6 до предельного контура и по ним же транспортируют вскрышку. При этом верхние горизонты до отметки 2h на границе выхода автосъезда 5 из поверхность отрабатывают до контура расконсервации, транспортируя вскрышку по автосъезду 6.
Одновременно с этой расконсервацией отсыпают соединительные породные перемычки 7 и 8, добавляя вскрышку с горизонта 3h на горизонт 5h. Завершая расконсервацию виЬячего борта, одновременно дорабатывают вскрышку под автосъездами 5 и 6, транспортируя ее с отметки h до отметки 3h по самим автосъездам и далее через перемычки на автосъезды 2 и 3. Затем отрабаты- вают нижние горизонты 4h и 5h, транспортируя вскрышку по автосъездам 2 и 3 и вновь отстроенным автосъездам 1 и 4 (фиг.2).
Оптимизацию размещения трасс автосъездов, пересекающихся в проекции их на вертикальную плоскость, производят по отысканию точки пересечения на аппроксимированном треугольнике пород под авто- съездом.
Согласно изложенному на продольном профиле карьер.а (фиг.З) наносят трассы автосъездов 2 и 3 по висячему боку, а также автосъездов 5 и 6 - по лежачему боку и указывают место отстройки соединяющих астосъезды перемычек 7 и 8.
На фиг.З изображена равнинная поверхность карьера. При этом условии оптимальное расположение соединительной перемычки 8 определено между автосъездами 3 и 6. Здесь же показаны очередность и объемы погашаемого борта под автосъездом 6.
Наиболее рациональные трассы автосъездов, которые будут отстроены для отработки карьера после его реконструкции, отмечены на фиг.З позициями 9, 10 и 11.
Здесь также соблюдают принцип пересечения трасс для установления кратчайших плеч транспортировки горной массы внутри обрабатываемого карьера. Соединительная перемычка 7 изображается на поперечном
разрезе (фиг.4), где автосъезд 2 по висячему боку и автосъезд 5 по лежачему боку находятся на горизонте 3h, что свидетельствует о небольшом объеме вскрышных пород, необходимом для отсыпки перемычки 7.
Условия ведения горных работ по предлагаемому способу обеспечивают прямолинейное движение автотранспорта по автосъездам до дна расконсервации. При этом все породы, размещенные над долговременными автосъездами, отрабатывают на всю ширину расконсервации, а затем направление отработки и погашения объемов под автосъездами меняют на противоположное и движение груженого
автотранспорта становится вновь прямолинейным с переходом трассы движения с погашаемого борта через перемычку на противоположный борт.
Формула изобретения
Способ открытой разработки крутопадающих залежей полезных ископаемых, включающий отстройку бортов карьера отработкой его горизонтов первой и второй
очередей продольными и поперечными за- ходками на вскрышных и добычных уступах с формированием транспортных трасс из автосъездов и транспортирование вскрышных пород в отвал и полезного ископаемого
5 потребителю, от л и ч а ющи и с я тем, что, с целью повышения эффективности разработки за счет выравнивания текущего коэффициента вскрышки при поочередной отработке карьера при снижении расстояния транспортирования вскрышных пород,
отстройку бортов карьера первой очереди
ных бортах, а затем производят погоризоносуществляют с частичной консервацией на тную расконсервацию бортов на всю шириных бортах, а затем производят погоризон
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых | 1989 |
|
SU1730452A1 |
Способ открытой разработки крутопадающих месторождений полезных ископаемых | 1989 |
|
SU1761954A1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ И НАКЛОННЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ | 1996 |
|
RU2093680C1 |
Способ открытой разработки крутопадающих месторождений с применением многоступенчатых временно нерабочих бортов | 2018 |
|
RU2685583C1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ЗАЛЕЖЕЙ | 1993 |
|
RU2057937C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ НАКЛОННЫХ И КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ | 2003 |
|
RU2253015C1 |
Способ открытой разработки крутопадающих месторождений с применением комбинированных временно нерабочих бортов | 2018 |
|
RU2685587C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ОКРУГЛОЙ ФОРМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ВРЕМЕННО НЕРАБОЧИХ БОРТОВ | 2015 |
|
RU2612178C2 |
Способ комбинированной разработки месторождений полезных ископаемых | 1988 |
|
SU1700236A1 |
Способ открытой разработки крутопадающих месторождений полезных ископаемых | 1983 |
|
SU1121434A1 |
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке крутопадающих залежей полезных ископаемых вытянутой формы. Цель изобретения - повышение эффективности за счет выравнивания текущего коэф. вскрышки при поочередной отработке карьера при снижении расстояния транспортирования. Отстройку бортов Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке крутопадающих залежей полезных ископаемых вытянутой формы. Целью изобретения является повышение эффективности разработки за счет выравнивания текущего коэффициента вскрышки при поочередной отработке карьера при снижении расстояния транспортирования вскрышных пород. На фиг.1 изображено продольное развитие карьера с внешним отвалообразова- нием; на фиг.2 - расконсервация карьера ведут отработкой его горизонтов первой и второй очередей. Разработку горизонтов ведут продольными и поперечными заходками на вскрышных и добычных уступах При этом отстройку бортов карьера первой очереди осуществляют с частичной консервацией на них вскрышки. Указанную отстройку ведут под проектным углом погашения. Формирование транспортных трасс из автосъездов ведут на каждом из бортов прямолинейно попарно-сближенно на всю глубину консервации. При этом формирование указанных трасс ведут со встречным направлением на противоположных бортах. Затем производят погоризонтную расконсервацию бортов на всю ширину консервации. Одновременно отсыпают породные соединительные перемычки на нижних горизонтах карьера первой очереди Отсыпку ведут в точках пересечения проекций трасс на вертикальную плоскость. Транспортирование вскрышных пород в отвал и полезного ископаемого ведут по одной трассе на одном из бортов. 4 ил. погашенных бортов карьера первой очереди; на фиг.З - продольный разрез карьера с нанесенными проекциями трасс из автосъездов на вертикальную плоскость: на фиг.4 - поперечный разрез карьера с соединительной породной перемычкой. Способ осуществляют следующим образом. Первоначально ведут отстройку бортов карьера отработкой его горизонтов первой очереди продольными и поперечными заходками на вскрышных и добычных уступах, При этом осуществляют частичную консервацию на указанных бортах вскрышки. ОтО х| ч Ы -А О
них вскрышки под проектным углом погашения, формирование транспортных трасс
из автосъездов ведут на каждом из бортов5 зонтах карьера первой очереди в точках пепрямолинейно попарно-сближенно на всюресечения проекций трасс на вертикальную
глубину консервации со встречным направ-плоскость с транспортированием по одной
лением указанных трасс на противополож-трассе на одном из бортов.
11 Ю
дV
Фиг.З
ну консервации с отсыпкой породных соеднительных перемычек на нижних гориfcZ
fff
1,
,-V-
Жп -//////////////7 2 г////ш/
у
Фм.4
Юматов Б.П | |||
и др | |||
Строительство и реконструкция рудных карьеров | |||
М.: Недра, 1978, с.128-129 | |||
Способ открытой разработки наклонных и крутопадающих залежей полезных ископаемых | 1981 |
|
SU985289A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1991-09-15—Публикация
1988-10-27—Подача