Способ работы дизель-генераторной установки и дизель-генераторная установка Советский патент 1991 года по МПК F02G5/00 F02G5/04 

Описание патента на изобретение SU1686211A1

Изобретение относится к машиностроению, а именно двигателестроению, и может быть использовано для утилизации тепла преимущественно в силовых установках тепловоза с двигателями внутреннего сгорания.

Целью изобретения является повышение экономичности и улучшение массогаба- ритных показателей.

На чертеже представлена схема предлагаемой дизель-генераторной установки.

Она содержит электрогенератор 1, связанный с ним дизель 2, парогенератор 3, пароперегреватель 4, паровую турбину 5 и конденсатор 6 пара. Дизель 2 снабжен за- датчиком (не показан) режима работы, системой (не показана) охлаждения и магистралью 7 выпуска отработавших газов. Греющие секции 8 и 9 парогенератора 3 и пароперегревателя 4 размещены последовательно в магистрали 7 выпуска газов, а

охлаждающие секции 10 и 11 подключены к контуру 12 циркуляции жидкости системы охлаждения Паровая турбина 5 связана с потребителем 13 мощности и подключена впускным патрубком 14 к запорному клапану 15 пароперегревателя 4. Конденсатор 6 пара установлен в выхлопном патрубке 16 паровой турбины 5 и подключен через выпускной трубопровод 17 к охлаждающей секции 10 парогенератора 3.

Для достижения цели запорный клапан 15 пароперегревателя 4 подключен к задат- чику режима работы, конденсатор 6 выполнен смешивающим, выпускной трубопровод 17 конденсатора 6 выполнен с обводным каналом 18, в котором установлен охладитель 19 конденсата, а обводной канал 18 подключен выпускным каналом к зоне 20 смешения конденсатора 6. В греющей секции 8 парогенератора 3 может быть установСО

С

о

00

о

ho

лен электронагреватель 21, связанный с электрогенератором 1.

Дизель-генераторная установка работает следующим образом.

В цилиндры дизеля 2 подается воздух и впрыскивается топливо. Количество впрыскиваемого топлива регулируется по сигналам задатчика режима работы. Затем в цилиндрах топливо сжигается, продукты сгорания расширяются и энергия расширения передается через вал дизеля 2 на электрогенератор 1, Отработавшие газы из цилиндров дизеля 2 выпускакнся в магистраль 7. Теплом отрабогапших газон в греющей секции 8 парогенератора 3 подогревается и испаряется под давление i вода системы охлаждения в контуре 12 циркуляции. Под тем же давлением получается перегретый пар в греющей секции 9 пари- перегревателя А. Пеоефетый пар выпуска ется через запорный клапан 15 во впускной патрубок паровой турбины 5, которая передает мощность па потребитель 13 мощности. Отработавший в турбине 5 пар через выхлопной патрубок 16 подается в конденсатор 6 (бак), где осуществляется конденсация пара и подача его в контур 12 циркуляции на подогрев и испарение.

Для повышения экономичности и улучшения массогабаритных показателей производят дополнительное повышение степени перегрева пара путем снижения давления в замкнутом объеме пароперегревателя А в период выпуска через запорный клапан 15. Величиной снижения давления управляют при помощи воздействия на открытие клапана 15 по сигналам задатчика режима работы. Конденсацию отработавшего в турбине 5 пара осуществляют путем смешения с охлажденным конденсатом в зоне 20 смешения конденсатора 6. При этом отделяют от образовавшейся смеси часть, необходимую для подогрева и испарения в парогенераторе 3 и пароперегревателе 4, а оставшуюся часть подают в обводной канал 18 и охлаждают воздухом в охладителе 19 и используют для повторного смешения с отработавшим паром в процессе его конденсации в зоне 20 смешения конденсатора О,

Установленный в греющей секции 8 парогенератора 3 электронагреватель 21 производит дополнительный нагрев рабочего тела (воды) за счег электрического тока, передаваемого от электрогенератора 1 или другого источника энергии.

Формула изобретения 1. Способ работы дизель-генераторной установки, преимущественно силовой установки тепловоза, путем подачи воздуха в

цилиндры дизеля, впрыска в них топлива, регулирования количества впрыскиваемого топлива по сигналам задагчика режима работы, сжигания топлива в цилиндрах, расширения продуктов сгорания и передачи энергии расширения на электрогенератор, выпуска отработавших газоп из цилиндров, подогрепэ и испарения теплом отработавших (азов воды системы охлаждения под

0 давлением, получения перегретого пара под тем же давлением и выпуска его через запорный клапан в паровую турбину, передачи мощности последней на потребитель мощности, конденсации отработавшего в

5 турбине пара, сбора конденсата в баке и подачи конденсата на подогрев и испарение воды, отличающийся тем, что, с целью повышения экономичности и улучшения массогабаритных показателей, производят

0 дополнительное повышение степени перегрева пара путем снижения давления в замкнутом обьеме пароперегревателя в период выпуска через запорный клапан, причем величиной снижения давления управляют при

5 помощи воздействия на открытие клапана по сигналам задатчика режима работы, а конденсацию отработавшего в турбине пара осуществляют смешения с охлажденным конденсатам, при этом отделяют от

0 образовавшейся смоси часть, необходимую для подогрева и испарения, а оставшуюся часть охлаждают воздухом и используют для повторного смешения с отработавшим паром в процессе его конденсации.

52. Дизель-генераторная установка, преимущественно силовая установка тепловоза, содержащая электрогенератор и связанный с ним дизель, снабженный задат- чиком режима работы, системой охлаждео ния и магистралью выпуска отработавших газов, парогенератор и пароперегреватель, греющие секции которых размещены последовательно в магистрали выпуска отработавших газоо дизеля, и охлаждающие

5 секции, подключенные к контуру циркуляции жидкости системы охлаждения, паровую турбину, связанную с потребителем мощности и подклю1 емную впускным патрубком к запорному клапану пароперегре0 вэтеля, и конденсатор пара, установленный в выхлопном патрубке паровой турбины и подключенный через выпускной трубопровод к охлаждающей секции парогенератора, отличающаяся тем, что, с целью

5 повышения экономичности и улучшения массогабаритных показателей, запорный клапан пароперегревателя подключен к за- датчику режима работы, конденсатор выполнен смешивающим, выпускной трубопровод конденсатора выполнен с обводным каналом, в котором установлен охладитель конденсата, а обводной канал подключен выпускным отверстием к зоне смешения конденсатора.

3. Установка, отличающаяся тем, что в греющей секции парогенератора установлен электронагреватель, связанный с электрогенератором.

Похожие патенты SU1686211A1

название год авторы номер документа
Дизель-генераторная установка, преимущественно силовая установка тепловоза 1991
  • Кравченко Сергей Александрович
  • Гулин Степан Дмитриевич
  • Орлов Александр Николаевич
  • Зайончковский Валентин Николаевич
  • Синатов Станислав Александрович
  • Поляков Александр Алексеевич
SU1810595A1
Парогазовая энергетическая установка 2019
  • Костюков Владимир Николаевич
RU2811729C2
ЭНЕРГОУСТАНОВКА ДЛЯ УТИЛИЗАЦИИ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2019
  • Паршуков Владимир Иванович
  • Ефимов Николай Николаевич
  • Белов Александр Алексеевич
  • Кихтев Иван Максимович
  • Горбачёв Валерий Матвеевич
  • Ощепков Андрей Сергеевич
RU2752680C2
ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРОВ 2020
  • Паршуков Владимир Иванович
  • Ощепков Андрей Сергеевич
  • Ефимов Николай Николаевич
  • Кихтев Иван Максимович
  • Пащенко Вера Сергеевна
RU2730777C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ПАРОСИЛОВОЙ УСТАНОВКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2021
  • Стерлигов Владислав Викторович
  • Дробышев Владислав Константинович
  • Стерлигов Марк Владиславович
  • Пуликов Павел Сергеевич
RU2778190C1
Парогазовая установка с полузамкнутой газотурбинной установкой 2022
  • Бирюк Владимир Васильевич
  • Шелудько Леонид Павлович
  • Лившиц Михаил Юрьевич
  • Ларин Евгений Александрович
  • Шиманова Александра Борисовна
  • Шиманов Артём Андреевич
RU2795147C1
Способ водородного подогрева питательной воды на АЭС 2019
  • Аминов Рашид Зарифович
  • Егоров Александр Николаевич
RU2709783C1
ПАРОГАЗОВАЯ УСТАНОВКА ДВУХКОНТУРНОЙ АЭС 2014
  • Аминов Рашид Зарифович
  • Егоров Александр Николаевич
  • Калашников Алексей Андреевич
RU2547828C1
УСТАНОВКА ДЛЯ АВТОНОМНОГО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ 1991
  • Чемякин В.М.
  • Пирогов С.П.
  • Кузнецов А.С.
RU2007606C1
Способ повышения мощности двухконтурной АЭС за счет комбинирования с водородным циклом 2019
  • Аминов Рашид Зарифович
  • Егоров Александр Николаевич
  • Байрамов Артем Николаевич
RU2707182C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 686 211 A1

Реферат патента 1991 года Способ работы дизель-генераторной установки и дизель-генераторная установка

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить экономичность и улучшить мзссогабаритные покачятоли дизель-генераторной установки Отработавшие газы дизеля 2 поступают последовательно в пароперегреватель и греющую секцию 8 парогенератора Перегретый пар поступает в турбину 5 и в конденсатор 6 (бак). В пароперегревателе степень перегрева пара повышают путем снижения давления в период выпуска через запорный клапан 15. Часть конденсата из бака 6 подают в парогенератор, а часть охлаждают воздухом в охладителе 19 и используют для повторного смешения с отработавшим паром. 2 с и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения SU 1 686 211 A1

18

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1686211A1

Курзон А.Г
и Юдовин B.C
Судовые комбинированные энергетические установки
Л., Судостроение, 1981, с
Торфодобывающая машина с вращающимся измельчающим орудием 1922
  • Рогов И.А.
SU87A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1

SU 1 686 211 A1

Авторы

Гулин Степан Дмитриевич

Зайончковский Валентин Николаевич

Заславский Ефим Григорьевич

Кравченко Сергей Александрович

Кривов Валентин Гаврилович

Орлов Александр Николаевич

Синатов Станислав Александрович

Шокотов Николай Константинович

Марченко Андрей Петрович

Фастовский Виктор Абрамович

Даты

1991-10-23Публикация

1989-01-05Подача