Способ улучшения цветоразличительной функции у лиц с врожденными расстройствами цветового зрения Советский патент 1991 года по МПК A61F9/00 A61H5/00 

Описание патента на изобретение SU1697797A1

1

(21)4681063/14

(22) 02.03.89

(46) 15.12.91. Бюл. №46

(71)Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены

(72)Т.Л. Соснова, Н.М. Соломатина и Е.Л. Баранова

(53)617.7(088.8)

(56) Инструкция прибора Sharo. Electronic color perception restorer, Sanvisua, Mode:- 1001, Hayakawa electric со, LTD.

(54) СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ЦВЕТОРЛЗ- ЛИЧИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ У С ВРОЖДЕННЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ

J- ЖВЯМПЗГЧ

(57) Изобретение относится к медицине, в частности к оФтальмс Ю.ии. и мс,ччет сыг использовано для улучшения ретор злич - тельчой Функции при различных расстрой- ства цветового зрения. Ц«ль изсооетения - сокращение сроков лечения. Для кехцего конкретного случал подбирают определенную совокупность хроматических и ахроматических раздражителей, размещенных на сг-сма-имзс. и ахроматических фонах с тпедусмогреиным изр ензнмен последорг. тепьност Г редъявлениа фона. Изменена0 ичте чсивнс-ти раздра си1слеГ1 произзод.; со изменэния угловг- о размера ра др&хи- тол Потенде.ии 1змэнения ЦЬЧГОЕОГО зре- н,я ппоизводится корректировка

Похожие патенты SU1697797A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ИЛИ УМЕНЬШЕНИЯ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦВЕТОТЕРАПИИ 2014
  • Гусева Мария Евгеньевна
RU2593225C2
Способ определения бификсации 1982
  • Сергиенко Николай Маркович
  • Акименко Елена Владимировна
SU1106499A1
Способ оценки цветового зрения 2022
  • Рычкова Светлана Игоревна
  • Лихванцева Вера Геннадьевна
  • Сандимиров Роман Игоревич
RU2798676C1
Многоцветная линейная визуализирующая диафрагма теневого прибора (ее варианты) 1985
  • Ковайкина Вера Васильевна
  • Федосеева Ирина Константиновна
SU1332254A1
СПОСОБ В.Р. РОЗЕНТАЛЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 1996
  • Розенталь Владимир Робертович
RU2087159C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПО МЕТОДУ А.М. ЛУГОВОЙ 2006
  • Лугова Анна Михайловна
RU2313282C1
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ ЦВЕТОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ЗРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 2001
  • Нестерюк Л.И.
  • Владимирова С.В.
RU2212183C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ЗРЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2014
  • Нечаева Ольга Викторовна
  • Фадеев Александр Александрович
  • Фадеев Александр Николаевич
RU2576798C2
Комплекс четырёхцветного цифрового телевидения Фулл Колорс 2018
  • Носков Александр Георгиевич
RU2711121C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЦВЕТНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ 1997
  • Афанасьев Валентин Владимирович
RU2103739C1

Реферат патента 1991 года Способ улучшения цветоразличительной функции у лиц с врожденными расстройствами цветового зрения

Формула изобретения SU 1 697 797 A1

Изобретение относится к медицине, в частности к оо тальмологии, и может быть использовано для улучшения цветоразличи- тельной функции при различных расстройствах цветового зрения.

Цель изобретения - сокращение сроков лечения.

Способ улучшения цветоразличитель- ной функции у лиц с врожденным расстройством цветового зрения с помощью пигментных раздражителей реализуют следующим сзразом.

Пациенту предъявляют хроматические и ахроматические объекты, образованные путем наложения на цветовые карточки диафрагм разных цветов с отверстиями разных угловых размеров по следующей схеме.

Первый этап заключается в уяснении пациентом цветов с помощью контрольных

L it/

j -bSS-i

|L«

карточек, представляющих собой пигментные образцы большого углового размера, достаточного для правильного восприятия цвета пациентом с врожденным расстройством цветового зрения. Контроль правильности восприятия цвета осуществляют по названию, указанному на обороте карточки. Уяснив названия всех используемых цветов, пациент приступает к определению цветов объектов разных угловых размеров, начиная от размера, достаточного для правильного восприятия цвета при определенной форме цветового расстройства с постепенным уменьшением его, до размера, доста точного для правильного восприятия цвета лицами с нормальным цветоощущением. Образцы цвета просматриваются на разных фонах, начиная с мерного, после чего весь цикл повторяется в диафрагмами серого, красною

го, оранжевого, зеленого, темно-зеленого, желтого, голубого и ахроматического белого цветов в произвольной последовательности с последовательным уменьшением диаметра отверстий дифрагм.

На втором этапе тренировка осуществляется с помощью специальных таблиц, предназначенных для уяснения сохранения цваторазличительной функции при уменьшении углового размера путем сопоставления аналогичных изменений у легко- и трудно различимых цветов. В горизонтальных рядах таблицы расположены объекты разных цветов, но одного углового размера, а в вертикальных рядах - одного цвета, но разных угловых размеров. Просмотр таблиц начинается с объектов наименьшего углового размера, расположенных а верхнем горизонтальном ряду. Остальные объекты таблицы в это время закрыты экраном того же цвета, что и фон таблицы. Передвигая экран вниз, пациент последовательно открывает следующие горизонтальные ряды, в которых находятся объекты больших угловых размеров до ряда, где все цвета рассматриваются правильно. Установив вертикальные ряды, в которых были допущены ошибки, пациент определяет цвет, с которым ему необходимо дополнительно работать по методике первого этапа.

Третий этап предназначен для активизации тренировки и контроля за выработанными навыками. На этом этапе пациентом осуществи че юя выбор объектив определенного цвета из мнохес гва разноцветных пронумерованных объектов того же углового размера расположенных на разных хроматических и ахроматических фонах. Просмотр начинается с таблиц, на которых расположены объекты наибольшего углового размера. Для активации тренировки пациент из данной серии таблиц выбирает ту, на которой расположены разноцветные объекты того углового размера, при котором возникают ошибки в определении контроля цвета. Контроль за выработанными навыками осуществляется путем просмотра данных таблиц с минимальными угловыми размерами на разных фонах в произвольной последовательности с определением цвета каждого объекта и сопоставлением его номера с таблицей расшифровки цветов, прилегаемой к каждой мозаичной таблице. При наличии ошибок в определении того или иного цвета пациент возвращается к первому этапу тренировки.

Для реализации предлагаемого способа изготавливают четыре серии пигментных раздражителей зрительного нерва.

Первая серия раздражителей представляет собой двойной набор пигментных образцов в виде карточек, имеющих угловой размер, достаточный для правильного распознавания цвета, наименование и указатель последовательности использования которых указаны на оборотной стороне. Цветные карточки включают цвета всех спектральных групп по цветовому тону

0 (красные, красно-оранжевые, оранжевые, оранжево-желтый, желто-зеленые, зеленые, зелено-голубые, синие, сине-фиолетовые, фиолетовые, фиолетово-пурпурные, пурпурные, пурпурно-красные, а также коричне5 вые, разных светлот и насыщенностей).

Вторая серия раздражителей представляет набор диафрагм разных ахрома- тических и хроматических цветов, обеспечивающих большой, средний и ма0 лый цветовой и светлотный контрасты с объектом с различными угловыми размерами отверстий от 6 до 3°.

Третья серия - раздражители разных фонов, на которых размещены пигментные

5 тест-объекты, соответствующие набору цветов, представленных в первой серии. В горизонтальном ряду каждого раздражителя содержатся цвета различного цветового тона, но близкие по светлоте и насыщенности

0 Углозь1 размеры тест-объектов в каждом rd- ризонтальном ряду постоянны, но во всех вертикальных рядах угловой размер дискретно уменьшается от 3 до 6°.

В третью серию входит также набор эк5 рансв, представляющих собой фоны, соответствующие тем, на которых расположены тест-объекты в раздражителях, Экраны предназначены для выделения отдельных рядов тест-объектов путем перекрытия ос0 тальных экраном соответствующего фона.

Четвертая серия пигментных раздражителей представляет собой беспорядочное расположение тест-ооъе тов, цвета которых соответствуют цветным . карточкам пер5 вой серии на фонах, соответствующих фонам третьей серии. Раздражители этой серии составлены для разных угловых размеров.

Каждый объект на раздражителях снаб0 жен указателем последовательности использования, К раздражителям этой серии прилагается контрольная запись, в которой указаны номера тест-объектов одного цвета, название этого цвета и указатель соот5 ветствующей контрольной карточки первой серии.

Пример. Пациент М., 26 лет, с диагнозом врожденного расстройства цветового зрения - дейтераномалия средней степени (тип В). Лечение проводилось за

столом при освещенности на плоскости стола 500 лк. лампами с высокой цветопередачей (ЛДЦ).

Первый сеанс лечения.

На первом этапе лечения пациенту предъявляют комплект контрольных цветовых карточек - цветные стимулы девятнадцати цветов, содержание цвета разных оттенков, светлот и насыщенностей.

Карточки-стимулы имеют размер 11x15 см, достаточный для правильного восприятия цвета не только нормальными трихро- матами, но и аномалами с трихоматией различных видов и степеней.

Просматривая каждую карточку, пациент знакомится с названием данного цвета, который написан на обратной стороне карточки. Контрольные цветные карточки просматриваются- пациентом в произвольном порядке в темпе удобном для уяснения цвета данным пациентом.

При первом контрольном предъявлении цветных раздражителей на контрольных карточках пациент светло-желтый цвет принимал за светло-зеленый, светло-розовый за серый или белый. Путем сопоставления названого неверно цвета с цветом карточки, соответствующей такому названию, пациент уясняет, что эти цвета различны и что он назвал предъявленный цвет неверно. При просмотре контрольных карточек вторично пациент не ошибался в определении цветов контрольных карточек.

После уяснения названий всех используемых цветов пациенту предъявлялись цветные объекты, образующиеся путем наложения на цветные рабочие карточки (аналогичные контрольным), лежащие стопкой в произвольном порядке, диафрагмы с отверстием 10 мм черного цвета, а затем темно- серого, серого, белого, голубого, темно-зеленого, зеленого, желтого, оранжевого, красного цветов. Цветная карточка полностью перекрывается диафрагмой и ее цвет виден только через отверстие диафрагмы, что определяет раздражающий цветовой стимул. Пациент называет цвет, а врач контролирует правильность ответа.

Пациентом при диафрагме черного цвета с диаметром отверстия 10 мм темно-серый цвет определяется как темно-зеленый. Врач в контрольных цветных карточках находит парную карточку с рассматриваемой через диафрагму и дает возможность убедиться пациенту в одинаковости цвета карточки темно-серого цвета с цветом объекта, видимого пациентом через диафрагму. Остальные цвета на всех фонах при отверстии диафрагмы 10 мм пациент определил верно.

Затем проводилась работа с диафрагмами 5 мм, начиная с черного цвета. При угловом размере 40, соответствующем размеру рассматриваемого цветового стимула, образованного рабочей карточкой и диафрагмой, пациент на желтом фоне определял светло-желтый цвет как светло-зеленый, ярко-желтый также как светло-зеленый. На зеленом фоне объект темно-зеленого цвета

0 воспринимался к как темно-серый, на оранжевом фоне темно-серый объект воспринимался темно-зеленым, сиреневый серым или розовым; на светло-голубом фоне светло-зеленый объект воспринимался каксвет5 ло-серый, на черном фоне светло-зеленый - серым. Все остальные варианты воспринимались пациентом правильно. При каждом неправильном ответе пациента проводилось сопоставление цветного объекта,

0 предъявляемого на фоне, с соответствующей цветной контрольной карточкой. Длительность первого сеанса лечения составляла 25 мин.

Второй сеанс лечения.

5 Начинался с продолжения первого этапа лечения. Просматривались цветные рабочие карточки-раздражители через диафрагмы i 2,5 мм. При этом пациент делал ошибки в восприятии темно-зеленого

0 цветного стимула на белом фоне, называя его темно-серым, на оранжевом фоне скре- невый - серым, светло-розовый - светло-серым, светло-желтый - светло-зеленым. На зеленом фоне светло-зеленый - серым.

5 Остальные стимулы на всех фонах определялись правильно. При ошибочном определении цвета проводилось сопоставление,, аналогичное указанному. Продолжительность второго сеанса лече0 ния составляла 30 мин.

Третий сеанс лечения. Проводился с диафрагмами Ф 1,5 мм всех десяти цветов фонов. При этом на фоне голубого цвета объект серого цвета опреде5 лялся пациентом как зеленый. На оранжевом фоне - серый как зеленый, розовый как голубой, темно-серый как темно-зеленый. На ярко-зеленом фоне светло-розовый назывался светло-голубым, на

0 желтом фоне светло-голубой - светло-розовым, на красном фоне оранжевый - желтым, а светло-голубой - розовым. При ошибочном определении проводилось сопоставление цвета объекта малого углового размера

5 на цветном фоне с контрольной карточкой данного цвета. Продолжительность лечения составляла 40 мин.

Четвертый сеанс лечения. На этом этапе лечения использовались цветные стимулы разных угловых размеров,

расположенных на цветных фонах таким образом, что в горизонтальных рядах находились объекты разных цветов, но одного углового размера, а в вертикальных рядах - одного цвета, но разных угловых размеров, что позволяло уяснить сохранение цвето- различительной функции у пациента при уменьшении углового размера путем сопоставления аналогичных изменений у легко и трудно различимых цветов. Пациенту предъявлялась совокупность объектов, включающая трудно распознаваемые (красные и зеленые) и легко распознаваемые (синие, фиолетовые). Брался фон, соответствующий фону, на котором расположены данные объекты-стимулы, и им перекрывались все ряды, кроме одного, имеющего минимальный угловой размер. Пациент проводил определение цветов объектов, начиная с объектов, расположенных на черном фоне. При наименьшем угловом размере пациент неверно определял темно- зеленый, темно-красный и серый цвет объекта. Далее открывался следующий ряд с большим угловым размером. Цвета также определялись пациентом неправильно, кроме фиолетового.

Экран того же цвета, что и фон продолжали смещать, открывая последовательно следующие горизонтальные ряды. Пациент правильно определил темно-красный цвет на четвертом ряду с объектами О мм, а темно-зеленый и темно-серый лишь - в пятом ряду с диаметром объектов 15 мм. В следующем ряду с объектами диаметром 20 мм все цвета были определены пациентом правильно. На полностью открытой таблице пациентом проводился анализ сохранения цвета объекта с уменьшением углового размера последнего, а ряд, начиная с которого пациент правильно определил цвета (четвертый и пятый) обусловливает последующую повторную работу пациента с рабочими карточками через диафрагмы диаметром 5 мм и менее. Продолжительность сеанса лечения составляла 40 мин. В этом же сеансе лечения составляла 40 мин. В этом же сеансе лечения была повторена тренировка с раздражителями тех же сочетаний цветов на белом, сером, темно-сером, темно-зеленом и голубом фонах.

Пятый сеанс.

Пациент просматривал рабочие карточки через диафрагмы 1,5 мм всех десяти цветов. На светло-голубом, оранжевом, желтом и красном фонах, на которых в предыдущих сеансах были сделаны ошибки, цветные объекты пациентом воспринимались правильно, за исключением серого объекта на темно-зеленом фоне, который

воспринимался как сиреневый, а светло-голубой на ярко-зеленом фоне - как ярко розовый. При ошибочном определении цвета производилось обязательное возвращение

к соответствующим контрольным образцам и их сопоставление с объектами. Затем просматривались таблицы с темно-красным, темно-зеленом, темно-серым и фиолетовым цветами на ярко-зеленом, оранжевом, жел0 том и красном фонах. Продолжительность сеанса лечения составляла 50 мин. Шестой сеанс.

Просматривались таблицы с объектами красного, зеленого, голубого и серого цве5 тов на всех, начиная с черного десяти фонах по аналогии с пятым сеансом. Минимальный угловой размер в этом случае для красного цвета составлял 1,5 мм, а для зеленого и серого - 2,5 мм. С этими диафрагмами

0 продолжалось лечение на рабочих карточках. Продолжительность сеанса составила 60 мин,

Седьмой сеанс.

Просматривались таблицы с малонасы5 щенными цветами: розовым, светло-зеленом, светло-желтым, светло-серым и таблицы, содержащие оранжевый, сиреневый, светло-голубой и серый цвета на черном, темно-зеленом, оранжевом,

0 темно-сером и белом фонах. Лечение проводилось в последовательности, изложенной в шестом сеансе. Продолжительность сеанса составляла 55 мин. Восьмой сеанс.

5 Просматривались таблицы с розовым, светло-зеленым, светло-желтом, светло-серым цветами; оранжевым, сиреневым, светло-голубым и серым цветами на остальных пяти фонах (сером, голубом, красном, жел0 том, ярко-зеленом). Лечение с рабочими карточками 2,5 и ( 1,5 мм проводилось в указанной последовательности. Продолжительность лечения составляла 60 мин. Девятый сеанс.

5 Работа проводилась на мозаиках большого углового размера ( 20 и/15 мм). Поскольку при предъявлении этих объектов пациентом верно определялись все цвета на всех фонах, в этом сеансе лечения присту0 пили к восприятию объектов в мозаиках с угловыми размером 5 мм. При этом на желтом фоне темно-зеленый цвет пациент назвал темно-серым, на оранжевом фоне темко-серый определил как темно-зеленый.

5 На ярко зеленом фоне темно-зеленый определил как темно-серый. На остальных фонах восприятие цвета было правильным. В результате того, что ошибочное восприятие цвета происходило при 5 мм проводилась повторная тренировка с просмотром рабочих карточек через диафрагмы 5 мм и менее. Продолжительность сеанса составила 55 мин.

Десятый сеанс,

Проводился повторный просмотр мола- 5 ик с 5 мм на всех десяти фонах. Ошибки при распознавании цветов отсутствовали. Перешли к работе с мозаиками 2,5 мм на всех фонах. При этом на красном фоне темно- зеленый цвет определялся пациентом как 10 темно-серый, серый-сиреневым, темно-зеленый - темно-серым, ярко-желтый - светло-зеленым, темно-зеленый - темно-серым. Проводилась повторная тренировка с рабочими карточками через диафрагмы $ 2,5мм. 15 Продолжительность сеанса составила 55 мин.

Одиннадцатый сеанс.

Проводилась тренировка с мозаиками 2,5 мм на всех десяти фонах. На 20 желтом фоне светло-зеленый цвет был назван пациентом неправильно. Повторялась тренировка с рабочими карточками и диафрагмами 2,5 мм и ф 1,5 мм. а так же повторная работа с мозаиками ф 2,5 мм. Ошибки 25 отсутствовали. Далее проводилась работа с мозаиками 1,5 мм. Продолжительность сеанса составила 45 мин.

Двенадцатый сеанс.

Проводились самостоятельная работа 30 пациента с мозаиками 1 5 мм. Пациент определял цвет каждого объекта мозаики, обозначенного арабской цифрой и загисы- вал на листе бумаги цвет каждого объекта указывая его номер на мозаике. Затем, про- 35 смотрев и записав все цвета, лациент сверял правильность своих ответов с правильными ответами к каждой мозаике. При обнаружении ошибок повторялась работа с цветными рабочими карточками и 40 диафрагмами 1,5 мм. Затем повторялась работа с мозаикой ф 1,5 мм на двух цветовых фонах наиболее сложных для восприятия пациентом (оранжевый и красный). Продолжительность сеанса 50 мин.45

Тринадцатый сеанс.

Самостоятельная работа с мозаиками 1,5 мм по схеме, указанной в двенадцатом сеансе. Продолжительность сеанса 55 мин.50

Четырнадцатый сеанс.

Самостоятельная работа с мозаиками ,5 мм и рабочими карточками с диафрагмами ( 1,5 мм. Продолжительность сеанса 50 мин.55

Медицинский контроль цветоразличи- тельной функции, проведенной после пятого сеанса лечения показал увеличение контрастной и спектральной чувствительности. После восьмого сеанса увеличилась читаемость диагностических таблиц. Обследо- вание после четырнадцатого сеанса позвопипо поставить диагноз - дейтерано- мэ/Н1ч пегкой степени типа С В последующие 1,5 года диагноз оставался неизменным.

Использование предлагаемого способа улучшения состояния цветоразличительной функции по сравнению с существующим способом обеспечивает следующие преимущества: значительное уменьшение продолжительности курса лечения, достаточного для достижения и закрепления эффекта, и больною длительность сохранения эффекта (более одного года).

Формула изобретения

1.Способ лучшения цветоразличительной функции у лиц с врожденными расстройствами цветового зрения путем периодических тренировочных воздействий, отличающийся тем, чю, с целью сокращения сроков лечения, последовательно предъявляют цветовые объекты наибольшего у1лового размера на ахроматических и хроматических фонах в произвольной последовательности и выясняют цвета которые пациент различает неверно на каждом из фонов, начиная с черного, предъявляют пациенту для сопоставления контрольные карты тех цветов, которые он различил неверно ДЛР уяснения его ошибки, затем ча различных фонах предъявляют гест-объекты различного углового размера и различных, но близких по насыщенности цветов, начиная с черного фона и углевого размера тест-объекта, достаточного для правильного определения цвета нормальным трихроматом, и выявляют минимальный угловой размер тест-объекта каждого цвета на каждом фоне, при котором происходит ошибка с последующим многократным предъявлением тест- объектов тех угловых размеров на различных фонах, при определении которых произошла ошибка, и сопоставлением их с контрольными картами, при этом размеры тест-объектов уменьшают при избежании оаибки до размера тест-объекта, различаемого нормальным трихроматок.2.Способ по п. 1,отличающийся тем, что предъявление тестобъектов осуществляют на картах, где по горизонтали расположены тест-объекты одного углового размера и различных цветов, а по вертикали - одного цвета, но разного углового размера, причем при предъявлении тест-объектов большего углового размера оставляют открытыми ряды с тест-объектами всех меньших размеров.

SU 1 697 797 A1

Авторы

Соснова Тамара Леонидовна

Соломатина Наталия Михайловна

Баранова Елена Львовна

Даты

1991-12-15Публикация

1989-03-02Подача