Изобретение о (носится к машиностроению, а именно к устройствам для передачи вращающих моментов ограниченной величины.
Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств муфты путем повышения точности срабатывания и демпфирования крутильных колебаний.
На фиг. 1 изображена принципиальная схема предохранительной фрикционной муфты; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Предохранительная Фрикционная муфта содержит ведущую i i-i ведомую 2 полумуфты, соединенные посредством фрикционного ди- скэ 3, расположенною между жестко закрепленным на полумуфте 1 упорным и установленным на полумуфте 1 с возможностью вращения нажимным диском 4 и зажатого между ними при помощи пружины 5, Нажимной диск Л связан посредством направляющей шпонки 6 с нажимной втулкой 7, установленной свободно.
Упорная втулка 8 связана при помощи шпонки 9 с полумуфтой 1, имеет возможность осевого перемещения и подпружине на в направлении нажимного диска 4 пружиной 10. Упорная втулка В распопоже- на между упорным и нажимным дисками, Осевое перемещение упорной втулки 8 справа (фиг. ) ограничено осевым упором 11, закрепленным ita полумуфте 1.
Отжимной узел содержит тела качения в виде шариков 12, размещенных в гнездах переменной глубины, выполненных в нажимном диске 4 и упорной ятулке 8.
Нажимной узел содержит тела качения в виде шариков 13. размещенных в гнездах переменной глубины, которые выполнены в нажимной 7 и опорной 14 втулках. Последняя установлена с возможностью осевого перемещения д;ы регулировки силы сжатия пружины 5.
Величина угля между боковой поверхностью гнезд пеоям-.нмой глубины нажимного узсо и г1 г. -,;)Д чгроэ ( внтр
соответствующего ему тела качения и ось муфты плоскостью больше величины аналогичного узла гнезд переменной глубины отжимного узла (фиг, 2).
Муфта работает следующим образом.
В период пуска часть крутящего момен- 13 от полумуфты 1 на полумуфту 2 передается упорным диском полумуфты 1, вторая часть - нажимным узлом. При этом нажимпая втулка 7 перемещается влево под дейст- пием возникающей на шариках 13 распорной силы, сжимая пружину 5, Отжимной узел в данный период времени крутящий момент не передает, поскольку шарики
12 размещены в гнездах переменной глубины с зазором.
Смещение влево нажимной втулки 7 приводит к уменьшению осевого зазора между втулками 7 и 8. После перемещения
втулки 7 на определенное расстояние, равное осевому зазору между втулками 7 и 8, втулка 7 упирается во втулку 8 и отжимает те клево, сжимая пружину 10.
Шарики 12 вступают в контакт в гнездами либо в момент касания втулок 7 и 8, либо позднее, чго обеспечивается назначением соответствующих зазоров между шариками 12 и гнездами отжимного узла, после чего «шарики наминают передавать часть крутящего момента. В результате доля крутящего момента, передаваемого нажимным узлом, уменьшается, а -парики 12, воздействуя на упорную втулку 8, дополнительно перемещаю ее влево, Благодаря различной величине углов давления отхимного и нажимного узлов между втулками 7 и 8 вновь образуется осевой зазор.Вследствие этого t нажимная втулка 7 надежно удерживается в конечном положении.что повышает точность
срабатывания муфты путем исключения возможности последнего в пусковой период.
Увеличение передаваемого крутящего i/оментз муфты приоодит к возрастанию распорных t ил нажимного и отжимного узло-r Взаимодействие шариков 12 и 13 с соответствующими гнездами переменной глубины приводит ктому,что под воздействием пружины 5 нажимной диск 4 и нажимная втулка 7 возвращаются в исходное положение, что сопровождается уменьшением си- лы сжатия пружины 5. Это обеспечивает повышение точности срабатывания муфты.
Одновременно с этим в исходное положение возвращается и упорная втулка 8, упираясь в упор 11.
За счет действия в пусковой период пружины 10 распорная сила на-шариках 12 нарастает более плавно, что увеличивает демпфирование крутильных колебаний, имеющих место в пусковой период.
Муфта может быть выполнена в многодисковом исполнении.
Глубина гнезд переменной глубины нажимного и отжимного узлов должна исключать возможность выкатывания шариков из гнезд.
Упор 11 обеспечивает регулировку зазоров между шариками 12 и гнездами переменной глубины.
Для обеспечения работоспособности муфты начальное усилие пружины 10 должно быть меньше начальной сипы пружины 5.
Использование изобретения позволит улучшить эксплуатационные качества муфты за счет повышения точности ее срабаты- вамия и демпфирования крутильных. колебаний в пусковой период.
Формула изобретения
Предохранительная фрикционная муфта, содержащая ведущую и ведомую полу- муФты, соединенные посредством по меньшей мере одного фрикционного диска, подпружиненного посредством упругого
элемента к жестко закрепленному на ведущей полумуфте упорному диску через уста- новленный на ней с возможностью вращения нажимной диск, установленные на ведущей полумуфте опорную и нажимную втулки, отжимной и нажимной узлы в виде размещенных в двух частях гнезд переменной глубины тел качения, при этом опорная втулка установлена с возможностью осевого перемещения, нажимная втулка установлена свободно и зафиксирована от вращения относительно нажимного диска, упругий элемент расположен между нажимными диском и втулкой, одна часть гнезд переменной глубины отжимного узла выполнена в нажимном диске, а части гнезд переменной глубины нажимного узла выполнены в опорной и нажимной втулках, о т- личающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств путем повышения точности срабатывания и демпфирования крутильных колебаний, она снабжена установленной на ведущей полумуфте с возможностью ограниченного осевого перемещения упорной втулкой, которая расположена между упорным и нажимным дисками и подпружинена в направлении последнего, вторая часть гнезд переменной глубины отжимного узла выполнена п указанной упорной втулке, причем последняя установлена с возможностью взаимодействия с нажимной втулкой, а величина угла между боковой поверхностью каждого гнезда переменной глубины нажимною узла и проходящей через центр сог ветсгвующего ему шарика и ось муф-,ы тоскостью боль ле величины аналогичного уг а гнезд переменной глубины отжимного узла.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Предохранительная фрикционная муфта | 1990 |
|
SU1726863A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1988 |
|
SU1603089A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1988 |
|
SU1786303A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 1992 |
|
RU2095656C1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1991 |
|
SU1737177A2 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1989 |
|
SU1772447A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 1993 |
|
RU2036345C1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1988 |
|
SU1553770A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1986 |
|
SU1318748A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1987 |
|
SU1448140A1 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для передачи вращающих моментов ограниченной величины. Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств путем повышения точности срабатывания и демпфирования крутильных колебаний. Ведущая 1 и ведомая 2 полумуфты (П) связаны фрикционным диском 3, зажатым между нажимным диском 4 (НД) и упорным диском, жестко закрепленным на П 1, посредством пружины 5, установленной между НД 4 и нажимной втулки 7 (НВ). НД 4 связан с НВ 7 при помощи шпонки 6. Шарики 12 отжимного узла размещены в гнездах переменной глубины между НД 4 и упорной втулкой 8, подпружиненной пружиной 10 к НД 4 v, связанной с П
Фиг 2
Предохранительная фрикционная муфта | 1985 |
|
SU1303761A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-01-23—Публикация
1990-02-26—Подача