Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к двигателестрое- нию, и может быть применено в конструкциях V-образных двигателей.
Цель изобретения - повышение надежности и ресурса за счет устранения фрет- тинг-коррозии на сопрягаемых стальных поверхностях прицепного шатуна и пальца.
На фиг. 1 показан шатунный механизм двигателя внутреннего сгорания, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Устройство состоит из стального прицепного шатуна 1, соединенного с помощью болтов 2 со стальным пальцем 3, установленным в проушинах нижней головки главного шатуна 4. На опорной поверхности 5 прицепного шатуна нанесено покрытие из сплава, содержащего 8-18% олова и остальное - медь. Толщина покрытия определена
по формуле t Е I, где t - толщина покрытия; От, Е - соответственно предел
текучести и модуль упругости материала болта; I - длина болта.
Толщина покрытия определена из следующего.
Исходя из общемашиностроительных норм, допустимые напряжения в стержне болта от затяжки усилием Рз составляют
О.бСТг.
Величина упругой деформации (удлинение бота) при этом составляет:
l Q-6 °т
Е
e l
о ч
XI
ы
XI
Под действием переменных по величине и направлению нагрузок на узел в условиях ограниченной жесткости сопрягаемых деталей возникают взаимные микроперемещения опорных поверхностей шатуна и пальца, в результате которых может происходить частичный износ покрытия шатуна.
Допустимое снижение величины усилия затяжки болтов в условиях длительной эксплуатации допускается по условиям прочности и замкнутости соединения не более 10%, что соответствует величине удлинения
0.1.-«.|Таким образом, для обеспечения необходимого минимального усилия затяжки болтов в течение всего периода работы узла, исходя из вероятности полного износа покрытия шатуна, толщина этого покрытия t не должна превышать величину 0,1 Ј, т.е.
tso,1e-mi2L.,.
Испытания образцов показали, что эффективным с точки зрения предотвращения фреттинг-коррозии сопрягаемых стальных поверхностей является наличие между ними слоя покрытия из медно-оловянного сплава, со держащего 8-18% олова.
Устройство характеризуется высокой надежностью и долговечностью за счет отсутствия фреттинг-коррозии на сопрягамых поверхностях прицепного шатуна и пальца.
Формул а изобретени я
Шатунный механизм двигателя внутреннего сгорания, содержащий главный шатун с кривошипной головкой, снабженной проушиной, стальной прицепной шатун, сопряженный со стальным пальцем, установленным в проушине, и соединенный с пальцем при помощи болтов, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и ресурса за счет устранения
фреттинг-коррозии, на сопряженную с пальцем поверхность прицепного шатуна нанесено покрытие из медно-оловянного сплава, содержащего 8-18% олова, при этом толщи 0,06 От ,
на покрытия t t , где 0т,
Е соответственно предел текучести и модуль упругости материала болта, I - длина болта.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Многослойный шатунный вкладыш коленчатого вала | 2023 |
|
RU2813220C1 |
Опорный узел прокатного валка | 1989 |
|
SU1678476A1 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ АНТИКОРРОЗИОННОГО ПОКРЫТИЯ | 2019 |
|
RU2718794C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ | 2015 |
|
RU2606364C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НЕПОДВИЖНОГО СОЕДИНЕНИЯ ТИПА ВАЛ-СТУПИЦА СТАЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ (ВАРИАНТЫ) | 2012 |
|
RU2501986C2 |
ВОДОПРОВОДНАЯ АРМАТУРА ДЛЯ ПОДАЧИ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ И СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ, ПО СУЩЕСТВУ, ИНЕРТНОГО ПОКРЫТИЯ | 1995 |
|
RU2132012C1 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ КОМБИНИРОВАННОГО ЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ НА СТАЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ | 2010 |
|
RU2427671C1 |
ТРУБНОЕ РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ И ОБРАЗУЮЩАЯ СМАЗОЧНОЕ ПОКРЫТИЕ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В НЕМ | 2013 |
|
RU2604526C2 |
СПОСОБ СБОРКИ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2009 |
|
RU2422690C1 |
МЕДНО-ОЛОВЯННЫЙ СПЛАВ, КОМПОЗИТНЫЙ МАТЕРИАЛ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ | 2009 |
|
RU2482204C2 |
Изобретение относится к машиностроению, преимущественно двигателестроению. Цель изобретения - повышение надежности и ресурса работы. На поверхность стального прицепного шатуна 1 в месте его сопряжения со стальным пальцем 3 нанесено покрытие из медно-оловяного сплава. Последний содержит 8-18% олова, толщиной t (0,06 От/Е)-1, где От, Е - соответст- венно толщина и модуль упругости материала болта; I - длина болта. Устройство характеризуется высокой надежностью и долговечностью за счет отсутствия фрет- тинг-коррозии на сопрягаемых поверхностях прицепного шатуна 1 и пальца 3. 2 ил.
/
МК/ЖЛГЖ/Ж
утяы
Фиг.2
Никитин Е | |||
А | |||
и др | |||
Способ смешанной растительной и животной проклейки бумаги | 1922 |
|
SU49A1 |
М.: Транспорт, 1982, с | |||
Способ обработки медных солей нафтеновых кислот | 1923 |
|
SU30A1 |
Авторы
Даты
1991-09-15—Публикация
1989-10-09—Подача