1
(21)4681063/14
(22) 02.03.89
(46) 15.12.91. Бюл. №46
(71)Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены
(72)Т.Л. Соснова, Н.М. Соломатина и Е.Л. Баранова
(53)617.7(088.8)
(56) Инструкция прибора Sharo. Electronic color perception restorer, Sanvisua, Mode:- 1001, Hayakawa electric со, LTD.
(54) СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ЦВЕТОРЛЗ- ЛИЧИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ У С ВРОЖДЕННЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ
J- ЖВЯМПЗГЧ
(57) Изобретение относится к медицине, в частности к оФтальмс Ю.ии. и мс,ччет сыг использовано для улучшения ретор злич - тельчой Функции при различных расстрой- ства цветового зрения. Ц«ль изсооетения - сокращение сроков лечения. Для кехцего конкретного случал подбирают определенную совокупность хроматических и ахроматических раздражителей, размещенных на сг-сма-имзс. и ахроматических фонах с тпедусмогреиным изр ензнмен последорг. тепьност Г редъявлениа фона. Изменена0 ичте чсивнс-ти раздра си1слеГ1 произзод.; со изменэния угловг- о размера ра др&хи- тол Потенде.ии 1змэнения ЦЬЧГОЕОГО зре- н,я ппоизводится корректировка
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ИЛИ УМЕНЬШЕНИЯ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦВЕТОТЕРАПИИ | 2014 |
|
RU2593225C2 |
Способ определения бификсации | 1982 |
|
SU1106499A1 |
Способ оценки цветового зрения | 2022 |
|
RU2798676C1 |
Многоцветная линейная визуализирующая диафрагма теневого прибора (ее варианты) | 1985 |
|
SU1332254A1 |
СПОСОБ В.Р. РОЗЕНТАЛЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ | 1996 |
|
RU2087159C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПО МЕТОДУ А.М. ЛУГОВОЙ | 2006 |
|
RU2313282C1 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ ЦВЕТОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ЗРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ | 2001 |
|
RU2212183C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ЗРЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2014 |
|
RU2576798C2 |
Комплекс четырёхцветного цифрового телевидения Фулл Колорс | 2018 |
|
RU2711121C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЦВЕТНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ | 1997 |
|
RU2103739C1 |
Изобретение относится к медицине, в частности к оо тальмологии, и может быть использовано для улучшения цветоразличи- тельной функции при различных расстройствах цветового зрения.
Цель изобретения - сокращение сроков лечения.
Способ улучшения цветоразличитель- ной функции у лиц с врожденным расстройством цветового зрения с помощью пигментных раздражителей реализуют следующим сзразом.
Пациенту предъявляют хроматические и ахроматические объекты, образованные путем наложения на цветовые карточки диафрагм разных цветов с отверстиями разных угловых размеров по следующей схеме.
Первый этап заключается в уяснении пациентом цветов с помощью контрольных
L it/
j -bSS-i
|L«
карточек, представляющих собой пигментные образцы большого углового размера, достаточного для правильного восприятия цвета пациентом с врожденным расстройством цветового зрения. Контроль правильности восприятия цвета осуществляют по названию, указанному на обороте карточки. Уяснив названия всех используемых цветов, пациент приступает к определению цветов объектов разных угловых размеров, начиная от размера, достаточного для правильного восприятия цвета при определенной форме цветового расстройства с постепенным уменьшением его, до размера, доста точного для правильного восприятия цвета лицами с нормальным цветоощущением. Образцы цвета просматриваются на разных фонах, начиная с мерного, после чего весь цикл повторяется в диафрагмами серого, красною
го, оранжевого, зеленого, темно-зеленого, желтого, голубого и ахроматического белого цветов в произвольной последовательности с последовательным уменьшением диаметра отверстий дифрагм.
На втором этапе тренировка осуществляется с помощью специальных таблиц, предназначенных для уяснения сохранения цваторазличительной функции при уменьшении углового размера путем сопоставления аналогичных изменений у легко- и трудно различимых цветов. В горизонтальных рядах таблицы расположены объекты разных цветов, но одного углового размера, а в вертикальных рядах - одного цвета, но разных угловых размеров. Просмотр таблиц начинается с объектов наименьшего углового размера, расположенных а верхнем горизонтальном ряду. Остальные объекты таблицы в это время закрыты экраном того же цвета, что и фон таблицы. Передвигая экран вниз, пациент последовательно открывает следующие горизонтальные ряды, в которых находятся объекты больших угловых размеров до ряда, где все цвета рассматриваются правильно. Установив вертикальные ряды, в которых были допущены ошибки, пациент определяет цвет, с которым ему необходимо дополнительно работать по методике первого этапа.
Третий этап предназначен для активизации тренировки и контроля за выработанными навыками. На этом этапе пациентом осуществи че юя выбор объектив определенного цвета из мнохес гва разноцветных пронумерованных объектов того же углового размера расположенных на разных хроматических и ахроматических фонах. Просмотр начинается с таблиц, на которых расположены объекты наибольшего углового размера. Для активации тренировки пациент из данной серии таблиц выбирает ту, на которой расположены разноцветные объекты того углового размера, при котором возникают ошибки в определении контроля цвета. Контроль за выработанными навыками осуществляется путем просмотра данных таблиц с минимальными угловыми размерами на разных фонах в произвольной последовательности с определением цвета каждого объекта и сопоставлением его номера с таблицей расшифровки цветов, прилегаемой к каждой мозаичной таблице. При наличии ошибок в определении того или иного цвета пациент возвращается к первому этапу тренировки.
Для реализации предлагаемого способа изготавливают четыре серии пигментных раздражителей зрительного нерва.
Первая серия раздражителей представляет собой двойной набор пигментных образцов в виде карточек, имеющих угловой размер, достаточный для правильного распознавания цвета, наименование и указатель последовательности использования которых указаны на оборотной стороне. Цветные карточки включают цвета всех спектральных групп по цветовому тону
0 (красные, красно-оранжевые, оранжевые, оранжево-желтый, желто-зеленые, зеленые, зелено-голубые, синие, сине-фиолетовые, фиолетовые, фиолетово-пурпурные, пурпурные, пурпурно-красные, а также коричне5 вые, разных светлот и насыщенностей).
Вторая серия раздражителей представляет набор диафрагм разных ахрома- тических и хроматических цветов, обеспечивающих большой, средний и ма0 лый цветовой и светлотный контрасты с объектом с различными угловыми размерами отверстий от 6 до 3°.
Третья серия - раздражители разных фонов, на которых размещены пигментные
5 тест-объекты, соответствующие набору цветов, представленных в первой серии. В горизонтальном ряду каждого раздражителя содержатся цвета различного цветового тона, но близкие по светлоте и насыщенности
0 Углозь1 размеры тест-объектов в каждом rd- ризонтальном ряду постоянны, но во всех вертикальных рядах угловой размер дискретно уменьшается от 3 до 6°.
В третью серию входит также набор эк5 рансв, представляющих собой фоны, соответствующие тем, на которых расположены тест-объекты в раздражителях, Экраны предназначены для выделения отдельных рядов тест-объектов путем перекрытия ос0 тальных экраном соответствующего фона.
Четвертая серия пигментных раздражителей представляет собой беспорядочное расположение тест-ооъе тов, цвета которых соответствуют цветным . карточкам пер5 вой серии на фонах, соответствующих фонам третьей серии. Раздражители этой серии составлены для разных угловых размеров.
Каждый объект на раздражителях снаб0 жен указателем последовательности использования, К раздражителям этой серии прилагается контрольная запись, в которой указаны номера тест-объектов одного цвета, название этого цвета и указатель соот5 ветствующей контрольной карточки первой серии.
Пример. Пациент М., 26 лет, с диагнозом врожденного расстройства цветового зрения - дейтераномалия средней степени (тип В). Лечение проводилось за
столом при освещенности на плоскости стола 500 лк. лампами с высокой цветопередачей (ЛДЦ).
Первый сеанс лечения.
На первом этапе лечения пациенту предъявляют комплект контрольных цветовых карточек - цветные стимулы девятнадцати цветов, содержание цвета разных оттенков, светлот и насыщенностей.
Карточки-стимулы имеют размер 11x15 см, достаточный для правильного восприятия цвета не только нормальными трихро- матами, но и аномалами с трихоматией различных видов и степеней.
Просматривая каждую карточку, пациент знакомится с названием данного цвета, который написан на обратной стороне карточки. Контрольные цветные карточки просматриваются- пациентом в произвольном порядке в темпе удобном для уяснения цвета данным пациентом.
При первом контрольном предъявлении цветных раздражителей на контрольных карточках пациент светло-желтый цвет принимал за светло-зеленый, светло-розовый за серый или белый. Путем сопоставления названого неверно цвета с цветом карточки, соответствующей такому названию, пациент уясняет, что эти цвета различны и что он назвал предъявленный цвет неверно. При просмотре контрольных карточек вторично пациент не ошибался в определении цветов контрольных карточек.
После уяснения названий всех используемых цветов пациенту предъявлялись цветные объекты, образующиеся путем наложения на цветные рабочие карточки (аналогичные контрольным), лежащие стопкой в произвольном порядке, диафрагмы с отверстием 10 мм черного цвета, а затем темно- серого, серого, белого, голубого, темно-зеленого, зеленого, желтого, оранжевого, красного цветов. Цветная карточка полностью перекрывается диафрагмой и ее цвет виден только через отверстие диафрагмы, что определяет раздражающий цветовой стимул. Пациент называет цвет, а врач контролирует правильность ответа.
Пациентом при диафрагме черного цвета с диаметром отверстия 10 мм темно-серый цвет определяется как темно-зеленый. Врач в контрольных цветных карточках находит парную карточку с рассматриваемой через диафрагму и дает возможность убедиться пациенту в одинаковости цвета карточки темно-серого цвета с цветом объекта, видимого пациентом через диафрагму. Остальные цвета на всех фонах при отверстии диафрагмы 10 мм пациент определил верно.
Затем проводилась работа с диафрагмами 5 мм, начиная с черного цвета. При угловом размере 40, соответствующем размеру рассматриваемого цветового стимула, образованного рабочей карточкой и диафрагмой, пациент на желтом фоне определял светло-желтый цвет как светло-зеленый, ярко-желтый также как светло-зеленый. На зеленом фоне объект темно-зеленого цвета
0 воспринимался к как темно-серый, на оранжевом фоне темно-серый объект воспринимался темно-зеленым, сиреневый серым или розовым; на светло-голубом фоне светло-зеленый объект воспринимался каксвет5 ло-серый, на черном фоне светло-зеленый - серым. Все остальные варианты воспринимались пациентом правильно. При каждом неправильном ответе пациента проводилось сопоставление цветного объекта,
0 предъявляемого на фоне, с соответствующей цветной контрольной карточкой. Длительность первого сеанса лечения составляла 25 мин.
Второй сеанс лечения.
5 Начинался с продолжения первого этапа лечения. Просматривались цветные рабочие карточки-раздражители через диафрагмы i 2,5 мм. При этом пациент делал ошибки в восприятии темно-зеленого
0 цветного стимула на белом фоне, называя его темно-серым, на оранжевом фоне скре- невый - серым, светло-розовый - светло-серым, светло-желтый - светло-зеленым. На зеленом фоне светло-зеленый - серым.
5 Остальные стимулы на всех фонах определялись правильно. При ошибочном определении цвета проводилось сопоставление,, аналогичное указанному. Продолжительность второго сеанса лече0 ния составляла 30 мин.
Третий сеанс лечения. Проводился с диафрагмами Ф 1,5 мм всех десяти цветов фонов. При этом на фоне голубого цвета объект серого цвета опреде5 лялся пациентом как зеленый. На оранжевом фоне - серый как зеленый, розовый как голубой, темно-серый как темно-зеленый. На ярко-зеленом фоне светло-розовый назывался светло-голубым, на
0 желтом фоне светло-голубой - светло-розовым, на красном фоне оранжевый - желтым, а светло-голубой - розовым. При ошибочном определении проводилось сопоставление цвета объекта малого углового размера
5 на цветном фоне с контрольной карточкой данного цвета. Продолжительность лечения составляла 40 мин.
Четвертый сеанс лечения. На этом этапе лечения использовались цветные стимулы разных угловых размеров,
расположенных на цветных фонах таким образом, что в горизонтальных рядах находились объекты разных цветов, но одного углового размера, а в вертикальных рядах - одного цвета, но разных угловых размеров, что позволяло уяснить сохранение цвето- различительной функции у пациента при уменьшении углового размера путем сопоставления аналогичных изменений у легко и трудно различимых цветов. Пациенту предъявлялась совокупность объектов, включающая трудно распознаваемые (красные и зеленые) и легко распознаваемые (синие, фиолетовые). Брался фон, соответствующий фону, на котором расположены данные объекты-стимулы, и им перекрывались все ряды, кроме одного, имеющего минимальный угловой размер. Пациент проводил определение цветов объектов, начиная с объектов, расположенных на черном фоне. При наименьшем угловом размере пациент неверно определял темно- зеленый, темно-красный и серый цвет объекта. Далее открывался следующий ряд с большим угловым размером. Цвета также определялись пациентом неправильно, кроме фиолетового.
Экран того же цвета, что и фон продолжали смещать, открывая последовательно следующие горизонтальные ряды. Пациент правильно определил темно-красный цвет на четвертом ряду с объектами О мм, а темно-зеленый и темно-серый лишь - в пятом ряду с диаметром объектов 15 мм. В следующем ряду с объектами диаметром 20 мм все цвета были определены пациентом правильно. На полностью открытой таблице пациентом проводился анализ сохранения цвета объекта с уменьшением углового размера последнего, а ряд, начиная с которого пациент правильно определил цвета (четвертый и пятый) обусловливает последующую повторную работу пациента с рабочими карточками через диафрагмы диаметром 5 мм и менее. Продолжительность сеанса лечения составляла 40 мин. В этом же сеансе лечения составляла 40 мин. В этом же сеансе лечения была повторена тренировка с раздражителями тех же сочетаний цветов на белом, сером, темно-сером, темно-зеленом и голубом фонах.
Пятый сеанс.
Пациент просматривал рабочие карточки через диафрагмы 1,5 мм всех десяти цветов. На светло-голубом, оранжевом, желтом и красном фонах, на которых в предыдущих сеансах были сделаны ошибки, цветные объекты пациентом воспринимались правильно, за исключением серого объекта на темно-зеленом фоне, который
воспринимался как сиреневый, а светло-голубой на ярко-зеленом фоне - как ярко розовый. При ошибочном определении цвета производилось обязательное возвращение
к соответствующим контрольным образцам и их сопоставление с объектами. Затем просматривались таблицы с темно-красным, темно-зеленом, темно-серым и фиолетовым цветами на ярко-зеленом, оранжевом, жел0 том и красном фонах. Продолжительность сеанса лечения составляла 50 мин. Шестой сеанс.
Просматривались таблицы с объектами красного, зеленого, голубого и серого цве5 тов на всех, начиная с черного десяти фонах по аналогии с пятым сеансом. Минимальный угловой размер в этом случае для красного цвета составлял 1,5 мм, а для зеленого и серого - 2,5 мм. С этими диафрагмами
0 продолжалось лечение на рабочих карточках. Продолжительность сеанса составила 60 мин,
Седьмой сеанс.
Просматривались таблицы с малонасы5 щенными цветами: розовым, светло-зеленом, светло-желтым, светло-серым и таблицы, содержащие оранжевый, сиреневый, светло-голубой и серый цвета на черном, темно-зеленом, оранжевом,
0 темно-сером и белом фонах. Лечение проводилось в последовательности, изложенной в шестом сеансе. Продолжительность сеанса составляла 55 мин. Восьмой сеанс.
5 Просматривались таблицы с розовым, светло-зеленым, светло-желтом, светло-серым цветами; оранжевым, сиреневым, светло-голубым и серым цветами на остальных пяти фонах (сером, голубом, красном, жел0 том, ярко-зеленом). Лечение с рабочими карточками 2,5 и ( 1,5 мм проводилось в указанной последовательности. Продолжительность лечения составляла 60 мин. Девятый сеанс.
5 Работа проводилась на мозаиках большого углового размера ( 20 и/15 мм). Поскольку при предъявлении этих объектов пациентом верно определялись все цвета на всех фонах, в этом сеансе лечения присту0 пили к восприятию объектов в мозаиках с угловыми размером 5 мм. При этом на желтом фоне темно-зеленый цвет пациент назвал темно-серым, на оранжевом фоне темко-серый определил как темно-зеленый.
5 На ярко зеленом фоне темно-зеленый определил как темно-серый. На остальных фонах восприятие цвета было правильным. В результате того, что ошибочное восприятие цвета происходило при 5 мм проводилась повторная тренировка с просмотром рабочих карточек через диафрагмы 5 мм и менее. Продолжительность сеанса составила 55 мин.
Десятый сеанс,
Проводился повторный просмотр мола- 5 ик с 5 мм на всех десяти фонах. Ошибки при распознавании цветов отсутствовали. Перешли к работе с мозаиками 2,5 мм на всех фонах. При этом на красном фоне темно- зеленый цвет определялся пациентом как 10 темно-серый, серый-сиреневым, темно-зеленый - темно-серым, ярко-желтый - светло-зеленым, темно-зеленый - темно-серым. Проводилась повторная тренировка с рабочими карточками через диафрагмы $ 2,5мм. 15 Продолжительность сеанса составила 55 мин.
Одиннадцатый сеанс.
Проводилась тренировка с мозаиками 2,5 мм на всех десяти фонах. На 20 желтом фоне светло-зеленый цвет был назван пациентом неправильно. Повторялась тренировка с рабочими карточками и диафрагмами 2,5 мм и ф 1,5 мм. а так же повторная работа с мозаиками ф 2,5 мм. Ошибки 25 отсутствовали. Далее проводилась работа с мозаиками 1,5 мм. Продолжительность сеанса составила 45 мин.
Двенадцатый сеанс.
Проводились самостоятельная работа 30 пациента с мозаиками 1 5 мм. Пациент определял цвет каждого объекта мозаики, обозначенного арабской цифрой и загисы- вал на листе бумаги цвет каждого объекта указывая его номер на мозаике. Затем, про- 35 смотрев и записав все цвета, лациент сверял правильность своих ответов с правильными ответами к каждой мозаике. При обнаружении ошибок повторялась работа с цветными рабочими карточками и 40 диафрагмами 1,5 мм. Затем повторялась работа с мозаикой ф 1,5 мм на двух цветовых фонах наиболее сложных для восприятия пациентом (оранжевый и красный). Продолжительность сеанса 50 мин.45
Тринадцатый сеанс.
Самостоятельная работа с мозаиками 1,5 мм по схеме, указанной в двенадцатом сеансе. Продолжительность сеанса 55 мин.50
Четырнадцатый сеанс.
Самостоятельная работа с мозаиками ,5 мм и рабочими карточками с диафрагмами ( 1,5 мм. Продолжительность сеанса 50 мин.55
Медицинский контроль цветоразличи- тельной функции, проведенной после пятого сеанса лечения показал увеличение контрастной и спектральной чувствительности. После восьмого сеанса увеличилась читаемость диагностических таблиц. Обследо- вание после четырнадцатого сеанса позвопипо поставить диагноз - дейтерано- мэ/Н1ч пегкой степени типа С В последующие 1,5 года диагноз оставался неизменным.
Использование предлагаемого способа улучшения состояния цветоразличительной функции по сравнению с существующим способом обеспечивает следующие преимущества: значительное уменьшение продолжительности курса лечения, достаточного для достижения и закрепления эффекта, и больною длительность сохранения эффекта (более одного года).
Формула изобретения
Авторы
Даты
1991-12-15—Публикация
1989-03-02—Подача