Устройство для тренировки операторов Советский патент 1992 года по МПК G09B9/00 

Описание патента на изобретение SU1709377A1

Фиг. i

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для обучения приему телеграфных знаков на слух.

Известен тренажер радиотелеграфиста, содержащий пульт обучаемого, блок анализа ответов, блок управления, блок программ, регистр памяти, электроакустический преобразователь и генератор тактовых импульсов.

Известно устройство для обучения радиотелеграфистов, содержащее пульт оператора, генератор импульсов, распределитель импульсов, формирователь кодов Морзе, блок сравнения ответов, делитель напряжения, электроакустический преобразователь, блок частотной модуляции, счетчик, дешифратор и блок индикации.

Известные устройства не позволяет непрерывно наращивать объем запоминаемых (обрабатываемых) т влеграфных знаков, так как задаваемые им программы при усвоении определенной группы знаков, а также при повторении отработанного материала на следующем занятии требуют ручного вмешательства, снижающего мстивационный фактор и эффективность усвоения предъявляемой информации.

Наиболее близким к изобретению является устройство, содержащее последовательно включенные генератор импульсов, распределитель импульсов, формирователь кодов Морзе, электроакустический преобразователь и делитель напряжения и последовательно включенные пульт обучаемого, вход которого связан с управляющим входом формирователя кодов Морзе и подключен к первому выходу генератора импульсов, и реверсивный счетчик, выходы которого соединены с соответствующими входами дешифратора и блока индикации, выходы дешифратора подключены к вторым входам делителя напряжения, а второй выход генератора импульсов соединен с вторым управляющим входом формирователя кодов Морзе,

Однако данное устройство не обеспечивает непрерывное наращивание объема запо.минаемых Енаков кода Морзе, так как его программа npt. усвоении группы из четырех знаков требует ручного вмешательства, не допускает одновременного повтора всей группы, что снижает его дидактические возможности..

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства путем обеспечения непрерывного наращивания объема запоминаемых знаков кода Морзе за .счет формирования групп, исключающих одновременное изучекие

сходнозвучащих знако в. состоящих из про-, Ф

стых в запоминании сочетаний, автоматическим предъявлением и повтором их на каждом занятии с фиксацией cTenes . тренируемости обучаемого.

Поставленная цель достигается тем, чт

в устройство для тренировки операторов, содержащее генератор, первый выход KOiOрого соединен с соответствующими входа ми пульта оператора и формирователя кода

Морзе и входом первого распределителя импульсов, а второй выход - с соот етствующим входом формирователя кода Морзе выход которого подключен к входу электроакустического преобразовате :я, счетчик и

блок сравнения, входы одной ; р :пы с ,;еди нены с соответствующими вых дами грулпы пульта обучаемого, а входы др , ;;й гр.уппы с соответствующими выходами repi ого распределителя импульсов, введены второй

распределитель импульсов, выходы которого соединены с соответствующими входами первой группы пульта обучаемого, коммута . тор, входы которого подключе ы к соответствующим выходам первого и второго

распределителей Импульсов, а ьыходы - к соответствующим входам группы формирователя кода Морзе и соответствующ1лм входам второй группы пульта обучаемого, первый формирователь импульсов и второй

формирователь импульсов, вход которого соединен с первым выходом генератора, а выход-с первым вЯодом первого формирователя импульсов, второй вход которого подключен к выходу блоков сравнении, третий вход - к выходу пульта обучаемого и входу генератора, четвертый вход- к выходу, счетчика, первый выход - к входу второго распределителя импульсов, а второй и третий выходы соединены с соответствующими

выходами пульта обучаемого, выходы группы которого подключены к соответствующим входам счетчика.

На фиг.1 представлена структура устройства; на фиг.2 - функциональная схема

первого формирователя импульсов; на фиг.З - то же. пульта обучаемого; на фиг.4 тоже, коммутатора; нафиг.Б-тоже, второго формирователя импульсов; на фиг.6 -то же. счетчика; на фиг.7 - временные диаграммы

поясняющие работу устройства.

Устройство для тренировки операторов содержит генератор 1, распределители 2 и 3 импульсов, формирователь 4 кодов Морзе, блок 5 сравнения, первый формирователь 6 импульсов, пульт 7 обучаемого, коммутатор 8, второй формирователь 9 импульсов, счетчик 10 и электроакустический преобразова-. таль 11.

Формирователь 6 содержит триггеры 12 и 13, элемент 14 запрета и элементы ИЛИ 15 и 16.

Пульт 7 включает триггеры 17i-174i кнопки 181-184 ответа, ключ 19, светодиоды 201-204, индикаторы 211-214, транспаранты Контроль 22 и Ответ 23 и кнопку Пуск 24 (формирователь одиночных импульсов).

Коммутатор 8 имеет элементы И 25i254.

Формирователь 9 содержит счетчик 26 (с регулируемым циклом счета), одновибратор 27 и элементы 28 и 29 задержки.

Счетчик 10 включает элементы ИЛИ 30, собственно счетчик 31 и элементы задержки 32 и 33.

Устройство работает следующим образом.

Включают питание. Элементы памяти устанавливаются в исходное состояние, триггеры 12 и 13 - в любом положении, светит один из транспарантов 22 или 23. указывая на готовность устройства.

При нажатии кнопки Пуск 24 на пульте 7 импульс с ее выхода (фиг.7а) устанавливает распределитель 3 в первом положении (фиг.76,1), включает генератор 1 ичерез элемент ИЛИ 15 поступает на вход триггера 12, перебросив (подтвердив) его во второе положение (фиг.7в,2). Единичный потенциал с выхода триггера 12 поступает на вход транспаранта 22 пульта 7, засветив транспарант Контроль, и на управляющий вход ключа 19, подав корпус на светодиоды 20.

Импульс с генератора 1 (фиг.7д), воздействуя на входы триггеров 17, обеспечивает появление нулей на их выходах,которые прикладываются к входам одной группы блока 5. а поступая на вход распределителя 2, вызывает появление на его первом выходе логической единицы (фиг.7а), которая прикладывается к первому входу второй группы блока 5, подготавливая цепи верного и неверного ответов, и к первому входу другой группы KoiyiMytaTopa 8 - элемента И 25, на второй вход которого подан единичный потенциал с первого выхода распределителя 3, обеспечив подачу с его выхода (первого выхода коммутатора 8) единичного импульса на первый информационный вход группы фррмирователя 4 и на светодиод 20i, высветив зрительный образ знака, который будет предъявлен обучаемому для запоминания в виде мелодии.

Одновременно импульс с выхода генератора 1 поступает на вход счетчика 26, фиксируя предъявление первого знака, и на вход управления формирователя 4, который формирует знак в виде двоичной кодовой комбинации. Тактовые импульсы с выхода

генератора 1, поступающие на вход управления формирователя 4, обеспечивают выдвижение двоичной комбинации, отображающей структуру знака кода Морзе,

на вход электроакустического преобразователя 11.

Обучаемый воспринимает знак зрительно на пульте 7 по светодиоду 20i и на слух в головных телефонах электроакустического

0 преобразователя 11, запоминая его мелодию.

Так как на пульте 7 горит транспарант Контроль 22, то обучаемый никаких действий нё производит.

5 Поступление следующего импульса с выхода генератора 1 (фиг.7д) обеспечивает предъявление очередного знака (горит светодиод 202) первой группы (в группу входят четыре знака), которое осуществляется аналогично (фмг.7а, 1-4). После четвертого знака снова предъявляется первый знак (пять повторов).

При предъявлении четвертого знака пятый раз на выходе счетчика 26 появляется

5 импульс переполнения (фиг.7а), который поступает на вход элемента 28. Задержанный на полпериода импульс с выхода элемента 28 поступает на вход одновибратора 27, вызвав появление на его выходе единичного

0 импульса (фиг.7з). Этот импульс поступает на вход элемента 29, на вход триггера 12, перебросив его в первое положение (фиг.7в) и на вход триггеров 13, установив (подтвердив) его в первое положение (фиг.7г). Нулевой потенциал с одного выхода триггера 12 гаситтранспарант Контроль 22 и запирает ключ 19, снимая корпус со светодиодов 20, а единичный потенциал с другого выхода засвечивает транспарант Ответ 23.

0 Задержанный импульс с выхода элемента 29 возвращает счетчик 26 в исходное положение (фиг.7ж).

Одновременно на пульте 7 загорается индикатор 21 1, предписывающий обучае5 мому давать ответы на слуховые образы (мелодию) знаков кода Морзе кнопками 18, соответствующими знакам первой строки.

Если обучаемый на все четыре предъявленных слуховых образа дал верные ответы,

0 то на выходе счетчика 10 (элемента 32) появляется импульс (фиг.7п), который поступает на вход элемента 33 и на вход элемента ИЛИ 15, переведя триггер 12 во второе положение (фиг.7в), засветив транспарант Конт5 роль 22 и подав корпус с выхода ключа 19 на светодиод 20. Транспарант Ответ 123 гаснет.

Одновременно импульс с выхода счетчика 10 через элементы 14 и 16 проходитна вход распределителя 2, переведя единицу

на второй выход (фиг.76,2), т.е. подготовив цепь для зрительного и слухового предъявления второй группы знаков.

Задержанный, импульс с выхода элемента 33 возвращает счетчмк 31 (10)в.исходное положение.

Если обучаемый на один и более образов знаков (мелодию) дал неверный ответ, то на выходе блока 5 появляется импульс, который поступает на вход триггера 13, переведя его во второе положение. Единичный потенциал, поданный с триггера 13 на управляющий вход элементы 14, блокирует вход распределителя 3, предотвратив его перевод в следующее положение.

Обучаемому в следующем цикле будет предъявлена та же группа знаков, но только четыре раза, так как счетчик 26 уже заполнен четырьмя единицами, поступившими при предъявлении мелодии.

По окончании занятия фиксируется по индикатору 21 группа, на которой закончил тренировку обучаемый. На следующем занятии все начинается сначала. Таким образом, обучаемый (руководитель) по смещению индикаторов 21 (цифровых показателей) судит о результатах обучения оператора.

, Применение изобретения в устройствах дпй обучения операторов позволяет максимально использовать мотивационный фактор В процессе тренировки, так как знаки объединены в группы простых в запоминании сочетаний, легко усваиваемых, исключая наличие в группе сходнозвучащих знаков, а переход при обработке первой группы (верном воспроизведении всех ее знаков) к следующей группы осуществляется автоматически причем каждое занятие начинается повторения ранее обработанных (изученных) групп знаков. Это дает возможность прочно закрепить изучаемые телеграфные знаки, переведя их в долговременную память и сократить время на их

освоение. Степень тренируемости обучаемого фиксируется после каждого занятия.

Формула изобретения

Устройство для тренировки операторов, содержащее генератор, первый выход которого соединен с соответствующими входами пульта оператора и формирователя кода Морзе и входом первого распределителя импульсов, а второй выход - с соответствующим входомформирователя кода Морзе, выход которого подключен к входу электроакустического преобразователя, счетчик и блок срзвнения, входы одной группы соединены с соответствующими выходами группы пульта обучаемого, а входы другой группы с соответствующими выходами первого распределителя импульсов, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены второй распределитель импульсов, выходы которого соединены с соответствующими входами первой группы пульта обучаемого, коммутатор, входы которого подключены к соответствующим выходам первого и второго распределителей импульсов, а выходы .- к соответствующим входам группы формирователя кода Морзе и к соответствующим входам второй группы пульта обучаемого, первый формирователь импульсов и второй формирователь импульсов, вход которого соединён с первым выходом генератора, а выход - с первым входом первого формирователя импульсов, второй вход которого подключен к выходу блоков сравнения, третий вход - к выходу пульта обучаемого и входу генератора, четвертый вход - к выходу счетчика, первый выход - к входу второго распределителя импульсов, а второй и третий выходы соединены с соответствующими выходами пульта обучаемого, выходы группы которого подключены к соответствующим входам счетчика.

Похожие патенты SU1709377A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ОПЕРАТОРОВ 1991
  • Кудряшов Н.И.
  • Кирюхин В.А.
  • Мухортов В.В.
  • Карлов А.В.
RU2020599C1
Тренажер оператора 1990
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Мухортов Василий Васильевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
SU1748167A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 1991
  • Мухортов В.В.
  • Долгов А.П.
  • Мурзин М.А.
  • Книгин А.А.
  • Тесленко С.Н.
RU2025087C1
Устройство для обучения операторов 1990
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Мухортов Василий Васильевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
SU1737488A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ И ОЦЕНКИ РАБОТЫ ОПЕРАТОРА 1991
  • Кудряшов Н.И.
  • Кирюхин В.А.
  • Мухортов В.В.
  • Карлов А.В.
RU2018971C1
Тренажер для радиотелеграфиста 1985
  • Кудряшова Зоя Николаевна
  • Кудряшов Николай Иванович
SU1325552A1
Устройство для оценки профессиональной пригодности оператора 1989
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Мухортов Василий Васильевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
SU1714646A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ ОПЕРАТОРА 1991
  • Кудряшов Н.И.
  • Кирюхин В.А.
  • Мухортов В.В.
  • Карлов А.В.
RU2020606C1
Устройство для тренировки памяти оператора 1990
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
  • Мухортов Василий Васильевич
SU1730653A1
Устройство для тренировки и контроля профессиональных навыков оператора 1990
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
  • Мухортов Василий Васильевич
SU1714650A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 709 377 A1

Реферат патента 1992 года Устройство для тренировки операторов

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для обучения приему телеграфных знаков на слух. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства путем непрерывного наращивания объема запоминаемых знаков кода Морзе. УстройсУво содержит генератор 1 (импульсов), два распределителя 2 и 3 импульсов, формирователь 4 кода Морзе, блок 5 сравнения, формирователь 6 импульсов, пульт 7 обучаемого, коммутатор 8, формиро»5атель 9 импульсов, счетчик 10 и электроакустический преобразователь 11. Изобретение позволяет сократить время на изучение телеграфных знаков, так как используется мотивационный фактор в процессе тренировки, обеспечиваемый автоматизацией предъявления следующей группы простых сочетаний знаков при правильном воспроизведении данной группы или повторением последней при неправильном Ёоспроизведении. причем каждое занятие начинается с предъявления первой группы знаков. 1 ил.слс

Формула изобретения SU 1 709 377 A1

Фаг.2

Фаг.3

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1709377A1

Авторское свидетельство СССР
Тренажер радиотелеграфиста 1983
  • Кудряшова Зоя Николаевна
  • Кудряшов Николай Иванович
SU1141441A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
Пневматический водоподъемный аппарат-двигатель 1917
  • Кочубей М.П.
SU1986A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1

SU 1 709 377 A1

Авторы

Кудряшов Николай Иванович

Карлов Александр Васильевич

Мухортов Василий Васильевич

Кирюхин Владимир Анатольевич

Даты

1992-01-30Публикация

1990-03-21Подача