Способ тепловой диагностики электрической машины Советский патент 1991 года по МПК H02K15/00 H02K15/02 

Описание патента на изобретение SU1684865A1

1

(21)4724442/07

(22) 26.07.89

(46) 15.10.91. Бюл. №38

(71)Московское производственное предприятие Мосэнергоремонт и Всесоюзный научно-исследовательский институт электроэнергетики

(72)В.И.Поляков и В.А.Цветков (53)621.313.713(088.8)

(56) Авторское свидетельство СССР № 1163427, кл. Н 02 К 15/00, 1983.

Гургевич Э.И., Рыбин Ю.Л.-Переходные тепловые процессы в электрических машинах. - Л.: Энергоатомиздат, 1983, с. 189- 195.

(54) СПОСОБ ТЕПЛОВОЙ ДИАГНОСТИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

(57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в повышении эксплуатационной надежности. Температура обмотки измеряется термо сопротивлением, расположенным под клином. При сбросе нагрузки с электрической машины и прекращении циркуляции хладагента по полым проводникам, в случае закупорки каналов в полых проводниках, избыток тепловой энергии, запасенной в месте дефекта, распространяется по всем проводникам, что приводит к повышению температуры обмотки по сравнению с температурой недефектных стержней. Своевременное обнаружение локального дефекта позволяет предотвратить аварию электрической машины. 3 ил.

Похожие патенты SU1684865A1

название год авторы номер документа
Способ диагностики развивающихся термических дефектов стержней обмотки электрической машины 1988
  • Федоренко Григорий Михайлович
  • Кенсицкий Олег Георгиевич
  • Чернявский Владимир Павлович
  • Иогансен Вадим Игоревич
SU1576997A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ ТУРБОГЕНЕРАТОРОВ 2008
  • Белов Владимир Степанович
  • Глезеров Сергей Натанович
  • Золотых Андрей Георгиевич
  • Мютель Владимир Алексеевич
  • Неелов Сергей Михайлович
  • Слепоконь Юрий Иванович
RU2366059C1
СПОСОБ ЭКСТРАПОЛЯЦИИ ВНУТРЕННЕЙ ТЕМПЕРАТУРЫ СТАТОРА С МИНИМАЛЬНЫМ ВМЕШАТЕЛЬСТВОМ В РАБОТУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2005
  • Биссоннет Марк
  • Клутьер Мариюс
  • Проново Жан
  • Лалонд Луи-Пьер
RU2378628C2
СПОСОБ РАСПОЗНАВАНИЯ ДЕФЕКТОВ СЕРДЕЧНИКА СТАТОРА НА РАБОТАЮЩЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЕ С РАЗДЕЛЬНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СЕРДЕЧНИКА И ОБМОТКИ 2002
  • Назолин Андрей Леонидович
  • Поляков Виктор Иванович
RU2273085C2
ТЕРМОЭМИССИОННЫЙ МАГНИТОПРОВОД СТАТОРА 2014
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
  • Бекузин Владимир Игоревич
  • Якупов Айнур Махмутович
RU2581606C1
Способ контроля креплений обмотки электрической машины 1992
  • Поляков Виктор Иванович
SU1836783A3
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ДЕФЕКТОВ СТАТОРА НА РАБОТАЮЩЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЕ 2002
  • Назолин А.Л.
  • Поляков В.И.
RU2216841C2
ПРОВОДНИК ОБМОТКИ СТАТОРА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 1990
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2054782C1
СПОСОБ ПРОВЕРКИ СТЕРЖНЕВОЙ ОБМОТКИ РОТОРА ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2014
  • Цеттнер, Юрген
  • Деег, Кристиан
  • Шуманн, Томас
RU2625337C2
Устройство для температурной диагностики обмотки статора электрической машины 1985
  • Сидоренко Николай Семенович
  • Индыченко Игорь Юрьевич
  • Шеремет Леонид Петрович
  • Кузьмин Виктор Владимирович
SU1312533A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 684 865 A1

Реферат патента 1991 года Способ тепловой диагностики электрической машины

Формула изобретения SU 1 684 865 A1

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к способу тепловой диагностики электрических машин.

Цель изобретения - повышение эксплуатационной надежности путем достоверности обнаружения локальных термических дефектов.

На фиг. 1 а, б показан стержень обмотки статора генератора с распределением тем пературы v стержня по высоте паза, разрез; на фиг. 2 - качественная зависимость показаний термосопротивления v от времени t; на фиг. 3 - зависимость от времени t превышения температуры в в месте термодефекта над температурой охлаждающей среды при сбросе нагрузки и прекращении циркуляции дистиллята.

сл

с

Электрическая машина содержит обмотку статора, состоящую из стержней, имеющих корпусную изоляцию 1, полые проводники 2, по которым циркулярует хладагент, например дистиллят и сплошные npt-чодники 3. Стержни уложены в сердечник татора 4. Для контроля теплового состояния стержня термосопротивление 5 уложено под клином б.

Способ тепловой диагностики осуществляется следующим образом.

Для выполнения тепловой диагностики локальных термодефектов обмотки статора, вызванных закупоркой полых проводников, электрическую машину выводят в режим работы, обеспечивающий достижение стержнями обмотки установившейся температуры. При отсутствии закупорки

О

00

со о ел

проводников распределение температуры проводников по высоте паза устанавливается в соответствии с зависимостью 7. При закупорке двух полых проводников, наиболее удаленных от термосопротивления, распределение проводников по высоте паза устанавливается в соответствии с зависимостью 8. При этом температура в месте установки термосопротивления не изменяется. Затем отключают обмотку возбуждения от возбудителя электрической машины путем отключения автомата гашения поля. Одновременно со срабатыванием токовой нагрузки отключают систему охлаждения обмотки статора посредством закрытия задвижек или отключением насоса циркуляции хладагента обмотки. Тепловые параметры реакции на это воздействие измеряют с помощью термосопротивлений. Данные измерений температуры анализируют путем сравнения зависимостей температуры от времени с эталонными, полученными на исправной электрической машине в аналогичном режиме работы. После сброса нагрузки и прекращения циркуляции хладагента в годных стержнях устанавливается распределение температуры в соответствии с зависимостью 9. Если были закупорены удаленные полые проводники, то при сбросе нагрузки и прекращении циркуляции хладагента по полым проводникам, избыток тепловой энергии, запасенный в месте дефекта, распространяется по всем проводникам обмотки и устанавливается в соответствии с зависимостью 10. При отсутствии закупорки полых проводников, изменение температуры от времени происходит в соответствии с зависимостью 11, являющейся эталонной. При закупорке проводников изменение температуры от времени происходит в соответствии с зависимостью 12, отличающейся от эталонной. При задержке времени прекращения циркуляции хладагента избыток тепловой энергии в месте локального термодефекта уносится хладагентом, циркулирующим в исправных полых проводниках. Температура в месте дефекта со временем уменьшается по зависимости 13. В случае задержки прекращения циркуляции хладагента на время более 100 с избыток тепловой энергии в месте дефекта уносится хладагентом практически полностью и диагностирование становится не эффективным.

20

Формула изобретения

Способ тепловой диагностики электрической машины, включающий сбрасывание на вращающейся машине токовой нагрузки, циркуляцию хладагента активной части машины, измерение тепловых параметров реакции активной машины на это воздействие и сравнение их с эталонными, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности путем достоверности обнаружения локальных термических дефектов, циркуляцию хладагента активной части машины прекращают после сброса токовой нагрузки, а период прекращения циркуляции устанавливают из условия t 100с, где t - время прекращения циркуляции хладагента после сброса токовой нагрузки.

а

V

5

/ 2 J 4

W///Ay///7//////////////////A

ъ SB 5 S Ј231v TvtS&C /j S v Р N у.

D

И

И t Е N fflfl/ Д r/j - - « 77//л о | fi 2

Y///////////////Z //rfW

,

Ј

//Т////////,

Ј231v TvtS&C /j S

D

И

Ш

11

- - « 77//л о

ж/

Риг.2

SU 1 684 865 A1

Авторы

Поляков Виктор Иванович

Цветков Владимир Александрович

Даты

1991-10-15Публикация

1989-07-26Подача