(54) СТАБИЛИЗАТОР ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
1
Изобретение относится к средствам стабилизации поперечной устойчивости и может быть использовано на грузовых автомобилях, прицепах и полуприцепах для обеспечения устойчивости последних при поперечном крене, возникающем вследствие наезда на неровность, движении на поворотах и т. д.
Известен стабилизатор поперечной устойчивости транспортного средства, содержащий торсио на концах которого смонтированы продольные рычаги, связанные через шарнирные звенья и рессорную подвеску с осью колес 1.
Однако известная конструкция стабилизатора является сложной и ненадежной в связи с необходимостью выполнения конструкции с шарк -пно соединенными рычагами. Передача к yтящeгo момента только через две контактные площадки создает сложные условия работы сочленения. К недостаткам данного стабилизатора относится также невозможность изменения жесткости его демпфирующего элемента в зависимости от величины углового поперечного крена подрессорной части транспортного средства, а также то, что при кренах системы, меньших какого-то критического угла, снабилизатор не работает вообще. Такие боковые крены в большинстве случаев будут иметь место на хороших дорогах и при больщих скоростях движения, но именно при таких обстоятельствах даже малая боковая раскачка значительно отражается на курсовой устойчивости и управляемости транспортного средства.
10
Цель изобретения - повышение плавности хода и улучшение управления транспортным средством.
Поставленная цель достигается тем, что стабилизатор поперечной устойчивости транспортного средства, содержащий торсион, на концах- которого смонтированы продольные рычаги, через шарнирные звенья и рессорную подвеску с осью колес снабжен двумя коаксиально расположенными 20 трубчатыми торсионами, соединенными зубчатой муфтой, между зубьями которой смонтированы упругие элементы, сохраняя зазор между последними и зубьями муфты, а упомянутый торсион расположен
внутри трубчатых торсионов и жестко связан с ними своими концами.
На фиг. 1 изображена ходовая часть транспортного средства со стабилизатором; на фиг. 2 - стабилизатор транспортного средства в сборе; на фиг. 3 - зацепление венца и колеса муфты.
Стабилизатор поперечной устойчивости монтируется на шасси транспортного средства и содержит торсион 1 и трубчатые торс ионы 2 и 3, связанные между собой через муфту 4.
Торсион 1 посажен посредством шлицевого соединения во втулки 5, которые, в свою очередь, жестко соединены трубчатыми торсионами 2 и 3.
Наружная часть корпуса муфты 4 с зубчатым венцом 6, обе внешние стороны каждого из зубьев которого снабжены упругими элементами 7, является продолжением трубчатого торсиона 2, а внутренняя муфта 4 в виде зубчатого колеса 8 жестко связана с вторым трубчатым торсионом 3, также являясь его продолжением. Между зубьями венца 6 и колеса 8 существует определенный рабочий зазор 9. Для обеспечения более надежной работы муфта снабжена крышкой 10, которая крепится винтами к корпусу муфты 4.
Торсион поворотно установлен в опорах на подрессоренной части 11 транспортного средства и сочленен посредством шлицев с рычагами 12. Для осуществления надежной посадки рычагов используется резьбовое соединение 13 гайка-торсион. На торсионе расположен рычаг 12 с пальцами 14.
Стабилизатор поперечной устойчивости транспортного средства работает следующим образом.
При одновременном и равномерном перемещении колес обеих сторон транспортного средства торсион 1 свободно поворачивается в опорах подрессоренной части 11. В данном случае отсутствует крен и стабилизатор не оказывает влияния на подвеску.
Нри наезде на препятствия происходит крен транспортного средства,например, в левую сторону. В этом случае расстояние по вертикали между подрессоренной частью
и левым колесом уменьшается, рычаг 12 поворачивается в цальце 14 и, действуя на торсион 1, закручивает его. Торсион 1 имеет малую угловую жесткость, которая на плавности хода отражается мало, однако улучшает управляемость и устойчивость движения системы. Вместе с торсиоком 1 вращаются трубчатые торсионы 2 и 3, однако не работающие на кручении до тех пор, пока не исчезнет зазор 19 между 0 зубьями муфты 4.
Начиная с этого момента закручиваются трубчатые торсионы, в результате чего возрастает угловая жесткость подвески, и крутильная жесткость используется полностью для обеспечения поперечной устойчивости транспортного средства.
Применение предлагаемой конструкции стабилизатора понеречной устойчивости позволит улучщить плавность хода транспортного средства, обеспечить лучщую устойчивость и управляемость его и за счет этого повысить транспортные скорости передвижения на 8-12% на дорогах с асфальто-бетонным покрытием и на 11 -16% на дорогах с гравийным покрытием.
Формула изобретения
Стабилизатор поперечной устойчивости транспортного средства, содержащий торсион, на концах которого смонтированы про0 дольные рычаги, связанные через шарнирные звенья, и рессорную подвеску с осью колес, отличающийся тем, что, с целью повышения плавности хода, устойчивости и улучшения управления транспортным средством, он снабжен двумя коаксиально расположенными трубчатыми торсивнами, соединенными зубчатой муфтой, между зубьями которой смонтированы упругие элементы, сохраняя зазор между последними и зубьями муфты, а упомянутый торсион расположен внутри трубчатых торсионов и жестко связан с ними своими концами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 623761, кл. В 60 G 25/00, 1977.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Стабилизатор поперечной устройчивости транспортного средства | 1977 |
|
SU623761A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2010 |
|
RU2424129C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКЛЮЧЕНИЯ СТАБИЛИЗАТОРА ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ. | 2002 |
|
RU2229391C2 |
Подвеска транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания | 1989 |
|
SU1698095A1 |
СТАБИЛИЗАТОР ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2386548C1 |
СТАБИЛИЗАТОР ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОСИ ПОДВЕСКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2011 |
|
RU2478486C1 |
Стабилизатор поперечной устойчивости транспортного средства | 1990 |
|
SU1796495A1 |
ТОРСИОН ДЛЯ ПОДРЕССОРИВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2509238C1 |
БАЛАНСИРНАЯ ДИАГОНАЛЬНАЯ ПОДВЕСКА | 2015 |
|
RU2595208C1 |
Задняя подвеска транспортного средства | 2021 |
|
RU2769203C1 |
Авторы
Даты
1983-02-28—Публикация
1981-11-06—Подача