Изобретение относится к технике эксплуатации турбогенераторов и предназначено для технического контроля теплового состояния турбогенераторов (ТГ) и оборудования систем охлаждения ТГ и может быть использовано для диагностики мощных турбогенераторов со смешанным типом охлаждения.
Опыт эксплуатации ТГ показывает, что недооценка опасности термических дефектов приводит к повреждениям обмоток статоров ТГ и длительным восстановительным ремонтным работам.
Возникновению и развитию таких дефектов, в основном, способствует:
- рост отложений окислов меди и железа в полых проводниках;
- попадание продуктов разложения штатных уплотнительных материалов (обрывки резины, паронита) в систему охлаждения обмотки статора;
- отсутствие непрерывного контроля и оперативного анализа температур.
Частичную закупорку водяного тракта практически невозможно зафиксировать непосредственно при работе ТГ, а только косвенно - путем анализа данных теплового контроля.
Известен способ диагностики теплового состояния турбогенераторов, реализованный в устройстве для диагностики теплового состояния электрической машины по авт. свид. СССР 855875, заключающийся в том, что посредством термочувствительных датчиков, размещенных на сердечнике статора турбогенератора, измеряют температуру, которую сравнивают с предварительно установленной температурой для соответствующих точек теплового контроля сердечника статора турбогенератора. При превышении температуры в одной из контролируемых точек по отношению к аварийной температуре в той же точке регулируют возбуждение турбогенератора путем изменения тока ротора, что, в свою очередь, приводит к изменению реактивной мощности турбогенератора. Изменение реактивной мощности влечет за собой изменение потерь в сердечнике статора, а следовательно, приводит к возникновению переходного теплового процесса в сердечнике статора турбогенератора. Информацию о результатах диагноза регистрируют.
Известен способ диагностики развивающихся термических дефектов стержней обмотки электрической машины, описанный в авт. свид. СССР 1576997, опубл. 1990 г., который заключается в том, что по периметру наружной поверхности изоляции стержня устанавливают термопреобразователи в лобовой части обмотки либо в зоне выхода стержней обмотки из пазов сердечника статора. Затем при фиксированном значении тока в стержне снимают показания термопреобразователей и производят идентификацию термического дефекта путем сравнения фактического распределения температуры по поверхности изоляции стержня с диаграммами деформации температурного поля при закупорке по меньшей мере одного проводника стержня при таком же значении тока в нем.
Предварительно снятые температурные поля по поверхности изоляции стержня не отображают реальной картины после некоторого периода эксплуатации электрической машины. Поэтому сравнение фактического распределения температуры по поверхности изоляции стержня с предварительно снятым распределением температуры не позволяет точно оценить реальное тепловое состояние турбогенератора. Контроль только температуры не позволяет с высокой достоверностью провести оценку теплового состояния ТГ, особенно использующих смешанный тип охлаждения.
Технический результат изобретения заключается в повышении достоверности оценки теплового состояния ТГ за счет определения развивающегося дефекта активных частей ТГ и теплообменников. Способ раскрыт на примере выявления развивающего термического дефекта в обмотке статора.
Сущность изобретения заключается в том, что по измеряемым одновременно теплотехническим и электрическим параметрам производится оценка теплового состояния активных частей генератора и системы охлаждения генератора и на ранней стадии выявляются термические дефекты в режиме нормальной эксплуатации ТГ, что позволяет не достигать тепловым параметрам их максимальных допустимых значений.
Достигается технический результат за счет того, что измеряют на выходе каждого паза статора температуру обмотки, размещенной в нем, измеряют температуру дистиллята, измеряют температуру газа, определяют превышение температуры обмотки, размещенной в пазу статора, для каждого режима текущей нагрузки
Δϑij=ϑij-(ϑxdj+ϑxгj)/2
где ϑij - измеренная датчиком температура стержня i-го паза для j-го режима текущей нагрузки X;
ij - номер i-го паза статора для j-го режима текущей нагрузки X;
j - номер режима текущей нагрузки Х турбогенератора (ТГ);
ϑxdj - температура холодного дистиллята;
ϑxгj - температура газа;
измеряют соответственно ток, протекающий по обмотке статора, и напряжение статора в соответствующих режимах текущей нагрузки, вычисляют квадрат текущего значения тока обмотки статора или полной мощности ТГ, определяют базовое превышение температуры Δϑij* обмотки, размещенной в пазу статора, для каждого соответствующего режима текущей нагрузки
Δϑij*=αijXj+βij,
где Xj - квадрат текущего значения тока статора или полной мощности ТГ в j-ом режиме;
αi, βi - параметры (коэффициенты) исходных (базовых) характеристик для каждого стержня обмотки статора, определенные по результатам тепловых испытаний генератора
определяют отношение превышения температуры обмотки, размещенной в пазу статора, к базовому превышению температуры обмотки, размещенной в пазу статора по формуле
Kci=ϑΔij/ϑΔij*,
Kci>1,5 свидетельствует о наличии термического дефекта.
Краткое описание чертежей
Фиг.1 - блок-схема устройства, позволяющего реализовать оценку теплового состояния обмотки статора по результатам анализа измеренных значений текущей электрической нагрузки, температуры и их изменений.
Фиг.2 - таблица 1, которая содержит обработанные результаты испытаний на нагревание обмотки статора.
Фиг.3 - таблица 2, которая содержит определенные исходные (базовые) характеристики зависимостей превышений температуры Δϑi* обмотки статора от режима нагрузки.
Фиг.4 - таблица 3, которая содержит текущие значения превышений температуры Δϑi обмотки статора в заданных режимах нагрузки.
Фиг.5 - график 1 оценки теплового состояния обмотки статора, паза №7
Устройство содержит:
Блок 1 обработки параметров теплового состояния обмотки статора генератора для j-го режима текущей нагрузки.
Датчики температуры 2.
Датчики тока и напряжения 3.
Блок 4 определения базового превышения температуры.
Блок 5 сопоставления текущего значения превышения с исходным значением превышения.
Блок 6 отображения параметров теплового состояния обмотки статора на экране монитора.
Блок 7 индикации.
Одни датчики температуры 2, расположенные на выходе каждого паза статора, измеряют текущую температура стержня i-го паза для j-го режима текущей нагрузки X. Другие датчики температуры 2, расположенные на входе в обмотку статора и на выходе газоохладителей, измеряют соответственно температуру холодного дистиллята и температуру холодного газа. Сигналы с датчиков температуры 2 поступают в блок 1, который осуществляет вычисление Δϑij превышения температуры обмотки статора по формуле:
Датчики тока и напряжения 3 измеряет соответственно ток, протекающий по обмотке статора, и напряжение статора. Сигналы, несущие информацию о величине тока и напряжения, поступают на вход блока 4, который вычисляет квадрат тока или квадрат полной мощности, на основании которых определяет базовое Δϑij* превышение температуры для каждого стержня i-го паза для соответствующего j-го режима текущей нагрузки Х по формуле:
Для определения αi, βi используются значения величин температур, полученных в результате предварительных тепловых испытаний ТГ в N-режимах:
где
N - число режимов при проведении тепловых испытаний генератора;
ϑ* - значения величин температур, измеренных при проведении тепловых испытаний.
Подставляя в формулы (5, 6, 7, 8) данные таблицы 1, приведенной на фиг.2, получаем:
Δϑ7=(12,1+15,9+19,1)/3=15,7°С;
A71[XΔϑij]=(9,592×12,1+12,72×15,9+15,32×19,1)/3=2716,148 кА2 × °С;
A72 [X]=(9,594+12,74+15,34)/3=29756,9077 кА4.
Подставляя полученные по формулам (5, 6, 7, 8) данные в формулы (3, 4), получаем:
α7=(2716,148-162,44937×15,7)/(29756,9077-162,449372)=0,049209°С/кА2
β7=15,7-0,049209×162,44937=7,7060285°С.
Результаты расчетов параметров исходных базовых характеристик αi и βi для каждого паза вносятся в таблицу 2, представленную на фиг.3.
Аналогично αi βi, рассчитываются по формулам метода наименьших квадратов (МНК) для функции типа:
где Σ - суммы от j=1 до N;
Δϑij - превышение температуры i-ого стержня обмотки статора для j-ого режима нагрузки Xj;
N - число режимов при проведении тепловых испытаний генератора. В качестве примера приведен расчет α7, β7 - коэффициентов исходной базовой характеристики для стержня паза 7 обмотки статора, при котором использованы данные таблиц 1, 2. Решая систему уравнений (9), получаем:
α7=(47,1-3β7)/487,34811=0,097-0,0062β7
β7=-510,816/-66,13=7,7244
α7=0,097-0,0062×7,7244=0,04911°С/кА2
В качестве примера приведено рассчитываемое в блоке 4 исходное базовое превышение стержня паза №7 в зависимости от текущей нагрузки режима 1 - квадрата тока статора I2=256 кA2 по формуле (2). Значения α7 и β7 взяты из таблицы 1.
Δϑ71*=α7X1+β7=0,049209×262+7,7060285=20.6°С
Далее результаты расчетов, полученные в блоке 1 и 4, поступают в блок 5 сопоставления текущего значения превышения Δϑij с исходным значением превышения Δϑij* для j-го режима той же текущей нагрузки. При этом в качестве параметра Х используются тот же параметр, что и при определении исходных характеристик: или квадрат тока статора (I2), или квадрат полной мощности генератора (S2=P2+Q2), для определения которого используют измеренные значения тока и напряжения.
Блок 5 для каждого паза вычисляет отношение текущего значения превышения температур Δϑij к исходным (базовым) значениям превышения температур Δϑij*:
Для паза №7, используя данные таблицы 3:
Кc7=Δϑ71/Δϑ71*=35,8/20,6=1,74
Сигналы, несущие информацию с выходов блоков 1, 2, 3, 4 и 5, поступают на соответствующие входы блока 6 отображения параметров теплового состояния обмотки статора на экране монитора, которые отображаются в виде таблицы 3 и графика 1.
Сигнал с выхода блока 5, несущий информацию о величине Кci, поступает на вход блока 7 отображения индикации сигнала, который осуществляет контроль параметра Кci в интервале 0,5<Кci<1,5.
В случае, когда Кci превышает 1,5, блок 7 отображает сигнал о появлении дефекта в конкретном стержне обмотки статора. При Кci меньше 0,5 блок 7 отображает неисправность измерительного канала, контролирующего температуру конкретного стержня обмотки статора.
На фиг.5 приведен график 1 оценки теплового состояния стержня обмотки статора, паз 7, позволяющий показать отличие текущего значения превышения температуры обмотки Δϑij, определенного по формуле (1), от базового превышения Δϑij*:
Δϑij отображено на графике точкой 1.
3 - исходная базовая характеристика, полученная при проведении тепловых испытаний, по которой определяется по формуле (2) Δϑij*:
Δϑij*=αiX+βi,
где в качестве параметра Х используется квадрат тока статора (I2) соответствующего текущего режима нагрузки, при котором определяется по формуле (1) текущее превышение Δϑij.
2 и 4 - установленные нормированные пределы изменения коэффициента: 0,5<Кci<1,5.
Когда для i-го паза Кci>1,5, то это рассматривается как признак наличия термического дефекта.
Резкое снижение отношения Кci ниже 0,5 означает неисправность измерительного канала.
Когда значения Кci находятся в интервале:
0,5<Кci<1,5,
то это свидетельствует об удовлетворительном тепловом состоянии обмотки статора.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РАННЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ ВИТКОВЫХ ЗАМЫКАНИЙ И ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБМОТКИ РОТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ТОКА РОТОРА ПО ПАРАМЕТРАМ СТАТОРА | 2011 |
|
RU2472168C2 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2005 |
|
RU2304837C2 |
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ДЕФЕКТОВ СТАТОРА НА РАБОТАЮЩЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЕ | 2002 |
|
RU2216841C2 |
Устройство для температурной диагностики обмотки статора электрической машины | 1985 |
|
SU1312533A1 |
Способ контроля качества пропитки обмоток электротехнических изделий и устройство для его осуществления | 1989 |
|
SU1712904A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2004 |
|
RU2275728C1 |
Устройство для управления тиристорным циклоконвертором | 1981 |
|
SU1119160A1 |
Способ импульсного управления асинхронным электродвигателем с вентиляторной нагрузкой и устройство для его осуществления | 1987 |
|
SU1539949A1 |
Способ диагностики развивающихся термических дефектов стержней обмотки электрической машины | 1988 |
|
SU1576997A1 |
Способ пуска синхронного двигателя | 1981 |
|
SU1086534A1 |
Изобретение относится к области электротехники, касается техники эксплуатации турбогенераторов, предназначено для контроля теплового и технического состояния турбогенераторов (ТГ), а также оборудования систем охлаждения ТГ и может быть использовано для диагностики мощных турбогенераторов со смешанным типом охлаждения. Согласно предлагаемому способу контроля и диагностики технического состояния турбогенераторов измеряют на выходе каждого паза статора температуру размещенного в нем стержня обмотки, температуру активной стали статора, измеряют температуру холодного дистиллята на входе в обмотку статора, измеряют температуру холодного газа на выходе газоохладителей, измеряют ток и напряжение статора, ротора, определяют квадрат текущего значения тока статора, квадрат полной мощности ТГ, квадрат тока ротора, потери мощности в обмотке ротора, температуру ротора в соответствующих режимах нагрузки, определяют текущее и базовое превышения температуры обмотки, размещенной в пазу статора, текущее и базовое превышения температуры активной стали, текущее и базовое превышения температуры обмотки ротора для каждого режима текущей нагрузки, определяют отношение текущего превышения температуры обмотки, размещенной в пазу статора, к базовому превышению температуры обмотки, размещенной в пазу статора, текущего превышения температуры активной стали к базовому превышению температуры активной стали, текущего превышения температуры ротора к базовому превышению температуры ротора, по результатам которых судят о наличии термического дефекта. Технический результат, на достижение которого направлено настоящее изобретение, заключается в повышении точности и эффективности контроля и диагностики турбогенераторов. 5 ил.
Способ контроля и диагностики теплового состояния турбогенераторов, заключающийся в том, что измеряют на выходе каждого паза статора температуру обмотки, размещенную в нем, отличающийся тем, что измеряют температуру холодного дистиллята, измеряют температуру холодного газа, определяют превышение температуры Δϑij обмотки, размещенной в пазу статора, для каждого режима текущей нагрузки по формуле:
Δϑij=ϑij-(ϑx∂j+ϑxгj)/2,
где ϑij - измеренная датчиком температура стержня i-го паза для j-го режима текущей нагрузки X;
ij - номер i-го паза статора для j-го режима текущей нагрузки X;
j - номер режима текущей нагрузки Х турбогенераторов (ТГ);
ϑx∂j - температура холодного дистиллята;
ϑxгj - температура газа,
измеряют ток и напряжение статора, вычисляют квадрат текущего значения тока статора или полной мощности ТГ в соответствующих текущих режимах нагрузки, определяют базовое превышение температуры Δϑij* обмотки, размещенной в пазу статора, для каждого режима соответствующей текущей нагрузки
Δϑij*=αijXj+βij,
где Xj - квадрат текущего значения тока статора или полной мощности ТГ в j-м режиме;
aь βj - параметры исходных характеристик для каждого стержня обмотки статора, определенные по результатам тепловых испытаний генератора;
определяют отношение превышения температуры обмотки, размещенной в пазу статора, к базовому превышению температуры обмотки, размещенной в пазу статора по формуле:
Kci=ϑΔij/ϑΔij*,
судят о наличии термического дефекта в случае, если Kci>1,5.
Способ диагностики развивающихся термических дефектов стержней обмотки электрической машины | 1988 |
|
SU1576997A1 |
Устройство для диагностики теплового состояния электрической машины | 1979 |
|
SU855875A1 |
Способ тепловой диагностики электрической машины | 1989 |
|
SU1684865A1 |
Способ контроля креплений обмотки электрической машины | 1992 |
|
SU1836783A3 |
Устройство для теплового контроляэлЕКТРОАппАРАТА | 1979 |
|
SU851661A1 |
Способ тепловой диагностики электрической машины | 1983 |
|
SU1163427A1 |
Способ измерения температурных ва-РиАций пАРАМЕТРОВ элЕКТРОпРиВОдОВ | 1979 |
|
SU851660A1 |
JP 2008002893 A, 10.01.2008 | |||
Прибор для построения многоугольников, например, при вычерчивании гаек и шестерен | 1934 |
|
SU42695A1 |
Авторы
Даты
2009-08-27—Публикация
2008-07-21—Подача