Изобретение относится к приводам ультрацентрифуг, которые могут быть использованы в биологии, биофизике, медицине и в других областях сауки и техники.
Цель изобретении - повышение надежности и упрощение обспуживанип привода.
На фиг. 1 показан приводе ротором центрифуги; на фиг.2 - а увеличенном масштабе ротор электродвигателя, корпус подшипников и узел стабилизации; на фиг.З - корпус привода ультрацзнтрифуги в изометрии.
Привод (фиг. 1) содержит корпус 1. с котором размещен электродвигатель, состоящий из статора 2 и ротора 3. Вал 4 ротора 3 устанойлон в верхнем и нижнем подшипниках 5 и 6, которые расположены в отдельном корпусе 7. Нижний коноц последнего установлен i расточке 8, си полнённой п роторе 3 таким о рдзом. что ::снтр тяжести этого рото;. р-1гполон ем в плоскости, проходящей ч.лрв:1 серг / нну опорной поверхности нижнего пе.лшиппига 6. Корпус 7 подшипников закреплен в корпусе 1 посредством узля 9 стабилизации. Гибкий пал 10 привода устаноплен с возможность о вращения в узле 9. Нижний конец гибкого вала 11 и 12 для подачи смазки к подшипникам 5,6 и к узлу 9 стабилизации соответственно. Каналы 13 и 14 предназначены соответственно для отпо- да смазки от узла 9 стабилизации и от подшипников 5 и 6. На нару:к;-:ой поверхности статора 2 элгктродеигателл выполнена спиралевидная кгнавка 15. образующая с внутренней поверхностью корпуса 1 полость 16 (фиг.З), которая сообщена с одной стороны с каналом 17 дня подачи хладагента (фиг.З), з с другой стороны с вертикальными пазами 18. Канал 19 предназначен для отвода хладагента. Для улучшения охго. кдения ротора 3 электродвигателя п нем выпоят ны дополнительные каплты 20, KO Gfvie сообщены с кмг.гонкой S. Отперсти 21. иыпгпненноо п корпусе привода, пре.цназн;нг:но для слива смазки. Насадка 22 закреплена на гибком
X О 4Sx ОЭ
jsQ l
налу 10 г. пг-дийзна - установки ротора 23 ультрацентрифуги (-: показана). Частоту вращенияротора 23 ультрацсгнтр/.фуи контролируют летчиком 24. Кякал 2-15(фиг.2). (л.-.чолпснинй в корпусе 1 приаодд, пр дназнячен,..г подачи смазки к подшипнику 26 узла 9 С1;;г- плиээции. Подшипники 5мб оала 4 ротора 3 имеют радиальные поверхности 27. Каналы 28 предназначены для смазки к радиальным поверхностям 27 подшипников. Для подачи смоэки к опорной поверхности 29 подшипника 5 использую ; канал 30. Канал 31 предназначен для г т сод s смазки от подшипника 5,-а каналы 32,33 i 34 -для отвода смазки от подшипника 26. Проточка 35 в корпусе 7 подшипников улучшает условия их охлаждения.
Присод работает следующим образом.
Перед пуском ультрацеитрифуги на на садку 22 устанавливают ротор 23. При подаче питания электродвигатель привода начинает вращать гибкий сзп 10 и следовательно ротор 23. Частота вращения последнего постоянно контролируется датчиком 24. Одновременно с пуском привода начинает функционировать система смазки (не показана), которая обеспечивает поступление смазки в каналы 11 и 12. Далее смазка по каналам 25 и 28 подается к. подшипникам 26, 5 и 6. Смэзка обеспечивает нормальную работу подшипников 5. 6 и 26 и исключает возможность увеличения их температуры до недопустимого уровня. Давление, создаваемое системой смазки, обуславливает образование тонкой масляной пленки между опорной по перхн остью 29 подшипника 5 и поверхностью вала 4 роторз 3 электродвигателя, а также между радиальными поверхностями 27 подшипников 5 и б и поверхностью вала 4. В результате трение между указанными поверхностями становится минимальным, что очень важно для получения большой частоты вращения рото- рэ 23 ультрацентрифуги (не показана). Отвод смазки от подшипника 5 осуществляется посредством каналов 31 и 14, от подшипника б - посрздством канала 20, и от подшипника 26 - посредством каналов 32, 33 и 34. Смазка, стекающая с радиальных поверхностей 27 подшипников, засасыпзется при вращении ротора 3 в каналы 20 и, контактируя с поверхностью ротора 3, обеспечивает непосредственный отбор тепла от ротора 3 электродвигателя, улучшал условия его охлаждения. Аналогичным образом, но только с помощью хпада- .генто осуществляется отбор тепла с поверхности статора 2 электродвигателя. Хладагент подается черс-з кянал 17 (фиг.З) и,
циркулируя по 15, поступает-в вер- тпкр/1 .цыс пазы 18. Отпод хладагента осу- щестгляется через клнал 19. Конфигурация каналоп, по которым циркулирует хладагент
(фиг.З). о5еспечиг:,;ют эффективное охлаждение но только статора 2 электродвигателя, но и узла 9 стабилизации и корпуса 1. Узел 9 стабилизации выполняет три функции: во- перпых. он фиксирует при вращении гибкий
вал 10, обеспечивая прохождение ротором 23 ультрэцснтрифуги критической частоты вращения; во-оторых, он закрепляет корпус 7 подшипников 5 и 6. в-третьих, он создает герметичное уплотнение между- приводом
ультряцентрифуги li камерой (не показана), в которой расположен ее ротор 23. Размещение верхнего и нижнего подшипников, а также узла стабилизации в корпусе привода, выполненном как одно целое, оптимизирует жесткость привода и предельно упрощает его сборку и разборку. При этом облегчаемся замена подшипников и ротора электродвигателя при необходимости. Формула изобретения
1. Привод ультрацентрифуги, содержащий корпус, размещенный в нем электродвигатель, включающий статор и ротор, вал которого установлен в верхнем и нижнем подшипниках, узел стабилизации, смонтированный с возможностью вращения в нем гибкий вал, нижний конец которого жестко связан с валом ротора, и выполненные в корпусе каналы для подачи хладагента и смазки и для отвода последних, о тличающийся тем. что, с целью повышения надежности и упрощения обслуживания, узел стабилизации и верхний и нижний подшипники расположены в корпусе привода, причем последние в отдельном
корпусе, который закреплен посредством узла стабилизации, в роторе электродвигателя выполнена расточка, при этом нижний конец корпуса подшипников установлен в расточке таким образом, что центр тяжести
ротора электродвигателя расположен в плоскости, проходящей через середину опор- ной поверхности нижнего подшипника.
2. Привод по п. 1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что в корпусе приподэ выполнены вертикальные пазы, а в нижней части ротора
электродвигателя - дополнительные каналы, сообщенные с расточкой и с каналами для отоода смазки, при этом на наружной поверхности статорл элгктродпиглтеля выполнена спиральная клнзвка. образующая с внутренней погерхностью корпуса привода замкнутую полость, сообщенную с каналом для подачи хладагента и с вертикальными пазами.
5
о со со
т о
г«5
4a
Z/ /./////// ///S/,
ГТ-СУ- у ч ч v ч v i /////////л
. ;. . iZ/////7 /f
jL(////// //f Ј
Ф Т/ /тттугт-М
&
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система смазки гидродинамических подшипников | 1984 |
|
SU1437594A1 |
Электродвигатель с внешним ротором и системой охлаждения статора | 2018 |
|
RU2697511C1 |
МЕХАНИЧЕСКИЙ ФОРВАКУУМНЫЙ НАСОС | 1997 |
|
RU2134361C1 |
ДВУСТОРОННИЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ЭЛЕКТРОВЕНТИЛЯТОР | 2000 |
|
RU2172869C1 |
Ультрацентрифуга | 1985 |
|
SU1435302A1 |
ВИНТОВОЙ КОМПРЕССОР | 2012 |
|
RU2642944C1 |
ПОГРУЖНОЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2018 |
|
RU2672858C1 |
ВИНТОВОЙ КОМПРЕССОР | 2012 |
|
RU2587015C2 |
МОНОБЛОЧНЫЙ ЧЕРПАКОВЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОС | 2008 |
|
RU2365789C1 |
Воздухоохладитель | 1987 |
|
SU1758361A1 |
Изобретение относится к приводам ультра-центрифуг, которые предназначены для разделения различных веществ в центробежном поле. Цель изобретения -- повышение надежности и упрощение обслуживания. Верхний и нижний подшипники 5 и б вала 4 ротора 3 расположены в одном корпусе 7, который закреплен п корпусе 1 привода посредством узла 9 стабилизации. Нижний конец корпуса 7 установлен в расточке 8 ротора 3. Перед пуском улырацент- рифуги на насадку 22 гибкого вала 10 устанавливают ее ротор 23. При включении присодз он срзщает гибкий вал 10 и следовательно ротор 23. Одновременно смазка нагнетается в каналы 11 и 12, обеспечивая смазку подшипников 5, 6 и 26. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
о о- S2
Л.1.У
см fo Ei io
шш
I ,. .Л /-/m
) лг-r a l& SSeSf11
|Ж-- l:;kTi г.- J
«;ш т $№& & Я№ 1 №---: : Т w
- ,J: ЙЬJ;v : r; ь-, ,рД. .-... ,.-..и/г1-.- ягт - Г г ;: - , ;.. ГР-Ч / И t i .-.x -; : ;«- vi- - r| Jv,...... .,.:. v
ffta SilliiSip, Tc ..
.-s
. . . - i - f- CO i
k ..c-jior «OOoSCJ
18
21
Патент США П: 4322030 | |||
кл | |||
Крутильный аппарат | 1922 |
|
SU233A1 |
Авторы
Даты
1992-01-15—Публикация
1988-07-18—Подача