Изобретение относится к медицине, точнее к офтальмологии, и может найти применение при лечении нарушений зрения.
Целью изобретения является сокращение сроков установления правильной фиксации и повышение остроты зрения.
Известно, что при амблиопии поражается фотопическая часть зрительной системы, причем изменения носят функциональный характер и локализуются главным образом в коре затылочных областей головного мозга. Используют электроэнцефалограмму в качестве информативного показателя изменений функционального состояния мозга при дисбинокулярной амблиопии. Имеются данные о различиях ЭЭГ-изменений при рассматривании картинки здоровым и амб- лиопичным глазом. В связи с тем, что при наблюдении именно амблиопичным глазом специфическая часть реакции активации
слабо выражена или даже отсутствует, это нарушение устраняется активацией ЭЭГ. Поскольку при амблиопии нарушено форменное зрение, но не нарушена световая чувствительность, а специфическая реакция активации наблюдается при форменном зрении и отсутствует при наблюдении бесструктурного зрительного поля, используется яркость предъявляемого изображения в качестве сигнала, свидетельствующего об уровне активации ЭЭГ.
Измерение интегральной огибающей ЭЭГ, величина которой свидетельствует о степени активации, дает возможность установки порогового уровня, равного 50% текущего значения., при превышении которого вводится помеха в виде снижения яркости изображения.
Как показали исследования, для достижения правильной, хотя и не всегда устойОч00 00 00
о 4J
чивой, фиксации, сопровождающейся одновременно повышением остроты зрения до 0,4-0,5, оказалось достаточным 10-20 сеансов,
Достижение такого результата за относительно короткий курс лечения оценивается положительным и достаточным, тем более, что при условии дальнейшей окклюзии здорового глаза, как правило, наблюдается постепенное улучшение амблиопичного вплоть до правильной устойчивой фиксации и повышения остроты зрения до 0,8-1,0. Достижение указанных результатов возможно и в пределах курса лечения, т.е. 10-20 сеансов. Если положительный эффект(правильная фиксация и повышение остроты зрения до 0,4) не достигается за 10-20 сеансов данного курса лечения, дальнейшее увеличение их числа не имеет смысла, так как результата все равно не дает.
Проведение тренировок необходимо не менее 2 раз в неделю, поскольку при более резком аутотренинге утрачивается приобретенный навык.
По той же причине недостаточна длительность сеанса менее 15 мин - меньшее время недостаточно для приобретения навыка тренинга.
Продолжительность сеанса более 20 мин вызывает утомление ребенка. Наблюдения за детьми показывают, что более 20 мин ребенок не в состоянии сосредотачивать внимание на изображении таким образом, чтобы оно оставалось четким и ярким, что является основным условием тренинга. Ребенок начинает отвлекаться, а это сводит на нет весь сеанс тренинга.
При лечении в предлагаемых режимах (10-20 сеансов при длительности каждого сеанса 15-20 мин не реже 2 раз в неделю) возможно получение положительных результатов даже у детей с амблиопией, не поддающейся коррекции существующими методами. Так, из 8 детей с тяжелыми формами амблиопии (неправильная неустойчивая фиксация и острота зрения 0,1 и ниже шестеро лечились до этого от 2 до 5 лет. пройдя при этом 4-8 курсов активного лечения практически без результата.
Всего один курс лечения уже через 10- 14 сеансов у 4 детей привел к правильной, а через месяц после лечения - к устойчивой фиксации и остроте зрения 0,4-0,8.
Еще у одного ребенка (из тех же 8 детей) с наиболее тяжелой формой амблиопии (острота зрения 0,08). неоднократно лечившегося, но безрезультатно, после двух курсов также получен положительный результат - повышена острота зрения до 0,4-0,5 при
сохранении,хотя и неправильной, макуляр- ной устойчивой фиксации. У остальных детей один курс аутотренинга впервые дал положительный сдвиг - острота зрения до
0,15-0,2 и даже 0,3 для близи (исходно 0.05- 0,08) со сдвигом фиксации, хотя и не до нормы, в то время как до лечения аутотренингом по поводу этих детей был сделан вывод о бесперспективности их дальнейше0 го лечения.
П р и м е р 1. Ребенок Ш„ 3 года 8 месяцев, диагноз: содружественное сходящееся постоянное неаккомодационное монолатеральное косоглазие, амблиопия
5 левого глаза высокой степени (0,01) с отсутствием фиксации, дальнозоркость правого глаза слабой степени, левого - средней степени. Косоглазие наблюдается с 1-го года. Острота зрения с коррекцией:правого гла0 за - 1,0, левого - 0,01. При прикрывании правого глаза заслонкой, левый отклоняется кнутри или кнаружи. В августе 1986 г. проведено лечение методом постоянной окклюзии правого глаза в сочетании с мето5 дом локального слепящего засвета - всего 46 сеансов по 1-2 сеанса в день 5 дней в неделю: 3 засвета за сеанс по 2 мин каждый с перерывами 5-10 мин. Острота зрения повысилась до 0,1. Фиксация стала
0 парамакулярной.но локализовалась со стороны, обратной диску зрительного нерва, имелась тенденция к сдвигу в махуляр- ную область. При закрытом правом глазе левый отклонялся кнаружи, при обоих от5 крытых - кнутри. В дальнейшем проведено еще 120 лечебных сеансов засветов, однако это не привело к изменению фиксации и повышению остроты зрения, в связи с чем стоял вопрос о хирургическом исправ0 лении косоглазия.
06.04.87 г. приступили к коррекции амблиопии путем коррекции. Для этого после обработки кожи затылочных областей головы спиртом наложили хлор-серебряные
5 электроды. Мальчику предложили спокойно и внимательно рассматривать цветной слайд на экране левым глазом (при окклюзии правого) и при этом регистрировали ЭЭГ. Острота зрения повысилась до 0,1,
0 фиксация стала парамакулярной. Ребенку было объяснено, что чем внимательнее он будет рассматривать изображение, тем его будет лучше видно.
На фиг.1призедена блок-схема устройст5 ва управления яркостью изображения, на фиг. 2 - иллюстрация к способу установки порога.
Отводимая от затылочных областей биоэлектрическая активность (фиг. 2, Od) подавалась на блок формирования огибающей
ЭЭГ, амплитуду которой посредством компаратора напряжений сравнивали с величиной порога, установленной врачом с помощью потенциометра. Напряжение, устанавливаемое на выходе потенциометра, может иметь значение, соответствующее диапазону колебаний амплитуды огибающей ЭЭГ, и условно разделено на 10 уровней. В соответствии с этим значения порогов могут быть от 1 до 10.
Если огибающая ЭЭГ (фиг. 2, Ог) больше, чем величина порога (фиг. 2, штриховая линия), то яркость низкая (отрезки прямых линий над огибающей), а если огибающая ЭЭГ меньше пороговой величины, то яр- кость освещения предметного изображения высокая.
Начальное значение порога было произвольное и соответствовало значению 4. С помощью таймера определяли какую часть времени составляют периоды яркого освещения предметного изображения от общего времени регистрации (15 с). Задача выбора порога сводится к тому, чтобы время яркого освещения предметного изображе- ния было равно половине (7,5 с ±20%) времени регистрации. При пороге 4 это время составило 4,5 с, что существенно меньше 7,5 с. Далее порог установили на значении 5 и повторили измерение. Время яркого освещения изображения при этом 7,1 с, что с принятой точностью ±20% можно рассматривать как половину общего времени регистрации. Таким образом, уровень порога для первого сеанса был установлен на уров- не 5. В начале каждого следующего сеанса порог устанавливался аналогично. Далее проводили сеанс коррекции, если ребенок рассматривал слайд невнимательно, расслаблялся, диапроектор выключался, так как при этом в ЭЭГ превалировали высокоамплитудные колебания и огибающая ЭЭГ превышала установленный пороговый уровень. Выключение диапроектора являлось для ребенка сигналом для сосредоточения внимания на изображении. Это приводило к десинхронизации ЭЭГ, уменьшению амплитуды оогибающей, в результате чего включался диапроектор. Слайды на экране
меняли каждые 15с. Общая продолжительность сеанса 20 мин.
09.04.87 г. проведен второй сеанс тренировки. Отмечено усиление неустойчивости фиксации, заплывание в макулярную область.
13.04,17.04, 21.04, 25.04, 29.04 и 03.05.87 г. проведены такие же сеансы тренинга. Фиксация оставалась неустойчивой, острота зрения левого глаза 0,2.
07.05 (9-й сеанс) проведен аналогичный сеанс. Фиксация скачком стала центральной (правильной), неустойчивой с нистагмом. Острота зрения слева 0,3.
11.05,15.05, 19,05 и 23.05 снова сеансы по 20 мин.
27.05 - при осмотре острота зрения 0.4, видит отдельные знаки из шрифта 0,5-0,6. Фиксация стала правильной устойчивой. Лечебные сеансы прекратили. Всего их проведено 14. Через 2 месяца после лечения (при продолжающейся окклюзии правого глаза) - 29.07 острота зрения 0,9 при устойчивой правильной фиксации.
Через год (из письма) острота зрения и достигнутая фиксация сохранялись. Ребенку отменена ранее назначенная операция исправления косоглазия.
Формула изобретения Способ лечения амблиопии у детей путем окклюзии здорового и светового раздражения больного глаза, отличающийся тем, что, с целью сокращения сроков установления правильной фиксации и повышения остроты зрения, проводят сеансы коррекции амблиопии, при которых предъявляют предметное изображение и регистрируют при этом биоэлектрическую активность мозга, определяют ее интегральную огибающую и модулируют яркость предметного изображения в зависимости от амплитуды огибающей в сравнении с порогом биоэлектрической активности, выбранным из условия изменения яркости изображения в течение половины времени его предъявления, причем такие сеансы проводят не реже двух раз в неделю по 15-20 мин каждый общим числом 10-20.
Фиг.1 предметное изображение
Изобретение относится к офтальмологии и может найти применение при лечении нарушений зрения. Цель изобретения - сокращение сроков установления правильной фиксации и повышение остроты зрения. Для этого ребенку на фоне окклюзии здорового глаза проводят сеансы коррекции амблио- пии, при которых ему предъявляют предметное изображение при одновременной регистрации биоэлектрической активности затылочных областей мозга. Измеряют интегральную огибающую биоэлектрической активности, в зависимости от ее величины подают сигнал помехи на изображение и проводят аутотренинг на устранение помехи. Такие сеансы проводят не реже 2 раз в неделю по 15-20 мин каждый, общим числом 10-20. 2 ил. k
Ci г
о1
Ztt iT(±20%)
t т
i5
Фиг. г
Организация и проведение лечебно-оздоровительной работы в пионерских лагерях санаторного типа для детей с дефектами зрения | |||
Методические рекомендации, М., 1982, с | |||
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
Авторы
Даты
1991-11-07—Публикация
1989-03-06—Подача