Изобретение относится к электротехуи- ческой промышленности, к диагностике технического состояния электрических машин, а именно к способу контроля крепления обмоток электрических машин.
Цель изобретения - обеспечение контроля за состоянием крепления обмотки на работающей электрической, машине.
Цель достигается применением известного способа контроля теплового состояния электрической машины, описанного в статье Гущина Е.В., Цветкова В.А., Полякова В.И. Повышение чувствительности штатных средств теплового контроля обмоток генераторов - Электрические станции, 1989, N 12. Аналогичный способ описан в циркуляре Ц-10-85(Э) от 28.05.85 Об организации водно-химического режима системы охлаждения обмоток статора турбо- и
гидрогенераторов - Сборник решений и циркуляров ГлавтехугтравлеНия Минэнерго СССР за 1985 г. (Электретехническая часть). М.; СПО Союзтехэнерго, 1986 г.
Здесь измеряют температуры стержней обмотки статора генератора с помощью термодатчиков, прижатых к изоляции обмотки ее-креплением (клином). Сравнивают измеренные значения температур с эталонными. Если измеренные значения существенно превышают эталонные, диагностируют загрязнение охлаждения стержня.
В статье Гущина Е.В., Цветкова В.А.. Полякова В.И. Повышение чувствительности ... в качестве диагностического параметра принят параметр 0, представляющий собой превышение температуры стержня над средней температурой стержней генератора. А также параметр
00
ы о с
CJ
CJ
ДО , представляющий собой отклонение параметра 0от эталонного значения.
Поставленная цель достигается тем, что контролируют плотность клиновки путем применения известного способа тепловой диагностики, включающего измерение температурных параметров элементов обмотки с помощью термодатчиков, прижатых к изоляции обмотки ее креплением, а также сравнения измеренных значений с эталонными.
Об общем состоянии клиновки судят по величине среднего.квадратического отклонения (СКО) параметра Д0 , которое рассчитывают по формуле:
V
2Д©1
1
ле
м-Г --
где Д0|-параметр ДЭдля 1-го элемента (стержня) обмотки,
N - число элементов, для которых определен параметр Д0.
Для определения состояния крепления отдельного элемента (стержня) дополнительно измеряют и изменяют температуру охлаждающей среды генератора и судят о состоянии крепления элемента по изменению показаний термодатчика, контролирующего этот элемент.
Например, на генераторе с газовым ох- лаждением статора и водяным охлаждением обмотки состояние крепления стержня считают неудовлетворительным, если соблюдается условие:
У1 Уср-35)г.
где yi - производная показаний термодатчика i-ro стержня по температуре меди этого элемента,
Уср.- среднее значение производной для всех стержней,
S - СКО параметра у.
Здесь у находят по изменению показаний термодатчика:
.
(v«1 - V&2) -( ) ( Vxn - Vxrj ) - ( Vx31 Vxj2 )
где VA i и v 2 показания термодатчика стержня до - 1 и после - 2 изменения параметров охлаждающих сред;
vx.j2 - температуры холодного дистиллята обмотки статора в режимах 1 и 2;
Vxri, температуры холодного газа статора в режимах 1 и 2.
На фиг. 1 показан узел контроля температуры обмотки статора с водяным охлаж
дением. Здесь 1 - стержень обмотки. 2 - сердечник статора, 3 - полый проводник для циркуляции дистиллята. 4 - клин крепления обмотки, Ъ - термодатчик, на фиг.2. Rr 5 тепловое сопротивление между термодатчиком и газом в корпусе машины, RM - тепловое сопротивление между термодатчиком и медью стержня, vr - температура газа, vj - температура (показания) термодатчика,
Ю VM - температура меди стержня.
Выражение (3) получено их схемы замещения на фиг.1 с учетом того, что при заданной нагрузке превышение температуры меди над температурой холодного дистил15 лятэ и превышение температуры газа в районе установки термодатчика над температурой холодного газа является постоянными величинами,
При ослаблении крепления стержня 1
20 (ослабление плотности клиновки) ухудшается контакт термодатчика 5 с изоляцией стержня 1, усиливается контакт термодатчикз 5 с окружающим газом. В эквивалентной схеме замещения при этом возрастает сопро25 тивление RM и уменьшается Rr, что приводит к еще более сильному уменьшению производной у , которая и служит диагностическим параметром. .
Известно, что в ходе эксплуатации ос30 лабление клиновки статора идет неравномерно. Часть стержней сохраняет плотность клиновки. У другой части стержней крепление ослабевает, что приводит к достаточно большому увеличению СКО па35 раметра Д© , который также может служить эффективным диагностическим параметром для контроля общего состояния крепления обмотки статора.
Путем измерений, выполненных на тур40 богенераторах ТВВ-320-2, установлено, что при неизменном состоянии клиновки параметр 5де имеет величину около 0,15°С, с течением времени эксплуатации он растет и достигает 1°С при ухудшении клиновки до
45 состояния, требующего вывода генератора в ремонт для восстановления крепления обмотки путем ее частичной переклиновки.
Как видно из приведенных цифр, параметр 5дв является очень чувствительным к
50 изменению состояния крепления обмотки. Переход клиновки обмотки из удовлетворительного в неудовлетворительное состояние сопровождается увеличением параметра S приблизительно в семь раз.
55 На генераторе ТВВ-1000-4 было выполнено измерение параметра у.
Среднее значение параметра оказалось равным 0,287 при СКО. равным 0,039. Обнаружено ослабление крепления стержней в
пазах 19 и 49 по условию (2). Здесь оказалось yi9 0,121, yi9 - 0,155.
При осмотре генератора обнаружено, что пазы 19 и 49 имеют клинья особой конструкции. Эти клинья удлинены для торможения газа н воздушном зазоре машины. В силу особенностей конструкции проверка плотности клиновки в этих пазах традиционным методом простукивания не дает результата. Поэтому ослабления клиновки пазов в эксплуатации не обнаруживалось.
Факт ослабления крепления обмотки в пазах 19, 49 подтвержден при ремонте. Плотность клиновки восстановлена добавлением двух подклинов.ых прокладок в каждом пазу. Тем самым предотвращено возможное вибрационное разрушение
0
5
стержней обмотки в пазах 19, 49 из-за ослабления крепления, которое ранее имело место на другом генераторе того же типа. Формула изобретения 1.Применение способа контроля теплового состояния обмотки электрической машины, в котором измеряют тепловые параметры обмотки с помощью термодатчиков, прижатых к изоляции обмотки ее креплением, сравнивают измеренные теп- лоные параметры с эталонными, в качестве способа контроля креплений обмотки электрической машины,
2 Применение способа по п. 1, о т л и ч а ю- щ и и с я тем, что дополнительно измеряют и изменяют температуру охлаждающей среды электрической машины.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2005 |
|
RU2304837C2 |
Способ тепловой диагностики электрической машины | 1989 |
|
SU1684865A1 |
СПОСОБ РАСПОЗНАВАНИЯ ДЕФЕКТОВ СЕРДЕЧНИКА СТАТОРА НА РАБОТАЮЩЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЕ С РАЗДЕЛЬНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СЕРДЕЧНИКА И ОБМОТКИ | 2002 |
|
RU2273085C2 |
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ДЕФЕКТОВ СТАТОРА НА РАБОТАЮЩЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЕ | 2002 |
|
RU2216841C2 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ ТУРБОГЕНЕРАТОРОВ | 2008 |
|
RU2366059C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА УЗЛА КРЕПЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СТАТОРА НА РАБОТАЮЩЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЕ | 2011 |
|
RU2510767C2 |
СПОСОБ РАННЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ ВИТКОВЫХ ЗАМЫКАНИЙ И ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБМОТКИ РОТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ТОКА РОТОРА ПО ПАРАМЕТРАМ СТАТОРА | 2011 |
|
RU2472168C2 |
Система мониторинга и диагностирования состояния турбогенератора | 2023 |
|
RU2814856C1 |
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ДЕФЕКТОВ УЗЛОВ КРЕПЛЕНИЯ СТАТОРА НА РАБОТАЮЩЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЕ | 2004 |
|
RU2279103C2 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ НАГРЕВА И ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ | 2010 |
|
RU2409884C1 |
Использование: электротехника, а именно диагностика технического состояния обмотки электрической машины. Применяют способ контроля теплового состояния обмотки, в котором измеряют тепловые параметры обмотки с помощью термодатчиков, прижатых к изоляции обмотки ее креплением, сравнивают измеренные параметры с эталонными. По результатам сравнения устанавливают качество общего состояния креплений обмотки. Для оценки состояния крепления отдельных элементов (стержней) обмотки изменяют температуру охлаждающей среды электрической маши-, ны и по изменению тепловых параметров элемента судят о техническом состоянии его крепления. Изобретение обеспечивает контроль за состоянием крепления обмотки на работающей электрической машине. 1 з.п ,ф-лы, 2 ил.
Фиг.1
я
И
Статья Гущина Е.В.,Цветкова В.А., и Полякова В.И | |||
Повышение чувствительности штатных средств теплового контроля об- моток генераторов, Электрические станции | |||
Способ гальванического снятия позолоты с серебряных изделий без заметного изменения их формы | 1923 |
|
SU12A1 |
Авторы
Даты
1993-08-23—Публикация
1992-01-09—Подача