Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при оценке профессиональной пригодности операторов.
Известно устройство для тренировки операторов, содержащее формирователь кода, регистр памяти, блок управления, генератор тактовых импульсов, блок сравнения элементов знаков, генератор временных меток, два элемента дифференцирования, генератор звуковой частоты, аналоговый ключ, головные телефоны, ключ, формирователь одиночных импульсов и схему ИЛИ.
Однако это устройство обладает недо.статочными дидактическими возможностями, так как не позволяет выделить легко и трудно воспроизводимые знаки.
Наиболее близким к предлагаемому является устройство для тренировки операторов, содержащее последовательно
соединенные переключатель, формирователь одиночных импульсов, элемент ИЛИ, формирователь кода, регистр памяти, второй вход которого подключен к выходу генератора тактовых импульсов, а третий и четв.ертый входы - к первому и второму выходам блока управления соответственно, аналоговый ключ, второй вход которого подключен к выходу генератора звуковой частоты, и- головные телефоны. и последовательно соединенные ключ, первый элемент дифференцирования, блок сравнения элементов знаков, второй вход которого через второй элемент дифференцирования подключен к выходу регистра памяти, третий вход - к выходу генератора временных меток, второй выход - к второму входу элемента ИЛИ, выход которого соединено первым входом блока управления, второй вход которого связан с первым выходом блока сравнения элементов знаков, блок
анализа повторов, вторые входы которого подключены к соответствующим вторым выходам формирователя кода, и индикатор.
Однако данное устройство обладает монотомией, т.е. один и тот же раздражитель (знак) может предъявляться десять раз (трудновоспроизводимый знак), что вызывает снижение внимания и угасание положительной рабочей мотивации, а следовательно, сужает дидактические возможности устройства.
Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера за счет обеспечения высокого внимания и положительных мотиваций путем регламентации числа циклов, сокращения предъявления грудновоспроизводимых знаков в одном цикле до четырех раз и увеличения числа обрабатываемых знаков на тренировке за счет исключения воспроизводимых правильно и введения новых знаков.: Поставленная цель достигается тем, что в устройство для тренировки операторов, содержащее первый формирователь им пульсов, вход которого соединен с выходом переключателя, а выход - с первым входом элемента ИЛИ, второй вход которого подключен к одному выходу блока сравнения, другой выход которого соединен о первыми входами второго формирователя импульсов и третьего формирователя импульсов, входы группы которого подключены к соответствующим выходам одной группы формирователя кодов, первый генератор, выход которого соединен с тактовым входом регистра, управляющий вход и синхровход которого подключены соответственно к .первому и второму выходам второго формирователя импульсов, входы группы - к соответствующим выходам другой ГРУППЬ формирователя кодов, блок ввода ответов, второй генератор, выходы которых соединены соответственное первым и вторым входами блока сравнения, ключ, один вход которого подключен к выходу третьего гене ратора, а выход - к входу электроакустического преобразователя, и индикатор, введены одновибратор, вход которого соединен с выходом третьего формирователя импульсов, а выход - с Третьим входом элемента ИЛИ и вторым входом второго формирователя импульсов, элемент задержки, вход KOTqporo подключен к выходу элемента ИЛИ, а вь1ход - к входу формирователя кодов и третьему входу второго формирователя импульсов, элемент запрета, информационный вход которого соединен с одним из выходов регистра, а выход - с другим входом ключа и третьим входом блока сравнения, элемент памяти, информационные входы которого подключены к соотвеТствующи выходам регистра, установочный вход - к второму выходу второго формирователя импульсов, а выход - к входу первого генератора, и четвертый формирователь импульсов, первый, второй и третий входы которого соединены соответственно с выходом элемента ИЛИ, одним из выходов одной .группы формирователя кодов и выходом переклю1чателя, первый выход - с вторым входом третьего формирователя импульсов, а второй выход - О управляющим входом элемента запрета и входом индикатора.
На чертеже приведена функциональная схема устройства..
Устройство для тренировки операторов содержит формирователь 1 кодов (знаков
кода Морзе), регистр 2, формирователь 3
импульсов (управления), генератор 4 (тактовых импульсов), блок 5 сравнения (элемёнтов знака), генератор6 (временных меток),
формирователь 7 импульсов (для задания
числа знаков), формирователь 8 импульсов (для анализа повторов), первый и второй элементы 9 и 10 дифференцирования, генератор 1Т (звуковой частоты), ключ 12, электроакустический преобразователь 13. ключ
.14, элемент 15 запрета, одновибратор 16, элемент ИЛИ 17, элемент 18 задержки, формирователь 19 импульсов (одиночных), переключатель 20 (без арриетира Пуск), Элемент 21 памяти (для включения и выключения генератора 4).
Формирователь 1 содержит счетчик-де-. шифратор 22, переключатель 23i-238 и шифратор 24.
Формирователь 3 включает элемент
ИЛИ 25, первый, второй и третий элементы 26, 27 и 28 задержки и элемент 29 запрета. Блок 5 содержит узел 30 оценк11 эталонных знаков, узел 31 оценки ответов и фиксации конца знака, кольцевые реверсивные
счетчики 321-329 и элемент ИЛ И 33.
Формирователь 7 включает элемент И 34, счетчик 35 (с предварительной установкой), формирователь 36 коротких импульсов, элемент 37 запрета и триггер 38.
/ Формирователь 8 содержит счетчики
391-398, элементы И 40i-40a, индикаторы
411-418 наличия ошибок и элемент ИЛИ 42.
Элемент 21 памяти имеет триггер 43,
формирователь 44 короткого импульса (одновибратор с потенциальным входом) и элемент 45 ИЛ W-HE (трехвходовой).
Элемент9 и ключ 14 объединены в блок 46 ввода ответов.
Устройство также содержи- /.нпи|;ат р 47,
Устройство работает следующим образом. .
Предварительно руководитель (обучавмый) счетчиком 35 задает число циклов (повторов правильно воспроизводимого знака), а переключателями 23 устанавливает знаки, которые необходимо обработать в процессе тренировки. Включает питание. Счетчики и регистраторы устанавливаются в исходное состояние. Единичный потенциал с выхода элемента 45 запускает формирователь 44. Короткий импульс с его выхода, поданный на вход триггера 43, обеспечивает появление на его выходе нулевого потенциала, который предотвращает включение генератора 4.
Обучаемый нажимает переключатель 20.Сигнал с его выхода подается на вход формирователя 19 у на вход триггера 38, нулевой потенциал с выхода которого прикладывается к входу индикатора Стоп и запрещающему входу элемента 15. Одиночный импульс с выхода формирователя 19 через элемент ИЛ И 17 поступает на элемент И 34 и вход элемента 18. Задержанный импульс с выхода элемента 18 поступает на вход счетчика-дешифратора 22, вызывает появление на его выходе единичного потенциала. Этот потенциал подается на вход элемента 40i и через переключатель 23i на соответствующий вход шифратора 24, обеспечивая появление на его выходах знака кода Морзе в виде двоичного формализо ванного числа, в котором точка соответствует 1, тире - 111, а пауза между элементами знака - О.
Одновременно импульс с выхода элемента 18 подается на вход элемента ИЛИ 25 и, проходя через элемент 26 задержки, поступает на вход в регистр 2, осуществляя перевод последнего в режим параллельной записи, а проходя через элемент 27 задержки, поступает в регистр 2, обеспечивая параллельную запись в него знака с выходов шифратора 24 и на вход триггера 43, переводя последний в единичное положение. Единичный потенциал с выхода триггера 43 запускает генератор 4.
Тактовые импульсы, поступающие с выхода генератора 4 на вход регистра 2, производят последовательное выдвижение двоичной комбинации знака с его выхода на информационный вход элемента 15 запрета. Кодовая комбинация с выхода элемента 15 подается на управляющий вход ключа 12, обеспечивая прохождение звуковой частоты с выходов генератора 11 на преобразователь 13, воспроизводящий звуковой образ знака кода Морзе.
Двоичная комбинация знака с выхода элемента 15 также поступает на вход элемента 10, обеспечивая формирование на его выходе положительных импульсов по переднему и заднему фронтам элементов знака (точка, тире). Эти импульсы подаются на вход блока 5, в котором производится оценка каждого элемента эталонного знака по длительности.
Первый импульс, поступивший на вход узла 30, обеспечивает прохождение временных меток, подаваемых с генератора 6 на второй его вход, с первого выхода на суммирующий вход реверсивного счетчика 321.
Второй импульс, поступивший на вход узла 30, прекращает подачу временных меток с его первого выхода и обеспечивает их прохождение с второго выхода на суммирующий вход счетчика 322.
Число временных меток, поступивших на входы соответствующих счетчиков 32, определяется длительностью элементов знака формирователя 1.
При поступлении следующего (второго) элемента знака на вход узла 30 прекращается подача временных меток с второго его выхода и обеспечивается их прохождение с третьего выхода на вход счётчика 323 и т.д. При этом каждый нечетный импульс, поступивший на вход узла 30, определяет начало поступления элемента эталонного знака и конец формирования паузы, а каждый четный импульс - конец поступления элемента эталонного знака и начало формирования паузы..
По окончании предъявления эталонного знака при появлении нулей на трех последних выходах регистра 2 на выходе элемента ИЛИ-НЕ 45 появляется единичный потенциал, который воздействует на вход формирователя 44. Короткий импульс с выхода формирователя 44 переводит триггер 43 в нулевое положение, выключая генератор 4. Подача тактовых импульсов на вход регистра 2 превращается.
Прослушав звуковой образ предъявленного эталонного знака, обучаемый с помощью ключа 14 воспроизводит era. Формируемые элементы знака с выхода ключа 14 поступают на вход элемента 9, обеспечивая формирование на его выходе положительных импульсов по переднему и заднему фронтам. Эти имлульсы поступают на вход блока 5, в котором производится оценка каждого элемента переданного знака по длительности и одновременно его сравнение с соответствующими элементами эталонного знака..
Первый импульс, поступивший на вход узла31, обеспечивает прохождение временных меток, поступающих с генератора 6 на его вход, с первого выхода на вычитающий вход реверсивногосчетчика 32/. Второй импульс, поступивший на вход узла 31, прекращает подачу временных меток с его первого выхода и обеспечивает их прохождение с второго выхода на вычитающий вход счетчика 322. При поступлении очередного элемента знака процесс повторяется аналогично описанному выше, Если число временных меток (имгуульсов), поступивших на вычитающий вход счетчика 32, равно, больше или меньше на. единицу числа меток, поступивших на суммирующий вход (ошибка в данном элементе на превышает допустимых пределов), то на выходе счетчика 32 Появляется единичный потенциал, который через элемент ИЛИ 33 поступает на вход уЗла 31. Если число временных меток, поступивших на вычитающий вход счетчика 32, больше или меньше (на два) числа меток, поступивших на суммирующий вход (ошибка превышает допустимые пределы), то на выходе счетчика 32 нулевой потенциал не изменяется. По окончании передачи знака в узле 31 появляетск импульс конца знака (на третьем выходе). .: .;.. Если на третьем входе узла 31 имеется, единичный потенциал, то на втором выходе блока 5 появляется импульс, который поступает на вход элемента ИЛИ 17 и обеспечивает предъявление следующего знака. ., Если на третьем входе узла 31 имеется нулевой потенциал, то на выходе блока 5 появляется импульс, который поступает на вход формирователя 3 и обеспечивает повторное предъявление знака. Этот же импульс поступает на вторые входы элементов И 40. На первом входе элемента И 40i имеется единичный потенциал, следовательно, на его выходе появляется импульс, который поступает на вход счетчика 39i и фиксирует ошибку. Импульс переполнения с первого выхода счетчика 391 засвечивает индикатор 41 ь указывающий на повторное предъявление первого знака. Импульс конца знака возвращает счетчики узлов 30 и 31 и реверсивные счетчики 32 в исходное положение Еслк обучаемый при повторном воспроизведении знака снова допускает ошибку, то она также фиксируется в счетчике 39i. При третьем повторе одного м того же знака счетчик 39 переполняется, и импульс его второго выхода через элемент ИЛИ 42 поступает на вход одновибратора 16. Импульсе выхода одновибрзтора 16 поступает на запрещающий вход элемента 29 и не допускает прохождения импульса на вход элемента ИЛИ 25, поданного с выхода блока 5 на элемент 28 задержки, т.е. предотвращает повторное предъявление. Одновременно импульс с выхода одновибратора 16 через элемент ИЛИ 17 поступает на вход элемента 18 задержки и на вход элемента И 34, но дальше не проходит, так как на втором его входе присутствует нулевой потенциал. Задержанный импульсе выхода элемента 18 поступает на вход формирователя 3 и на вход формирователя 1, обеспечив предъявление обучаемому следующего знака. Если последний восьмой знак первого цикла обучаемый воспроизводит правильно, то импульс с выхода блока 5 через элемент ИЛИ 17 и элемент И 34, на второй вход которого с восьмого выхода счетчика-дешифратора 22 Подается единичный потенциал, поступает на вход счетчика 35. фиксируя конец цикла, и на вход формирователя 36, короткий импульс с выхода которого поступает на информационный вход элемента 37 запрета. , Если регулятор на счетчике 35 установлен в первое положение (снятие результатов после первого цикла), то на выходе счетчика 35 появляется импульс переполнения, который поступает на запрещающий вхед элемента 37 и на вход триггера 38, обеспечивая появление на его выходе единичного потенциала. Этот потенциал прикладывается к входу индикатора 47 (светится транспарант Стоп) и к запрещающему входу элемента 15, запрещая про-. хождение кодовой комбинации знака с выхода регистра 2. Так как на запрещающем входе элемента 37 имеется единичный потенциал, то импуль.с с формирователя 36 на выход элемента 37 не проходит. .Если же последний знак цикла обучаемый четыре раза подряд опознает неправильно, то на выходе одновибратора 16 появляется импульс, который поступает на вход формирователя Зина вход элемента 17 ИЛИ и аналогично описанному выше фиксирует окончание первого цикла. По индикаторам 41 и счетчикам 39 определяют правильно воспроизведенные зна-. ки, трудновоспроизводимые (четыре повтора) и средней трудности (один, два и три повтора). В следующем цикле исключают знаки, воспроизведенные правильно в предыдущем цикле. Если регулятор на счетчике 35 установлен во второе положение (результаты воспроизведения знаков необходимо снять после двух циклов), то после первого цикла
на выходе счетчика 35 импульса нет, к запрещающему входу элемента 37 прикладывается нулевой потенциал. Короткий импульс с выхода формирователя 36 проходит через элемент 37 3anpei;a и поступает на вторые входы счетчиков 39, устанавливая их в исходное состояние. Индикаторы 41 неправильно воспроизведенных в первом цикле знаков продолжают светиться.
Задержанный импульс с выхода элемента 18 поступает на вход формирователя 3 и вход формирователя 1, обеспечивая предъявление для опознания и воспроизведения первого знака во втором цикле.
Работа устройства во втором цикле аналогична работе первого цикла.
По окончании цикла правильно воспроизв1еденнь1ё знаки заменяют на другие и продолжают тренировку.
Использование изобретения при подготовке операторов позволяет регламентировать число циклов от одного до нескольких, например пяти, в зависимости от подготов.ленности обучаемых, сократить число повторов (в данном устройстве до четырех) трудновоспроизводимых знаков в цикле, так как увеличение числа повторов одного и того же знака свыше пяти раз подряд вызывает снижение внимания-и появление отрицательных эмоций, своевременно, исключить из программы тренировки знаки, воспроизводимые безошибочно, и включить новые, что обеспечивает сохранение высокого внимания и положительных рабочих мотиваций. Это расширяет дидактические возможности устройства и дает возможность увеличить число отрабатываемых символов в процессе тренировки, повысить эффективность тренажа и сократить время на привитие обучаемым необходимых навыков.
Формула изобретения
Устройство для тренировки операторов, содержащее первый формирователь импульсов, вход которого соединен с выходом переключателя, а выход - с первым входом элемента ИЛИ, второй вход которого подключен к одному ВЫ.ХОДУ блока сравнения,
другой выход которого соединен с первыми входами второго формирователя импульсов и третьего формирователя импульсов, входы группы которого подключены к соответстаующим выходам одной группы формирователя кодов, первый генератор, выход которого соединен с тактовым входом регистра, управляющий вход и синхровход которого подключены соответственно к
первому и второму выходам второго формирователя импульсов, входы группы- к соответствующим выходам другой группы формирователя кодов, блок ввода ответов, второй генератор, выходы которых соединены соответственно с первым и вторым входами блока сравнения, , один вход которого подключен к выходу третьего генератора, а выход - к входу электроакустического преобразователя, и индикатор, отл ича ю щ е е с ятем, что, с целью расширения Дидактических возможностей устройства, в него введены одновибратор, вход которого соединен с выходом третьего формирователя импульсов, а выход - с третьим входом
элемента ИЛИ и вторым входом второго формирователя импульсов, элемент задержки, вход которого подключен к выходу элемента ИЛИ, а выход - к входу формирователя кодов и третьему входу второго формирователя импульсов, элемент запрета, информационный вход которого соединен с одним из выходов регистра, а выход - с другим входом ключа и третьим входом блока сравнения, элемент памяти,
информационные входы которого подключены к соответствующим выходам регистра, установочный вход - к второму выходу второго формирователя импульсов, а выход- к входу первого генератора, и четвертый формирователь импульсов, первый-третий входы которого соединены соответственно с выходом элемента ИЛИ, одним из выходов одной группы формирователя кодов и выходом переключателя, первый выход - с бторым входом третьего формиро.вателя импульсов,а второй выход-с управляющим входом элемента запрета и входом индикатора.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для тренировки памяти оператора | 1990 |
|
SU1730653A1 |
Устройство для тренировки операторов | 1989 |
|
SU1647621A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1223270A1 |
Устройство для оценки и тренировки операторов | 1990 |
|
SU1774368A1 |
Устройство для тренировки памяти оператора | 1990 |
|
SU1749903A1 |
Тренажер оператора | 1990 |
|
SU1748167A1 |
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1988 |
|
SU1524083A1 |
Тренажер радиооператоров | 1984 |
|
SU1280429A2 |
Устройство для тренировки операторов | 1990 |
|
SU1709377A1 |
Устройство для оценки сенсомоторной деятельности оператора | 1991 |
|
SU1783569A1 |
Изобретение- относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при оценке профессиональнойпригодности операторов. С целью расширения дидактических возможностей в устройство, содержащее первый формирователь импульсов, переключатель, элемент ИЛИ, блок сравнения, второй и третий формирователи импульсов, формирователь -кодов (знаков кода Морзе), первый генератор, регистр, блок ввода ответов, второй и третий генератора, ключ, электроакустический преобразователь и индикатор, введены одно- вибратор, элемент задержки, элемент запрета, элемент памяти и четвертый формирователь импульсов. Устройство увеличивает число отрабатываемых символов при тренировках и сокращает время на привитие обучаемым необходимых навыков. 1 ил.
Авторское свидетельство СССР Мг1147182, кл | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1992-01-30—Публикация
1989-10-23—Подача