Изобретение относится к средствам стабилизации поперечной устойчивости и может быть использовано на грузовых автомобилях прицепах и полуприцепах для обеспечения устойчивости и управляемости последних при движении по горным дорогам, Транспортное средство при этом должно быть оснащено тормозом- замедлит-елем, в качестве которого в режиме наката выступает двигатель внутреннего сгорания.
Цель изобретения - повышение курсовой устойчивости и управляемости
транспортного средства при движении на горных дорогах путем изменения распределения боковых сил инерции между мостами транспортного средства.
На чертеже представлена принци- пиал-ьная схема подвески.
Подвеска состоит из двух торсионов 1 и 2 с выполняющими роль рычагов отогнутыми концами 3 и 5 и рычагов 4 и 6, установленных на подрессоренной части транспортного средства параллельно переднему 7 и заднему 8 мостам соответственно.
00
§
ел
Отогнутые концы 3 и рычаг торсиона 1 при помощи промежуточных звеньев 9 и Ю соответственно связаны с осью переднего моста 7, а отогнутый
конец 5 и рымаг 6 торсиона 2 при помощи промежуточных звеньев 11 и 12 соответственно шарнирно связаны с осью заднего моста 8. Рычаг k торсиона 1 переднего моста 7 шарнирно соединен с прямолинейной его частью с возможностью ловорота вокруг последней и снабжен в месте сочленения зубчатым венцом 13 а на выступающий конец 1 прямолинейной части торсиона 1 свободно надета зубчатая муфта 15, сцепленная с зубчатым венцом 13 его рычага (соответствует обесточенному состоянию тягового реле) и жестко соединена с. подвижным штоком 16 электромагнита 7, в цепь питания обмотки которого введен нормально разомкнутый выключатель 18, размещенный под педалью 19 акселератора с возможностью включения при ее нажатии (возможно установление инерцибнных сил датчиков, замыкающих цепь при появлении инерционных сил, направленных назад, что соответствует режимам движения на подъем и ускорения автомобиля). Рычаг 6 торсиона 2 заднего моста 8 шарнирно соединен с прямолинейной его частью с возможностью поворота вокруг последней и снабжен в месте сочленения зубчатым венцом 20, а на выступающий конец 21 прямолинейной части торсиона 2 свободно надета зубчатая муфта 22, сцепленная с зубчатым венцом 20 его рычага б (соответствует обесточенному состоянию тягового реле 2() и жестко соедненная с подвижным штоком 23 эле- .тромлгнита 2, в цепь питания которого введен нормально разомкнутый выключатель 25, сблокированный с вк чателем тормоза-замедлителя (при отсутствии тормоза-замедлителя возможно установление инерционных дат- чикгв,, замыкающих цепь при появлении инерционных сил направленных вперед, что соответствует режимам движения на спуск и замедления автомобиля) .
Подвеска работает следующим образом .
При движении автомобиля на подъем водитель нажимает на педаль 19 акселератора, которая находится
0
5
0
5
0
5
в нижнем положении, и замыкает выключатель 18 и тем самым цепь питания обмотки электромагнита 17, который втягивает свой шток 16, вследствие чего зубчатая муфта 15, также втягиваясь, выходит из зацепления с зубчатым венцом 13 на рычаге с торсиона 1 (при обратном, т.е.когда цепь питания обмотки электромагнита 17 обесточена, обратная пружина электромагнита, разжимаясь, перемещает шток 16 и вместе с ним муфту 15, таким образом происходит зацепление муфты 15 с зубчатым венцом 13 на рычаге k торсиона 1), чем разрывают жесткую связь между прямолинейной частью торсиона 1 и рычагом k. Связь между упомянутыми частями стабилизатора поперечной устойчивости переднего моста 7 оказывается отключенной. В этом режиме движения работает только стабилизатор поперечной устойчивости заднего моста 8 (в этом режиме не включается тормоз-замедлитель, поэтому/ электромагнит 2k обесточен и обратная пружина электромагнита, прижимая зубчатую муфту 22 к венцу 20, держит их в зацепленном состоянии), что обеспечивает некоторое уменьшение недостаточной поворачиваемости и достижение улуч- шения управляемости автомобиля при криволинейном движении на подъем. Увеличение поперечной силы, приходящейся на заднюю ось, равно: Спя.- + Сст-г.
ЛР„ а
+ ССт + Сп, + Сст
0
СрЈ
+ СсТ4
Сп4 + Сст + Сп,
Ри J
де С
П|
2 сг,
СТЈ Ри
угловая жесткость подвески передней оси1, угловая жесткость подвески задней оси,- угловая жесткость стабилизатора передней оси; угловая жесткость стабилизатора задней оси сила инерции автомобиля.
Как известно, изменение распределения поперечной силы по осям автомобиля приводит к уменьшению или увеличению соотношения 1 у /Ку2 и соответственно либо уменьшению,- либо увеличению недостаточной поворачиваемости автомобиля в зависимости от режима движения.
При движении на спуск требуется повышение курсовой устойчивости автомобиля. Это достигается следующим образом.
Подвеска, предназначенная для автомобилей горной модификации, Функционирует синхронно с тормозом-замедлителем (автомобили горной модификации снабжаются тормозами-замедлителями, например автобус ПАЗ-672 Г имеет электродинамический тормоз-замедлитель, соответственно все другие автомобили, предназначенные для работы в горных условиях, снабжены такими устройствами, это либо выхлопного типа, либо гидравлически электрические и т.д.).
Тормоз-замедлитель включается при движениях автомобиля на спуск.
-Включателем тормоза-замедлителя параллельно включается и выключатель 25, замыкая тем самым цепь питания обмотки электромагнита 2k, КОТОРЫЙ втягивает свой шток 23 (при этом сжимается обратная пружина электромагнита, при обесточении пружина ражимается, приводит шток 23 в обратное движение), вследствие чего зубчатая муЛта 22 также, втягиваясь, выходит из зацепления с зубчатым ве цом 20 на рычаге 6 торсиона 2, чем разрывает жесткую связь между прямолинейной частью торсиона 2 и рычага 6. Связь между упомянутыми частями стабилизатора становится шарнирной, в результате чего стабилизатор поперечной устойчивости зад-него моста 8 оказывается отключенным. В этом режиме выключатель 18 оказывается не включенным, поскольку педаль подачи топлива оказывзет- ся в верхнем положении. Обратная пружина электромагнита 17, разжимаясь, перемещает зубчатую муА ту 15 до включения в зацепление зубчатым венцом 13 рычага k, что увеличивает угловую жесткость передней оси. Пропорционально этому возраста поперечная сила инерции, что приводит к увеличению недостаточной по- ворачиваемости. Увеличение поперечной силы инерции относительно прототипа выразится соотношением:
йРУ
Р.,
Таким образом, предлагаемая система стабилизаторов поперечной устойчивости транспортного средства в горных условиях по сравнению с прототипом позволяет повысить курсовую устойчивость и управляемость автомобиля, а тем самым увеличить безопасность движения.
15
0
5
0
5
0
S
0
я
Формула изобретени Подвеска транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания, содержащая два поперечных торсиона, установленных на полрессорной части транспортного срелства параллельно заднему и переднему мостам соответственно и выполненных с отогнутыми концами и рычагами, шарнирно связанными при помощи промежуточных звеньев с неподрессоренной частью транспортного средства, отличающаяся тем, что, с целью повышения курсовой устойчивости и управляемости транспортного средства при движении на горных дорогах путем изменения распределения боковых сил инерции между мостами транспортного средства, каждый рычаг торсиона шарнирно соединен с прямолинейной астью торсиона с возможностью поворота вокруг последней и снабжен в месте сочленения зубчатым венцом, а на выступающий конец прямолинейной части торсиона свободно надета зубчатая муфта, сцепленная с зубчатым венцом его рычага и соединенная с подвижным штоком электромагнита, при этом нормально разомкнутый выключатель цепи питания обмотки электромагнита установлен на торсионе переднего моста с возможностью включения при нажатии на педаль акселератора транспортного средства, а нормально разомкнутый выключатель цепи питания обмотки электромагнита, установленного на торсионе заднего моста, сблокирован с включателем тормоза- замедлителя транспортного средства
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Стабилизатор поперечной устойчивости транспортного средства | 1981 |
|
SU1000313A1 |
ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ С ПЕРЕДНИМ И ЗАДНИМ ВЕДУЩИМИ МОСТАМИ | 2012 |
|
RU2486071C1 |
ПОЛНОПРИВОДНЫЙ ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ | 2011 |
|
RU2483944C1 |
СТАБИЛИЗАТОР ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2386548C1 |
СИСТЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2329159C1 |
ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ СО ВСЕМИ ВЕДУЩИМИ КОЛЕСАМИ | 2011 |
|
RU2483945C1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2318678C1 |
Подвеска транспортного средства | 1990 |
|
SU1796492A1 |
ТРАНСМИССИЯ ПОЛНОПРИВОДНОГО ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ | 2012 |
|
RU2486070C1 |
ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2163209C1 |
Изобретение относится к средствам стабилизации поперечной устойчивости и может быть использовано на грузовых автомобилях, прицепах и полуприцепах для обеспечения устойчивости и управляемости последних при движении по горным дорогам. Цель изобретения - повышение курсовой устойчивости и управляемости транспортного средства путем изменения распределения боковых сил инерции между мостами транспортно(го средства. Для этого отогнутые концы 4 и 6 торсионов 1 и 2 переднего 7 и заднего 8 мостов соответственно шарнирно соединены с их прямолинейными частями с возможностью поворота вокруг последних и снабжены в месте сочленения зубчатыми венцами 13 и 20 сочлененными с зубчатыми муАтами 15 и 22, свободно надетыми на выступающие концы И и 21 прямолинейной части торсионов 1 и 2. Муфты 15 и 22 соединены со штоками 16 и 23 электромагнитов 17 и 2k. Обмотка электромагнита 17 содержит в цепи питания выключатель 18, размещенный пол педалью 19 акселератора с возможностью включения при ее нажатии, а выключатель 25 в цели питания обмотки электромагнита 24 сблокирован с выключателем системы торможения двигателем внутреннего сгорания. 1 ил.
Авторы
Даты
1991-12-15—Публикация
1989-02-22—Подача