Изобретение относится к области медицины, а именно к цветотерапии, и может найти применение в детской психологии для снижения негативного состояния у детей с когнитивными нарушениями, эпилепсией, надсегментарными вегетативными расстройствами, задержкой психо-речевого и моторного развития.
На протяжении последних десятилетий в ряде клиник Западной Европы и Северной Америки проходит успешное применение в лечебно-профилактическом направлении метод цветотерапии. Метод основан на использовании цветовой гаммы, оказывающей физиологическое влияние на орган зрения и связанные с ним структуры головного мозга, прежде всего, гипоталамо-стволовой локализации. Цветотерапия, как одно из диагностических и реабилитационных направлений, применяется на кафедре неврологии и нейрохирургии и медицинской генетики лечебного факультета Российского медицинского университета в сочетании с медикаментозными и физическими методами лечения. Также метод широко внедрен в практику кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета Российского Национального Исследовательского Медицинского Университета имени Н.И. Пирогова. Наиболее перспективным метод оказался у пациентов с ранними формами цереброваскулярной недостаточности, пароксизмальными состояниями, неврозами и неврозоподобными состояниями у детей и взрослых, нейроэндокринными расстройствами, а также у детей с ДЦП.
Метод цветотерапии и цветодиагностики также используется для экспресс-тестирования психоэмоционального состояния человека.
Известно, что свет и цвет оказывают мощное воздействие на формирование психофизиологического статуса организма человека. Это влияние, в первую очередь, опосредуется деятельностью ВНС, ее симпатического и парасимпатического отделов - СНС и ПНС. П.В. Яньшин утверждает: "… цвет качественно и комплексно влияет на психофизиологическое состояние человека, включая изменение состава крови, динамику заживления тканей, тонус мышечных сокращений, функцию сердечно-сосудистой системы." [Яньшин П.В. Цвет как фактор психической регуляции // Прикладная психология. 2000. №4. с. 14-27].
С.В. Кравков в своих экспериментальных работах (1935-1951 гг.) показал, что цветовое воздействие приводит к определенным изменениям тонуса ВНС, а в свою очередь, изменение тонуса ВНС оказывает влияние на цветовое зрение [Кравков С.В. Цветовое зрение. М.: Издательство АН СССР, 1951. 175 с.].
Симпатикотропные раздражители повышают чувствительность к сине-зеленой части спектра, а чувствительность к красно-желтой части у глаза снижается. И наоборот, парасимпатикотропные агенты улучшают чувствительность к красному и желтому, а к синему и зеленому - снижают. Восприятие красно-желтой части спектра вызывает активацию СНС и тормозит ПНС. Синий и зеленый оказывают депрессирующее действие на СНС и активирующее на ПНС. Из этого следует, что чувствительность глаза к красно-желтой и сине-зеленой частям спектра носит реципрокный характер, аналогично реципрокным взаимосвязям СНС и ПНС.
Подобный характер взаимосвязей цветового восприятия с деятельностью ВНС позволяет сделать вывод об объективной нужде последней в цветовых раздражителях для своей саморегуляции. Можно сказать, что организм, находящийся в состоянии "борьбы" или "бегства", нуждается в большей степени в цветах сине-зеленой гаммы, чем красно-желтой. В то же время состояния покоя и восстановления приводят к увеличению потребности в "активных" цветах и снижению - в "пассивных". Тем самым поддерживается равновесие двух отделов ВНС между собой.
Характер взаимосвязи белого и черного с деятельностью ВНС является аналогичным: белый стимулирует эрготропную систему организма, а черный - трофотропную; активация ПНС увеличивает "нужду" в белом цвете, а СНС - в черном. Если с утра пасмурно и в природе преобладают свинцово-синие тона, то настроиться на активную работу бывает очень трудно, человек может впасть в пассивное, дремотное состояние. И наоборот, яркое, солнечное утро способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию.
Цветовое воздействие может усиливать вегетативные проявления стресса. Так "цветовая нагрузка" с использованием коричневого, оранжевого и особенно желтого заметно усиливает имеющуюся при кинетозе тошноту. Быстрая установка перед испытуемым яркого желтого экрана могла при наличии тошноты вызывать рвоту. И наоборот, воздействие голубого, фиолетового и особенно синего цвета снижало тошноту при кинетозе [Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1980. 368 с.].
Влияние цвета на центральную нервную систему (ЦНС) является несомненным фактом. Однако в отличие от ВНС, на которую цвет оказывает безусловное воздействие, взаимосвязь между цветом и ЦНС человека представляет более сложную картину. Если для ВНС цвет - это, прежде всего, кванты энергии, поступающие в организм из внешнего мира, то для ЦНС цвет, если можно так выразиться, - и квант информации об окружающем мире.
Благодаря определенным отделам ЦНС, у человека формируются цветовые ощущения, а интегративная деятельность ЦНС обеспечивает функционирование цветового восприятия и более сложные формы обработки информации. Специфические поражения ЦНС могут привести к потере человеком способности воспринимать цвета частично или полностью, так называемой цветовой агнозии.
Цвет необходим для поддержания тонуса ЦНС. Известны случаи так называемого "цветового голодания", когда при цветовой бедности окружающего пейзажа и обстановки развивались симптомы астенизации. У детей, длительное время проживающих в условиях "цветового голодания", отмечаются даже задержки интеллектуального развития [Демидов В. Как мы видим то, что мы видим. М.: Знание, 1987. 240 с.]. Энергетическая сторона цветового воздействия на ЦНС изучена недостаточно. Имеющиеся в цветовой психологии факты носят отрывочный, фрагментарный характер.
В [Ворсобин В.Н., Жидкин В.Н. Изучение выбора цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками // Вопросы психологии. 1980. №3. с. 121-124] показано, что красный цвет всегда обладает возбуждающим, согревающим эффектом, он активизирует все функции организма, используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и ряда кожных заболеваний; он на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Желтый цвет тонизирует, бодрит, стимулирует деятельность ЦНС, оказывает лечебное воздействие при заболеваниях пищеварительного тракта, печени, почек, ревматизме и др. Зеленый уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает, снимает напряжение, облегчает невралгии и мигрени, используется при лечении астмы, ларингита и т.д. Синий цвет замедляет сердечную активность, действует успокаивающе и может перейти в тормозящее влияние, вызвать депрессию. Синие лучи используют при лечении воспалительных заболеваний глаз, ветрянке, скарлатине. Предпочтение коричневого цвета сопровождается ослаблением сознательного контроля, планирования и последовательности в поведении, снижением. Коричневому цвету часто отдают предпочтение люди, которым кажется, что конфликтная ситуация, в которой они находятся, неразрешима. Красно-оранжевый цвет повышает субъективное ощущение температуры окружающей среды на 5-7°, стимулирует кровообращение. Его предпочтение сочетается с актуализацией потребности и склонности к общению, с инициативностью, повышением энергетического потенциала, со снижением чувствительности к отрицательным воздействиям среды, с высоким темпом моторики и счета. Если обобщить вышесказанное, то можно сказать, что влияние красно-желтой и сине-зеленой частей спектра на ВНС и ЦНС распределяется таким образом: первая оказывает активирующее воздействие на человека, а вторая - успокаивающее. Однако этот эффект индивидуально может меняться. Основываясь на этих фундаментальных свойствах цвета, создавалась цветовая психодиагностика.
В работе [Беспалько И.Г. О соотношении между цветовыми порогами, соматотипом и эмоциональным состоянием // Мат.методы в психиатрии и невралгии. Л.: 1972. С. 176-178.] было показано, что у больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга часты выборы на первые позиции в тесте Люшера красного и желтого, в то время как синий выбирался гораздо реже.
Т.А. Айвазян, В.П. Зайцев [Зайцев В.П., Айвазян Т.А., Таравкова И.А. и др. Изучение диагностических возможностей цветового теста у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями // Психологический журнал. М.: 1989. Т. 10. №3. с. 38-44] выявили, что больные сердечно-сосудистыми заболеваниями отдают предпочтение синему, а желтый и красный - отвергают. На основе этих результатов можно предположить, что цветовой выбор способен отражать локализацию сосудистой патологии.
М. Люшер [Люшер М. Цветовой тест Люшера. М.: ACT, 2005.190 с.] писал, что характер отношения к синему и красному, их взаимное расположение в ряду цветовых выборов несет информацию о состоянии сердечно-сосудистой системы человека. Цветовой тест М. Люшера (ЦТЛ) - самая известная и популярная на сегодняшний день цветодиагностическая методика. Суть процедуры теста представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности. Испытуемого просят отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами, и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения [Люшер М. Цветовой тест Люшера. М.: ACT, 2005. 190 с.]. В ряде работ, наоборот, указывается на то, что с помощью цветового теста Люшера возможен достоверный анализ личности человека, его эмоционально-мотивационной сферы. Большинство замечаний в адрес цветового теста Люшера со стороны практических психодиагностов связаны с тем, что он "слабо коррелирует" с имеющими "стойкую репутацию" методами.
Также к недостаткам теста Люшера следует отнести его абсолютную оценку, выраженную по конкретным данным 1 теста, полученного для 1 испытуемого в конкретной ситуации, без комплексного сбора информации о нем в динамике (с течением времени). В связи с чем тест Люшера дает многочисленные ошибки, когда испытуемые не выполняют условий теста, что характерно для детей, которых принудить командными методами отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами, и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения, практически нереально.
Поэтому при тестировании психики детей метод Люшера не идеален и требует доработки. Изучение отношения к цвету при различных формах психической и психосоматической патологии не только еще раз подтверждает тесную взаимосвязь цвета и психической деятельности человека, но имеет и большое практическое значение. Часто там, где традиционные методы клинического и психологического исследований не позволяют глубоко проанализировать характер и содержание психосимптоматики, либо даже ее не обнаруживают, цвет остается, пожалуй, единственным психодиагностическим средством, способным решать, казалось бы, бесперспективные задачи.
Предпочтение цвета изменяется с возрастом, но изменяется не беспорядочно. В пределах шкалы чистых спектральных цветов цветовое предпочтение с возрастом изменяется от группы теплых к группе холодных цветов. По мере взросления дети все чаще в качестве излюбленных оттенков называют более сложные, приглушенные, "ломаные" тона, меняется и принцип построения цветовой пары. Дети младшего возраста строят пары преимущественно по принципу контраста, у детей старшего возраста наиболее распространенным становится принцип нюансного сочетания цветов в паре.
На цветовые предпочтения влияет множество факторов. Часть из них связана с культурными обычаями и традициями, цветовой символикой, другие с индивидуальными особенностями человека, третьи - с характеристиками цветового раздражителя.
Дети в возрасте до одного года независимо от национальности и места проживания обнаруживают одинаковые цветовые предпочтения: красный, желтый и оранжевый они предпочитают синему, зеленому и фиолетовому.
Любовь детей к цветам "активной стороны" проявляется и в их рисунках. Это касается использования "подражательного" и "неподражательного" цветов, описанного у B.C. Мухиной [Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. 240 с.]. Так возникают красные и желтые дома, самолеты, люди, деревья и т.д.
Г. Фрилинг и К. Ауэр [Фриллинг Г., Ауер, К. Человек-цвет-пространство. М.: 1973. 120 с.], изучая цветовые симпатии людей в зависимости от их пола и возраста, выявили, что дети от четырех до десяти лет отдают предпочтение красному, пурпурному, розовому и бирюзовому и отвергают черный, темно-коричневый и серый. Причем, в детском возрасте половые различия в цветовых предпочтениях не являются значимыми. Цветовые предпочтения детей авторы связывают с индивидуальными особенностями: "Очень живой и несобранный ребенок проявляет определенный интерес к красному; ребенок, склонный к фантазии, мечтательности, с открытой душой, но еще неспособный к самостоятельным действиям, из всех цветов использует при рисовании, главным образом, желтый." [Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии. К.: 1979.176 с., стр. 88].
При обосновании своего цветового выбора дети не опираются на предметные ассоциации цвета, а исходят из впечатления, производимого на них тем или иным цветовым стимулом. Яркие цвета их радуют и привлекают, взгляд ребенка сам тянется за таким цветом. Причем, следует отметить, что воздействие красного, желтого и других ярких цветов не раздражает детей младшего возраста, а даже успокаивает, позволяет ребенку чувствовать себя комфортно.
Подобные факты дают основание считать, что нервная система здорового ребенка действительно объективно нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра (преимущественно); яркие, светлые оттенки оказывают на ЦНС влияние, без которого она обойтись не может. Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для своего роста и развития, и по аналогии с явлением авитаминоза, имеет смысл говорить о "цветовой депривации", которая может привести к задержкам и искажениям нормального хода развития нервно-психической деятельности ребенка. Цветовые симпатии детей обусловлены, прежде всего, энергетическими характеристиками цвета. Цветовые предпочтения детей в гораздо меньшей степени индивидуальны, чем у взрослых.
Известна сенсорная комната [Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: практические рекомендации. АРКТИ, 2006, 80 стр.]. Сенсорная комната - это окружение, которое состоит из различного рода стимуляторов. К ним относятся проекторы спецэффектов, световые трубки, фиброоптические волокна, сухие бассейны, мягкие покрытия, разгрузочные сиденья, генераторы запахов, специальная музыка. Мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и развивает саморегулирование процессов возбуждения и торможения. В условиях сенсорной комнаты специалистами проводятся направленные занятия, или она просто используется для релаксации. Сенсорная комната представляет собой помещение, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при сопровождении специалиста исследует окружающее.
Известна методика лечения цветом, описанная Серовым Н.В. [Серов Н.В. Лечение цветом. Мода и гармония. СПб: «ЛИСС». 1993. - 48 с. - http://psyfactor.org/lib/colorl.htm]. Метод характеризуется использованием цветотерапии, а также предварительной цветодиагностики психо-эмоционального состояния детей с применением в ходе обследования цветового теста, при котором, используя набор цветов, делают вывод о позитивных или негативных психологических тенденциях.
К недостаткам метода следует отнести его абсолютную оценку, выраженную по конкретным данным 1 теста, полученного для 1 испытуемого в конкретной ситуации, без комплексного сбора информации о нем в динамике (с течением времени). В связи с чем метод дает многочисленные ошибки, когда испытуемые не выполняют условий теста, что характерно для детей, которых принудить командными методами отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами, и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения практически не реально.
Поэтому при тестировании психики детей данный метод неидеален и требует доработки. Наиболее близким аналогом заявленного способа является способ, описанный в источнике - Яньшин П.В. Цвет как фактор психической регуляции, Ж. «Прикладная психология», №4, 2000, с. 14-27. Способ характеризуется использованием цветотерапии, а также предварительной цветодиагностики психо-эмоционального состояния детей с применением в ходе обследования цветового теста, при котором, используя набор цветов, делают вывод о позитивных или негативных психологических тенденциях.
К недостаткам метода следует отнести его абсолютную оценку, выраженную по конкретным данным 1 теста, полученного для 1 испытуемого в конкретной ситуации, без комплексного сбора информации о нем в динамике (с течением времени). В связи с чем метод дает многочисленные ошибки, когда испытуемые не выполняют условий теста, что характерно для детей, которых принудить командными методами отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами, и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения, практически не реально.
Поэтому при тестировании психики детей данный метод неидеален и требует доработки.
Задачей изобретения является разработка методики воздействия на детскую психику посредством отслеживания динамики детского восприятия цветов по их рисункам и стимуляции рисования определенного рода композиций с заданным содержанием.
Техническим результатом изобретения является возможность положительного цветотерапевтического воздействия на детскую психику без потребности принуждения детей выполнять определенные условия теста.
Указанные задача и технический результат достигаются за счет того, что заявлен способ устранения или уменьшения стрессового состояния детей, характеризующийся использованием цветотерапии, а также предварительного тестирования психоэмоционального состояния детей с применением в ходе обследования цветового теста, при котором, используя набор цветов, делают вывод о позитивных или негативных психологических тенденциях, отличающийся тем, что перед проведением курса психотерапевтической работы формируют группу из нескольких детей, для которой создают две зоны - рабочую и зону релаксации; в рабочей зоне дети создают рисунки, им разрешают создавать беспорядок, проливать краски, а саму рабочую зону располагают в хорошо проветриваемом помещении, имеющем окна и хорошее освещение; в зоне релаксации проводят демонстрацию выполненных рисунков, причем каждый ребенок должен иметь возможность увидеть творческие продукты других и продемонстрировать свои работы, а саму зону релаксации располагают в помещении, имеющем приглушенный свет, мягкое ковровое покрытие, удобные кресла; в ходе исследования детей о их цветовом предпочтении судят по доминированию тех или иных цветов в их рисунках; о наличии длительно текущих патологических состояний либо острого стресса любого генеза (острое заболевание, психологическая травма, рана), судят при наличии на рисунках пациента агрессивных графических элементов (острые углы, стрелы, изображение рваных краев плоскостей, зазубрины, монотонные штрихи) и доминировании цветовых гамм черного, грязно-коричневого, грязно-фиолетового, серого, багрового, грязно-зеленого тонов; при доминировании цветовых гамм темных, грязных (т.е. с подмесом черного или смешивание противоположных в цветовом круге тонов, дающих практически черный, например, красный и зеленый) судят о астенизации либо депрессии (как самостоятельной, так и реактивной вторичной как следствия тяжелого заболевания); затем определяют, какие именно цвета ребенку нравятся больше всего; далее ребенку предлагают регулярно рассматривать цветотерапевтические композиции под углом к горизонту 35-40 градусов, причем композиции подбирают такие, которые подходят для релаксации: при дефиците внимания с гиперактивностью, или концентрации: при эпилепсии, или стимуляции: при симптомах вегето-сосудистой дистонии, мигренях, головных болях; после релаксации пациента снова помещают в рабочую зону, где просят нарисовать аналогичный новый рисунок в рамках темы предыдущего и с учетом тех элементов композиций, что ему демонстрировали; затем курс повторяют до получения от пациента рисунков, отражающих по цветовому тестированию явно выраженную положительную динамику, которую определяют по изменениям в рисунках пациента, когда он проявляет в своих рисунках более округлые, неритмичные, близкие по форме к элементам растительного мира части композиций, окрашивает их в чистые, светлые тона.
Предпочтительно, детям подбирают для рисования только такие цвета, которые позволяют окрашивать композиции в чистые и светлые тона, исключая из раскрашивающих наборов темные и грязные тона.
Предпочтительно с гиперактивными или очень эмоциональными детьми используют при рисовании текучие материалы: акварель, гуашь, акрил, цветной пластилин при рисовании руками.
Предпочтительно, с детьми после стресса или подвергнутых насилию используют при рисовании карандаши, маркеры, технику коллажа.
Предпочтительно используют цветовой тест Люшера.
Краткое описание чертежей
На Фиг. 1-12 представлены диаграммы результатов исследований.
На Фиг. 13-27 представлены рисунки детей до проведения лечебных курсов (а) и после их проведения (б).
На Фиг. 28 представлены рисунки ребенка, у которого не наблюдалось позитивных изменений после проведения лечебных курсов (рисунок слева - до проведения курсов, рисунок справа - после проведения курсов).
На Фиг. 29 показаны примеры релаксационных композиций.
На Фиг. 30 показаны примеры композиций для концентрации.
На Фиг. 31 показаны примеры композиций для стимуляции.
Осуществление изобретения
В детской практике считаем необходимым для нормализации реакций социальной дезадаптации у современных детей (агрессия, поведенческие нарушения, отсутствие положительных мотиваций к обучению и пр.) изменять цветовой визуальный фон в детских помещениях. Рекомендации включают как отдельные элементы в виде цветных композиций, размещаемых в детских игровых, классах и пр., так и общие рекомендации (окраска стен, игрушек, цвет портьер, парт) на основе разработок в цветотерапии и цветопсихологии. На основе механизмов физиологии цвета и восприятия формы и разрабатываются цветотерапией рекомендации по наиболее оптимальному заполнению визуального пространства в жилище, медицинских стационарах и на рабочем месте.
Важнейшим является требование к организации арт-терапевтического пространства, выраженное в наличии 2 зон:
а) «рабочей», где можно создавать беспорядок, проливать краски и т.п., наличие окон,
хорошего освещения, соответствующего сан-эпид. нормам, свежего воздуха;
б) зоны релаксации и дискуссии после окончания творческого процесса, где должны быть удобные кресла, приглушенный свет, оснащение качественной звуково-производящей аппаратурой, мягкое ковровое покрытие. Тут же может быть зона демонстрации ряда выполненных рисунков. Для проведения групповой дискуссии каждый участник должен иметь возможность увидеть творческие продукты других и продемонстрировать свои работы.
Важность выбора вышеупомянутых двух зон связана с тем, что посредством их применения для детей и занятия в них рисованием, удается отвлечь детей на момент занятий от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами. При этом дети стараются выбирать цвета только исходя из своего личного отношения и вносят эти цвета в свои рисунки. Таким образом, для качественного использования теста Люшера или иного цветового теста в оценке психо-эмоционального состояния детей используют не выбор карточек, а выбор цветов и степень агрессивности графических элементов на их рисунках. Грамотно организованное арт-терапевтическое пространство играет важную роль в достижении того или иного арт-терапевтического эффекта. Особое значение имеет его безопасность - это означает, что в процессе сессий не должно быть никаких проникновений из внешней окружающей среды, нарушающих атмосферу доверия. Все творческие продукты, создаваемые участниками, должны быть защищены от обсуждения и оценок лицами, не имеющими отношения к данной деятельности.
Материалы, которые могут применяться при тестировании: бумага, краски (желательно на водной основе), пастель, карандаши, фломастеры, цветная бумага, нитки, глина, клей, скотч. Различные материалы нужны для работы с различными группами: С гиперактивными (синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)) или очень эмоциональными детьми целесообразно использование текучих материалов - акварели, гуаши, акрила. Такие материалы побуждают детей очень свободно выражать себя. Когда работают с детьми после стресса (насилие и т.п.), наиболее оптимальными будут карандаши, маркеры, техника коллажа, что дает возможность снизить уровень тревоги, возбуждения, привести таких детей в более спокойное состояние.
Целью первого этапа метода является активное включение в подбор подходящих состоянию цветов самого пациента, закрашивание определенных форм конкретными цветовыми сочетаниями, осознавании, что именно хотел пациент при помощи этих созданных композиций выразить, анализирование цветовых образов.
Для определения подходящих для цветотерапии цветов пациента тестируют. Пациента помещают в группу детей, рассаживают их в рабочей зоне. В первых композициях при наличии длительно текущих патологических состояний либо острого стресса любого генеза (острое заболевание, психологическая травма и т.п.) ребенок, как правило, отражает суть своего негативного статуса. Обычно это несущие в себе агрессивные графические элементы (острые углы, стрелы, изображение рваных краев плоскостей, зазубрины, монотонные штрихи и пр.) рисунки. Цветовое решение их также достаточно легко трактуется: преобладают черный, грязно-коричневый, грязно-фиолетовый, серый, багровый, грязно-зеленый тона. Оценка созданных пациентом композиций возможна как с тестом Люшера (совпадение эмоционально-мотивационного состояния не менее 90%), так и по более простой цветовой экспресс-диагностике. Выбор темных, грязных (т.е. с подмесом черного или смешивание противоположных в цветовом круге тонов, дающих практически черный, например, красный и зеленый) характерен для астенизации либо депрессии (как самостоятельной, так и реактивной вторичной как следствия тяжелого заболевания и т.п.). Затем в релаксационной зоне пациент демонстрирует свой рисунок и рассказывает о нем. Принцип работы метода основан на том, что у человека вырабатывается определенная связь между характером цвета и его воздействием на человека. Например, при восприятии желтого, цвета восходящего солнца, возникают пробуждение, интерес к новому дню, надежда.
Черный - это тьма, опасность, поиск защиты, депрессия.
Красный создает приподнятое настроение, быстро утомляет нервную систему, повышает артериальное давление, учащает дыхание; также считается, что он стимулирует надпочечники.
Оранжевый способствует хорошему настроению, создает праздничную атмосферу.
Желтый стимулирует зрение, нервную систему, обладает бактерицидным действием, способствует лучшему обучению, расширению общения.
Зеленый снижает артериальное давление, повышает слух, успокаивает, дает отдых глазам, снимает усталость. Считается, что зеленый приводит к гармонии Инь и Ян, при его созерцании депрессия сменяется покоем, а затем активностью.
Голубой воздействует на воспаленные лимфатические узлы, создает впечатление прохлады и покоя, успокаивает нервную систему, повышает трудоспособность.
Синий придает жизненную силу, снимает температуру, успокаивает нервную систему.
Фиолетовый расслабляет психику и поэтому быстро утомляет человека; он способствует созерцанию и раздумьям. Усиливает сопротивление организма к болезням, укрепляет иммунитет.
Влияние цветов начинается с подбора для пациента наиболее приятной ему картины. Нужно определить, какие именно цвета нравятся больше всего. Выявить ощущения; определить оптимальное время для воздействия данных цветов на пациента.
Цвета влияют на организм за счет определенной длины волны. Эмоциональное воздействие цветов может быть повышающим настроение или успокаивающим. Различные цвета опосредованно действуют на органы, проекционно представленные в радужке. Регулярное рассматривание цветотерапевтических композиций под углом к горизонту 35-40 градусов позволяет расслабить мышцы глаза при спазме аккомодации, возникающем при чтении, сидении у экрана компьютера или телевизора, уменьшить или снять головную боль. Вот почему важно использование второй зоны - релаксационной, где дети демонстрируют другим детям из группы свои рисунки и анализируют рисунки других детей, смотрят художественные композиции.
Рисунки других детей или художественные композиции специально подбирают такие, которые подходят для релаксации, концентрации или стимуляции в зависимости от того, что требуется тому или иному пациенту.
После релаксации пациента снова помещают в рабочую зону, где просят нарисовать аналогичный новый рисунок в рамках темы предыдущего и с учетом тех элементов композиций, что ему демонстрировали. Тем самым, ребенок неосознанно стремится сам подбирать цвета положительной динамики и меняет стиль рисунка.
В итоге ребенка стимулируют рисовать такие композиции, которые не демонстрируют его негативный статус.
Постепенно, с течением времени, проходя курсы в рабочей и релаксационных зонах, пациент проявляет в своих рисунках более округлые, неритмичные, близкие по форме к элементам растительного мира части композиций, окрашивает их в чистые, светлые тона. Это является сигналом начала положительной динамики в состоянии пациента в результате проводимой терапии. Затем курс повторяют до получения от пациента рисунков, отражающих по цветовому тестированию явно выраженную положительную динамику. Для усиления эффекта воздействия детям подбирают для рисования только такие цвета, которые позволяют окрашивать композиции в чистые и светлые тона, исключая из раскрашивающих наборов темные и грязные тона.
У детей цвето- и арт-терапия являются достоверными диагностическими тестами для выявления скрытых невротических состояний, страхов, галлюцинаций.
Покажем методику подсчета баллов и пример предварительной оценки психоэмоционального состояния заявленного способа на примере критериев цветового теста Люшера.
Основные цвета:
1. Синий (спокойствие, удовлетворенность). Потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности.
2. Сине-зеленый (уверенность, настойчивость, иногда упрямство). Потребность в самоутверждении. Характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, поддержание работоспособности.
3. Оранжево-красный (сила волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение). Потребность активно действовать и добиваться успеха. Характеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели. Поддержание работоспособности.
4. Светло-желтый (активность, общение, экспансивность, веселость). Потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах. Спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без четкого осознания ее деталей), ориентация на дальнейшую работу. Дополнительные цвета:
5. Фиолетовый (негативные тенденции, тревожность, стресс, страх, огорчения)
6. Коричневый
7. Черный
0. Нулевой (серый)
Показатели тревоги:
Если основной цвет стоит на 6-м месте, все остальные за ним - отвергаемые цвета, причина тревожности, негативного состояния.
Показатели компенсации: При наличии источника стресса, тревоги, стоящих на 6 и 8 позиции, цвет, стоящий на 1-й, рассматривается как показатель компенсации (мотив, настроение, поведение). Более или менее нормально, когда компенсация происходит за счет одного из основных цветов. Сам факт наличия стресса и компенсации свидетельствует о недостаточной оптимальности состояния.
Когда компенсация происходит за счет дополнительных цветов, это показывает негативное отношение к окружающей ситуации, негативные мотивы, негативное состояние.
Показатели интенсивности тревоги характеризуются позицией, занимаемой основным цветом 6 - ! 7 - !! 8 - !!!
Неблагоприятная компенсация оценивается так же: основной или фиолетовый - нейтрально, серый, коричневый или черный 1 - !!! 2 - !! 3 - !
Чем больше !, тем прогноз неблагоприятней.
Желаемое состояние - 1 выбор
Действительное состояние - 2 выбор
Отношение цветов во 2-й и 3-й позиции - нет ли конфликта (например, красный во второй и серый в 3-1 - конфликт между целью, мотивами и оценкой своего реального состояния.
1 и 2 позиции ++
3 и 4-я ××
5 и 6 - безразличие к цвету =
1 позиция: средства достижения цели
2-я - цель
3 и 4-я - предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация
5 и 6-я - испытуемый не связывает сейчас свое состояние с данными цветами.
Иногда - резерв (например, синий как неподходящий в данной ситуации)
7 и 8-я - подавление потребности, мотива, настроения, отражаемого данным цветом
Сочетания:
Синий и зеленый - субъективная направленность вовнутрь
Зеленый и красный - автономность, самостоятельность и инициативность
Красный и желтый - направленность вовне
Синий и желтый - зависимость испытуемого от среды
Синий и красный - благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности и автономности
Зеленый и желтый - противопоставление субъективного стремления «вовнутрь», автономности, упрямства стремлению «вовне», зависимости от среды ++
Синий (1) и зеленый (2) - чувство удовлетворенности, спокойствия, стремление к спокойной обстановке, нежелание участвовать в конфликтах, стрессе 1 и красный (3) - чувство целостности, активное и не всегда осознанное стремление к тесным отношениям.
Потребность во внимании со стороны других.
1 и фиолетовый (5) - небольшое беспокойство, потребность в тонком окружении, стремление к эстетическому.
1 и коричневый (6) - беспокойство, страх одиночества, стремление уйти от конфликтов, избежать стресса.
1 и черный (7) - негативное состояние, стремление к покою, отдыху, неудовлетворенность отношением к себе, негативное отношение к ситуации.
1 и серый (0) - негативное состояние, потребность освободиться от стресса, стремление к покою, отдыху.
Зеленый (2) и 1 - позитивное состояние, стремление к признанию, к деятельности, обеспечивающей успех.
2 и 3 - активное стремление к успеху, к самостоятельным решениям. Преодолению преград в деятельности.
2 и 4 - небольшое беспокойство. Стремление к признанию, популярности, желание произвести впечатление.
2 и 5 - небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание супервпечатлений, повышенное внимание к реакциям окружающих на свои поступки.
2 и 6 - чувство неудовлетворенности, усталости, переоценка отношения к себе со стороны окружающих.
2 и 7 - чувство обиды, злости, стремление к жесткости, авторитетности в отношениях.
2 и 0 - чувство неудовлетворенности, стремление к признанию, желание произвести
впечатление.
Красный (3)
3 и 1 - деловое возбуждение, активное стремление к деятельности, впечатлениям, удовольствиям.
3 и 2 - деловое возбуждение, активное стремление к цели, преодоление всех трудностей, стремление к высокой оценке своей деятельности.
3 и 4 - деловое, слегка повышенное возбуждение, увлеченность, оптимизм, стремление к контактам, расширение сферы деятельности.
3 и 5 - повышенное возбуждение, не всегда адекватная увлеченность, стремление произвести впечатление.
3 и 6 - негативное настроение, огорчение из-за неудачи, нежелание лишиться благоприятной ситуации.
3 и 7 - негативное настроение, злость, стремление уйти из неблагоприятной ситуации.
3 и 0 - чувство неудовлетворенности, направленность на рискованное действие.
Желтый (4)
4 и 1 - настроение в общем положительное, стремление к позитивному эмоциональному состоянию, взаимовыдержке.
4 и 2 - настроение в общем положительное, желание поиска первых путей решения стоящих задач, стремление к самоутверждению.
4 и 3 - несколько повышенное деловое возбуждение, стремление к широкой активности.
4 и 5 - эйфория, стремление к ярким событиям, желание произвести впечатление.
4 и 6 - негативное настроение, огорчение и потребность в эмоциональной разрядке, отдыхе.
4 и 7 - весьма негативное настроение, стремление уйти от любых проблем, склонность к необходимым, малоадекватным решениям.
4 и 0 - негативное угнетенное состояние, стремление выйти из неприятной ситуации, нечеткое представление о том, как это сделать.
Фиолетовый (5)
5 и 1 - неопределенное настроение, стремление к согласию и гармонии.
5 и 2 - настороженность, желание произвести впечатление.
5 и 3 - некоторое возбуждение, увлеченность, активное стремление произвести впечатление.
5 и 4 - возбуждение, фантазирование. Стремление к ярким событиям.
5 и 6 - возбуждение, направленность на сильные эмоциональные переживания.
5 и 7 - негативное состояние.
5 и 0 - напряжение, стремление оградить себя от конфликтов, стресса.
Коричневый (6)
6 и 1 - напряжение, страх одиночества. Желание уйти из неблагоприятной ситуации.
6 и 2 - чувство беспокойства, стремление к строгому контролю над собой, чтобы избежать ошибки.
6 и 3 - активное стремление к эмоциональной разрядке.
6 и 4 - утрата веры в положительные перспективы, вероятность необдуманных решений («мне все равно»)
6 и 5 - чувство неудовлетворенности, стремления к комфорту.
6 и 7 - негативное состояние, разочарование. Стремление к покою, желание уйти от активности.
6 и 0 - весьма негативное состояние, стремление уйти от сложных проблем, а не бороться с ними.
Черный (7)
7 и 1 - весьма негативное состояние, стремление уйти от проблем («оставили бы в покое»).
7 и 2 - возбуждение, гневное отношение к окружающим, не всегда адекватное упрямство.
7 и 3 - сильное возбуждение, возможны аффективные поступки.
7 и 4 - весьма негативное состояние, отчаяние. Суицидные мысли.
7 и 5 - напряженность, мечты о гармонии.
7 и 6 - возбуждение, постановка нереальных задач, стремление уйти от беспокойных мыслей, неблагоприятных ситуаций.
7 и 0 - чувство безнадежности, обреченности, стремление сопротивляться всему, неадекватность.
Позиции - -
Серый (0)
0 и 1 - чувство неудовлетворенности, эмоциональной напряженности.
0 и 2 - эмоциональная напряженность, желание выйти из неблагоприятной ситуации.
0 и 3 - раздражение, беспомощность.
0 и 4 - тревожность, неуверенность в своих силах.
0 и 5 - небольшое контролируемое возбуждение.
0 и 6 - тревожность, неуверенность в своих силах, но при этом завышенная требовательность, желание достичь признания своей личности.
0 и 7 - отрицание каких-либо ограничений своей личности, активное стремление к деятельности.
Синий (1)
1 и 2 - сильное напряжение. Стремление избавиться от негативного стрессового состояния.
1 и 3 - сильное напряжение, чувство беспомощности, желание выйти из эмоциональной ситуации.
1 и 4 - состояние, близкое к стрессу, эмоциональные негативные переживания. Беспомощность.
1 и 5 - состояние, близкое к стрессу, сложность взаимоотношений. Чувство ограниченности в возможностях, нетерпеливость.
1 и 6 - эмоциональная неудовлетворенность, самоограничение, поиск поддержки.
1 и 7 - состояние, близкое к стрессу, эмоциональная неудовлетворенность, самоограничение, поиск поддержки.
1 и 0 - несколько угнетенное состояние, тревожность, ощущение бесперспективности.
Зеленый (2)
2 и 1 - угнетенное состояние, неверие в свои силы. Стремление уйти из неприятной ситуации.
2 и 3 - сильное возбуждение, тягостные переживания, отношения со средой обследуемый считает для себя враждебными, возможны аффективные поступки.
2 и 4 - состояние, близкое к фрустрации, чувство разочарования, нерешительности.
2 и 5 - состояние, близкое к стрессу, чувство оскорбленного достоинства, неверие в свои силы.
2 и 6 - состояние, близкое к стрессу, неадекватно повышенный самоконтроль, необоснованное стремление к признанию.
2 и 7 - состояние фрустрации из-за ограничения амбициозных требований, недостаточная целеустремленность.
2 и 0 - состояние фрустрации, раздраженность из-за ряда неудач, снижение волевых качеств.
Красный (3)
3 и 1 - подавленное возбуждение, раздражительность, нетерпеливость, поиск выхода из
негативных отношений, сложившихся с близкими людьми.
3 и 2 - состояние стресса из-за неадекватной самооценки.
3 и 4 - мнительность, тревожность, неадекватная оценка среды. Стремление к самооправданию.
3 и 5 - состояние стресса из-за неудачных попыток достичь взаимопонимания, чувство неуверенности, беспомощности. Желания сочувствия.
3 и 6 - сильное напряжение, вызванное иногда сексуальным самоограничением, отсутствие дружеских контактов. Неуверенность в своих силах.
3 и 7 - состояние стресса из-за глубокого разочарования, фрустрация. Чувство тревожности, бессилия решить конфликтную проблему, желание выйти из фрустрирующей ситуации любым путем, сомнение в том, что это удастся.
3 и 0 - сдерживаемое возбуждение, чувство утрачиваемой перспективы, вероятность нервного истощения.
Желтый (4)
4 и 1 - чувство разочарования. Состояние, близкое к стрессу, стремление подавить негативные эмоции.
4 и 2 - состояние нерешительности, тревожности, разочарования.
4 и 3 - состояние стресса, сопровождаемое возбуждением, сомнения в успехе. Претензии, не подкрепляемые реальными возможностями, самооправдание.
4 и 5 - эмоциональное разочарование и чувство беспокойства, тревоги, разочарования.
4 и 7 - напряженность, чувство неуверенности, настороженности, стремление избежать контроля извне.
4 и 0 - напряженность, боязнь потерять что-то важное, упустить возможности, напряженное ожидание.
Фиолетовый (5)
5 и 1 - неудовлетворенность, стимулирующая к активности, стремление к сотрудничеству.
5 и 2 - стресс из-за неосуществившегося самоутверждения.
5 и 3 - стресс из-за неудач в активных, иногда необдуманных действиях.
5 и 4 - настороженность, подозрительность, разочарование, замкнутость.
5 и 6 - стресс, вызванный нарушением желаемых взаимоотношений, повышенная взыскательность к другим.
5 и 7 - напряжение из-за ограничения в самостоятельных решениях, стремление к взаимопониманию, откровенному выражению мысли.
5 и 0 - проявление нетерпения, но в то же время стремление к самоконтролю, что вызывает некоторое эмоциональное возбуждение.
Коричневый (6)
6 и 1 - негативное состояние, чувство неудовлетворенности из-за недостаточного признания заслуг (реальных и предполагаемых), стремление к самоограничению и самоконтролю.
6 и 2 - негативное состояние из-за чрезмерного самоконтроля, упрямое желание выделиться, сомнение в том, что это удастся.
6 и 3 - стресс из-за подавленности эротических и других биологических потребностей. Стремление к сотрудничеству для выхода из стресса.
6 и 4 - напряженность из-за стремления скрыть тревогу под маской уверенности и беспечности.
6 и 7 - стремление уйти из подчинения, негативное отношение к различным запретам.
6 и 0 - стресс из-за подавления сексуальных и др. биологических влечений.
Черный (7)
7 и 1 - беспокойство из-за скрытого желания получить помощь, поддержку.
7 и 2 - состояние, близкое к фрустрации из-за ограничения свободы, стремление избавиться от помех.
7 и 3 - стресс, вызванный разочарованием в ожидаемой ситуации, эмоциональное возбуждение.
7 и 4 - стресс из-за боязни дальнейших неудач, отказ от разумных компромиссов.
7 и 5 - поиски идеализированной ситуации.
7 и 6 - стресс из-за неприятных ограничений, запретов, стремление сопротивляться ограничениям, уйти от заурядности.
7 и 0 - стремление выйти из неблагоприятной среды.
Способ был апробирован на трех группах, состоящих из 44 пациентов в возрасте от 5 до 18 лет: 1 группа - диагноз эпилепсия (4 мальчика, 5 девочек), 2 группа диагноз СДВГ (14 мальчиков и 1 девочка) и 3 группа - первичные головные боли, включая головную боль напряжения и мигрень (10 мальчиков и 10 девочек).
Для сравнительного предварительного тестирования детей были выбраны цвета для рисования, аналогичные методике, предложенной Люшером: основные - синий, зеленый, красный, желтый и дополнительные - фиолетовый, коричневый, черный и серый. Стандартный набор в качестве дополнительной пробы был расширен с применением оранжевого цвета, который отсутствовал в оригинальном наборе Люшера (Люшер не приводил никаких психо-эмоциональных ассоциаций для этого цвета). Оранжевый цвет был добавлен из-за своего повседневного присутствия в современных детских игрушках, одежде и интерьере.
В течение процедуры тестирования ребенку дважды предлагалось пройти тестирование и две зоны - рабочую, где ребенок рисовал, и релаксационную, где он демонстрировал свой рисунок.
Выбор цветов был зарегистрирован в порядке предпочтения, исходя из критерия - первый выбор - первый рисунок, второй выбор - второй рисунок. Комбинации выбранных цветов или их пар (предпочтения цветов после первого рисования и предпочтения цветов после второго рисования) были проанализированы в соответствии с принципами теста Люшера. Анализ цветов также проводился по характеристикам, совпадающим с приведенными в стандартном тесте Люшера. Первый выбор - желаемое состояние, второй - действительное. Знаками неблагополучия является предпочтение черного, серого и коричневого цветов; также детально оценивались сочетанные цветовые пары с точки зрения благополучия или неблагополучия. Анализ производился по стандартам, принятым в мировой практике арт-терапии.
В ходе теста были обнаружены следующие тенденции.
В первой группе (эпилепсия) предпочтение цветов девочками было близко к норме. Выбор цветовых пар, соотносящихся с ненормальным или пограничными эмоциональными состояниями, был отмечен только у 37,5% мальчиков с эпилепсией. См. диаграммы на Фиг. 1-4.
Во второй группе (СДВГ) цветовой выбор значительно чаще отклонялся от нормы и соотносился с ненормальным или пограничными эмоциональными состояниями: красный цвет - 33% случаев, оранжевый в 66% (это требует дальнейшего рассмотрения), желтый - 46,6%, зеленый - 80%, синий - 53,3%, фиолетовый - 72,5%, серый и коричневый в 39,6% соответственно каждый, черный - 66%. См. диаграммы на Фиг. 5-8.
В третьей группе (вегето-сосудистой дистонии (ВСД), мигрень, первичные головные боли) все предпочтения мальчиков были в норме, за исключением выбора фиолетового в 72% и черного в 54%; со стороны девочек преобладал выбор фиолетового (50%), все остальные параметры были в норме.
См. диаграммы на Фиг. 9-12.
Для работы детям были предложены акриловые краски.
В негативной ситуации рисунков преобладали цвета: черный (68%), грязно-коричневый (75%), грязно-синий (50%), багрово-красный (62%), грязно-зеленый (50%). В ряде рисунков эти цвета были заключены в хаотичную, раздробленную форму (Фиг. 17(a), 18(a), 19(a), 22(a), 23(a)), либо само содержание рисунка носило символически ясный характер (одиночество, безысходность - Фиг. 13(a), 15(a), 25(a) и замкнутость, заключение, ограничение - Фиг. 14(а), 16(a), 20(a), 24(a), 28).
Таким образом, были выявлены статистически достоверные тенденции использования определенной цветовой гаммы для описания негативных жизненных ситуаций либо характеристики плохого самочувствия. Сочетание цветов также соответствовало характеристикам, совпадающим с приведенными в стандартном тесте Люшера, что подтверждает возможность получения оценки состояния детской психики по методике Люшера без потребности принуждения детей выполнять определенные условия теста. Полученные в ходе предварительного тестирования статистически достоверные тенденции определенной цветовой гаммы были использованы для анализа негативных и позитивных ситуаций, динамики состояния либо характеристики болезни и здоровья тестируемых детей. После чего детям демонстрировали различные композиции для релаксации (при СДВГ) (см. Фиг. 29), концентрации (при эпилепсии) (см. Фиг. 30) и стимуляции (при ВСД) (см. Фиг. 31). Рассматривание цветотерапевтических композиций выполнялось под углом к горизонту 35-40 градусов.
После релаксации детей снова помещали в рабочую зону, где просили нарисовать аналогичный рисунок предыдущему, но с учетом тех элементов из продемонстрированных композиций, что им понравились.
Курсы проводили многократно в течение 3-5 недель для разных групп, до получения от детей каждой группы рисунков, отражающих по цветовому тестированию явно выраженную положительную динамику.
Позитивная ситуация после проведения курсов состояла в следующем.
На рисунках детей отмечались более округлые, неритмичные, близкие по форме к элементам растительного мира части композиций, окрашенные в чистые, светлые тона и (см. Фиг. 13-27 (все виды «б»)) практически у всех преобладали открытые, ясные цвета спектра радуги - присутствовали красный (81%), желтый (81%), голубой (93%), ярко-зеленый (87%). Только в одном случае из всех 44 детей не было выявлено каких-либо изменений в динамике (см. Фиг. 28).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2008 |
|
RU2401643C2 |
СПОСОБ НАПРАВЛЕННОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 1993 |
|
RU2033818C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ БОЛИ | 2003 |
|
RU2251388C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПО МЕТОДУ А.М. ЛУГОВОЙ | 2006 |
|
RU2313282C1 |
СПОСОБ Е. СОКОЛОВОЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ | 2005 |
|
RU2304985C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ЛИЧНОСТИ | 2016 |
|
RU2625284C1 |
Психологический приём диагностики самооценки авторитетно-статусной позиции ребёнка 6-9 лет в группе сверстников | 2017 |
|
RU2668470C1 |
СПОСОБ В.Р. РОЗЕНТАЛЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ | 1996 |
|
RU2087159C1 |
СПОСОБ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И БИОСТИМУЛЯТОР ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2182500C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2000 |
|
RU2162347C1 |
Изобретение относится к области медицины, а именно к цветотерапии, и может найти применение в детской психологии для снижения негативного состояния у детей с когнитивными нарушениями, эпилепсией, надсегментарными вегетативными расстройствами, задержкой психо-речевого и моторного развития. Используют цветотерапию, а также предварительное тестирование психоэмоционального состояния детей с применением в ходе обследования цветового теста. Перед проведением курса психотерапевтической работы формируют группу из нескольких детей, для которой создают две зоны - рабочую и зону релаксации. В рабочей зоне дети создают рисунки. В зоне релаксации проводят демонстрацию выполненных рисунков, причем каждый ребенок должен иметь возможность увидеть творческие продукты других и продемонстрировать свои работы. В ходе исследования детей о их цветовом предпочтении судят по доминированию тех или иных цветов в их рисунках. О наличии длительно текущих патологических состояний либо острого стресса любого генеза, судят при наличии на рисунках пациента агрессивных графических элементов и доминировании цветовых гамм черного, грязно-коричневого, грязно-фиолетового, серого, багрового, грязно-зеленого тонов. При доминировании цветовых гамм темных, грязных судят о астенизации либо депрессии. Затем определяют, какие именно цвета ребенку нравятся больше всего. Далее ребенку предлагают регулярно рассматривать цветотерапевтические композиции под углом к горизонту 35-40 градусов, причем композиции подбирают такие, которые подходят для релаксации: при дефиците внимания с гиперактивностью, или концентрации: при эпилепсии, или стимуляции: при симптомах вегето-сосудистой дистонии, мигренях, головных болях. После релаксации пациента снова помещают в рабочую зону, где просят нарисовать аналогичный новый рисунок в рамках темы предыдущего и с учетом тех элементов композиций, что ему демонстрировали. Затем курс повторяют до получения от пациента рисунков, отражающих по цветовому тестированию явно выраженную положительную динамику, которую определяют по изменениям в рисунках пациента, когда он проявляет в своих рисунках более округлые, неритмичные, близкие по форме к элементам растительного мира части композиций, окрашивает их в чистые, светлые тона. Способ позволяет оказать положительное цветотерапевтическое воздействие на детскую психику посредством отслеживания динамики детского восприятия цветов по их рисункам и стимуляции рисования определенного рода композиций с заданным содержанием. 4 з.п. ф-лы, 31 ил.
1. Способ устранения или уменьшения стрессового состояния детей, характеризующийся использованием цветотерапии, а также предварительного тестирования психоэмоционального состояния детей с применением в ходе обследования цветового теста, при котором, используя набор цветов, делают вывод о позитивных или негативных психологических тенденциях, отличающийся тем, что перед проведением курса психотерапевтической работы формируют группу из нескольких детей, для которой создают две зоны - рабочую и зону релаксации; в рабочей зоне дети создают рисунки, им разрешают создавать беспорядок, проливать краски, а саму рабочую зону располагают в хорошо проветриваемом помещении, имеющем окна и хорошее освещение; в зоне релаксации проводят демонстрацию выполненных рисунков, причем каждый ребенок должен иметь возможность увидеть творческие продукты других и продемонстрировать свои работы, а саму зону релаксации располагают в помещении, имеющем приглушенный свет, мягкое ковровое покрытие, удобные кресла; в ходе исследования детей о их цветовом предпочтении судят по доминированию тех или иных цветов в их рисунках; о наличии длительно текущих патологических состояний либо острого стресса любого генеза, судят при наличии на рисунках пациента агрессивных графических элементов и доминировании цветовых гамм черного, грязно-коричневого, грязно-фиолетового, серого, багрового, грязно-зеленого тонов; при доминировании цветовых гамм темных, грязных судят о астенизации либо депрессии; затем определяют, какие именно цвета ребенку нравятся больше всего; далее ребенку предлагают регулярно рассматривать цветотерапевтические композиции под углом к горизонту 35-40 градусов, причем композиции подбирают такие, которые подходят для релаксации: при дефиците внимания с гиперактивностью, или концентрации: при эпилепсии, или стимуляции: при симптомах вегето-сосудистой дистонии, мигренях, головных болях; после релаксации пациента снова помещают в рабочую зону, где просят нарисовать аналогичный новый рисунок в рамках темы предыдущего и с учетом тех элементов композиций, что ему демонстрировали; затем курс повторяют до получения от пациента рисунков, отражающих по цветовому тестированию явно выраженную положительную динамику, которую определяют по изменениям в рисунках пациента, когда он проявляет в своих рисунках более округлые, неритмичные, близкие по форме к элементам растительного мира части композиций, окрашивает их в чистые, светлые тона.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что детям подбирают для рисования только такие цвета, которые позволяют окрашивать композиции в чистые и светлые тона, исключая из раскрашивающих наборов темные и грязные тона.
3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что с гиперактивными или очень эмоциональными детьми используют при рисовании текучие материалы: акварель, гуашь, акрил, цветной пластилин, позволяют рисовать руками.
4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что с детьми после стресса или подвергнутых насилию используют при рисовании карандаши, маркеры, технику коллажа.
5. Способ по п. 1 или 2, или 3, или 4, отличающийся тем, что используют цветовой тест Люшера.
НАБОЙКИНА Е | |||
Л | |||
Сказки и игры с "особым" ребенком | |||
СПб., Речь, С | |||
Способ обделки поверхностей приборов отопления с целью увеличения теплоотдачи | 1919 |
|
SU135A1 |
СПОСОБ ЭКСПРЕСС-КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ | 2010 |
|
RU2420233C1 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ | 2008 |
|
RU2372108C2 |
КОПЫТИН А | |||
И | |||
и др | |||
Основы арт-терапии | |||
СПб, "Лань", С | |||
Рельсовый башмак | 1921 |
|
SU166A1 |
под ред | |||
РАЙГОРОДСКОГО Д | |||
Я | |||
Практическая психодиагностика | |||
Методики и тесты | |||
Самара, 1998, С | |||
Автоматический огнетушитель | 0 |
|
SU92A1 |
ЛЕБЕДЕВА Л | |||
Д | |||
и др | |||
Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии | |||
Речь, СПб, 2006. |
Авторы
Даты
2016-08-10—Публикация
2014-11-27—Подача